Музыкальная и художественная культура Тверского края

«Утверждаю».
Директор МОУ гимназия №2
_____________________ Я.М.Стулова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологическому краеведению
8 класс
«Музыкальная культура Тверского края»,
«Художественная культура Тверского края».


МОУ гимназия №2
г. Нелидово Тверской области
на 2009/2010 учебный год

Программа разработана
Смирновой Т.А.,учителем технологии
на основании программ
«Музыкальная культура Тверского края» Л.А.Тарасовой и Т.П.Волокитиной;
«Тверские узоры» Е.Н.Доскиевой.



2009 год

В условиях действия регионального базисного учебного плана сегодня появилась возможность организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности предметов образовательной области «Искусство». По новому БУПу в 8 классе объем часов образовательной области «Искусство» (с 70 часов в год- федеральный БУП) на учебные предметы Музыка и ИЗО уменьшен до 35 часов. 35 часов –(региональный компонент) переданы в национально- региональный компонент для организации изучения содержания краеведческой направленности каждого из этих предметов.
В связи с этим, преподавание можно осуществлять по одному их двух вариантов: 1вариант: Интегрированный курс с краеведческим модулем по ИЗО (35 ч) и МузО – (35 ч.) по 1 ч. в неделю.
2 вариант: Курсы краеведческой направленности:
по ИЗО « Художественная культура Тверского края» (17,5);
МузО «Музыкальная культура Тверского края» -(17,5 ч) .
В данном образовательном учреждении остановились на II варианте.

Программа
« Художественная культура Тверского края» (17,5);
Пояснительная записка.
Декоративно-прикладное искусство народов России богато и разнообразно. Заслуженной славой пользуются произведения художников Хохломы, Городца, живописцев Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскина, Жостова, Нижнего Тагила, ювелирные изделия Великого Устюга, холмогорских и тобольских косторезов, богородских и хотьковских резчиков по дереву, мастеров глиняной игрушки Каргополя, Дымки, Абашева, кружевниц Вологды, Ельца, ткачих и вышивальщиц южных, центральных и северных областей, ковровщиц Курска,Тюмени, Омска, Ижевска, а также мастериц многих других центров художественного ремесла.
Изделия народных мастеров отличаются глубоким пониманием основ материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом.
Народные мастера не ездили за сырьем на дальние расстояния, а обрабатывали то, что было под руками, что дает окружающая среда -естественные ресурсы. У кого под руками дерево - дерево, у кого под руками камень - камень, где есть глина - использовали глину и т. д.
Народное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, в народном искусстве соединяется с творчеством, что очень важно для эстетического и трудового воспитания учащихся. Уроки декоративного рисования неразрывно связаны с особенностями изучения народных декоративно-художественных промыслов - одной из наиболее ярких форм народного искусства.
У промыслов Тверского края интересная многовековая история: обработка дерева, которой владели наши предки, гончарное ремесло, старинная вышивка, искусство кружевниц, узорное ткачество, золотое шитье.
Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров Торжка, Твери, Калязина, Лихославля, Максатихи, Андреаполя, Вышнего Волочка, Конакова, Осташкова не только украшают быт. В них душа народа, его
видение мира, восприятие добра и зла, его культура. Это вышитые полотенца, скатерти, одежда, керамическая и фаянсовая посуда, расшитые золотом женские украшения и предметы быта, глиняные игрушки-свистульки и деревянные матрешки-игрушки, кружевные воротнички, манжеты, душегреи, занавески, изделия из цветного и прозрачного стекла, берестяные корзинки, хлебницы, туеса, бутылки, лапти, короба, деревянные резные наличники, фронтоны. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризует эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства.
В Тверской области художественные предметы и изделия выпускают многие предприятия: ОАО «Конаковский фаянсовый завод», АО «Красный май», города Вышнего Волочка, Андреапольский фарфоровый завод, ОАО «Тверьстекло» г. Тверь, г. Лихославль ЗАО «Художественные промыслы». Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкает, но заметно отличается характером, продукция народных художественных промыслов, в которой облик предмета, формирование его художественных особенностей зависит от ручного творческого труда мастера-художника, что определяет конечный результат. Поэтому так важно значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практические умения, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.
Народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем местную культурную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Народно-художественные промыслы формировались первоначально в народной среде как изготовления в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным гончаром, ткачом, кружевницей, резчиком по дереву. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своим основным занятием (охотой, землепашеством, строительством, скотоводством). Художественные промыслы возникали там, где были достаточное количество местного сырья и устойчивый спрос на изделия.
Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Коллективный опыт мастеров формирует методику преемственности от старшего поколения к молодому, от отца к сыну, от матери к дочери. В итоге такого развития народного искусства отшлифовывается форма изделия, сохраняются красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения мастеров и как ремесленная основа творчества. Произведения народных мастеров-художников Тверского края вошли в среду современного жилища и общественного здания, предметы, наделенные своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской: посуда, скульптура керамическая или фаянсовая, глиняная игрушка, женская одежда, украшения, вышитые золотом, жемчугом, нитями, разноцветными узорами.
Во многих районах нашей области созданы авторские школы ремесел:
город Бежецк - керамика, фаянс, глиняная игрушка; город Калязин - коклюшечное и филейное кружево;
город Ржев - граверное дело, глиняная игрушка, резьба по дереву;
Лихославль - школа-студия художественных ремесел.
Сегодня творчество мастера художественного промысле ценится также высоко, как работа любого художника, музыканта, писателя или архитектора. Но достижения этих высот возможно лишь при овладении основами ремесла и глубоком понимании традиций народного искусства нашей области.
Учащийся раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного слушателя, зрителя, а когда сам увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности и воображения. Вот здесь важную роль играет народное декоративно-прикладное искусство. Желание лепить самим из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись по дереву, вышивать, плести из бересты, выполнять коллективное панно из различных материалов, объемные напольные вазы и другие изделия возникает у ребят при знакомстве с произведениями народных мастеров Тверского края.
Внимательно изучая произведения народных мастеров, учащиеся смогут постигнуть основы родной культуры.
Цель программы: Расширить знания учащихся о Тверском крае, изучая основные виды народных промыслов.

Задачи:
Дать представление о народных промыслах и промышленных зонах Тверского края; труде и творчестве людей, которые создают предметы быта и украшения интерьера;
Знать историю возникновения и технологию изготовления изделий народных промыслов;
Уметь самим создавать и разрабатывать серию форм и содержаний изделий, а также изготавливать своими руками разные виды народного ремесла;
Владеть навыками работы с текстилем, глиной, исторической и художественной литературой;
Вызвать интерес к народному творчеству, профессиям в сфере "человек-художественный образ";
Воспитывать любовь, гордость и уважение к родному краю, Родине, быть патриотом своей страны;
Развивать воображение, творчество, активизировать мыслительные процессы. Самостоятельное воплощение своих идей.
Задачи программы
Познавательная: развить познавательный интерес учащихся, включив их в деятельность по освоению техник декоративной работы.
Развивающая: развить личность учащихся, их активность, самостоятельность, умение общаться.
Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив учащихся в активную деятельность по освоению избранных видов рукоделия.
Обучающая: сформировать знания о художественных народных промыслах, их функциональном назначении; освоить следующие навыки предметной деятельности:
безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений.
владение различными видами декоративной работы(лепка, папье-маше, выжигание, инкрустация, вышивка;
   различение видов промыслов Тверского края;
   выполнение различных видов декоративной работ.
Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.
Предполагаемый результат:
Творческие задания и проекты в процессе изучения курса должны вызвать заинтересованность и увлечение рукоделием, желание внести свою лепту в историю развития промыслов Тверского края.
Основные принципы обучения:
адаптивность;
сотворчество и ответственность;
индивидуализация и дифференциация;
доброжелательность и достоинство;
природосообразность и учет возрастных особенностей.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6.  Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Формы и  методы.
Приоритет отдается активным формам преподавания:
Практическим: упражнения, практические работы, тренинги, практикумы;
Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, ярмарки.
Дидактический материал.
Журналы, статьи;
Публикации с описанием техники изготовления различных изделий;
Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий;
Интернет.
Ожидаемые результаты.
По окончании курса обучения учащиеся будут:
ЗНАТЬ:
виды декоративного творчества Тверского края;
историю возникновения промыслов;
инструменты и принадлежности;
основные приемы работы: лепка, папье-маше, вышивка, инкрустация;
основные приемы работы при выжигании;
приемы декорирования ткани;
правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
УМЕТЬ:
графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках ;
грамотно и эстетично выполнять а;
использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;
безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.
СТАНУТ:
способными к поиску знания, постановке и решению проблем, рефлексии;
гибкими, терпеливыми, толерантными, восприимчивыми к другим.
ПОЗНАКОМЯТСЯ:
с профессиями
«швея-ручница»,
«вышивальщица»,
«дизайнер»,
« гончар»,
«резчик по дереву»,
«ткачиха»,
«строитель».

Особенности построения курса:

Программа состоит из десяти модулей разного содержания.


Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы Тверского края. Виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву. Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.

«Крестьянские жилые постройки» познакомит учащихся с особенностями построения жилых изб XIX века.


«Резьба и роспись по дереву» познакомит учащихся с разновидностью резьбы и ее особенностями, историей возникновения, ее ценностью и уникальностью.

IV«Кузнечное ремесло» познакомит учащихся с технологией художественной обработки металлов. Предполагает творческую работу по разработке эскизов изделий; а также исследовательскую деятельность в виде докладов о мастерах кузнечного дела.

V. «Гончарное производство» познакомит учащихся с технологией производства глиняной посуды; дает возможность учащимся попробовать разработать и изготовить свою игрушку, указать ее назначение, изучить особенности игрушек Тверского края. Предполагает творческую работу по разработке эскизов и изготовлению изделий; росписи посуды и игрушек.

«Кубовая набойка» познакомит учащихся с разновидностью Тверской набойки и ее особенностями, историей возникновения набойки, ее ценностью и уникальностью.


VII. «Народная одежда» дает возможность учащимся попробовать разработать народный костюм , указать его назначение, изучить особенности костюма Тверского края.

VIII. Художественная вышивка и кружево Тверского края. Познакомит учащихся с народной вышивкой, её традициями и особенностями, историей возникновения. историей возникновения золотого шитья, ее ценностью и уникальностью. Видами кружев.
Учащиеся попробуют изготовить эскизы полотенец, соблюдая все особенности Тверской вышивки.

IX."Итоговое занятие", который включает обзорный материал, состоящий из докладов учащихся на тему "Народные промыслы Тверского края". Целью данного занятия является знакомство учащихся с другими видами промыслов и расширение их кругозора.

В курс также включены экскурсии: в местный краеведческий музей.



Программное содержание

1.Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы Тверского края. (1 час)
Теоретическое обучение. Виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву. Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.

2.«Крестьянские жилые постройки».(3 часа)
Теоретическое обучение. Отличительные особенности крестьянских жилых построек Тверского края. Строение старинной избы. Наружные украшения тверских изб: фронтоны, наличники, Крыльца, ворота. Архитектура родного края.

Практическое обучение. Разработка эскизов старинной избы, архитектурных памятников нашего города.


3.«Резьба и роспись по дереву». (3 часа)
Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву. Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи Тверской земли. Тверская матрешка.

Практическое обучение. На основе теоретических знаний разработать серию эскизов Тверских прялок. Разработать серию авторских эскизов Тверской матрешки.

4.«Кузнечное ремесло».(1 час)
Теоретическое обучение. История возникновения художественной обработки металлов. Развитие, технология выполнения кованых изделий (кувшины, котлы, светцы, хомуты).

Практическое обучение. Разработка эскизов светцов.

5.«Гончарное производство» (3 часа)

Теоретическое обучение. История возникновения гончарного производства. Развитие фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи. (конаковский фаянс, торжокская игрушка, лихославльская керамика).
Отличительные особенности промыслов.

Практическое обучение. Изготовление эскизов конаковского фаянса, торжокской игрушки, лихославльской керамики. Разработка коллективного проекта .



6.«Кубовая набойка».(1 час)
Теоретическое обучение. Необходимость и история возникновения и развития кубовой набойки. Уникальность, ценность и назначение изделий, изготовленных набойкой.. Технология кубовой набойки, подбор материала.
Практическое обучение. Выполнение эскизов и элементов кубовой набойки (платки, скатерти).

7.«Народная одежда» (2 часа)
Теоретическое обучение. История народного костюма, развитие, технология выполнения костюма. Предметы женского и мужкого нарядов. Головные уборы, способы их изготовления.
Практическое обучение. учащиеся попробуют разработать народный костюм, указать его назначение, изучив особенности костюма Тверского края.


8. «Художественная вышивка и кружево Тверского края» (3 часа)
Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность вышивки. Семантика, стиль, характер в Тверской вышивке. Орнаментальные мотивы вышивки. Художественно-стилевые приемы шитья Тверской земли. Элементы фелейной вышивки: строчка, мережка "кисточки", мережка "столбик", перевивка, одинарная "штопка", настил.
Необходимость и история возникновения и развития золотошвейной фабрики. Уникальность, ценность и назначение изделий, украшенных золотным шитьем. Знаменитые изделия, технология вышивки золотыми нитками, подбор материала.

Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов(эскизов).(полотенца).

9"Итоговое занятие: Народные промыслы Тверского края" (1 час)
Теоретическое обучение Обзорные доклады на тему "Народные промыслы Тверского края", цель которых дать знания о разнообразии народного ремесла, места происхождения, отличительных особенностях, в подборе материала, технологии изготовления.








Учебно- тематический план.

№ п/п
Тема
Дата проведения занятия
Количество часов




теория
практика

Раздел №1.Декоративно-прикладное искусство, его виды.
Народные художественные промыслы Тверского края.


1
Виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву. Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.





Раздел № 2.«Крестьянские жилые постройки».


2-3
Отличительные особенности крестьянских жилых построек Тверского края. Строение старинной избы. Наружные украшения тверских изб: фронтоны, наличники, крыльца, ворота.




4
Архитектура родного края.




Раздел № 3.«Резьба и роспись по дереву».


5-6
Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву. Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи Тверской земли.





7
Тверская матрешка.




Раздел № 4.«Кузнечное ремесло».


8
История возникновения художественной обработки металлов. Развитие, технология выполнения кованых изделий (кувшины, котлы, светцы, хомуты).




Раздел № 5.«Гончарное производство»


9
История возникновения гончарного производства. Развитие фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи. (конаковский фаянс, торжокская игрушка, лихославльская керамика).
Отличительные особенности промыслов.
Конаковский фаянс




10
Торжокская игрушка




11
Лихославльская керамика.





Раздел № 6.«Кубовая набойка».


12
Необходимость и история возникновения и развития кубовой набойки. Уникальность, ценность и назначение изделий, изготовленных набойкой..Технология кубовой набойки, подбор материала.



1

Раздел № 7.«Народная одежда»


13
История народного костюма, развитие, технология выполнения костюма. Предметы женского и мужкого нарядов.


1

14
Головные уборы, способы их изготовления.


1

Раздел № 8. «Художественная вышивка и кружево Тверского края»


15
Эстетическая и историческая ценность вышивки. Семантика, стиль, характер в Тверской вышивке. Орнаментальные мотивы вышивки. Художественно-стилевые приемы шитья Тверской земли. Элементы фелейной вышивки: строчка, мережка "кисточки", мережка "столбик", перевивка, одинарная "штопка", настил.




1

16
Необходимость и история возникновения и развития золотошвейной фабрики. Уникальность, ценность и назначение изделий, украшенных золотным шитьем. Знаменитые изделия, технология вышивки золотыми нитками, подбор материала. Эскиз.


1

17
Кружевоплетение Тверской земли. Виды и особенности. Изготовление эскиза


1

18
Раздел № 9"Итоговое занятие: Народные промыслы Тверского края"


Обзорные доклады на тему "Народные промыслы Тверского края", цель которых дать знания о разнообразии народного ремесла, места происхождения, отличительных особенностях, в подборе материала, технологии изготовления.


1

























Литература

А.Н.Вершинский, Д.А.Золотарев. Население Тверского края. Тверь, 1929.
Доскиева Е.Н.Узоры Тверского края.Тверь, 2001
А.Н.Островский. Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода. Т.13 - М.: Художественная литература, 1952.
Буклет "Секреты Тверской кухни". Калинин, "Детский полиграфкомбинат", 1988.
В.Даль. Толковый словарь великорусского языка. В 4-х томах. Т.3. М., 1994.
В.И. Лавренов. «Герб Твери». Тверское агенство «Созвездие», 1994г.
Земля Калининская. Калининский полиграфический комбинат. 1980.
"ЗИК" - Завод имени М.И.Калинина. Калининский полиграфический комбинат. 1980.
И.Г.Толок, Р.Т.Богомолова. История тверского села. М., 1996.
История Тверского края./Под ред. В.М.Воробьева. Тверь, 2005.
К.В.Хилевская. Золотой узор. М., 1959.
Калмыкова Л.Э. «Народная вышивка Тверской земли», Тверь,1980.
Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь. АНТЭК. 1995.
Комплект открыток "Русская кухня" (Учебное издание). М., "Русский язык", 1981.
Костюм русских крестьянок Тверской губернии 19-20 веков. Коллективная монография./Под. ред. Н.П.Гончаровой. Тверь, 2007.
М.Майстровский. Земля мастеров. М., Московский рабочий. 1986.
М.Н. Арцев, В.И. Лавренов. «Моя золотая Тверь». Изд. Алексей Ушаков, г. Тверь, 2007г.
Месецеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день. / Сост. О.В.Степкинаю - М.: РИПОЛ классик, 2007.
Н.И.Ковалев. Рассказы о русской кухне. М., "Исида", 1992.
Н.П.Гринкова Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии//Ржевский край. (Сборник Ржевского общества краеведения). Ржев, 1926.
Народные промыслы. Белый город. М., 2004.
Новожилова Н. «Старинная Тверская вышивка и народный костюм»,- изд-во М.Леонтьевой, 2005 г.
Я.Яковлева. Калининская вышивка. М., КОИЗ, 1955.






Программа
«Музыкальная культура Тверского края»

Пояснительная записка.

В концепции музыкального воспитания детей отмечается, что в новых социокультурных условиях нашего общества наблюдается возрастание роли музыкального образования как важного элемента саморазвития художественной культуры личности. Музыкальное образо вание призвано реализовать процесс развития у детей способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Высшая цель музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентриро ванном в музыкальном искусстве, и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Современный этап духовного развития нашего общества характе ризуется громадным интересом к истории страны, ее культуры, в том числе музыкальной. Изучение местных музыкально-исторических материалов помогает воспроизвести более полную и объективную картину развития музыкальной жизни России в целом. Изучение музыки направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественного и мирового музыкального искусства: на развитие музыкально- эстетического вкуса и чувств; ассоциативно- образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение музыки предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
На современном этапе развития государства отмечается значительное повышение интереса к музыкальному краеведению. Актуализация его проблем объясняется необходимостью проведения конкретных локальных исследований музыкальной культуры различных краев и областей государства.
Одной из важных задач музыкального образования сегодня является освоение культурных традиций прошлого и настоящего родного края. Изучение музыкального краеведческого материала в рамках введения национально-регионального компонента (НРК) в тематическое планирование уроков музыки поможет познакомить учащихся с музыкальными традициями Тверского региона: тверскими народными песнями, праздниками и обычаями родного края, известными коллективами и исполнителями
Использование материала музыкального краеведения в школе несет в себе большую педагогическую значимость, т.к. он является средством формирования музыкально- эстетической культуры школьников, под линного нравственно- патриотического воспитания. Музыкальное краеведение устанавливает, и поддерживает связь времен, поколений и преемственность в развитии музыкальной культуры региона

Цель курса: ознакомление учащихся с историей развития музыкальной культуры родного края, жизнью и творчеством известных музыкантов, связанных с Тверским краем, кругом наиболее ярких музыкальных произведений, центрами музыкальной культуры.
.
Особенности построения курса:
Программа состоит из четырех модулей разного содержания.

1. Предпосылки формирования культурных традиций Твери, начиная с VII – IX вв.
2. Музыкальная культура Твери XVII –XVIII вв.
3. Музыкальная культура XIX века
4. Музыкальная культура XX века.

Краеведческий принцип определяется как «использование в учебном процессе, в связи с программой, материала по музыкальной культуре региона, являющегося частью музыкальной культуры страны и мировой культуры в целом».

Основные аспекты краеведческого принципа:
а) педагогическая необходимость систематического обращения к местному материалу;
б) взаимосвязь музыкознания и музыкального краеведения;
в) связь с жизнью;
г) изучение особенностей развития музыкальной культуры региона
Ожидаемые результаты.
По окончании курса обучения учащиеся будут:
ЗНАТЬ:
· историю истоков Тверской культуры;
· известных людей Тверского края, начиная с VII века до XX века;
· музыкальные произведения;

УМЕТЬ:
· грамотно разбираться в музыкальных терминах ;
· использовать полученные знания в жизни

СТАНУТ:
· способными к поиску знания, постановке и решению проблем, рефлексии;
· гибкими, терпеливыми, толерантными, восприимчивыми к другим.

ПОЗНАКОМЯТСЯ:
с профессиями:
«музыканта»;
«певца»;
«поэта»;
«художника»

.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.Предпосылки формирования культурных традиций Верхневолжья начиная с VII – IХ вв.
Истоки Тверской культуры. Путешествие по музыкальному краю. Тверь – как культурный и политический центр России. Народная музыкальная культура края: тверские скоморохи, народные музыкальные инструменты, фольклор. Путешествие тверского купца А.Никитина в Индию и его « Хождение за три моря». М.Тверской – формирование Государства.
Музыкальный материал: « Тропарь Святому Михаилу Тверскому» , «Кондак Святому Михаилу Тверскому», « Тропарь всем усопшим на Тверской Земле»; р.н.п. « Ой, утушка луговая», «Ельничек, да березничек» и др. Фрагмент симфонии А.П.Смелкова и оперы Н.А. Римского – Корсакова «Садко» ( песни Варяжского и Индийского гостя).
Изобразительные материалы: археологическая карта Тверской губернии, фрагменты из кинофильма «Хождение за три моря», Фотография памятника А.Никитину в Твери, фрагменты реконструкции боя М.Тверского, при селе Бортеньево Старицкого района ( 2007 год), репродукции картин Айвазовского.
2.Музыкальная культура Твери XVII – XVIII вв.
И.А.Крылов и Тверской край. Детские годы в Твери – основа формирования его, как баснописца и музыканта, вклад в развитие русского музыкального театра, автор статей по вопросам музыкального искусства. Н.А.Львов, Т.А.Филиппов – собиратели русских народных песен тверских крестьян. Биография, творческий путь.
Литературный материал: И.А.Крылов « басни».
Музыкальный материал: фрагменты произведений для скрипки, струнных квартетов; песни из сборника Львова – Прача «Собрание русских песен с их голосами» («А мы просо сеяли», «Во поле береза стояла» и др.); песни из сборника «40 народных песен, собранных Т.И.Филипповым и гармонизованных Н.А.Римским - Корсаковым».
Изобразительный материал: портреты Н.А.Львова, Т.И.Филиппова, И.А.Крылова, фотографии и репродукции памятника И.А.Крылова (барельефы Д.Горлова).
3.Музыкальная культура ХIX века.
Т. И. Филиппов и М. П. Мусоргский ( помощь композитору и посмертное издание его произведений); Т.И.Филиппов и Ф.И. Шаляпин; Т. И. Филиппов и Н.А. Римский – Корсаков ( гармонизация собранных Т.И.Филипповым); М.П.Мусоргский и Д.М. Леонова ( совместные выступления, открытие курсов сольного пения). А. С.Пушкин и Тверской край; Н.Н Лодыженский и кружок «Могучая кучка». Е.А.Лавровская ( первая исполнительница многих произведений П.И.Чайковского); развитие хорового пения ( храмовое пение); С. М. Майкапар ( 1901 год открытие музыкальной школы Твери); В.В.Андреев – основатель первого оркестра русских народных инструментов.
Музыкальный материал: М. П. Мусоргский опера «Хованщина»: «Рассвет на Москве – реке», « Речитатив Марфы»; М.И.Глинка опера «Жизнь за царя» - « Песня Вани»; П.И.Чайковский - фрагмент оперы «Евгений Онегин»; произведения С. М. Майкапара; произведения В.В.Андреева для народного оркестра.
Изобразительные материалы: портреты; фотокопии архивных материалов, репродукции, афиши.
4. Музыкальная культура ХХ – XXI веков.
А.В. и Б.А.Александровы ( дом в котором жила семья Александровых – был центром музыкальной и культурной жизни Твери), А.В. – основатель и руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, автор Гимна Советского Союза ,песни «Священная война» и оперетты «Свадьба в Малиновке» и др. ; Б.А. - продолжил дело отца; В.А. – композитор, дирижер оркестра дважды Краснознаменного ансамбля. С.Я.Лемешев ( биография и творческий путь); А.П.Иванов; Т.Ф.Тугаринова. Композитор Н. Н. Сидельников; В.С.Попов – организатор и руководитель Большого детского хора Центрального и Всесоюзного радио
Музыкальные деятели современности: Ю.Н.Хохлов; С. О. Мильтонян; В. К. Филатова; Л. В. Школяр; В. М. Кудрин; Е. А. Баев.
Тверское областное объединение композиторов: В. Н. Успенский, Ю. П. Штуко, Н. А. Балашова, К. К. Тушинок, В. А.Котельников, А. Сумелиди. Самодеятельные композиторы: В. В. Галанов, Г. Катрук, Л.Тимофеев, Ю. Н. Иванов, Л. Деревягина ( клубы самодеятельной песни). Центры музыкальной культуры и улицы, названные в честь музыкальных деятелей г. Твери, в отдельно взятой местности, где располагается ОУ. Музыкальный фольклор.

Учебно- тематический план.

№ п/п
Тема
Дата проведения занятия
Количество часов




теория
практика

1
Введение.Истоки Тверской культуры. Путешествие по музыкальному краю.




Раздел №1. Предпосылки формирования культурных традиций Верхневолжья начиная с VII – IХ вв.(2 часа)

2
Тверь – как культурный и политический центр России. Народная музыкальная культура края: тверские скоморохи, народные музыкальные инструменты, фольклор.

1


3
Путешествие тверского купца А.Никитина в Индию и его « Хождение за три моря».
М.Тверской – формирование Государства.

1


Раздел №2.Музыкальная культура Твери XVII – XVIII вв.(2 часа)

4
И.А.Крылов и Тверской край. Детские годы в Твери – основа формирования его, как баснописца и музыканта, вклад в развитие русского музыкального театра, автор статей по вопросам музыкального искусства.

1


5
Н.А.Львов, Т.А.Филиппов – собиратели русских народных песен тверских крестьян. Биография, творческий путь.

1


Раздел №3. Музыкальная культура ХIX века. (9 часов)


6
Т. И. Филиппов и М. П. Мусоргский ( помощь композитору и посмертное издание его произведений).

1


7
Т.И.Филиппов и Ф.И. Шаляпин.

1


8
Т. И. Филиппов и Н.А. Римский – Корсаков ( гармонизация собранных Т.И.Филипповым).

1


9
М.П.Мусоргский и Д.М. Леонова ( совместные выступления, открытие курсов сольного пения).

1


10
А. С.Пушкин и Тверской край.

1


11
Н.Н Лодыженский и кружок «Могучая кучка».

1


12
Е.А.Лавровская ( первая исполнительница многих произведений П.И.Чайковского); развитие хорового пения ( храмовое пение).

1


13
С. М. Майкапар ( 1901 год открытие музыкальной школы Твери).

1


14
В.В.Андреев – основатель первого оркестра русских народных инструментов.

1


Раздел №4. Музыкальная культура ХХ – XXI веков.(3 часа)

15
А.В. и Б.А.Александровы ( дом в котором жила семья Александровых – был центром музыкальной и культурной жизни Твери), А.В. Александров – основатель и руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, автор Гимна Советского Союза ,песни «Священная война» и оперетты «Свадьба в Малиновке» и др. ; Б.А. - продолжил дело отца; В.А. – композитор, дирижер оркестра дважды Краснознаменного ансамбля.

1


16
С.Я.Лемешев ( биография и творческий путь); А.П.Иванов; Т.Ф.Тугаринова. Композитор Н. Н. Сидельников;

1


17
В.С.Попов – организатор и руководитель Большого детского хора Центрального и Всесоюзного радио


1



















Литература.
1.Тихомирова (Тарасова ) Л.А. музыкальное краеведение в школе. Учебное пособие.Тверь,1994.
2. Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис д- ра пед. наук. М., 1997 с14.
3.Тарасова Л.А. Теория и история мировой и отечественной культуры (с региональным компонентом): Программа для студентов ВУЗов. Тверь, 1995год.
4. Песни родного края. Калинин, 1970.
5.Хороводы Калининской области. Калинин, 1960.
6. Торопецкие песни: Песни Родины М.Мусоргского. М., 1967.
7.И зазвучала музыка во мне: сб. произведений Тверских самодеятельных композиторов. Тверь, 1990.
8. Ихманицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987.
9.Поляновский Н. Александр Васильевич Александров. М., 1983.
10.ЛьвовН., Прач И.Собрание народных русских песен, с их голосами. 1-е изд. СПб., 1870; 2 изд. 1806; 3 изд.1810; 4 изд. 1896.
11.Александров Б. Жизнь артиста. М., 1965.
12. Шиков В. Музыканты Верхневолжья. Калинин, 1984.
13. Шиков В. Мы из Торжка. Калинин, 1969.
14. Шиков В. Д.М.Леонова. Калинин, 1989.
15. Этингер М. Внимание музыкальному краеведению// Советская Музыка. 1983. №1. С. 99 – 102.
16.Григорьева Г.В. Николай Сидельников. М., 1986.
17. В.Д.Васильев. Дорога к Лемешеву. Тверь. 2002.
18.Мешко Н.К. Искусство народного пения. М., 1996г. Часть1.
19.Мешко Н.К. Искусство народного пения. М., 1996г. Ч.2
20. Лужнова А. Наш земляк – государственный и общественный деятель России 19 века // Филиппов Тертий Иванович. Ржев, 2001.
21. Плетнев В.А. Об остатках древности и старины в Тверской губернии: К археологической карте губернии. Тверь, 1903.
22. Заруцкий Б.А. Олимпиады по краеведению. М.,1965.35
23. Фольклор в воспитании детей. Дополнительный материал к программе по музыке. Вып. I – IV . Тверь – 1996. ТОИУУ.
24. Фольклор в воспитании детей. Зимние святки. Тверь – 1997. ТОИУУ.



·15

Приложенные файлы


Добавить комментарий