(Полякова Алла Николаевна )РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие фонематического слуха), развитие связной речи.
Рассмотрим каждый компонент в отдельности.
1. Развитие лексической стороны речи.
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей. Обогащение детскую лексику новыми словами на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и качественному совершенству. Поощрять проявление внимания детей к незнакомым словам и желание узнавать, что они обозначают.
Формирование грамматического строя речи.
Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях ( согласование в роде, числе и падеже, употребление предлогов,
Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучение составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций.
Учить выразительно использовать в речи простые предложения различные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
Развивать фонематический слух. Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях, средствами театрализованной деятельности.
4. Развитие связной речи детей.
Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).
Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности), что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение.
Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание).
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным в диалоге со взрослыми и детьми.
Монологическая речь. Готовить к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).
Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и пр.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 24 предложений.
Повествование. Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). Упражнять в составлении простых последовательностей (какие герои появлялись, какие события развивались), которые педагог соединяет в сюжеты (с использованием наглядности, без наглядности, с частичным использованием наглядности). Учить детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказки на новый лад» например, вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок рассказывает свою сказку «Свекла» («Морковка», «Редиска» и т. п.), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). Поощрять желание детей составлять собственные повествовательные высказывания (по рассказам в картинках, по собственным рисункам и т. п.).

Мы знаем, что ребенок развивается в среде, в которой действует. Для развития компонентов устной речи в группе создаются условия.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Работа по развитию речи детей потребует от педагогов создания в группе определенных условий. Для этого необходимо оборудовать речевой утолок специальное место, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.
Младший возраст. В речевом уголке хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для работы по активизации и обогащению словаря; разнообразные поддувалочки; дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук (крупная мозаика, застежки, шнуровки, крупные бусины).
В уголке педагоги хранят пособия, которыми они пользуются в своей работе с детьми: книги с речевыми упражнениями, тетради со скороговорками и чистоговорками, дидактические игры по развитию речи.
Речевой дворик создается в речевом уголке или рядом. Он включает в себя дидактические игрушки в среде обитания (собака со щенком около конуры, белка на дереве около дупла.) Весь материал находится в доступном для детей месте.
Со средней группы. В речевом уголке ставится рабочий стол. Над столом вешается большое зеркало прямоугольной формы. Смотря в зеркало (например, при работе со звуками, выполнении артикуляционных упражнений), и педагог, и ребенок видят свое отражение. Зеркало находится над столом на такой высоте, чтобы ребенок сидя видел в нем свое отражение и, конечно, отражение педагога.
При необходимости речевой уголок обязательно оборудуется местным освещением: настольной лампой или бра.
В речевом уголке хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для работы с различными звуками; карточки с описаниями и фотографиями (картинками), объясняющими правильное выполнение артикуляционных упражнений; разнообразные поддувал очки; дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук (счетные палочки, спички с очищенными головками, штампики и др.).
В уголке педагоги хранят тетрадь для индивидуальной работы по звуковой культуре, где педагоги фиксируют свою работу.
Речевой дворик создается в речевом уголке или рядом. Он включает в себя чудо-дерево, дидактический домик, разнообразных жителей.
Чудо-дерево появляется первым. Оно будет жить (и даже расти) вместе с детьми до их выхода из детского сада. С помощью чудесного дерева воспитатели решают самые разнообразные задачи по всем направлениям развития речи.
Введение образа дерева можно провести примерно так. Воспитатель напоминает (или знакомит) детям сказку
К. И. Чуковского «Чудо-дерево»: «В сказке на чудо-дереве росли не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки. В нашей группе тоже появилось необычное деревце. На нем будут появляться для нас подарочки и сюрпризы, интересные загадки и задания. Какие? Мы скоро узнаем. А сейчас давайте рассмотрим наше удивительное деревце».
Дерево можно сделать по-разному. Здесь творчество воспитателей не ограничено. Это может быть плоскостное изображение на стене с набором крючков (разного цвета), на которых в последующем будут появляться картинки, письма с игровыми упражнениями и заданиями детям (всей группе и отдельным ребятам).
Крону дерева можно сделать по принципу книги. Тогда диапазон использования пособия резко расширяется. Например, на одних разворотах воспитатели готовят задания под разные речевые задачи для всей группы; на других упражнения для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми.
Деревом может стать ветка от настоящего дерева. Ветку ставят в устойчивый сосуд или на подставку. Картинки и послания-задания детям развешиваются на веточки.
Все задания воспитатели готовят заранее (не на глазах у детей). Тогда они носят характер сюрприза.
Копилка слов (в картинках). После соответствующей работы картинки с дерева собираются в коробочку (сундучок). Это копилка, своеобразный накопитель наглядного материала. В последующем воспитатели используют картинки для решения разных речевых задач. Например, подбор картинок, названия которых начинаются на заданный звук; отбор картинок под определенные слова-обобщения; составление по набору картинок отдельных предложений и (или) небольших рассказиков (часто совместно с воспитателем); подбор картинок с изображением предметов, подходящих к слову деревянный (пластмассовый, металлический и др.); игровое упражнение «Загадай слово» (несколько картинок выкладывают в ряд; дети по очереди загадывают слово и рассказывают, между какими картинками (словами) оно находится (перед каким словом оно находится, после какого слова оно находится и т. д.); игровая ситуация «Магазин» (дети «покупают» все спортивные (сладкие, зимние и др.) слова) и многое другое.
Игры на поддувание. На чудесном дереве периодически появляются различные поддувалочки (листочки, пушочки, бабочки, лодочки и др.). Это подарочки детям. В процессе игр с ними дети развивают речевое дыхание.
Игры и задания для развития мелкой моторики руки. Дети периодически получают от дерева задания-просьбы. Например, украсить его ветви цветами (ниткопись, штампы); сложить для жителей речевого дворика колодец, построить заборчик из спичек (с очищенными от серы концами) и т. п.
Дидактический домик широко используется в индивидуальной и под групповой работе. Его желательно сделать из простой коробки с плоской крышей крышкой, которую можно снять и заглянуть внутрь (для отработки предлога в). Домик стоит на опорах (высота около 56 см) для отработки предлога под.
Вокруг домика разворачиваются разные события, содержание которых направлено на отработку пространственных предлогов. Домик заселяют разные персонажи по усмотрению воспитателя и с учетом интересов детей конкретной группы. Персонажи в течение года играют в прятки и другие игры, встречают и провожают гостей, расставляют мебель в домике, путешествуют, их ждут разнообразные встречи и т. д.
Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих (особенно к произношению звуков и слов); у детей появляется способность контролировать собственную речь. Исходя из всего сказанного, важно, чтобы:
в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая речь;
детям много выразительно читали;
дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов;
окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка;
взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты (например, педагог обращается к ребенку: «Как интересно ты сейчас рассказал про... Мне очень понравилось, как ты говорил. Как ты думаешь, что в твоей речи мне больше всего понравилось?» или «Как красиво ты сказал о цветке. Как ты думаешь, какие слова мне больше всего понравились? А какие слова понравились (не понравились) тебе?» И т. п.).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Связанные с целевыми ориентирами задачи речевого развития, представленные во ФГОС дошкольного образования, описывают специфику целей речевого развития дошкольников:
организация видов деятельности, способствующих развитию речи детей;
развитие речевой деятельности;
развитие способности к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности;
формирование предпосылок к грамотности (может выделять звуки в словах и др.).
Перечисленные задачи отражаются в содержании тематических направлений образовательной области следующим образом.
Речевое общение
Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Задачи:
1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
2.Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи
«Чтение художественной литературы»
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Задачи:
1.Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
2.Развитие литературной речи
3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Решение данных задач осуществляется с учетом интеграции с другими образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Согласно нормативным документам образовательная деятель с детьми в дошкольных учреждениях проводится в двух направлениях: совместной и создании условий для самостоятельного творчества детей.
Эти направления определяются типом взаимоотношений участников образовательного процесса. В совместной деятельности подразумевается общение ребенка со взрослым на позициях сотрудничества, в самостоятельной деятельности предпочтение в общении отдается ребенку.
Все занятия по развитию речи решают задачи данного раздела в комплексе. К совместной образовательной деятельности относится: ежедневная традиция проведения артикуляционной гимнастики (сказки в младшем возрасте), упражнения на развитие речевого дыхания, словесные игры на развитие всех компонентов устной речи.
Речью ребенок сопровождает практически все моменты своей жизни. Поэтому в группе создаются условия для речевой деятельности детей в течение всего дня.
Традиции программы.
Согласно ООП МДОУ речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно-эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Внутренняя интеграция разделов программы позволяет осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.
Представлю, как осуществляется решение задач по развитию речи детей в некоторых видах деятельности.
Познавательное развитие детей
Работа по познавательному развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связные высказывания.
В среднем дошкольном возрасте дети продолжают постигать мир природы и человека, начинают устанавливать связи и зависимости в окружающей действительности (знакомятся с целевыми связями, постигают понятие «последовательность» и его значение в жизни природы и человека).
В детском саду детям систематически передается разнообразная информация о природе: об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, песок, вода и др.), явлениями неживой природы в соответствии с сезонными изменениями (дождь, снегопад и др.) и природными материалами (дерево, глина).
Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики (которые ребенок может определить сам) цвет, форма, размер, запах, вкуси т. д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определенных условиях, свойства предметов, повадки животных и т. д. Например, лист. Качества зеленый, с зазубренными краями, острым кончиком, гладкий и т. д. Свойство легкий, т. е. если его подбросить, то он может долго кружиться в воздухе; если лист опустится на воду (лужу), то он не тонет, а плавает на поверхности и т. д. Например, ежик. Портрет небольшой зверек с вытянутой мордочкой. У него есть носик, глазки, рот, ушки и т. д. Спинка ежика покрыта иголками, а мордочка и брюшко мягкой шерстью. Повадки если ежика тронуть (спугнуть), то он сворачивается клубком.
Формируя представления о мире человека, детей начинают знакомить со схемой собственного тела и связанными с ней пространственными ориентировками (левая рука налево, правая рука направо; над головой вверху, под ногами внизу, за спиной сзади). Продолжается работа по расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире (предметах, сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни). Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Обращается внимание на зависимость свойств, качеств и частей предметов от их целевых назначений и функций. Детей знакомят со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумаги, ткани, пластилина, стекла и др.). Полученные представления закрепляют в практической деятельности детей.
В течение года детей целенаправленно знакомят с различной деятельностью людей: профессиональной (труд для других); бытовой (труд для себя и семьи); отдых, хобби и увлечения (труд для души).
Большое значение для речевого развития играют средства, методы и приемы, использующиеся для познавательного развития детей. В программе «Из детства в отрочество» наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. п.) предлагаются и новые. Например, традиция «Встречи с интересными людьми». На эти встречи к детям приходят сотрудники детского сада, родители. Они рассказывают о своем труде, интересах и увлечениях. Дети рассматривают принесенные предметы и результаты деятельности гостей. Так, во время встречи с поваром дети рассматривают предметы, необходимые для приготовления пирога. Отдельно демонстрируются продукты, определяются их качества и свойства. И конечно, все ждут результата труда повара испеченный пирог. Повар торжественно вносит его в группу, и начинается чаепитие.
Другая традиция «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (дерево, куст, речка, пруд, лесная тропинка и т. д.). Перед прогулкой педагог предупреждает детей, что они обязательно сегодня встретятся со сказкой. По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а педагог поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может быть, она приведет нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву. Может быть, здесь спряталась сказка?» Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок), отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблони разговор пойдет о сказке «Гуси-лебеди». Дети рассматривают дерево, его ветки, листья и плоды (если есть), пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке. Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей.
В процессе познавательного развития воспитатели и дети создают различные коллекции по групповым и индивидуальным интересам, тематические альбомы «Все работы хороши», «Наши славные дела», «Домашние любимцы», «Моя семья» и др. Коллекции и альбомы широко используются в речевом развитии детей. Дети с удовольствием беседуют друг с другом, с воспитателями и гостями группы, рассматривая фотографии, картинки и коллекции.
Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. В программе большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Взрослые всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников влияет на совершенствование разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи (объяснительной). На специальных занятиях дети знакомятся с понятиями «низкий высокий», «узкий широкий», «длинный короткий» и др. При этом широко используются прием сравнения, практические действия детей (построить домики разной высоты, выложить дорожки разной длины и т. д.).
Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматический строй речи детей. Многие математические понятия закрепляются в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают и их словесное обозначение (выше всех ниже всех, медленно медленнее, быстро быстрее). Отвечая на вопросы воспитателя, рассматривая сюжетные картинки, создавая и меняя сюжеты на панно «Лес» и в комнате кукол, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения. Например: «Зайчик сидит между куклой и собачкой. Зайчик сидит выше матрешки, машины и пирамидки. Пирамидка стоит ниже зайчика, куклы и собачки. В лесу дерево выше, чем куст. Куст выше, чем трава. Цветок ниже куста. В нашем лесу цветов больше, чем грибов» и т. д.
В течение года дети усваивают счет в пределах пяти. Здесь активно отрабатывается согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже (один гриб два гриба пять грибов).
Предлагаемые в методике формы и методы работы, игры и игровые упражнения, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Например, в сюжете «Магазин «Одежда» дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение на прилавках, а затем закрепляют полученную информацию через загадки-описания. Закрепление принципа классификации предметов по одному или нескольким признакам проходит в игровых упражнениях «Съедобное несъедобное», «Дикие и домашние животные» и т. п.
Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие связной речи детей, готовит их к усвоению сложного типа монолога рассуждения. Активно используется работа парами, практикуются задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу (например, игровое упражнение «Угадай-ка» на разном математическом содержании). Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.
Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, докучные сказки, поэзия, поэт, эпитет и др.)- Введение понятия «сравнение» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.
Предусмотренная в программе методика по приобщению к художественной литературе оказывает большое влияние на формирование связной речи. Все аналитические занятия построены в вопросно-ответной форме, на них широко используется совместное с педагогом обсуждение произведений. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц), последовательность событий. Внимание детей обращается на традиционные сказочные словесные обороты, которые одновременно являются одним из средств связности высказывания. В системе занятий по литературе предусмотрены специальные занятия: индивидуальные, коллективные, вместе с родителями, на которых дети сочиняют свои сказки. Как правило, работа, начатая на занятиях по литературе, продолжается на занятиях по развитию речи.
Со старшей группы вводится новый вид работы – чтение с продолжением. При этом в методике по художественной литературе предусмотрен целый ряд моментов, напрямую связанных с речевым развитием ребенка. Сюда относится: чтение последующих частей большого произведения, которое всегда начинается с воспоминания о том, что было прочитано раньше, с восстановления сюжетной линии; пересказ отдельных глав или понравившихся моментов; составление детьми собственных рассказов по заданной ситуации с определенным началом или концом, определенной системой образов и т. д. В течение года дети разучивают стихи по своему выбору (с обоснованием выбора), инсценируют понравившиеся произведения.
Художественно – эстетическое развитие.
Эстетическое развитие детей осуществляется по трем направлениям: «Прекрасное в жизни и искусстве», «Мы рисуем», «Художественный труд».
Особое влияние на речевое развитие ребенка оказывает первое направление методики. Оно предполагает работу по приобщению детей к красоте природы и искусству. Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Методика работы с детьми включает обязательное рассматривание разнообразных природных объектов, явлений; сезонных изменений в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.
Осенью внимание детей обращается на овощи и фрукты. Дети приносят их из дома (или со своих огородов), рассматривают, составляют из них «живые» натюрморты, организуют и посещают выставку «Дары осени». Особая работа проводится с осенними цветами (астры, бархатцы, сальвия, георгины, душистый табак). Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Отдельные цветы (бархатцы, душистый табак, хризантемы) рекомендуется принести с улицы в помещение детского сада и продолжить уход и наблюдение за ними. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства дивных созданий природы деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов и оттенков листьев. В ноябре отмечаются изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Рассматривая плоды деревьев и кустарников (боярышник, рябина, калина, шиповник, снежник и др.), дети отмечают разнообразие цветов и оттенков, строения и формы. Поздней осенью дети рассматривают кору разных пород деревьев. Отмечается многообразие цвета, фактуры (гладкая, шершавая). Обращается внимание на разнообразие листьев в природе: с одной пластинкой (подорожник, мать-и-мачеха), с тремя пластинками (клевер, земляника), с сильно изрезанными краями (своеобразие рисунка края у разных листьев). Дети подбирают определения к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду; жесткие, хрупкие во время заморозков. Собираются разные по форме листья, засушиваются соцветия трав на память о лете.
Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны разных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (туя, ель, сосна, кипарис, можжевельник и др.). Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдения за снегом, инеем. Особое место в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказание помощи птицам.
Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. В группу вносятся ветки тополя. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов мать-и-мачехи, калужницы, купальницы, лютика, сурепки показывается разнообразие оттенков желтого цвета.
Организуя процесс восприятия искусства, воспитатели знакомят детей с работами народных мастеров и произведениями декоративно-прикладного искусства. Организуются выставки, на которых происходит знакомство с орнаментом и изображением растительного узора (цветы, ягоды, травка).
В рамках данного направления детей знакомят с такими профессиями, как художник, художник-иллюстратор. Планируется интересная работа по рассматриванию иллюстраций, передающих с помощью различных средств художественной выразительности определенное настроение (радость, грусть, страх и др.)- Очень нравится детям рассматривать иллюстрации и репродукции произведений живописи с изображением сцен, позволяющих думать о какой-то тайне и по-разному толковать изображенные события.
Второе направление методики связано с развитием детей в рисовании. Здесь на речевое развитие существенное влияние оказывает результат изобразительной деятельности, т. е. детские работы. Например, сентябрьские детские работы «Перчатки», «Связка ключей» используются для проведения игр «Чего не стало?», «Найди пару», «Найди отличия» и др. В течение года по детским работам создаются книги: «Розовая книга сказок» в октябре, «Голубая книга сказок» в декабре, «Сказки ночи» в феврале (средняя группа). Книга в подарок Деду Морозу – старшая и подготовительная группа.
При организации совместного и самостоятельного творчества детей во второй половине дня воспитатель нацеливает детей на сочинении сказки по продукту изобразительного творчества, многие поделки, сделанные руками детей обыгрываются в самостоятельных играх.
Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. В течение года дети активно работают ножницами, пришивают пуговицы, работают со штампами и трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывания бумаги.
Для полноценного развития детей в театрализованной деятельности в программе предлагается новый подход к организации, содержанию и методам работы с ними. Остановимся на некоторых особенностях работы, оказывающих существенное влияние на речевое развитие детей.
Важной особенностью методики является то, что всем детям предоставляются равные возможности для участия в инсценировке. Это значит, что они действуют в различных ролях независимо от их способностей. Для работы с детьми воспитателям предлагается примерный репертуар, включающий фольклор народов мира, русскую и мировую классическую поэзию, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.
Театрализованная деятельность детей не подразумевает специальных, утомительных репетиций. Вся работа проводится в течение одного дня в неделю. Этот день в программе называется «театральная пятница». Работа с детьми проходит в следующей последовательности.
Воспитатель знакомит детей с содержанием поэтического произведения и предлагает им разыграть его в ролях. Далее начинается работа над ролью. Именно этот этап оказывает существенное влияние на развитие речи каждого ребенка.
Педагог дает художественное описание места действия инсценировки (лес, дом, дорога и др.). Дети активно дополняют описание, а со второй половины года пытаются описать свое видение места происходящих событий.
На следующем этапе анализируются события, описываемые в произведении. Дети восстанавливают последовательность событий. Используются элементы пересказа стихотворного текста в повествовательном варианте.
После распределения и принятия ролей воспитатель побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, взаимоотношений героев. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире событий, входящих в инсценировку. При составлении описаний действующих лиц активизируется словарь прилагательных, глаголов, наречий. Важным моментом в методике является то, что описание внешности героев, их действий закрепляется в практическом плане. Например, каждому ребенку предлагается раскрасить заготовку маски в соответствии с созданным им образом. Особенности поведения героев, их действия в контексте произведения сначала проговариваются детьми, а затем демонстрируются. Например, в инсценировке по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят» воспитатель с детьми разбирает значение глаголов бежать («Вдруг бежит лисичка...») и разбежались («По лесной лужайке разбежались зайки»). Воспитатель спрашивает: «Как бежит лисичка? (Быстро, тихо.) Что делают зайки, когда видят лису?» (Убегают от нее.) Педагог обращает внимание детей, что, когда зайчата убегают, они не бегут друг за другом, а разбегаются в разные стороны. Понимание смысла глаголов закрепляется в проигрывании соответствующих действий героев: «Покажите, как бежит лисичка», «Покажите, как зайчики разбежались». Анализ отношений героев произведения постепенно подводит детей к подбору слов, характеризующих действующих лиц.
В методике иногда вводятся предварительные беседы и маленькие этюды, помогающие лучшему восприятию произведения. Например, в инсценировке по стихотворению Д. Хармса «Кошки» воспитатель во время предварительной беседы предлагает детям ответить на вопросы: «Как вы относитесь к кошкам? Что вы знаете о кошках? У кого дома есть кошка?»; описать, какими бывают кошки (внешние характеристики, повадки), как они ведут себя в разных ситуациях (когда просят что-нибудь, обижаются и злятся). Затем проигрывается этюд, где воспитатель предлагает детям представить, что они идут по дорожке и видят кошек. Как поступит каждый из них? Детям предлагается подойти к котятам (игрушки, картинки) и поговорить с ними.
Учитывая огромное влияние предусмотренной в программе методики театрализованной деятельности детей на развитие речи, в данном пособии предлагается подробный анализ речевой работы педагога по каждой инсценировке.

Отдельно хочется затронуть формы работы с детьми по развитию связной речи.
Развитие диалогического взаимодействия. В отечественной методике развития речи детей дошкольного возраста большое внимание уделяется изучению и развитию диалогической речи. Однако очень часто выделенные в методике средства развития речи детей больше ориентированы на диалогическое общение ребенка с взрослым (педагогом). Соответственно большинство конкретных методов и приемов, используемых в практике детского сада, также подразумевают обязательное активное и руководящее участие взрослого в процессе формирования диалогической речи и взаимодействия. Например, организуя беседы с детьми, именно взрослый определяет тематику разговора, его содержательные моменты, вопросы и даже ответы детей.
При таком подходе самым инициативным, активным и коммуникабельным является взрослый. А ребенку отводится роль пассивного собеседника. Это отрицательно сказывается на коммуникативной позиции и самостоятельности детей, а процесс развития диалогического общения со сверстниками протекает стихийно.
Учитывая, что диалогическая форма речи в старшем дошкольном возрасте эффективно развивается в процессе речевого взаимодействия сверстников, в предлагаемой методике именно этому моменту будет уделяться особое внимание. При этом одним из важных условий диалогического взаимодействия является объединение старших дошкольников в пары (диалогические пары) с учетом их диалогической позиции (активная и пассивная), которая определяется на специальном занятии.
Определив среди детей группы коммуникативно активных и коммуникативно пассивных детей, педагог в последующем (в течение года) упражняет детей (объединяя их в пары) в диалогическом взаимодействии при составлении диалогических сказок. При этом необходимо придерживаться следующей последовательности:
объединение в первую очередь коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными (23 занятия);
объединение в первую очередь двух коммуникативно пассивных детей (23 занятия);
свободное объединение детей в пары (по собственному выбору).
Мотивом к речевой деятельности детей является рассказ педагога о просьбе малышей детского сада составить для них книжечку маленьких сказок.
В работе используются сюжетные картинки из пособия Т. И. Гризик «На пути к сказке» (картинки 16) и универсальные бумажные шапочки.
Формирование монологической речи (описание и повествование). В старшей группе начинается целенаправленная работа по формированию навыков, необходимых для составления монологических высказываний. Обучение описательным и повествовательным высказываниям происходит раздельно. Сначала детей обучают составлять элементарные монологи-описания, затем раскрывают правила составления монологов повествовательного типа.
При обучении описанию учитывается сложность данного типа монолога. Детям раскрывается только два правила составления описаний: обозначение объекта описания (что или кто будет описываться); выбор логики (последовательности) перечисления характеристик.
Логика (последовательность) перечисления определяется пространственными ориентирами (слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх; по кругу).
При описании предметов используется и другая логика, связанная с характеристиками предметов нашего мира. Так, любой предмет включает в себя две группы характеристик: 1) внешние (телесные) характеристики: качества, свойства, признаки; 2) внутренние (скрытые) характеристики: целевое назначение и функция предмета. Поэтому при описании желательно, чтобы ребенок сначала описал одну группу характеристик, а затем перешел к описанию другой группы.
При обучении описанию активно используется самостоятельная изобразительная деятельность детей («Портрет моего сказочного друга», «Дом для сказочного друга», «Подарок для сказочного друга», «Транспорт для сказочного друга»). Качество описательных высказываний детей значительно повышается, так как ребенок дважды продумывает свое описание. Первый раз когда продумывает изображение; второй раз когда рисует (здесь ребенок имеет возможность откорректировать свое изображение). Обращаем внимание педагогов на то, что при данном подходе ярко проявляется следующая тенденция: чем хуже рисунок по изобразительным критериям, тем лучше речь (описание). Ведь ребенок начинает описывать то, что не смог изобразить, поэтому данные рисунки детей никогда не оцениваются с точки зрения изобразительных способностей ребенка. Оценивается только речь ребенка.
Воспитатели в своей работе используют пособие Т. И. Гризик «На пути к сказке».
При обучении повествованию педагоги учат детей определять главную идею текста (через вопрос «О чем эта сказка?») и структурные части (начало, середину и конец сказки). Знакомя со структурой повествования, педагоги идут от общего к частному, т. е. сначала дают представления о целостной структуре повествовательного высказывания, а затем раскрывают значение каждой структурной части.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и профессиональная карьера. Принцип предупредительного подхода, который разработала Р.Е. Левина, положен в основу речевого обучения это обязательная подготовка детей к обучению в школе (освоение элементов грамоты). Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Правила составления синквейна.
правая строка одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану:
предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем неживые, далее называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;
педагог добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);
дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);
называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает).
В данном случае нельзя объединять два слова в предложение; педагог называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец; нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце горит, светит, яркий, жаркий). После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение. Фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна мини- сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет. Работа ведется в нескольких направлениях: педагог ребенок; педагог родители ребенок. Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владею-щие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшего дошкольного возраста, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями. «Сочинения» пишутся 1 раз в неделю или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых. Примеры синквейна: 1. Кукла. 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка.
1. Машина. 2. Быстрая, мощная. 3. Едет, обгоняет, тормозит. 4. Я люблю кататься. 5. Транспорт.
1. Дождь. 2. Мокрый, холодный. 3. Капает, стучит, льется. 4. Я не люблю дождь. 5. Вода. Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:
иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живойнеживой), слово-действие, слово-признак;
уметь подбирать синонимы;
научиться правильно понимать и задавать вопросы;
согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Могут быть использованы такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки на основе существующих строк необходимо ее определить).   Целесообразное использование синквейна: На занятиях для закрепления изученной темы. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ. 1. Заяц. 2. Белый, пушистый. 3. Прячется, боится, убегает. 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное. В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.   Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет педагогу гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Синквейн – это не способ проверки знаний воспитанников, у него другая задача, причем более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе занятия (даже изучения темы), проверить, что находится у детей на уровне ассоциаций. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что: - Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога.

Литература:
1. Т.И.Гризик Развитие речи и подготовка к обучению грамоте, Просвещение, Издательство, 2006
2 О.Ушакова Развитие словесного творчества детей, Москва 2009г
3 Т.А. Ткаченко Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша, Эксмо 2006г
4А.М.Страунинг Игры по развитию творческого воображения, Ростов н/Д: Аспект 2001г
5 В.М.Акименко Развивающие технологии в логопедии, Ростов н/Д, Феникс 2011г





Приложенные файлы


Добавить комментарий