Проектная работа по Кубановедению Вышивка крестом в кубанской семье.


Конкурс «Проектная деятельность при изучении предмета «Кубановедение»
Вышивка крестом в кубанской семье
Автор: Лачугина Анастасия Михайловна
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 Белоглинского района» , 4 класс
Научный руководитель: Удод Елена Николаевна учитель начальных классов муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 Белоглинского района»
2014 год.

Оглавление:
Введение
Глава 1. Вышивка крестом на Кубани
1.1. История кубанской вышивки
1.2. Рушник, его виды.
1.3. Орнаменты и их тайный смысл.
Глава 2. Анализ результатов исследования.
Заключение
Библиография
Вышивка крестом в кубанской семье
Лачугина Анастасия Михайловна
Россия, Краснодарский край, Белоглинский район, с.Кулешовка,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 Белоглинского района», 4 класс.
Введение
Кубань - регион особенный, где переплелись обычаи и традиции множества культур, поэтому так интересно изучать историю нашего края.
Однажды в шкафу моей мамы я увидела красивый вышитый рушник. И у меня сразу возникло много вопросов. Я узнала, что рушник вышивала ещё её бабушка, будучи не замужем, когда готовила себе приданое и что этот рушник является реликвией и передаётся из поколения в поколение. Рукоделие моё увлечение и я решила узнать побольше об истории вышивки на Кубани о том, какое значение имеют узоры на рушниках, поддерживаются ли и сейчас в современных семьях традиции и учат ли девочек вышивать крестом их бабушки и мамы.
Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств:
изучение истории Кубани через декоративно - прикладное искусство вышивка крестом;
 сплочение старшего и младшего поколений через общую интересную совместную деятельность;
сохранение обычаев, традиций и опыта старших поколений в кубанской семье.
Объект исследования: отношение к старинному рукоделию - вышивке крестом и распространение этого умения среди современных школьниц – учениц 1- 4 классов МБОУ СОШ №18 с.Кулешовка.
Предмет исследования: вышивка крестом «вчера и сегодня».
Цель работы: проанализировать какое количество младшего поколения и старшего умеют вышивать крестом.
Задачи исследования:
 изучить книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестом;
провести исследование;
проанализировать и обобщить полученные результаты;
предоставить данные учителям начальных классов, технологии, кубановедения, а также классным руководителям для использования в воспитательной работе с детьми, в работе с родителями.
Гипотеза: мы предполагаем, что сохранение кубанских традиций и опыта старших делает семьи более сплочёнными, помогает сохранять связь между поколениями.
Методы исследования:
-теоретический анализ;
-анкетирование;
-статистические методы обработки данных;
-количественно-качественный анализ.
Базой исследования стали девочки 1 – 4 классов МБОУ СОШ №18, а также их мамы и бабушки. Группа испытуемых 25 девочек - учащихся 1 – 4 классов (1 класс – 8 человек, 2 класс – 5человек, 3 класс – 4человек, 4 класс – 8 человек).
Теоретической основой исследования являются:
1.Климова Н. Т., Федосова О. П., Наумова О. Н. Ручная вышивка – М.: Лёгкая индустрия, 1980-224с.
2.Чижевский А. Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история; ООО Фирма “Издательство АСТ”; 1999-432с.
3.Популярная энциклопедия «Рукоделие» издательство М. «Просвещение», 2005 г.
4.«Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», автор Н.А. Гангур, издательство Краснодар «Советская Кубань», 1999 г.
5.«Учись вышивать» Л.М. Сорокина, Киев 1999г.
Новизна работы заключается в разработке анкеты, позволяющей оценить степень распространения умения вышивать крестом среди учениц начальных классов, и проведения исследования по изучению отношения к этому виду декоративно – прикладного искусства среди девочек 7 – 10 лет обучающихся в 1- 4 классах МБОУ СОШ №18.
Практическая значимость: результаты исследования могут использовать учителя начальных классов, технологии, кубановедения, а также классные руководители в воспитательной работе с детьми, в работе с родителями.
Глава 1. Вышивка крестом на Кубани.
История кубанской вышивки.
Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства Кубани. Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры: восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. Всеми нами любимая вышивка крестом, так же как и другие виды рукоделия, имеет свою историю. В кубанских станицах девочки с 6-7 лет приучались к прядению и вышивке и до замужества приготавливали себе приданое. По старинному обычаю, девушки с разрешения родителей собирались в будние осенние и зимние вечера «на попряхи» или «на сиделки» в какой-нибудь малосемейный дом с хорошей репутацией, где занимались рукоделием. К 15 годам кубанская девушка должна была приготовить себе приданое: вышитые рушники, скатерти, покрывала, одежду, несколько "сувоев" (кусков) полотна, рядна, мешки и подарки. Умение тонко прясть, искусно ткать ставилось в большую заслугу. Молодые женщины и девушки похвалялись друг перед другом количеством пряжи и натканных холстов. Одна женщина изготовляла в год полотна и ряднины до 30 аршин.
На свадьбе невеста одаривала родственников жениха своими изделиями - это говорило, о ее мастерстве и трудолюбии. В то время изделия изготавливали из грубого домотканого полотна и, чтобы изделия получались красивыми, их украшали вышивкой.
Не только отдельные мастерицы, но и целые станицы славились своими вышивками, и бывало, по рисунку можно было узнать, где изготавливали предметы быта. На Кубани издавна вышивали гладью, крестом простым и болгарским, делали мережки. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Мастерицы-вышивальщицы, вышивая свои узоры, искали вдохновение, как в бытовых сценах, так и в многообразии природы: таким образом, окружающий мир самым непосредственным образом влиял на искусство вышивки. Традиционная вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры пришли с языческих времен. Языческая символика, стародавние обычаи и обряды широко отражались в украшении одежды и домашней утвари. Узоры воспроизводили знаки доброго пожелания, символических животных, райских птиц. Каждый узор вышивали определенным цветом, что тоже имело символическое значение. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивка на рубахах располагалась по вороту, рукавам, подолу, т.е. в местах соприкосновения тела человека с внешним миром и играла роль оберега. Каждая мастерица, используя различные орнаменты, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми. Составляя узоры, вышивальщицы включали в них геометрические фигуры: квадраты, ромбы, звездочки, углы, а также фигуры птиц, зверей, людей. Основной цвет вышивок - красный с небольшим добавлением черного, синего, желтого.В разных ситуациях узоры были разные. В любом случае вышивка на белом рушнике выполнялась черными и красными нитками. Традиция пришла на Кубань с Украины и обогатилась русской символикой узора. Кружева на рушниках - русская традиция. Народная вышивка является достойным делом, воспитывающим доброту, терпение, усидчивость. Ведь недаром склонялись наши прародительницы над пяльцами, значит, почему-то это было важно для русской женщины - овладение искусством вышивки.
1.2. Рушник, его виды.
Существовали обряды и обычаи у казаков, связанные с народно-прикладным искусством. Обычно в доме имелось около 30 вышитых рушников, часть из них входила в приданое невесты и готовилась девушкой до замужества.
Праздничные рушники вышивали на Рождество, Пасху и Троицу. Каждая хозяйка украшала вышитыми предметами быта свой дом: на окнах – вышитые занавески, на иконах – боженики, стены и фотографии украшала рушниками. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, салфетки.
Одно из первых мест по бытованию занимали вышитые и тканые
полотенца – рушники. Еще в древности полотенце («набожник», «убрус») играло особую роль, занимало большое место в свадебном ритуале.
По своим функциям в системе ритуалов полотенца подразделялись на «утирач», «кильковые», «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые».
Полотенца чисто утилитарного назначения «утирач» - для вытирания рук и повседневного пользования – почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько без узорных полосок обычно красного цвета. «Кильковые» или «крючковые» полотенца получили свое название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стенки гвозди – «крючки». Несколько рушников входило в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висячие на стенах картины, фотографии.
Богато орнаментированные «набожники», вешались над божницей – над иконами.
1.3.Орнаменты и их тайный смысл.
Украшение вышивкой одежды и вещей быта - органическая черта народного декоративно-прикладного искусства. В народной традиции орнаментация тесно связана с назначением и формой предмета.
Орнаменты кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:
геометрический;
растительный;
животный;
предметный;
смешанный.
Как известно, орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании организационном расположении элементов. Но не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.
Растительный орнамент - это упорядоченное ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива. Геометрический орнамент создаётся при помощи закономерного повторения, какого-нибудь абстрактного (линейного) мотива.
Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.
Эпиграфический - текстовый мотив.
Антропоморфный орнамент - это последовательное повторение специальных фигур людей, которые ритмично чередуются с другими орнаментальными мотивами. Во многих вышивках существуют смешанные орнаменты, которые складываются из геометрических мотивов.
По некоторым источникам из зооморфных мотивов больше всего распространены птицы. Так как птица один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества. В основном изображения птиц встречаются на простынях и постельном белье, по низу рубах (женских и мужских), на концах полотенец, имевших обрядное значение и, в первую очередь свадебных.
И это не случайно. Образ птицы и в фольклоре и в орнаменте означают посредника между небом и землёй. Она была также наделена функциями оберега здоровья женщины и ее детей.
В народном искусстве пара птиц - символ любви и счастья.
Павлин - популярный мотив в русской и украинской вышивке. С павлином в различных традициях связаны мотивы изобилия, плодородия, бессмертия. Он считается символом мудрости из-за множества глаз на хвосте. Широко распространено изображение павлина или двух у дерева. В восточнославянском орнаменте павлин известен давно.
В Киевской Руси применялся орнамент с павлином. На Украине нередко встречаются изображения этой птицы в вышивке, росписи. На украинских свадебных рушниках над головами пав-птиц часто вышивали венец или венок. Пава-птица семейного счастья. На Полтавщине девушки вплетали в свадебный венок перья павлина. Такая редкая птица встречалась на Украине в помещичьих птичниках, иногда и у крестьян. Сильно стилизованные и предельно декоративные птицы - павы с пышными хвостами, переходящими в цветы, украшают нарядные полтавские рушники, выполненные в технике двухстороннего шва. Вышивки крестом изображение павы подвергается стилизации в меньшей степени, тяготея больше к реалистической трактовке, что во многом обусловлено характером изображения и возможностям самой вышивальной техники. В различных изображениях пава используется не только на Кубани.
Растительные мотивы занимают центральное место в кубанской вышивке. Распространён мотив вазона, имеющий очень древний источник, как и дерево жизни.
Структура букета остаётся, как правило, практически неизменной: три цветка, из которых один более крупный, в окружении редких листьев, бутонов и гирлянд из мелких полевых цветов. По сторонам вазона могут располагаться птицы, бабочки, монограммы.
Для украинской вышивки XIX века на рушниках, на стольниках, рубахах, фартуках - характерен мотив изогнутой ветви. Ветвь представлена в виде изогнутого стебля, расположенного горизонтально, с ритмично отходящими от него цветками, бутонами, листьями.
Калина - излюбленный образ в песенном фольклоре кубанских казаков, где она часто именуется ласкательно: «калинушка», «калина родная» и т. д. Рябина, особенно почитавшаяся у русских, и калина были связаны символами любви и брака.
Виноградная лоза играла большую роль в южной орнаментике. Она была излюбленным мотивом у украинских вышивальщиц. Жительницы станицы Холмской чаще вышивали листья винограда, чем сами гроздья.
Из полевых цветов имеются изображения мака, васильки, ромашки, колокольчик, анютиных глазок, барвинка. Происхождение мака связывается в мифах и фольклоре с кровью убитого человека.
На Украине существовало поверье, что после битвы весной поле покрывается маком. Девушки, в семье которых были погибшие, вышивали узоры из маков на сорочках, а на голову клали венки из синих маков, как символ памяти и продолжения рода. С давних времён святили мак, им обсыпали хату, хлеб, так кат верили, что он обладает волшебными средствами. У восточных славян в свадебной лирике созревший мак, семена мака неразрывно связаны с темой невесты, её созревания и потери ею «красоты». В украинской поэзии, в кубанских песнях черноморских казаков цветущий мак - поэтический символ девичьей красоты «гарна дивка, як макивка». Махровый мак является символом убранства и пышности.
Букет из полевых цветов - трех крупных маков и васильков, украшают салфетки, скатерти. Вышивают такие цветы гладью, так как такой приём позволяет передать точность рисунка. У украинцев васильки символизируют чистоту, приветливость и учтивость. Васильками украшали, наряду с калиной, барвинком, свадебное дерево. С полевыми васильками связана легенда о прекрасном юноше, которого красавица русалка заманила на троицын день в поле, защекотала и превратила в цветок.
Распространение вышивки таких растений, как калина, маки, барвинок, связана с их волшебными свойствами, а также с символикой семьи и брака.
Самые ранние по происхождению геометрические мотивы. В их основе геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну. Основу геометрического орнамента составляет ромбы и квадраты (простые и перекрещенные), а также свастический орнамент, эти, некогда типичные для славян элементы, к концу XIX века лучше всего сохранились в южнорусских губерниях, у белорусов и украинцев.
По мнению ряда исследователей, геометрический орнамент в своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия. Ромб, разделённый на четыре части с четырьмя точками - идеограмма засеянного поля, ромб с тростинками - символ плодородия, ромб с крючками - оберегательный знак. Ромб как символ солнца известен повсеместно.
В белорусской и русский вышивке ромб всегда называется кругом. Геометрический орнамент в кубанской вышивке не получил такого широкого распространения, как орнамент растительных форм. Это обусловлено тем. Что растительный орнамент стал преобладающим в вышивке даже для тех областей, где искони были развиты геометрические формы. В кубанской вышивке геометрические мотивы широко представлены на тканых рушниках и в орнаментации мужских рубашек. Особую группу составляют тканые изделия с характерным белорусским орнаментом, которые переселенцы из Белоруссии привезли с собой или изготовляли их уже на новой Родине.
Ромб в большинстве случаев составлял основу орнаментальных композиций, но нередко служил дополнением к другим геометрическим или растительным мотивам. Ромбы сочетались в различных композициях: вписывались один в другой, соединялись цепочкой, располагались рядами и чередовались с розетками, восьмиугольными звездами, косыми крестами, крестообразными фигурами. Наиболее часто встречаются гладкий ромб и ступенчатый, реже лучистый. Ромб с перекрещёнными концами означает, что недавно образовавшаяся семья строит новый дом. Этот мотив был обязателен на свадебных полотенцах невесты.
Антропоморфные мотивы встречаются во всех видах и различных хронологических слоях восточнославянского народного искусства. В кубанской вышивке антропоморфные мотивы встречаются довольно редко.
К эпиграфическим мотивам относится, прежде всего, надписи, широко применяющихся в качестве украшений в искусстве многих народов.
Надпись несёт смысловую нагрузку и одновременно выполняет декоративную функцию, являясь украшением. Чаще всего текст вышивался на рушниках. На многих из них встречаются монограммы. Это не всегда инициалы автора. Часто мастера выбирали просто понравившиеся буквы или их сочетания. Обычно монограммы или литеры помещались над узором, реже - между его элементами. Размеры букв варьировались, от довольно крупных до очень мелких. Литер отличался довольно большим разнообразием: от простого, до изысканно сложного, иногда даже вычурного.
Шрифтовой орнамент нередко обогащается растительными элементами: веточками, ягодками, мелкими цветочками, завитками. Иногда на рушниках помещался год изготовления.
Выводы.
Вышивка крестом как рукоделие была очень распространена на Кубани. Ею занимались девочки с 6-7 лет. Это говорит о том, что с раннего детства детей приучали к труду, развивали у них чувство прекрасного.
Существовало много обрядов и традиций, связанных с вышитыми вещами, особенно с рушниками. Они играли особую роль и занимали большое место в различных ритуалах, например в свадебных, траурных.Вышитые узоры имели не только декоративную функцию, но и имели свой тайный смысл и служили оберегами для человека.
Глава 2.Анализ результатов исследования.
Мы провели исследование среди учениц начальной школы и их мам, из которого узнали, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.
№ ученицы мамы
да нет не знаю да нет не знаю
1. Ваши бабушки или мамы когда-то занимались вышивкой? 88% 12% 90% 10%
2. Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас? 58% 40% 2% 54% 46% 3. Умеете ли вы вышивать крестом? 32% 68% 72% 28% 4. Хотели бы вы научиться вышивать? 55% 45% 28% Из этой таблицы следует, что знают об увлечении бабушек и мам только 88% девочек, 12% не знают и не интересуются этим вопросом. Как ни странно, но и среди мам тоже есть такие, которые не поддерживают связь со старшим поколением – это 10% от всех опрошенных. Они не знают, вышивали когда-то их бабушки и мамы или нет.
На 2 вопрос “Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас?” положительно ответили 58% детей, а мам – 54% .
А вот ответом на 3 вопрос “Умеете ли вы вышивать?” порадовали нас представители старшего поколения. Положительно ответили 72%, а девочки – 32% - это говорит о том, что дети всё дальше и дальше отдаляются от старшего поколения.
Из всех мам не умеют вышивать только 28% - они же и не желают научиться, аргументируя это тем, что не хватает времени.
Из всех девочек, которые не умеют вышивать, 55% с удовольствием научились бы, а вот 45% не хотят учиться этому рукоделию несмотря на то, что 72% мам умеют вышивать, но скорее всего не учат этому своих дочек. Значит, нужно заинтересовать и привлечь девочек к этому интересному занятию, которое могло бы объединить, сблизить взрослых и детей - это семейное рукоделие (например, вышивание крестом).
Целебное рукоделие.
Оказывается вышивание это ещё и целебное рукоделие. Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья. Вы, наверное, слышали о медицинском термине “трудотерапия”?! Вышивание восстанавливает душевное равновесие, помогает при воспалении суставов и связок. Своеобразной гимнастикой для глаз при близорукости является вышивание крестом. Этим же полезно заняться при аллергическом дерматите, заболевании органов пищеварения и дыхания.
Вывод:
работая над проектом, мы познакомились с историей кубанской вышивки;
в результате совместной деятельности мы сплотились;
испытывали радость общения друг с другом;
полученные знания пригодятся в жизни: оформленные вышивкой салфетки, занавески органически включаются в обстановку современного дома и играют значительную роль в украшении быта;
людям старшего поколения больше вовлекать в такие интересные дела как вышивка крестом своих детей и внуков.
Вышивка сегодня — это увлекательный, творческий процесс, позволяющий не только отвлечься от проблем насущных, но и создать своими руками прекрасные картины и предметы интерьера, которые будут радовать вас и ваших близких долгие годы.
Заключение
Вышивки не только помогают окунуться в атмосферу прошлого, но и осознать особенности нашего края, понять его обычаи, узнать о нравственных ценностях и мировоззрении. С момента возникновения вышивка заняла свое почетное место среди других видов рукоделия. Ее элементы с глубокой древности и по сей день присутствуют в украшении одежды, отделке предметов быта и убранстве жилища. Несмотря на то, что история вышивального искусства насчитывает десятки веков, оно не утратило своей актуальности. Время не только не состарило его, но и сделало настоящей ценностью наряду с живописью, скульптурой и музыкой. Поэтому так важно продолжать традиции своих предков, передавать их от поколения к поколению.
Наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили, что сохранение кубанских традиций и опыта старших делает семьи более сплочёнными, помогает сохранять связь между поколениями и это действительно так.
Список используемой литературы.
1.Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани, издательство Краснодар - «Советская Кубань», 1999 г.
2.Климова Н. Т., Федосова О. П., Наумова О. Н. Ручная вышивка – М.: Лёгкая индустрия, 1980-224с.
3.Лорт С., Гуглиельмацци «Энциклопедия вышивания крестом» ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г. – 112с.
4.Популярная энциклопедия «Рукоделие» издательство М. «Просвещение», 2005 г.
5.Современная вышивка крестом издательский дом «Бурда» 2009г.
6.Чижевский А. Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история; ООО Фирма “Издательство АСТ”; 1999-432с.
7.Электронный ресурс «http://murmur.clan.su/publ/o_vyshivke/tradicionnaja_vyshivka_na_kubani/5-1-0-176»
8. Электронный ресурс « http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0a65..»
9. Электронный ресурс «http://lib.exdat.com/docs/1790/index-6034.html»
10.Электронный ресурс «http://festival.1september.ru/articles/618206/»
11. Электронный ресурс «http://studentbank.ru/view.php?id=40291»
12. Электронный ресурс «http://moi-mummi.ru/load/predmety_khudozh_zdorovesber_ehstet_napravlenija/integrirovannye_uroki/integrirovannyj_urok_tekhnologii_i_kubanovedenija_quot_izobrazitelnye_motivy_v_narodnoj_vyshivke_slavjanskogo_naselenija_kubani_quot/62-1-0-6336»
13. Электронный ресурс «http://do.gendocs.ru/docs/index-196293.html»
14. Электронный ресурс «http://kuban-moi-region.ru/istoriya-vyshivki- osobennosti-vidy.html»
15. Электронный ресурс «http://ru.convdocs.org/docs/index-423.html»

Приложенные файлы


Добавить комментарий