Урок-презентация по биографии и творчеству В.М.Шукшина


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Урок литературыв 8 классе Тема: урок-встреча с В.М.Шукшиным-писателем,актером,режиссером.Автор работы: Тибейкина Нелли Николаевна,учитель русского языка и литературы МОУ «Зональная средняя общеобразовательная школа». Цели урока: приобщение учащихся к творчеству В. М. Шукшина; знакомство с творчеством, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих.формирование представления об особенностях героев Шукшина; Эпиграф урока: Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее… В.М.Шукшин. План урока: 1.Родина В.М.Шукшина. 2.В.М.Шукшин об Алтае. 3.Современники о В.М.Шукшине. 4.Родители В.М.Шукшина. 5.ДетствоВ.М.Шукшина. 6.Годы учения В.М.Шукшина. 7.Шукшин-режиссер. 8.Шукшин-актер. 9. «Калина красная». 10.Шукшин-писатель. 11.Основные вопросы и проблемы творчества. 12.Произведения Шукшина и его герои. 13.Степан Разин-главный шукшинский герой. 14.Вывод. 15.Список литературы. «Великий сын алтайской земли - В.М.Шукшин». Прекрасная Алтайская земля, рождает талантливых людей, имена которых знает вся страна: Р. Рождественский- уроженец Косихинского района, М.Юдалевич- известный алтайский писатель, И. Савина- талантливая актриса и, наконец, В.М. Шукшин. Он не только родился на Алтае, он воспел его в своих произведениях. Со времён Ломоносова русская деревня посылала своих посланцев, смекалистых и умных, в большой мир. Они прославляли Землю Русскую, овладевали высотами мировой культуры, но навсегда оставались, верны земле, их породившей, своей «малой родине». Село Сростки - «малая родина» Василия Макаровича Шукшина оно близко нам , как пушкинское Михайловское или есенинское Константиново. Привольно раскинулось старинное сибирское село между Чуйским трактом и зелёной красавицей Катунью. Здесь родился и жил Василий Макарович Шукшин. Образование села связано с освоением русскими людьми алтайской земли вверх по Катуни. Первое упоминание села Сростки найдено в документах середины 18 столетия. Предполагается, что в те времена , здесь было что-то вроде заимки , где велись рыбные и звериные промыслы. Чаще всего вновь возникающие населённые пункты называли в честь первопоселенцев их прозвищами или по каким-то внешним природным признакам. Существует версия, что в Сростках жил бедный каторжник Старостик на Пикете. Здесь он вырыл себе землянку, здесь умер и похоронен. По другой версии гора Пикет была сросша с Монаховой горой, что за Катунью. Потом река их разделила. И следующая версия основана на том, что река Катунь , в районе села Сростки , вниз и вверх по течению распадается на множество рукавов и протоков. И только в месте образования села срастается в единое русло. Ещё до образования села это место называлось Сростки. Весь творческий путь Шукшина непосредственно связан с любовью к Родине, к родной земле, к людям родного села. Каждая его работа «вышла из Сростков и сюда же, в Сростки, вернулась на суровый и нелицеприятный суд его жителей. «Малая родина» Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нес Шукшин в душе до последнего часа. …Редко кому завидую, а завидую моим далеким предкам – их упорству, силе огромной…Я бы сегодня не знал, куда деваться с такой силищей. Представляю, с каким трудом проделали они этот путь – с Севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они его прошли. Благодарю их самым дорогим словом, какое только удалось сберечь у сердца: они обрели – себе и нам, и после нас – прекрасную родину. Красота ее, ясность ее поднебесная – редкая на земле. Нет, это, пожалуй, легко сказать: красивого на земле много, в том, что дает родина – каждому из нас - в дорогу, если,положим, предстоит путь, обратный тому, какой в давние времена проделали наши предки, - с Алтая, вообще что родина дает человеку на целую жизнь. Я сказал «ясность поднебесная», но и поднебесная и земная, распахнутая, - ясность пашни и ясность людей, которых люблю и помню. Когда я хочу точно представить, что же особенно прочно запомнил я из той жизни, которую прожил на родине. В те свои годы, в какие память наша, особенно цепкая, обладает способностью долго удерживать то, что ее поразило. То я должен выразиться громоздко и несколько неопределенно, хотя для меня это точность и конкретность полная: я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья. Я долго стыдился, что я из деревни и что деревня моя черт знает где – далеко. Любил ее молчком, не говорил много. Служил действительную, как на грех, во флоте, где в то время, не знаю, как теперь, витал душок некоторого пижонства: ребятки в основном все из городов, из больших городов, я и помалкивал со своей деревней. Но потом – и дальше, в жизни – заметил: чем открытее человек, чем меньше он чего-нибудь стыдится или боится, тем меньше желания вызывает у людей дотронуться в нем до того места, которое он бы хотел, чтоб не трогали. Родина…Я живу с чувством, что когда– нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть еще куда отступать, есть, где отдышаться, собраться с духом. Родина… И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь непохоже по жизни-то…Отчего же? Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив. Современники о В.М.Шукшине Василий Белов: Рожденному сибирской, то есть русской деревней, ему вовсе не требовалось постигать или изучать национальный характер. Позади него громоздилась вековая, во многое трагическая история, перекликалась богатейшая культура народного творчества. И, разумеется, появление такого художника вовсе не было для русской культуры какой-то особенной неожиданностью или феноменом. Такое появление всегда бывает закономерным, и будем считать, каждый раз не последним. Вместе с тем Шукшин - художник, как это и должно быть с истинным художником, ни на кого не похож, созданные им образы первозданно свежи и всегда неожиданны. Валентин Распутин: Все, что сделано Шукшиным в искусстве, освещено у него этим требованием («Будь человеком»…), этой страстью и этой болью, которым он заставил внимать всех кто умеет и не умеет слушать. Не было у нас за последние десятилетия такого художника, который бы так уверенно и беспощадно врывался в человеческую душу и предлагал ей поверить, что она есть, в каких просторах и далях она заблудилась, какому поддалась соблазну или, напротив, что помогло ей выстоять и остаться в верности и чистоте. Читателем и зрителем Василия Шукшина была и остается вся Россия от самых высоких до самых низких душ. Его талант – это, прежде всего, голос взыскующей совести. Современники о В.М.Шукшине Ю. Григорьев, кинорежиссер: Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, матерью, которую он любил какой-то невероятной сыновней любовью. Он все время рвался душой на родину, использовал малейшую возможность, чтобы слетать в Сростки, пусть коротко, на несколько дней. В.Астафьев: Я все время пытался, кода встречался с Василием Макарычем, представить, на что он похож обликом своим, характером, своим нравственным поведением, своей мужественной, суровой внешностью? И только сегодня понял, что Василий Макарович – вылитая его, так сказать, родная сторона, вот то место, где мы сейчас с вами находимся. Я не знаю, как вы, но всю огромность потери, постигший нацию, до сих пор не могу осознать… Пройдут года, все так ли будут шуметь березки, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки. Но я уверен, что слава этого человека, облик его в годах будет все более благороден и светел, и на эту гору с каждым годом все больше народа будет приходить. Не обязательно по приглашению, а просто, так как к Пушкину. Родители В.М. Шукшина были крестьяне. Девичья фамилия матери Попова. Родилась она на Алтае в 1909 году. Семья Поповых была большая – 12 детей. С детства все были приучены к труду. Родители воспитывали в них доброту и порядочность. Потом все это Мария Сергеевна – так звали мать Шукшина – передаст своим детям. Воспитывая детей, она всегда помнила слова отца: «Дитя выучить, что дом построить: заложишь криво фундамент – дом выйдет кривой». «Отец мой, - писала Мария Сергеевна в своих воспоминаниях, - был плотник и столяр. Очень умный, правдивый человек. Вася его любил за правдивость». Отец Шукшина – Шукшин Макар Леонтьевич – родился на Алтае в 1912 году в семье плотника. По свидетельству людей, близко его знавших, был большим трудягой, уважаемым в деревне человеком. Женился очень рано. После свадьбы отец выделил молодым амбар под жилье, в нем и родились дети Василий и Наташа. Лицом и ростом Василий Макарович походил на отца, а характером пошел в мать. В 1933 году отец был арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу никто не знает. В 1956 году был посмертно реабилитирован. Родители В.М.Шукшина. ОТЕЦ Как пишет сам Василий Макарович позже о своем отце: «В 1933 г. отец арестован… Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 г. он посмертно полностью реабилитирован»Что же случилось с отцом Васи? В Сибири, в горах и тайге Алтая тогда ещё орудовали последние недобитые банды, которым не по нутру был новый строй, решительный поворот в жизни сибирского крестьянства. Бороться с ними было трудно. Тем более что бандиты имели в некоторых селах своих тайных пособников из числа, как правило, «темных», в прошлом зажиточных крестьян, которым Советская власть насолила. Этим и воспользовался недруг и ненавистник Макара Шукшина – сочинил злой навет. За обвинениями политического порядка стояла ревнивая завистливая злоба: имел виды на Маню Попову, а она предпочла другого – ело глаза чужое счастье. История старая, как мир, но от этого не легче… МАТЬ Да, отца Вася Шукшин не запомнил, не запомнил и великого горя материнского, даже тех поистине черных минут, когда Мария Сергеевна в порыве отчаяния, такого, что горче не бывает, решилась было уйти из жизни: втиснулась в русскую печь с детьми, так закрыв заслоник, чтобы угореть… Не дали, увидела соседка, спасла деревня…… Смирилась совсем молодая ещё женщина со своей долей, осталась жить ради детей. Ради них спустя время снова вышла замуж за хорошего и работящего Павла Куксина. А сын, уже подросший отчима и невзлюбил, дерзил ему часто, не слушался, хотел, чтобы «он разозлился и пришел в отчаяние» или «хоть бы он ударил… хоть бы щелкнул разок по лбу…» Он родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Обездоленным, горьким назовём мы детство человека, сперва потерявшего отца, а потом и отчима(Павла Николаевича Куксина), кстати сказать, он был очень хорошим и добрым отчимом, искренне любившим малых детей Марии Сергеевны Шукшиной-вихрастого мальчишку Василия и совсем крохотную Наташу… Он погиб на войне, среди тех сибиряков, что бессчетно полегли под Москвою… Поэтому-то детские деревенские труднейшие годы жизни Шукшина, кажется, не должны бы оставить в его душе ничего, кроме скорбной памяти о слезах и страданиях матери, о бесконечных дальнейших лишениях семьи, когда он, будто взрослый, должен был, считаясь колхозником, работать не только наравне с матерью, а иной раз брать на себя какую-то часть непосильных ее трудов… Все это так и было. Тут, как говорится, ничего не убавишь и не прибавишь. Но при всем том важно вспомнить, что эти тяжкие беды были для всех общими. Общенародными. Недаром же сейчас в Сростках земляки Шукшина говорят в один голос, что теперь-то, дескать, мы живем, словно цари, а в ту пору даже и понять невозможно было, каким чудом сумели выдюжить… ЮНОСТЬ Любимым занятием Васи было чтение книг. Хотя мать и объявила войну книгам, но он все равно читал, вставлял книжку в обложку задачника, «маскировался» и читал.«Читал я действительно черт знает что, - признавался потом Шукшин, - вплоть до трудов академика Лысенко – это из ворованных (поддавшись неуемной жажде чтения, одно время он даже воровал книжки, какие попадались под руку, из школьного книжного шкафа). Обожал всякие брошюры: нравилось, что они такие тоненькие, опрятные; отчесал за один присест – и в сторону…» Но благодаря вмешательству учительницы Анны Павловны, Вася стал читать русскую и зарубежную классику. И часто – вслух, матери и сестре. Эти чтения Шукшин, уже почти сорокалетний, назвал позднее праздником. И добавил: «Лучше пока не было».Но наступают тяжелые времена, голод, даже последнюю корову Райку и ту закололи. И единственное правильное материнское решение в такой ситуации было – отдать Василия «в люди». Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село… села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть… на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел.» Первое прощание с родным селом Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стеклышко ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. В 1943 году он закончил сельскую семилетку, поступил в Бийский автотехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки. Какое-то время работал в колхозе, а в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить его в самостоятельную жизнь. И тут очень важно понять, каким он уходил из дома. Конечно, деревенский подросток, из «медвежьего угла», из беднейшей семьи. Но подросток, много прочитавший, по – настоящему читавший – все подробности в цикле рассказов «Из детских лет Ивана Попова». Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду. Пробывал поступить в военное авиационное училище в Тамбове, в Рязанское автомобильное – не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу, он служил на флоте, в Севастополе, старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин сказал, уже став известным писателем. После демобилизации он вернулся в Сростки, очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: «Такого напряжение сил я больше никогда не испытывал». Потом недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык, литературу и сохранил, светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки. Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну деньги на дорогу, продала тёлочку, кстати, тоже Райку. О том, как Шукшин поступил в Институт кинематографии (ВГИК), существует немало легенд. Тем более что он и в самом деле пришел в этот, по-нынешнему говоря, элитарный вуз в гимнастерке и сапогах, уже внешне выделялся среди абитуриентов, столичных мальчиков и девочек из семейств, причастных к искусству. И конечно, ему пришлось наверстывать то, что он пропустил в юности. А потом он уже понимал, каковы его силы, но не спешил о себе заявить, изображал простака: вы тут все гении, а я уж как-нибудь. По его собственным словам, «хоронил в себе от посторонних глаз неизвестного человека, какого-то тайного борца, нерасшифрованного».Еще студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. 1949, 29 октября — Ленинским райвоенкоматом Московской области призван на срочную службу в Военно-Морской Флот СССР. Начал служить на Балтийском флоте.1950—1952 — Шукшин переведен с Балтийсткого флота на Черноморский. Воинское звание — старший матрос, военная специальность — радист особого назначения. Во время службы посещал Севастопольскую морскую библиотеку.1953, январь — решением медицинской комиссии Главного военно-морского госпиталя Черноморского флота (в Севастополе) досрочно демобилизован с язвенной болезнью желудка. Вернулся в село Сростки. Служба в армии Возвращение домой Весной — сдал экзамены на аттестат зрелости экстерном в сросткинской средней школе № 32.«Во все времена много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамен на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом — аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал.» 1953—1954, октябрь-июнь — преподает русский язык, литературу, историю в Сросткинской школе сельской молодежи, одновременно — директор школы. И снова в дорогу Но в глубине души он в то же время постоянно чувствовал, ощущал, что ему мало одного этого «настоящего, хорошего дела». Казалось, чего бы еще? На видной должности, с хорошей зарплатой, всеми уважаемый и необходимый здесь человек. Приняли кандидатом в члены КПСС, приглашают работать в райком комсомола, секретарем. Мать не радуется, родные счастливы и горды. Вот уже и невесту ему сосватали – красивая, душевная учительница с высшем образованием – да и дело со свадьбой хорошо уже сладилось.Но только исполнилось Василию двадцать пять, как он снова покинул родные края. Начало новой жизни 1954, июнь — уезжает в Москву, сдает вступительные экзамены во Всероссийский институт кинематографии. Больше чем все свои силы и все знания – бороться до конца! – готов был положить двадцатипятилетний Шукшин для того, чтобы поступить учиться.25 августа — зачислен студентом режиссерского отделения.1954—1960 — учеба во ВГИКе. Первый свой роман Шукшин писал ночами в студенческом общежитии, в комнате, где живили еще два студента. Писали рассказы, но они не воспринимались им как что-то большое и настоящее. Писал и стихи. Первые написанные рассказы Шукшина были о детстве, а также о разных деревенских проблемах, о которых спорили сельские жители. Этот вывод подтверждается и составом, тематикой его рассказов, вошедших в первую его книгу – «Сельские жители», - которая увидит свет в 1964 году.«Меня охватывает тупое странное ликование. Я пишу. Время летит незаметно. Пишу! Может, завтра буду горько плакать над этими строками, обнаружив их постыдную беспомощность, но сегодня я счастлив...» Первое творчество 1958 — В. Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора».1958, август — в журнале «Смена», № 15 напечатан рассказ «Двое на телеге» — первая публикация В. Шукшина в центральной печати.1963 — в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга «Сельские жители». Творческий расцвет Режиссерскую деятельность он начал на киностудии им.Горького, снял фильм «Живет такой парень», при этом являясь его сценаристом. И в дальнейшем по своим киноповестям он снял еще 4 фильма. Снимая «Печки-лавочки» он задействовал много своих земляков, так как создавать этот фильм он приехал на свою родину в Сростки. Фильмы «Печки-лавочки» и «Калина красная»-крупнейшие победы режиссера, завоевавшие огромный успех у зрителя. Поставлены они по специально написанным сценариям- киноповестями, как называл их Василий Макарович. Фильм «Печки-лавочки» -это рассказ Шукшина об отчем доме, о земляках и родной земле. Красота Алтая, многообразие народных характеров и обычаев представлены зрителю во всей полноте. Показан нынешний день, со всеми его насущными заботами и тревогами, увиденный острым взглядом писателя, режиссера и актера Шукшина. Картина снималась в селе Шульгин Лог, находящемся недалеко от Сросток - через Катунь. В последнем кадре фильма «Печки-лавочки» на горе Пикет сидит босой Иван Расторгуев-главный герой фильма. Многими теперь этот кадр воспринимается как «житейская»фотография Василия Макаровича. Последний фильм «Калина красная» снимался в окрестностях Белоозерска. В нем показана острейшая нравственная трагедия человека, нарушившего связи с отчим домом, преступившего законы жизни общества.Его режиссерская деятельность оценена по заслугам и во время жизни и после смерти. Как актер Василий Макарович снимался не только в своих картинах, но и у других режиссеров. Студентом получил первую большую роль в кино – солдата Федора в фильме Марлена Хуциева «Два Федора» (1959).Сыграл главные роли в картинах «Калина красная», «Они сражались за Родину». и др. 1958 г. – первая роль в фильме«Два Федора».1965 г. – фильм «Ваш сын и брат».1969 г. – фильм «Странные люди».1972 г. – фильм «Печки лавочки».1974 г. – главные роли в фильмах «Калина красная» и «Они сражались за родину». Шукшин приступил к съемкам очередной своей картины «Калина красная» весной 1973 года в Вологодской области под Белозерском. Главным героем фильма является Егор Прокудин, которого сыграл сам Василий Макарович Егор – непоследователен: умиленно-лиричный, то груб, то ершист и забулдыга, любитель попоек, то добряк, то бандит. Такого образа не удавалось создать никому: ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру.Фильм «Калина красная» удостоен премии 7 Всесоюзного кинофестиваля, за исполнение роли Егора Прокудина Шукшин признан лучшим актером года. Литературный путь Шукшина продолжался 15 лет. В своих произведениях он поднимает извечные проблемы о смысле жизни, духовных ценностях. Ведущее место в его произведениях занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых чудиков, стремящихся постичь смысл жизни. За время своей писательской деятельности Василий Макарович создал 5 киноповестей «Печки-лавочки», «Живет такой парень», «Два Федора», «Калина красная» и «Ваш сын и брат». Большой мастер слова, глубокий знаток народной жизни, Шукшин был предан крестьянской теме, но никогда не сводил её к чисто сельской Проблематике. Его интересовали Большие социально-нравственные и гуманистические проблемы. В его книгах мы видим многообразие типов народных характеров. За внешне нескладными, как говорят в народе, непутёвыми судьбами многих героев Шукшина скрыта их неутомлённая жажда прекрасного, добра, справедливости. Таковы Бронька Пупков с его мечтой о подвиге («Миль пардон, мадам.»), почтальон Макар Жеребцов, всем желающий добра, но не знающий, как помочь людям («Макар Жеребцов»), чистый душой и помыслами «неудачник» Василий Князев («Чудик») и др. Драматург людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ жизни. Обида за человека, сломавшегося обстоятельствами. Шукшин болеет душой за человека, за наших современников, особенно людей «с мятежной душой». Произведения Шукшина и его герои. Исследователи творчества Шукшина сравнивают его рассказы по краткости с рассказами А.П.Чехова, психологизм прозы Шукшина – с психологизмом Ф.М. Достоевского. Он не только ввел в русскую литературу своего героя, другими прежде не замеченного, но и выработал новый литературный стиль, в котором динамический сюжет уживается с философскими размышлениями, лирические интонации – с сатирическими. С появлением первых рассказов Шукшина в литературной критике вошло в обиход понятие «шукшинский герой». Особое отношение у Шукшина к Ивану – дураку. Не только к сказочному. Вообще к человеку, не такому как все: к дурачку, юродивому, кликуше. Шукшин видел и знал, что в дурачке «правда времени вопиет так же неистово, как в гении, так же нетерпеливо, как в талантливом, так же потаенно и неистребимо, как в мыслящем и умном…». Это был ответ писателя тем, кто свысока толковал про его «чудиков». Ну, а как могут отнестись к Броньке Пупкову из рассказа «Миль пардон, мадам!» читатели XXI века? Ровесников Броньки, ветеранов Великой Отечественной, ныне осталось немного – и все они глубокие старики. Воспоминания о войне для них – самое дорогое. А Броньке было неинтересно рассказывать бывальщину о войне. Вникните,- какую потрясающую историю он умудрился сочинить и упорно рассказать! Да, решил добраться до бункера Гитлера и добрался, стрелял в главного фашиста и … промахнулся. Рассказывая эту историю, Бронька каждый раз страдает и плачет. Из-за того, что промахнулся. «А стрелок он был, правда, редкий», - скупая фраза, завершающая рассказ «Миль пардон, мадам!». Вот и поймите, что хотел пояснить Шукшин этой последней фразой. Произведения Шукшина и его герои. Сегодня можно сравнить ловкость, с которой Бронька проник в бункер фюрера, с приключениями суперменов из американского кино. Но русский солдат Бронька в пору, писался рассказ, еще и не видывал такого кино. А свою историю не мог завершить успехом, поскольку фюрер кончил счеты с жизнью в Берлине, в 1945-м. «Миль пардон, мадам!» - рассказ о талантливом человеке. Составляя в 1974 году книгу рассказов и повестей, Шукшин написал обращение к читателю – и не только к тогдашнему: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту….Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами – стоит ли отдавать его за некий трескучий, так называемый «городской язык», коим владеют все те же ловкие люди, что и жить, как будто умеют, и насквозь фальшивы? Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». Степан Разин – главный шукшинский герой. Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Степана Разина, сказать со всей определенностью трудно. Но несомненного, что Разин прошёл через всю жизнь Шукшина, стал своеобразным символом его личности и судьбы. Со школьных лет образ Разина тревожил Василия Шукшина, более того, во время учебы в Бийском автомобильном техникуме Шукшин, по воспоминаниям одного из друзей-земляков, обмолвился, что хотел бы проехать по следам Стеньки Разина. А одним из первых этапов художественного воплощения Разина стал рассказ Шукшина «Стенька Разин», написанный в 1960 году. Шукшин принес его в редакцию журнала «Октябрь», где рассказ этот вызвал наибольшие споры. Шукшин же, внимательно выслушав замечания, сказал: «Его ведь предали, Степана-то. Свои предали… Заманили и схватили…А он верил им…»Продолжая работу над образом атамана, Шукшин постоянно углубляет, уточняет отдельные черты личности Разина. Разин в романе становится задумчивее. Его мучают различные вопросы, с которыми он обращается: то к деду стырю, то к Фролу Минаеву, то к Матвею Иванову.Шукшинский Разин- «этот человек, разносимый страстями… съедаемый тоской и болью души», в глубине которой живет жалость к людям, - очень похож на современных героев писателя. « У человека душа есть»,- кричит Разин, и, как многие герои Шукшина, не может он примириться с ситуацией, оскорбляющей нравственное чувство человека. В нем исключительно развито стремление к справедливости, обострено чувство совести. В романе Разин чаще скорбит, предаётся сомнениям, спорит с самим собой, задумывается о судьбе похода. Степан Разин – главный шукшинский герой. В Разине для Шукшина – средоточие национального характера. «Как только захочешь всерьез понять процессы, происходившие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть на них оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство. Движение Разина – не «понизовая вольница», это крестьянское движение, крестьянским соком питавшееся, крестьянскими головами и крестьянской кровью оплаченное», - утверждал Шукшин.Не обходя неприглядные стороны разинского движения, не украшая героя романтическим ореолом, Шукшин изучает своего часто не идеального героя, нигде не останавливается на полпути. Истоки, развитие и поражение разинского движения исследованы им с высокой научной добросовестностью и не в ущерб «художественности». Степан Разин «Меня давно привлекал образ русского национального героя Степана Разина, овеянный народными легендами и преданиями. Последнее время я отдал немало сил и труда знакомству с архивными документами, посвященными восстанию Разина, причинам его поражения, страницам сложной и во многом противоречивой жизни Степана. Я поставил перед собой задачу: воссоздать образ Разина таким, каким он был на самом деле.Мне хочется в новом фильме отразить минувшие события достоверно и реалистично, быть верным во всем – в большом и малом. Если позволит здоровье и силы, надеюсь сам сыграть в фильме Степана Разина». Возможные подготовительные работы по фильму «Степан Разин». I. Концепционные уточнения сценария с возможным пересмотром материала на предмет производства 2-х, а не 3-х фильмов.II. Довыбор натуры на Волге или Днепре.III. Дальнейший подбор иконографических материалов.IV. Работы по костюмам. То же относится и к реквизиту и оружию.V. Продолжение подбора и переговоров с актерами и коллективами художественной самодеятельности… (Архив В. М. Шукшин) 25 июля 1929 – 2 октября 1974 В.М. Шукшин прожил очень мало. Судьба отпустила ему только 45 Он умер на съёмках фильма «Они сражались за родину»- не выдержало сердце. Ваше слово не кануло в Лету,Не рассыпалось золото в медь,Смотрим , дух затаив, кинолентуПод названием: жизнь или смерть.Пусть идет этот фильм без экрана-На просмотре его вся страна.Как талантливо, нет, гениальноВы сыграли в нем роль Шукшина.То веселый, то хмурый, то грустный,Скрыв за смехом сердечную боль,Вы остались собою в искусстве…Быть собою – труднейшая роль!Вот ваш край,…неисхоженный, дальний,С паутиною трактов и троп…Раскрывает себя нам Алтайка,Обещает обрадовать Обь.Все нам дорого здесь, потому чтоШукшина мы во всем узнаем.Ошибиться ничуть не рискуя-Ах, не выдай волненья слеза!-Узнаем ваши тюрские скулы,Ваши русские с небом глаза.Нашу память ничто не остудит,Мы навек вас в сердце занесли…Вот герой ваш доблестный чудик,Чудотворец алтайской земли. «ВЕЛИКИЙ СЫН ЗЕМЛИ АЛТАЙСКОЙ» 1925-1974. . В искусстве уютно быть сдобною булкойфранцузской,но так не накормишьни вдов,ни калек,ни сирот.Шукшин был горбушкойС калиною краснойВприкуску,Черняшкою той, Без которой немыслим народ…Когда мы взошли, На тяжёлой закваске мужицкой,Нас тянет к природе,К есенинским чистым стихам.Нам с ложью не сжиться,В уюте ужей не ужиться,И сердце как сокол,Как связанный Разин Степан.Е. Евтушенко. "Памяти Шукшина". Заключение В.М. Шукшин-явление уникальное. Его творчество не понять вне пространства земли и воздуха родного Алтая. Самой личностью своей, самой внешностью «Он был похож на свою Родину». Ежегодно в июле на горе Пикет в селе Сростки собираются писатели, художники, режиссеры, тысячи почитателей таланта Василия Шукшина. Едут со всех концов страны, едут самые разные люди, едут группами, едут по одному. Едут, чтобы поклониться памяти человека и той земле, которая его взрастила. Я горжусь тем, что родилась и живу в Алтайском крае, думаю, что мне повезло больше, чем другим почитателям таланта Шукшина. Я живу на земле, которую воспел Шукшин, дышу ее воздухом. Свою работу хочу закончить стихотворением Б. Рахманинова «Алтайка». Список литературы. Бирюков Б. Его судьба – судьба народа, М., 1990.Вараксина Т.И. Шукшинские сростки. Алтайское книжное издательство. 1978.Горн В.Ф. Штрихи к портрету. М., 1972.Горн В.Ф. Шукшинские чтения. Алтайское книжное издательство. 1989-1992.Василий Шукшин. Я пришел дать вам волю. Барнаул. Алтайское книжное издательство.1991.Поом А. На родине Шукшина 1982. П.О.Полиграф.Толченова. Василий Шукшин - его земля и люди. Алтайское книжное издательство. 1978Чуднова Л. А. Сростки - родина В.М.Шукшина.Шукшин. Жизнь и творчество: тез. докл. конф 6-8 окт. 1994 Барнаул.Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю. Барнаул. Алтайское книжное издательство.1991.Шукшин В.М. Рассказы и повести Дрофа Москва 2002. Василий Шукшин не умер – ведь память о нем жива,село Сростки – музей Шукшина. Разметалось село в предгорьях,Где Катунь расплескалась светло,Знало вдоволь и лиха, и горя.Стародавнее это сёло.Край сибирский.Пейзаж неброский.Бьет в берег Катуни волна.Знает каждый в России, что Сростки -Это родина Шукшина. с.Сростки-- музей ШУКШИНА Школа в которой училсяВасилий Макарович Дом матери В.М.Шукшина

Приложенные файлы


Добавить комментарий