`Какою ценой завоевано счастье… Помните!` (Встреча старшеклассников с В. Быковым и И. Чигриновым)


«Какою ценой завоевано счастье… Помните!»
(Встреча старшеклассников с В. Быковым и И. Чигриновым)
Л. Я. Гарбар
(Минск)
Литература в школе, 1980, №2, с. 70.
Со многими произведениями современных советских писателей ученики VIII-X классов знакомятся на уроках внеклассного чтения. Чем разнообразнее формы проведения таких уроков, тем успешнее решаются многие задачи, стоящие перед учителем литературы.
«Литературное произведение, являющейся объектом названия, содержит в себе картину жизни, преображенную и обобщенную на основе художественного вымысла, субъективной авторской оценки в свете определенного эстетического идеала. Читатель приступает к чтению, обладая различным жизненным и читательским опытом, которые могут совпадать или резко расходиться с содержанием художественного произведения. Когда речь идет о читателе-школьнике, то наличие опыта жизни и опыта чтений приобретает решающее значение».
Тему «Подвиг народа в Великой Отечественной войне», которой школьная программа отводит уроки по современной советской литературе, мы продолжаем на уроках внеклассного чтения в старших классах. В школах Белоруссии такие уроки - это уроки памяти, живей боли, глубокого презрения. Учитель обладает огромными возможностями максимально приблизить такой урок к реальной действительности. Посещение музеев боевой славы, мемориалов, экскурсии по местам партизанских боев, встречи с участниками Великой Отечественной войны подпольного движения в Белоруссии, е писателями, пишущими о суровом веденном времени, оказывают огромное воспитательное воздействие на учеников.
Об одной из таких встреч девятиклассников школы № 44 с писателями В. Быковым, И. Чигриновым нам хотелось рассказать. Встреча не была случайной. Ей предшествовала длительная подготовка. Школьники читали произведения писателей, знакомились с их биографиями, критическими статьями об их творчестве.
Перед ребятами раскрылись судьбы двух писателей. Оба - выходцы из крестьянских семей, но 10 лет разницы в возрасте определили их дальнейшую биографию. В. Быков принадлежит к поколению той молодежи, которая была призвана в армию в первые дни войны; он ушел на фронт, будучи студентом скульптурного отделения Витебского художественного училища, И. Чигринов, родившийся в 1934 году, знал войну по детским впечатлениям.
В. Быков начал печататься с 1949 года (рассказы «В тот день», «В первом бою»), И. Чигринов - с 1961 года. Если с первой же повести («Журавлиный крик») определяется основная тема творчества В. Быкова - Великая Отечественная война, то герои первых повестей И. Чигринова («Птицы летят на волю», «Самый счастливый человек») - обычные советские люди, у которых за плечами фронтовые судьбы, военные подвиги, но их жизнь определяют мирные сегодняшние дела, духовные стремления.
Но вот в 1970 году И. Чигринов публикует роман «Плач перепелки», а в 1978 году - продолжение его «Оправдание крови». Тема произведений - белорусская деревня в первый, самый трудный год Великой Отечественной войны.
Пути писателей сошлись: оба пишут о войне, оба решают вопросы нравственной стойкости человеческого характера в трудных, чаще трагических обстоятельствах. Произведения В. Быкова переведены на 52 языка. Произведения Чигринова переведены на многие языки народов СССР, а также на болгарский, немецкий, польский, французский и английский языки.
Встреча с писателем, книги которого хорошо знакомы, - всегда большое событие в жизни учеников. Непосредственный контакт с автором лает возможность школьникам близко почув-ствовать время, о котором он пишет, узнать о прототипах героев его произведений, позволяет выяснить мировоззрение писателя, его отношение к интересующим нас проблемам ее сегодняшнего дня.
Эта встречу интересна была тем, что учащиеся беседовали с писателем - участником Великой Отечественной войны и с писателем, сегодня пишущим о войне. Оба писателя - наши современники, поэтому беседе была многоплановой, затрагивающей разные стороны сегодняшней литературной и культурной жизни.
Накануне встречи мы вспомнили с ребятами прочитанные произведения В. Быкова: «Альпийская баллада», «Сотников», «Обелиск». Были сделаны сообщения о жизненном и творческом пути В. Быкова и И. Чигринова.
При обсуждении вопросов, которые школьники собирались задать писателям, выяснилось, что их интересует многое. Это и взгляд писателей на литературу и ее место в современной жизни, и процесс зарождения замысла произведения, и прототипы героев, их жизненная основа, это и творческие планы и их осуществление отношение к смежным видам искусства и многое другое.
Приведем с сокращениями запись этой встречи.
И. Чигринов. Белорусская литература - одна из многих национальных литератур, которые доставляют большую советскую литературу.
Сейчас наметился поворот к исторической теме. Стало характерным: чем серьезнее писатель относится к этой теме, чем больше он занят этой темой, тем сильнее его волнуют проблемы сегодняшнего дня...
На современную тему пишут у нас очень много. Но вот о чем я думаю иногда... почему произведения, о Великой Отечественной войне стал наиболее популярными у читателя? Можно было бы просто объяснить, что война - это время героизма, время резких отношений между людьми, которые в мирное время проследить невозможно. Так можно было бы объяснить. Но, кроме того, произведения о войне - это чаще всего произведения высокого искусства.
Изображая минувшее, писатель принимает во внимание сегодняшние проблемы, так как нет сегодняшнего без вчерашнего и вчерашнего без сегодняшнего дня... Опыт жизни есть обобщенный опыт, он складывается из вчерашнего дня, позавчерашнего...
Про войну пишут все. Пишут даже те, кто не видел ее, кто родился после войны. Насколько плодотворным будет результат, сказать трудно. Ясно одно: высокий художественный уровень показывают пока те писатели, которые принимали активное участие в Великой Отечественной войне... Думаю, что Василий Владимирович Быков может об этом рассказать лучше и интереснее.
В. Быков. И тем не менее мне хотелось бы начать не с этого. Просто приходят в голову разные мысли. Вот, например, я вспоминаю, какой интересной была для нас литература в школе, да и не только в школе, вообще в жизни. И хоть были другие предметы, другие интересы, но искусство и литература были в то время чем-то очень значительным для всей жизни. Теперь, разумеется, появились новые «спакусы» (искушения) для вас. Есть такое могучее явление, как телевидение, которое несет много информации и, конечно, способствует духовному развитию современной молодежи... Но при всем богатстве информации, которую несет телевидение, оно не может заменить такого традиционного средства духовного воспитания, каким является литература.
Почему литература является уникальным средством духовного воспитания человека? Этим вопросом задумался очень много в свое время Лев Николаевич Толстой. Есть у него немало на этот счет формулировок. Ом говорил об искусстве вообще, но имея в виду прежде «сего аванпост его - литературу.
Все науки дают объективное и очень глубокое, в настоящее время, возможно, даже исчерпывающее представление о мире, но только одно искусство занимается такой проблемой, как человеческие чувства.
У каждого поколения свои чувства, свои переживания, и это очень важно. И какие бы великие художники ни были в прошлом, как бы писатели, как Л. Толстой и Ф. Достоевский, ни проникали глубоко в мир человеческих чувств, для каждого доследующего поколения художников остаются те же задачи. Это интересно, так как теперь, с тотальным развитием наук», роль выражения и изучения человеческих чувств будет по-прежнему велика. Но Л. Толстой говорил, что нет ничего более сложного, чем выражение словами человеческих чувств. Он говорил, что это только так кажется, что науки точные, а литература, искусство приблизительны. На самом деле ничто не требует такой точности, как искусство.
Ну, а теперь давайте поговорим вместе. Что вас интересует?
- Как вы стали писателем? Как пришли в литературу?
В. Быков. Нам часто задают такие вопросы. Куда ни придешь, слышишь: как пришел в литературу? А мы, писатели, уже и сами не помним, как пришли в литературу. Может, Иван Гаврилович вспомнит? Он моложе.
И. Чигринов. Я учился в школе, которую на 20 лет раньше окончил Аркадий Кулешов, народный поэт Белоруссии, ныне покойный. В жизни получилось так, что плавал я в той реке, ходил по той зеленой дубраве, которые описывал А. Кулешов. Я виделся с его героями.
Словом, это было настолько сильным примером, что в X классе я уже печатал стихи и чувствовал, что без этого невозможно. Затем поступил в университет на отделение журналистики. А когда окончил университет, то почувствовал, что моей жизненной практики не хватает для письма. Пошел, как говорится, «в люди». Взял торбу на плечи и пошел от деревни к деревне от хаты к хате.
Как литературные герои приходят в жизнь? С одной стороны - это живой человек, действительно такой есть, а с другой - тот же человек может себя и не узнать, попав на страницы книги. Это уже называется творчеством, и тут даже если бы хотел рассказать, как оно делается, то вряд ли сумел бы. В моих романах «Плач перепелки» и «Оправдание крови» есть герой Денис Зазыба. А в действительности зовут его не Зазыба, а Веремьев. И семья у него, большая, не один сын, как в романе. Был такой живой человек, который получил литературную жизнь и стал литературным героем.
- Какие пласты еще не разработаны в военной тематике?
В. Быков. Думаю, что пласты разработаны все. Другое дело, что пласты эти сами по себе не имеют конца. Велики залежи жизненного материала. Безусловно, литература разрабатывает войну в самом важном аспекте, а именно, аспекте героического, аспекте всенародного подвига. Эта самая главная и самая кардинальная задача военной литературы.
Те произведения, которые в последнее время заставили обратить на себя внимание читателей, написаны всё про то же. Например, вышла книга петрозаводского автора Дмитрия Гусарова «За чертой милосердия». Это о партизанском движении в Карельской автономной республике. Там очень много знакомого, но Д. Гусаров не пошел по пути некоторых своих предшественников и показал всю правду этой партизанской войны.
Так что задача заключается не в том, чтобы найти какие-то пласты, а в том, чтобы те же самые пласты, которые военная литература разрабатывает со времен войны, разрабатывать глубже.
-Можно, ли считать, что общественная активность человека - эквивалент подвига, а пассив-ность - эквивалент трусости?
В. Быков. Бывает разная общественная активность, также бывают и разные подвиги. Следует говорить более конкретно. Я думаю, что если взять литературу, так в ней можно найти примеры как одного, так и другого. Очень общественно активные люди могут сделать и то и другое, и, наоборот, иногда очень пассивные могут в какой-то момент проявить редкую выдержку, то, что мы называем подвигом.
Вот Иван Гаврилович, рассказывал, как он пришел в литературу. Я же пришел в нее через читателя. Сначала, как и у каждого человека, где-то формируется на протяжении детства, юности читатель. Он читает, проявляется его склонность к определенной теме, определенному автору, определенному материалу. В процессе чтения и познания литературы эта склонность «каким-то образом совершенствуется, его представления о литературе и искусстве, поскольку он живет, набирается опыта, обобщаются, а затем приходит время, когда человек испытывает потребность попробовать свои силы. Это может быть в форме поэзии, как у Чигринова.
Конечно, не всегда так, бывает, что когда, скажем, человек любит поэзию, пишет стихи, то у него определенно поэтический талант. Таланта может и не быть, несмотря на его увлеченность поэзией, несмотря на его любовь к поэзии. У него может быть другой талант, - и большое счастье, если человек рано почувствует это и его интересы совпадут с его способностями. Часто бывает так, что человек всю жизнь работает, занимаясь не своей работой, можно сказать, чужой, когда у него, есть, может быть, немалые способности к какой-то другой деятельности, но он этой деятельностью не увлекается, а делает то, к чему у него нет способностей: нет слуха, а он занимается музыкой. Это бывает очень часто. Главное - определить в этом смысле свое направление, найти, разгадать свои способности, согласовать их со своими склонностями.
- Все ваши произведения - о войне - проблема нравственного выбора в трудных условиях. Какими нравственными ситуациями или конкретными случаями Вы руководствуетесь, чтобы показать, что привело человека к этому выбору?
В. Быков. Вам нужны примеры. Конечно, во время войны примеров было очень много и эту проблему нравственного выбора приходилось решать очень часто. Почему часто? Да потому, что погибать никому не хотелось: ни старому, ни молодому, ни рядовому, ни командиру. Все хотели жить, каждый питал: надежду на лучшую жизнь, А обстановка вынуждала, реальная действитель-ность вынуждала кого-то умирать. Правда, в наступлении под огнем можно было где-нибудь прикрыться за товарища. Можно было лечь не рядом, а сзади, поэтому та пуля, которая летела в тебя... она остановится в нем. Конечно, соблазнов достаточно, и жизнь, я повторяю, была очень дорога. Но тем не менее у человека находились какие-то тормоза, какие-то пороги, это и нравственные, которые, несмотря на страх смерти, вынуждали его лечь рядом с товарищем, а не сзади его. Были и такие люди, которые старались улизнуть, где-то отсидеться, за счет жизни другого получить собственную - как награду за свою хитрость.
- Как создавалась повесть «Сотников», на основе каких впечатлений?
В. Быков. Память содержит в своих запасниках множество картин минувшего. Так, запомнился случай фронтовой, не партизанский, но мне казалось, что он в общем выражает сущность. Один наш командир проявил героизм во время боя, но попал в плен к немцам, раненый, без сознания. Между тем в части его посчитали погибшим. За храбрость и стойкость в бою на Днепровском плацдарме «посмертно» был удостоен высокой награды. Однако оказалось, что тяжелораненым он попал, в плен к фашистам и, надеясь перехитрить врага и спасти свою жизнь, записался к власовцам. Он думал, что летом перебежит к своим, но этого не получилось. Вот такой был случай. Он тяжелый, очень непростой случай, но именно он послужит отправным моментом для написания этой повести.
-Все ваши произведения основаны на каких-то реальных случаях или есть вымышленные?
В. Быков. Есть вымышленные, есть герои реальные, есть наполовину реальные, наполовину вымышленные. Тут самые разные соотношения, самые разные пропорции.
- Реален ли образ Пшеничного в повести «Журавлиный крик»?
В. Быков. Да, я знал одного человека с похожей судьбой. Но финал этой человеческой судьбы был несколько иной, тем в повести.
И. Чигринов. Поступила записка, здесь написано: «Вы говорили, что про войну много пишут. Может быть, это потому, что про войну писать легче?»
Такой вопрос можно задавать. Но человек, который задает такой вопрос, должен понять, что писать вообще тяжело, особенно тяжело писать правду... Почему про войну пишут? Может, не сказано еще самое главное, а может, что-то от самого главного. Не просто легче писать, труднее писать. Когда война началась, Мне было 7 лет. Вот сегодняшнюю жизнь я вижу во взрослом состоянии, и, поверьте, если бы я писал про сегодняшнюю жизнь, это было бы легче, чем про то, что видел в семилетнем возрасте. Чтобы написать войну, мне нужно, во-первых, брать очень многое из народной памяти. Много надо говорить с людьми, участвовавшими в войне, и поверьте, что это очень трудно. Очень много мне нужно работать по книгам. Сама подготовка очень тяжелая. Если бы я писал про сегодняшний день, мне бы это не нужно было. Поэтому говорить, что для меня легче... Мне тяжелей писать про войну...
-Над чем вы сейчас работаете?
В. Быков. Чигринов написал третью книгу своего романа. Я напечатал новую повесть «Пойти и не вернуться». Продолжаю работу всегда. Можно сказать, что у прозаика, писателя это процесс непрерывный. Он пишет не только тогда, когда сидит над листом белой бумаги, но и тогда, когда чем-то занимается, другим, а работа в подсознании идет, потом получит свое завершение за письменным столом.
-Нравятся ли вам экранизации ваших произведений?
В. Быков. Кино - это другой вид искусства... В экранизациях все не так, все не совпадает е моими образами. Но сохраняются какие-то мысли, какие-то общие аспекты. Думаю, лучшее из того, что было сделано, - это фильм «Восхождение», который сняла Лариса Шепитько по «Сотникову».
- Значит, вы согласий е прочтением этой повести в кино?
В. Быков. Там, если вы видели, почти то же самое: те же мысли, образы, идея, тот же взгляд, так что в этом смысле я согласен совершенно, другое дело - детали. Действие, как вы знаете, происходит у меня в Белоруссии, а фильм снимался в Рязанской области, на берегу Оки. Там пейзаж другой, это чувствуется для, тех, кто знает те места и наши.
-А «Долгие версты войну»?
В. Быков. Там тоже есть хорошие моменты.
-Каких авторов вы любите читать?
В. Быков. Многих авторов. Я сразу не могу сказать о каких-то четырех-пяти. Многих, очень многих.
-А когда вы были молодым, какие книги читали?
В. Быков. Больше всего мне нравился Жюль Верн из мировой, Гайдар из русской и Янка Мавр из белорусской литературы.
Встреча окончена, можно подвести итоги. Присутствие писателей сделало возможным органическое соединение дня нынешнего и дня минувшего в жизни и в литературе. Ожили границы недавней истории, потому что наши гости - ее участники и наши современники.
То, о чем на наших глазах размышляли писатели, лишь взгляд со стороны на те картины, образы, которые встают за строками их произведений. Для ребят интересны и мысли писателей о литературном труде, и их взгляды на жизнь с ее многообразными явлениями.
Творческие работы школьников дают возможность познакомиться с писателем, с его манерой говорить, помогают углублению читательского интереса и формированию личностных качеств школьников. Вот некоторые выдержки из отзывов, которые написали ребята после встречи.
- Книги Быкова попали мне в руки лишь потому, что они были включены в списки для внеклассного чтения. Это было два года назад. В то время я увлекалась приключенческими романами зарубежных писателей. Произведения «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Журавлиный крик» меня буквально потрясли. Эти книги просто страшно читать. Я поняла: на войне было страшно всем, все хотели жить. Каждый солдат, честно прошедший эту войну, - герой. Мой папа участвовал в войне, и он как-то критически относится к книгам и фильмам на военные темы. Но он мне сказал, что в книгах В. Быкова написано так, как было на самом деле. После книг Быкова у меня угас интерес ко дворцовым интригам, к историям о рыцарях и прекрасных дамах. Мне показались новыми и оригинальными мысли И. Чигринова о необходимости рассматривать события сегодняшних дней, опираясь на опыт прошлого, так же как в произведениях на исторические темы мы находим ответы на современные вопросы.
В Быкове меня больше всего поразила большая сдержанность, замкнутость. Слушая его, постоянно боишься упустить какую-либо фразу. Каждое его слово продумано. Он весь сосредоточен внутри себя. Мысли и чувства его открываются только в книгах, поэтому я стала читать все его произведения. Сведения о нем я собирала по крупинкам, из газетных статей, из его выступлений. Цельного же впечатления о нем еще не служилось. Я очень ждала этой встречи...
-Я знала Быкова-писателя. Но, когда он сидит перед, тобой, что-то рассказывает, а ту можешь спокойно задать вопрос, это совеем другое. Перед тобой сидит человек известный, но человек со своей манерой говорить, думать, работать, жить... Я увидела перед собой, обыкновенного человека, который пишет необыкновенно хорошо... Я надолго запомню эту встречу. Быков и Чигринов - люди, знающие тяготы войны, все ее ужасы и так правдиво рассказывающие о войне.
-Мне очень стыдно в этом признаться, но я почти совсем не читала Быкова. Прочитала лишь «Обелиск»... Я шла, чтобы увидеть известного человека. Немного странным показался Быков-человек. Улыбающегося его я не могу себе представить. Меня взволновал его подход к теме подвига и трусости. Мне понравилась мысль Чигринова, что тема литературы - это человек, это всегда человек. Беседа мне очень понравилась...
-Книги Быкова я знала и любила. Не все, конечно, мне в них было понятно, но меня захватывала та правда, та простота и естественность, в которой написаны его книги. А «Альпийская баллада» до сих пор остается одной из моих любимых книг,
Чигринов пришей попозже. Помню, стала я его читать после телеспектакля по роману «Плач перепелки». Трудно описать, что я почувствовала, когда в класс вошли двое, которых я давно знала и любила по книгам. Это две противо-положности: Чигринов - жизнерадостный, душа нараспашку, Быков - серьезный, замкнутый... Эта встреча пробудила во мне интерес к современному писателю как человеку.
- Большое впечатление на меня произвела встреча с двумя замечательными белорусскими писателями В. Быковым и И. Чигриновым. Когда читаешь книгу, видишь результат трудов, мыслей писателя. Разговор с Быковым и Чигриновым позволил как бы заглянуть в процесс создания книги.
В своих книгах Быков рассказывает, где в человеческой душе скрываются корни предательства или наивысшая порядочность, которая проявляется иногда у самых незаметных людей в критических ситуациях. Что все-таки заставляло бойца в наступлении лечь рядом с товарищем, а не позади его? Литература анализирует человеческие чувства, которые становятся глубже, богаче с развитием общества, поэтому для каждого времени нужны свои писатели, которые бы отражали эти чувства… Кроме этого, меня заинтересовала еще одна мысль, высказанная В. Быковым, которая, как мне кажется, касается всех. Очень важно, чтобы человек с ранних лет выбрал себе дело, к которому у него действительно есть способности…
Очень интересно было познакомиться с И. Чигриновым и В. Быковым как с людьми и как с писателями, вникнуть в какой-то мере в процесс их творчества, узнать историю создания их книг.
Судя по отзыву старшеклассников, встреча с писателями пробудила у них качественно новый интерес к современней советской литературе, в частности к литературе на военно-патриотическую тему; беседа имела большое значение в воспитании у ребят гражданственности, активной жизненной позиции.
У всех участников встречи обогатилось представление о литературе наших дней как о явлении общественно значимом, влияющем на жизнь каждого человека и общества в целом.

Приложенные файлы


Добавить комментарий