Духовно – нравственное воспитание посредством якутского народного эпоса олонхо

нравственное воспитание посредством народного эпоса олонхо
Местникова Мария Владимировна-
учитель начальных классов,
МОБУ Якутская городская
национальная гимназия

В ФГОС идея духовно-нравственного развития и воспитания выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.
Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада жизни детей в нашей гимназии. Процесс духовно-нравственного развития и воспитания представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей.
Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и принимаемы.
Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад жизни ребенка в гимназии, всю многоплановую деятельность ребенка как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между гимназией и семьей, гимназией и обществом, гимназией и жизнью.
Национальная культура – это, прежде всего, культура рода, семьи в которой вырос ребенок. С молоком матери он впитал в себя мировоззрение и мировидение той этнической и социокультурной среды, в которой он родился. Между тем семья, как показывает анализ ответов родителей, в обозримом будущем не сможет обеспечить в массовом порядке приобщение детей к истокам национальной культуры. Задачу эту призваны будут решать, в первую очередь, педагоги.
В этом смысле большие возможности таит в себе материал якутского героического эпоса олонхо. Олонхо - традиционно устный жанр якутского фольклора. Песни, рассказывающие о подвигах богатырей (боотуров), из поколения в поколение на протяжении долгого времени передавались якутскими сказителями-олонхосутами. В красочных мифологических образах олонхо запечатлены образ жизни, традиции, нравственные принципы, особенности мировосприятия, а также древнейшая история якутов скотоводческого народа южного происхождения, что объясняет, почему оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с эпическими сказаниями других тюркских народов, в настоящее время живущих далеко от якутов.
Создание ситуации, соответствующей художественной и коммуникативной природе олонхо, раскрывает секреты художественного слова, благодаря которым достигается образность. В образах и сюжетах олонхо дети, рисуя, черпают свои неповторимые индивидуальные особенности. В младшем школьном возрасте происходит активизация волевых процессов, усиление и углубление познавательных процессов. У детей повышается общая выносливость, повышается интерес к содержательному общению со взрослыми. В этом возрасте растет самостоятельность ребенка и формируется процесс осознания своего поведения.
Олонхо таит в себе неисчерпаемые педагогические аспекты: оно должно служить средством гуманистического, эстетического, нравственного воспитания и образования всесторонне развитой личности, почитающей свою национальную культуру, богатый язык, высоко ставившей честь и достоинство родного народа и мировой культуры.
Основным направлением духовно-нравственного развития посредством олонхо является создание сферы общения, в которой происходит эмоциональное сближение людей, формируются общие интересы и взгляды, развивается поле взаимодействия с разными людьми. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми на основе материалов олонхо вполне возможно, благодаря позитивному влиянию художественных образов его персонажей на формирование нравственных представлений о мужестве, духовной силе и красоте простого народа. Развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (алгыс) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе.

Ценностные установки
Любовь к своему народу, Земле олонхо, образцы общения и поведения, нравственные качества личности; чувство гордости за свой народ, культура народа саха, осознание себя субъектом республики.

Задачи
-формирование первоначального представления об олонхо, представления о культуре своего народа
-развитие у детей родной речи, фантазии, воображения, памяти;
-развитие гуманистических, эстетических, нравственных качеств личности;
-воспитание личности, знающей свою национальную культуру, богатый язык, высоко ставящую честь и достоинство родного народа и мировой культуры.
-создание сферы общения, в которой происходит эмоциональное сближение людей, формируются общие интересы и взгляды, развивается поле взаимодействия с разными людьми.
-формирование нравственных представлений о мужестве, духовной силе и красоте своего народа.
-формирование ценностное отношения к родному языку как государственному, языку межнационального общения;

Виды и формы занятий
-Постановка спектаклей по сюжетам олонхо «Эрчимэн Бэргэн», «Батастаан Батыр» и др.
-Конкурс дидактических игр по сюжетам олонхо «Айыы Дьура5астай», «Кун Эрили», «Дьырыбына Дьырылыатта», «Ньургун Боотур Стремительный», «Путь богатыря» и т.д.
- Беседы «Мир олонхо», «Саха норуотун фольклора», «Айыы _#рэ5э».
- Конкурс рисунков «Олонхо дойдута».
-Знакомство с творчеством якутского художника Тимофея Андреевича Степанова;
-Проектная работа с родителями «Олонхо тыла – #h#».
-Посещение выставок, театров.

Планируемые результаты:

-учащиеся имеют представления об этнических особенностях своего народа, его своеобразной духовной и материальной культуре и осознают себя субъектом республики.
-учащиеся имеют положительную мотивацию к изучению родного языка, обогащению словарного запаса;
-учащиеся обладают первоначальным и навыками творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
-у учащихся есть личный опыт участия в постановке спектаклей по сюжетам олонхо.
-у учащихся сформировано ценностное отношение к олонхо, своему народу, культурно-историческому наследию, родному языку, народным традициям, старшему поколению.
-учащиеся имеют первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры.
-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции.


Олонхо развивает у детей фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:
- развитие речи;
- изобразительная деятельность;
- музыкальное воспитание;
- игровая деятельность;
- нравственное воспитание;
- трудовая деятельность;
- работа с родителями.
Все виды деятельности должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Заслуживает внимания положение о том, что воспитание детей в духе идей Олонхо начинается с ранних лет, уже с дошкольного возраста. В процессе развития нравственных представлений школьников на материале олонхо распределяются отрывки из олонхо, описывающие природу, место проживания главных героев, образы человека - айыы, «Аал-Луук мас» - священное дерево, живую природу, образы трех миров, адьарай и т.д. С учетом этого строятся занятия с детьми.
Олонхо на начальной ступени можно и нужно показывать как спектакль. Распределяются роли, разучиваются реплики, отрывки из олонхо, танцы. Готовятся декорации, костюмы, атрибуты. Олонхо считают театром одного человека, где исполнитель всех ролей олонхосут. Олонхо как синтез словесного и песенного искусства имеет широкий спектр воздействия на различные органы чувств и духовную сферу школьника. Каждый ребенок при этом раскрывает свой талант, играя образы героев, вживаясь в них. При этом дети обучаются ориентироваться в позициях, взглядах другого человека в общении – понимании его чувств и настроения. Так формируются нравственные установки во взаимоотношениях детей. В ходе работы проводятся беседы, которые способствуют формированию первоначальных представлений о жанре, сюжетах, идее героического эпоса.
Так не только закрепляют исконные формы социально-культурного опыта, но и сохраняются и развиваются общечеловеческие ценности. При этом предполагается реализовать следующие этнопедагогические принципы народа саха:
Рекомендательный стиль организации активности ребенка.
Обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов.
Создание развивающей предметной среды.
Признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов общения.
Внимание к просьбам ребенка о помощи или оказанию помощи кому-то другому.
Признание права ребенка на уединение, на индивидуальные занятия.
Таким образом, учитывая этнопедагогические принципы, используя материалы олонхо, обсуждая предстоящие дела, обучаем каждого ребенка сатабыл взаимодействия, высказывания своего мнения при разнообразии взглядов. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослыми, и другими детьми. А реакция на любое предложение – доброжелательной, заинтересованной.
Формирование и развитие нравственных представлений младших школьников рассматривается как процесс обогащения самосознания ребенка знаниями и представлениями о культуре своего народа, традициях своих предков, своей семьи. Исходя из этого, на материале олонхо в процессе общения ребенком усваиваются заданные обществом образцы общения и поведения, которые в результате позитивного общения с близкими взрослыми становятся регуляторами поведения самого ребенка. В этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.
С этой точки зрения представленная нами программа развития духовно-нравственных представлений младших школьников связана с усвоением навыков этнического общения и основывается на положении о компонентах структуры самосознания и включает в себя:
когнитивный компонент (этническое сознание) - знания и представления о культуре своего народа и осознание себя субъектом полиэтнического общества;
эмоциональный компонент (этнические чувства) - чувства, которые возникают в процессе межнационального общения.






Приложенные файлы


Добавить комментарий