Обучение пению в логопедическом детском саду никитина т

Методические разработки
Обучение пению в логопедической группе.
Пению в логопедической группе детского сада уделяется наибольшее внимание. Обучение пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения.
Известно, что голосовой аппарат - это сложная система, все части которой тесно взаимосвязаны между собой. Голосовые упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребенку. Необходимо также использовать речевой материал эмоционального содержания, поскольку эмоции: радость, удивление, огорчение, испуг и т. д., непосредственно отражаются на качестве пения.
Очень важно помнить основные правила работы с голосом:
Начинать работу необходимо с трех-пяти звуков в примерной зоне звучания голосового аппарата. Диапазон вверх и вниз в работе с детьми расширяется постепенно, без торопливости. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения и утомления голосового аппарата (это звуки ми1ля1)
Диапазон в этой возрастной группе pe1до2. При пении используется мягкая атака (смыкание связок происходит одновременно с возникновением звука).
Главной задачей является выработка кантилены. Особое внимание уделяется выравниванию, округлению звучания гласных, работа по округлению «белого звука».
Обучать детей навыку пения a-capella на материале простейших попевок.
Вся вокальная работа ведется в негромкой динамике (mp).
Главный метод вокальной работы заключается в вокальном показе и устном объяснении.
Не разрешать детям петь плохо выученный материал a-canella.
В логопедической группе пение используется как коррекционное средство, способствующее формированию звуковысотного слуха, развитию дыхания, ритмического чувства, голоса и таких психических процессов как восприятие, внимание, память.
Пение должно не только последовательно систематически отрабатывать отдельные вокально-хоровые приемы и навыки, но и расширять рамки занятий путем включения сольфеджио, ритмического движения, дирижирования, активного слушания, бесед о музыке.
Дети в возрасте шести-семи лет поют за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстнещитовидных мышц, вследствие чего голос у детей этого возраста мал по диапазону и невелик по силе. Смыкание связок неполное, движутся только края голосовых связок, это так называемое фальцетное звукообразование. Голос у детей шести-семи лет светлый и легкий.
Разницы в устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек нет. Многие мышцы, задействованные в пении, слаборазвиты. Носовая полость и придаточные пазухи также только формируются. Слабы и мышцы грудобрюшного пресса. Из вышеизложенного прямо вытекает необходимость особой осторожности в работе с детьми этого возраста, забота об охране и правильном развитии певческого аппарата.
Первые певческие навыки связаны с певческой установкой. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя. Садятся дети на стул так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидят как бы на половине стула, не сгибая спину. Голову держат прямо, не опуская и не поднимая вверх. При пении стоя, корпус и шея детей выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу и чуть расставлены, руки спокойно висят вдоль туловища или мягко сплетены за спиной. Особое внимание уделять подбородку ребенка: он ни в коем случае не должен быть поднят или сильно опущен это ведет к неправильной манере пения. Опыт показывает, что дети в логопедической группе поют более собранно и эмоционально, если они стоят, а не сидят и руки их при этом «поют» вместе с голосом.
Перед началом пения у детей необходимо расслабить артикуляционный аппарат. Дети должны разомкнуть зубы, опустить подбородок, проверить указательными пальчиками обеих рук, есть ли дырочки в щеках между зубами, и чуть приоткрыть губы. Тщательно следить, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха.
Развивая музыкальные способности, особое внимание уделяю чистоте интонирования.
Для развития восприятия, внимания, памяти и воображения в системе занятий по пению использую различные творческие и импровизационные игры. Типичными заданиями такого рода являются: «Допой фразу», «Ответь на музыкальный вопрос», «Придумай оркестровку к песне», «Покажи дирижерским жестом свой портрет», «Спой голосом разных животных» и подобные им. Основной метод – показ. Учу брать короткий вдох. Предлогаю понюхать цветок, погудеть как паровоз, гудок. Приучаю детей показывать рукой высоту звука, продолжительность. Такая работа способствует чистоте интонации. Работая над чистотой интонации, использую прием «Музыкальное эхо» - подражание взрослому и хорошо поющим детям. Пение a-capella, пение с солистами, прием- пение вслух и про себя. Предложить петь, сравнивая с ниточкой «Пойте, чтобы ниточка не рвалась». Для развития артикуляции и дикции использую различные попевки, прибаутки, скороговорки и чистоговорки. Обычно коррекционная работа начинается с развития высоты голоса и упражнений, способствующих созданию наиболее благоприятных анатомо-физиологических условий для работы голосового аппарата. Основой для подбора коррекционных вокальных упражнений, послужила книга Е.С. Алмазовой «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей» М., 1973., в непосредственную задачу автора входило «озвучивание» упражнений с целью осуществления единого взаимодополняющего комплекса логопедической и музыкальной работы. Вокальные упражнения для постановки голоса проводятся по подражанию с музыкальным сопровождением. Они начинаются с пения вокализов (мелодий без слов). Вокализы поются на один гласный звук, затем распеваются самые простейшие звукоподражания с использованием повторных слогов. Все эти упражнения по вызыванию певческого голоса необходимо связывать с игрой (баюканье куклы: а-а; поезд: у-у; гуси: га-га - и т. д.).
Эмоциональное содержание упражнений, выразительная мимика, разнообразные движения способствуют появлению у детей более естественного голоса, Не следует требовать от ребенка сразу громкого голоса и чистой интонации: важно проявить терпение и настойчивость, и в результате постоянных упражнений даже самый слабый голос окрепнет, хриплый - очистится.
Упражнения по развитию голоса проводятся на доступном произношению ребенка речевом материале. Они должны постепенно видоизменяться и усложняться.
Как правило, изменение силы голоса дается детям значительно легче, чем изменение высоты. Поэтому работу необходимо проводить именно в таком порядке.
Гимнастика для голоса
1. Упражнения на координацию дыхания и голосообразования.
Для этого можно рекомендовать пропевание гласных звуков, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staccato и legato.
Пропевание на одном выдохе несколько звуков на одной высоте:
ааааа
аааааооооооо
ааааауууууу
После получения полноценного устойчивого звука голоса, можно переходить к пропеванию слогов, затем музыкальных фраз и маленьких песенок, При пении попевок педагог должен помочь ребенку правильно распределить дыхание.
Упражнение на дыхание.
Упражнения на дыхание выполняется сначала без музыки, затем то- же с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой.
Представь, что каждый звук можно «понюхать» как цветок. Для этого собери все пальцы вместе и втяни воздух носом, а затем:
Понюхал, затем медленно и долго подуй на свои ладошки;
понюхал и коротко выдохни воздух на каждый пальчик;
понюхал, подул, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдул до конца весь воздух.
То же самое можно проделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога, по его дирижерскому жесту.
Упражнение на пропевание длинных и коротких звуков
Детям рассказываю о том, что звуки бывают длинные и короткие. Долго и протяжно спеть один звук часто очень сложно маленьким детям. Поэтому опять же, используя прием зрительного контроля, можно предложить детям «рисовать» звук. Карандаш будет двигаться по бумаге так долго, сколько будет звучать нота. Полезно, осваивая пение длинных звуков, петь с использованием другой схемы, где звук дети тянут так долго, сколько по схеме ведет педагог.
Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Детям объясняю, что на письме над нотами ставят точки и тогда все певцы знают, что петь надо отрывисто (staccato). Жестом тоже можно показать такую точку-«капельку», как будто стряхнуть воду с мокрых рук.
Жест, который мы показывали, когда нюхали цветок, называется у музыкантов ауфттактом, а короткая «капелька» над нотой staccato.
Упражнение на пропевание гласных legato и staccato с рукам
Необходимо объяснить детям, что legato это когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой. Руками звуки можно ласково «погладить» и всю «цепочку» гласных звуков при этом спеть на одном движении руки.
дыхание (цветочек) --------- ааааааааааааа (погладить)
дыхание ооооооооооооо
дыхание ------------- иииииииииииии
дыхание ------------- ээээээээээээээээ
дыхание ууууууууууууу
Произнести слитно и протяжно несколько гласных звуков на одном выдохе с руками, не забывая «брать дыхание»:
аааааэээээ
аааааиииии
иииииааааа
аааааииииииооооо
ииииизэзээзааааа
аааааиииииээзээоооооо и т. д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
Упражнения на силу голоса
При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных, с разной силой звука. Очевидно, что если ребенок будет петь, а динамику, то есть f (громко) или р (тихо) будет показывать руками, то и его голос будет «подчиняться» этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижерским жестом.
Таким образом, определяется важность более глубокой и систематической работы по развитию модуляций голоса (по силе, высоте).
Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения: Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:



































Пение glissando помогает работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звуков показывать руками;
Мяуканье (кошка) - пропевание секвенций из квинт с разными нюансами: con anima (с душой), con expression (с выражением), con graze (с грацией), dolce (нежно)
















































































Следует отметить, что в работе по развитию голоса необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Упражнения нужно подбирать, ориентируясь на голосовые и звукопроизносительные возможности ребенка. Важно избегать перегрузки неокрепшего голосового аппарата дошкольников, чтобы не допустить возникновения дополнительных нарушений голоса.

Приложенные файлы


Добавить комментарий