Методический бесплатный электронный материал для обучающихся учебных заведений среднего образования


Муниципальное образование Кореновский район
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
Предмет
Информатика
Тема урока
«Алгоритм»
3 класс
Разработала: Татаренко Нина Валентиновна,
учитель начальных классов
МОАУ СОШ №17
(Сотовый телефон - 8(960)4810145,
электронный адрес- [email protected]:
МО Кореновский район
Урок №1: Вводный урок. Алгоритм (делай - раз, делай - два).
Тип урока: урок формирования новых знаний.Задачи:
Образовательные: создать условия для усвоения новых знаний;способствовать развитию у школьников умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий; определять правильность порядка выполнения шагов,
Развивающие: обогащать словарный запас детей;содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко времени;
формировать умение рационального использования времени;формировать умение планировать свои действия.
Личностные цели: интерес к изучению информатики.
Метапредметные цели:
регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения
действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
познавательные: развитие умений добывать и перерабатывать информацию,
полученную из разных источников (таблиц, схем);
коммуникативные: развивать умение аргументировать свои ответы,
выслушивать и мнение других.
Предметные цели:
- научиться выделять этапы (шаги) действия;- научиться определять правильный порядок выполнения шагов;- познакомиться с понятиями "алгоритм действия", "команда алгоритма"; - научиться составлять и выполнять алгоритмы;- иметь начальное представление о вложенности алгоритмов;- научиться находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
интерактивная доска;
тетрадь по информатике «Информатика в играх и задачах». М.: Баласс, 2011;
Литература:
методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011;
ЕК ЦОР scholl-collektion.edu.ru.
Ход урока.
1.Этап мотивации.
Организация на урок.
2. Актуализация знаний. Пробное действие.
1. Информатика. Человек и компьютер
- С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? - Как может использоваться компьютер? (С помощью компьютера дети могут играть, рисовать.) Компьютер может использоваться:- при создании мультфильма, рекламного ролика;- для управления автомобилем, космическим кораблём...;- для проведения обследования на приёме у врача...)- Как вы думаете, может ли компьютер сам захотеть порисовать или поиграть? Может ли он самостоятельно, без участия человека, решить какую-то задачу или проблему? (Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания — компьютерные программы.)- В какие машины и устройства может быть встроен компьютер?(Компьютер может быть внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического аппарата...)3.Выявление места и причины затруднения.
2. Робот. Задание для робота- А ещё компьютер обязательно есть внутри робота (если дети не назовут его сами). Что такое робот? Есть ли у него мозг? Кто управляет действиями робота?(Робот — это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек.)- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание. Один человек сделал себе робота-помощника и попросил его пойти на кухню, очистить банан и принести. Робот принёс банановую кожуру, а на вопрос хозяина: "Что ты сделал?"‚ ответил: "Я в точности выполнил все указания". Попробуем потренироваться в управлении действиями робота.Физминутка
Игра "РОБОТ".
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
После завершения игры подвести итоги:1) чтобы описать действие, нужно выделить отдельные шаги, из которых состоит выполнение этого действия, и перечислить их по порядку;2) каждый шаг - это тоже действие, которое можно подробно описать - выделить шаги и перечислить их по порядку.- А теперь познакомимся с героями тетради "Информатика в играх и задачах" (рассмотреть рисунки на стр. 2 в первой тетради и прочитать текст)3. Алгоритм. Команда алгоритма— Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить это задание - в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) — это и есть алгоритм действия. Скорее всего, вам уже приходилось действовать по плану. Просто вы не знали, что план действий - это алгоритм.- Вспомните, какое действие вы выполняли по плану, по описанию другого человека. д(Примеры ответов:- найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна. .. );- пришить пуговицу, убраться в комнате;- сложить два двузначных числа...)- Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец".
- Наверняка, вас мама просила: «Сделай бутерброд».
- Или говорила: «Завари чай».
- Предлагали другу во время зимних прогулок: «Слепи снеговика»5.Этап реализации построенного проекта.
4. Последовательность команд в алгоритме.Выполнить задание 1 (алгоритм "Посади дерево").Пронумеровать рисунки по порядку, начиная с номера 3.Попросить детей назвать команды для рисунков без подписи.Записать команды алгоритма в тетради.Обратить внимание детей: составляя задание для робота, мы не полагаемся на его сообразительность и включаем такие команды, чтобы любое действие было закончено. Например, робот начинает работу с шага "принеси лопату, лейку и саженец" и заканчивает действием "отнеси лопату и лейку на место".- С чего робот должен начать и чем закончить выполнение действия "выкопай ямку"? Какими будут первый и последний шаги? ("Возьми лопату" и "положи (воткни в землю ) лопату". )Физминутка
6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.
5. Ошибки в алгоритме.Выполнить задание 2 (алгоритм "Съешь банан").Обсудить ошибки Янта, показанные на трёх верхних рисунках. (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякотъ, не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал.)Попросить детей самостоятельно дописать алгоритм "Съешь банан".Проверить ответы, отметить тех учеников, которые включили в свой алгоритм не обычные, но разумные шаги.7. Этап включения в систему знаний.
6. Выполнение алгоритма.Погладь рубашкуПочисти ковёр8. Этап рефлексии.
1. Итоги урока- С помощью чего можно описать действие? (Сегодня мы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма)
Из чего состоит алгоритм? (Алгоритм состоит из команд)
Вам понравилось составлять и выполнять алгоритмы? (Да/нет)
- У кого были затруднения?
2. Домашнее заданиеЗадание 3 - составить алгоритм "Возьми банан".Задание 4 - выполнить алгоритм "Раскрась рисунки".

Приложенные файлы


Добавить комментарий