Разработка открытого урока по сольфеджио 3 класс по теме:«Приемы и методы работы над интервалами на уроках сольфеджио»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Г. НЕРЮНГРИ
предмет : Сольфеджио
Тема: «Приемы и методы работы над интервалами науроках сольфеджио»
преподаватель: Болоткова Марина
Владимировна
г.НЕРЮНГРИ 2013
Тема: «Приемы и методы работы над интервалами на уроках сольфеджио»
3 класс музыкальных школ и школ искусств.
Форма проведения урока – комбинированная, по типу – урок применения полученных знаний и умений.
Цели урока:
1. Воспитательная
- воспитывать интерес к урокам сольфеджио;
- воспитание коммуникативных умений и навыков.
2. Развивающая
- Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умение анализировать и делать выводы;
- Развитие монологической речи учеников
3. Обучающая
- Обобщение и систематизация знаний по теме: «Интервалы: пение, построение, определение на слух и умение определить интервалы в нотном тексте».
Задачи:
Активизировать деятельность учащихся на уроках сольфеджио;
Создать условия для развития памяти, внимания, умения интонировать, строить и использовать теоретический материал в работе с интервалами;
Помочь осознать важность данной темы в курсе сольфеджио;
Пробудить интерес к урокам сольфеджио, через использование игровых моментов и творческих заданий.
Оборудование: раздаточный материал (карточки - пазлы, карточки с интервалами, хоровая партитура), фортепиано, доска, план урока для присутствующих педагогов.

ХОД УРОКА
1. Закрепление теоретических знаний по теме интервалы.
Тема нашего сегодняшнего урока «интервалы». А вы знаете, что слово интервалы используется не только в музыке? Например: вы идете из дома в школу, вы проходите определенное расстояние - его можно назвать интервалом. На уроках часто я говорю вам: « Не пишите ноты очень близко друг к другу, оставьте место между ними» - так вот это расстояние между нотами тоже называется интервал.
- А что же такое интервал в музыке? Если разобрать любое музыкальное произведение, что называется «по косточкам», то можно увидеть, что весь музыкальный материал состоит из интервалов. Давайте посмотрим партитуру песни «Малиновка», которую мы поем на хоре.
(Разбор партитуры, цель - повтор понятий гармонический и мелодический интервал) смотреть приложение №1.
- А какие интервалы вы знаете? (название интервалов, чистые, малые и большие)
Сейчас мы немного поиграем и проверим насколько хорошо, и быстро вы умеете ориентироваться в теме интервалы.
Игра «Собери картинку» (ребятам задаются вопросы, ответы на карточках складывают слева направо по 4 карточки в 3 ряда. Если ребята ответят на все вопросы правильно на оборотной стороне соберется картинка, смотреть приложение № 2.). Цель игры: определить пробелы в теоретических знаниях по теме интервалы.
Вопросы к игре:
Расстояние между двумя звуками по высоте?(интервал)
Нижний звук интервала?(основание)
Интервал звучащий последовательно?(мелодический)
Интервал, имеющий 0 тонов?(прима)
Интервал, охватывающий три ступени?(терция)
Какой интервал охватывает два соседних звука? (секунда)
Верхний звук интервала? (вершина)
Какой интервал образуют крайние звуки трезвучия? (квинта)
Сколько тонов содержит чистая кварта? (2.5 тона)
Интервал звучащий одновременно? (гармонический)
Интервал , охватывающий 8 ступеней?(октава)
Интервал, содержащий 0.5 тона? (м.2)
2. Построение и интонирование интервалов.
Сегодня мы уже говорили, что любая мелодия состоит из интервалов, и сейчас мы с вами, не надолго, станем композиторами, будем дописывать мелодию. Для этого в некоторых тактах нужно построить указанные интервалы и спеть их.
(упражнение направленно на быстрое построение интервалов в ладу и их интонирование, как по отдельности, так и в целом мелодическом рисунке (использовать одноголосный и двухголосный мелодический рисунки) Смотреть приложение № 3. 3. Определение интервалов на слух.
А теперь мы переходим к следующему этапу работы – определение интервалов на слух. Но прежде чем выполнить слуховой анализ, давайте повторим, как же звучат интервалы. (Показ на инструменте, ребята должны определить как звучат – резко, широко, мягко, грустно и т.д.)
Слуховой анализ сегодня тоже будет не совсем обычный. Играть сегодня буду не я, а ваши одноклассники, и вы не будете писать не в тетрадях, а воспользуетесь карточками , которые у вас на партах.
(мы разделимся на команды, и будем соревноваться. Сначала одна команда играет слуховой, а другая отгадывает, потом меняемся местами. Если есть ошибки их нужно исправить и еще раз послушать звучание интервала.) 4. Домашнее задание:
- сочинить мелодию используя только интервалы консонансы.
- сочинить мелодию по указанным интервалам и спеть (смотреть приложение № Итог: А только ли в музыке встречается понятие интервал? Что же такое интервал? Интервалы бывают…?

Самоанализ урока сольфеджио 3 класс по теме «Приемы и методы работы над интервалами на уроках сольфеджио»
Форма проведения урока – комбинированная, по типу – урок применения полученных знаний и умений.
Цели урока:
1. Воспитательная
- воспитывать интерес к урокам сольфеджио;
- воспитание коммуникативных умений и навыков.
2. Развивающая
- Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умение анализировать и делать выводы;
- Развитие монологической речи учеников
3. Обучающая
- Обобщение и систематизация знаний по теме: «Интервалы: пение, построение, определение на слух и умение определить интервалы в нотном тексте».
Задачи:
Активизировать деятельность учащихся на уроках сольфеджио;
Создать условия для развития памяти, внимания, умения интонировать, строить и использовать теоретический материал в работе с интервалами;
Помочь осознать важность данной темы в курсе сольфеджио;
Пробудить интерес к урокам сольфеджио, через использование игровых моментов и творческих заданий.
Все поставленные цели были реализованы: воспитательная, через работу в командах и выполнение творческих заданий, развивающая – в процессе работы над анализом произведения из исполнительского репертуара хора, а также в процессе индивидуальных ответов. Реализация образовательной цели осуществлялась на всех этапах урока.
Системы моей работы, на данном уроке осуществлялось по средствам четкой постановки цели в начале урока, логики в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.
При проведении урока были использованы следующие методы:
частично – поисковый использован в работе при построении второго голоса и дискуссионных вступлениях урока;
творческий характер познавательной деятельности осуществлялся при анализе музыкального текста и викторине, интерес которой представлялся в правильном создании картинки.
Собственный показ (интонирование и пример построения интервалов, игра интервалов на инструменте);
Метод соревнования между двумя группами (первая группа осуществляет показ на инструменте, а вторая определяет на слух интервалы и наоборот)
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку сольфеджио:
Функциональный: совершенствование собственной устной речи ученика в процессе индивидуального ответа, умение работать
Коммуникативно - деятельностный: Работа с карточками, анализ музыкального произведения .Интегрированный подход. Связь со специальным инструментом (игра на фортепиано) , с уроком хора (анализ музыкального произведения из исполнительского репертуара младшего хора.)
Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.
В конце урока заданно домашнее задание, направленное на развитие творческих навыков и закрепление теоретических навыков по теме интервалы.
В процессе проведения урока были выявлены некоторые недостатки: Работа над анализом и разбором музыкального произведения заняла больше времени , чем было запланировано, поэтому пришлось меньше времени уделить на интонирование интервалов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
интервал основание мелодический прима
терция секунда вершина квинта
2.5 тона гармонический октава М.2
Оборотная сторона.
-5207018415
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Список методической литературы:
Т.А. Боровик. Изучение интервалов на уроках сольфеджио.Методические рекомендации: Москва 2007 год.
Е. Золина. тетрадь «Домашние задания по сольфеджио» 2, 3 классы
http://osyka.ru/samoanalizhttp://www.proshkolu.ru/org/grodno9-a/file/3060574/В.Кирюшин. Методика «Образно – эмоциональный метод на уроках сольфеджио с младшими школьниками»

Приложенные файлы


Добавить комментарий