Рабочая программа для индивидуального обучения по литературе в 6 классе

урока
Дата
Тема урока.
Тип урока.
Материал
учебника
Цель урока.
Теория литература
Задание на дом.


I полугодие.


1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Беседа. Тестирование.
Подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы. В рассказах о прочитанном учить подростков выделять главное, формулировать мысли четко и ясно, обосновывать свое мнение достаточно убедительно.
Прототип
Стр.5, вопросы и задания.

2

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.
Рассказ учителя. Беседа.
Дать понятие о мифе.
Познакомить учащихся с «Подвигами Геракла».
Учить пересказывать, делая самостоятельные выводы.
Закрепить значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии.

Мифы
Ответить на вопросы задания IV (1, 2, 3) учебника (с.11), нарисовать свои иллюстрации к мифам Древней Греции .

3

Устное народное творчество.
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.
Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.
Рассказ учителя. Беседа.
Закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках.
Учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц.

Пословицы и поговорки.
Загадки.
Задание 8 (с. 43): придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.


4

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
Рассказ учителя.
Обучение чтению.
Продолжить знакомство с летописными сказаниями.
Учить художественному пересказу произведения, умению оценивать ответы товарищей, участвовать в обсуждении.

Летописи
Подготовить художественный пересказ произведения.


5

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
Рассказ учителя.
Беседа.
Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Выучить наизусть понравившуюся басню.

6

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.
Рассказ учителя.
Обучение чтению.
Рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта.
Стихотворение
Выразительное чтение стихотворения «Узник».


7

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Урок развития речи.
Рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы.
Познакомить учащихся со стихотворением «Зимнее утро»; работать над выразительным чтением.
Дать понятие о двусложных размерах стихотворения.
Композиция
1) Творческое сочинение о любимом уголке родной природы (самост. работа, с. 70), рисунок.
2) Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».


8

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.
Обучение чтению.
Практикум.
Познакомить учащихся с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее.
Учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет.
Жанр стихотворного послания.
Эпитет, метафора как средства создания художественных образов.
Стихотворение «И.И. Пущину» выучить наизусть.

9

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Обучение чтению.
Беседа.
Начать работу над романом, познакомить учащихся с его композицией.
Выяснить первые впечатления от прочитанного.
Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».
Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.
Конфликт в произведении.
Читать главы VIII – XIX.
Подготовиться к внеклассному чтению.

10

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.
Беседа.
Практикум.
Продолжить работу над романом. Учить анализировать отдельные эпизоды произведения.

Начать подготовку к сочинению по одному из изученных произведений А.С. Пушкина.

11

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции художественного произведения.
Урок развития речи.
Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».
Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.
Композиция художественного произведения.
Подготовиться к контрольной работе.

12

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина.
Урок контроля.




13


М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.
Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком». Особенности выражения темы одиночества.
Рассказ учителя.
Обучение чтению.
Практикум.
Познакомить учащихся со стихотворением «Тучи».
Продолжить знакомство со стихотворными размерами (изучить трехсложные размеры).
Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Работать над выразительным чтением.
Дать понятие «антитеза», «метафора».
Композиция стихотворения.
Антитеза как основной композиционный прием.
Одно стихотворение (по выбору учащихся) выучить наизусть.



14



М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.


Беседа.
Практикум.


Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Работать над выразительным чтением.



Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.


Выразительное чтение стихотворения.

15

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

Рассказ учителя. Беседа.
Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей, духовный мир крестьянских детей.
Гуманистический пафос.
Выразительное чтение рассказа.

16

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Листья». «Неохотно и несмело ». «С поляны коршун поднялся ». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.
Рассказ учителя.
Практикум.

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, показать чудесную природу России. Дать учащимся возможность почувствовать красоту тютчевских стихов.
Работать над выразительным чтением.
Показать роль антитезы в стихотворении.

Роль антитезы в стихотворении.
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ стихотворения«С поляны коршун поднялся ».

17

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила ». «Опять незримые усилья ». «Еще майская ночь».
«Учись у них – у дуба, у березы ». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.
Рассказ учителя.
Обучение чтению.
Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России.
Дать учащимся возможность почувствовать красоту фетовских стихов.
Работать над выразительным чтением.


Выразительное чтение стихотворений.




18

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.


Рассказ учителя.





Познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта.
Познакомить со стихотворением «Железная дорога». Работать с «трудными» словами из стихотворения.



19


Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Обучение чтению.

Подвести учащихся к главному выводу Некрасова – к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей.
Эпиграф, диалог-спор, реальность и фантастика.
Отрывок из стихотворения (I главку) выучить наизусть; подобрать и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Некрасова (на выбор).

20

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
Изображение представителей царской власти в сказке Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

Рассказ учителя.
Беседа.
Сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове.
Познакомить с историей создания «Левши», начать работу над сказом.
Учить определять жанр сказа;
основную идею.
Понятие о сказе.
Читать главы 4-10.
Выделить ( и записать ) цитаты, характеризующие царя Николая Павловича, Платова, левшу.
Приготовить художественный пересказ одной из глав.
Читать вступительную статью учебника ( с. 231-232 ).

21

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Практикум.
Продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над выразительным чтением учащихся.
Художественная деталь как источник юмора.
Придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; прочитать рассказ «Смерть чиновника».

22

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи », «Посмотри – какая мгла ». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист », «Чудный град ».
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы ». Развитие понятия о лирике.
Урок-концерт.
Расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века.
Продолжить работу над выразительным чтением учащихся.
Развитие понятия о лирике.


23

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Рассказ учителя.
Обучение чтению.
Дать сведения из биографии А.П. Платонова.
Познакомить с повестью-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя, образную систему рассказа.



24

А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.
Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.
Рассказ учителя.
Беседа.
Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Алые паруса»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.
Продолжить словарную работу.
Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).



25


М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
Рассказ учителя.
Обучение чтению.
Беседа.
Практикум.
Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя, пробудить интерес к его творчеству.
Познакомить учащихся с идейно - художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев.
Объяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказкой-былью».
Сказ-быль
Рассказ о писателе; выучить литературные понятия; читать сказку-быль до слов: «Деревья так жалобно стонали »
( с. 42 ).

26

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Урок развития речи.
Знать жанровые особенности сказки-были; о метафорическом смысле заглавии сказки.
Уметь детально разбирать фрагмент текста; обмениваться мнениями о прочитанном; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Особенности композиции и сказе-были
сочинение «Человек и природа в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

27

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины »
Н.И. Рыленков. «Бой шел всю ночь ».
Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др.

Урок развития речи.

Знать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны о жизни и творчестве К.Симонова, А.Суркова, Сергея Орлова, Давида Самойлова; о поэзии военных лет (общая характеристика);
понятия (эпитет, инверсия, метафора, баллада); конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.





28

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

Рассказ учителя.
Обучение чтению.






Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.
Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).


Выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.
Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами.

29

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.
Рассказ учителя.
Обучение чтению.
Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

Дочитать рассказ; ответить на вопросы: как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?

30

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.
Рассказ учителя.
Беседа.
Дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Рубцова; отметить «песенность» его поэзии.


Выучить наизусть одно из стихотворений, работать над выразительностью чтения стихотворений.


31

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Рассказ учителя.
Беседа.
Познакомить учащихся с этим интересным писателем, с его произведениями, и пробудить к ним интерес.
Юмор
Вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нем (задание на с. 174 учебника).
Составить кроссворд по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла».


32

Родная природа в русской поэзии ХХ века.
А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном».
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали », «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине.
Рассказ учителя.
Обучение чтению.
Показать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека ХХ века.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром.

Средства создания поэтических образов.

Выучить наизусть стихотворение Есенина ( по выбору ); сделать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

33

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.
Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
Рассказ учителя.
Беседа.
Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказами «Срезал» и «Критики»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.
Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).



34

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
Рассказ учителя.
Беседа.
Знать о жизни и творчестве Ф.Шиллера, основных героев произведений и их характерные особенности; признаки баллады.

Баллада


35

Итоги года.






















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для индивидуального обучения

по литературе

Ступень обучения (класс) среднее общее образование, 6 класс

Количество часов 35 Уровень базовый


Учитель Калганова Татьяна Александровна
Программа разработана на основе
программы под редакцией В.Я.Коровиной. Литература. 5-11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 год.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».-М: «Просвещение», 2010 г. учителем русского языка и литературы Калгановой Татьяной Александровной и рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ теста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом прочтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. Именно на них, на этих талантливых, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного слова. Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.
Учащиеся 6-го класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, поэтому на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 19, 20 веков.
Программа курса включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни)
Ведущая проблема данного курса - художественное произведение и автор, характеры героев.
Одним из признаков интерпретации текста является выразительность чтения учащихся. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в приложении к программе. Выбор предложенных текстов зависит от учителя и учеников. Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в программе В.Я.Коровиной (стр. 86).

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь, тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения из сферы классного звучания в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.
Распределение часов по темам:


Название раздела
Количество часов



Программа В.Я.Коровиной
Рабочая программа

1
Введение



2
Мифы народов мира.



3
Устное народное творчество.



4
Из древнерусской литературы.



5
Из литературы XVIII века.



6
Из русской литературы XIX века.



7
Из русской литературы XX века.



8
Из зарубежной литературы.



9
Итоговые уроки.




ИТОГО
102
35






Содержание программы (102 часа).
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни
Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев.
Рассказы о баснописцах.
И. И. Хемницер. «Лев, учредивший совет». Художественная и нравственная ценность басни. Высмеивание неразумных государственных предприятий.
И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному' герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.


Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России (обзор)
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения: «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).

Оценка уровня литературной подготовки школьников 6 класса
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д.), каталогов.
Письменно: письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 59 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» ученики должны:
чтение и восприятие:
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
- дать оценку героям и событиям; чтение» истолкование и оценка:
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность:
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
- обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» «неверно», «достаточно» «недостаточно»; ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов:
работы, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения (начитанность);
работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний по литературе;
работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.
Назначение работ оценить достижение учащимися обязательного уровня подготовки по литературе.
Все работы могут проводиться в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему: либо в зависимости от цели проверки раздельно, либо последовательно через определенный промежуток времени.




ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 1012 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).
М. Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком...» Утес. Три пальмы (на выбор).
Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).
Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». А. А. Блок. Летний вечер. А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» и др. (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 12 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. Илиада. Одиссея.
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. Лебедь.
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. На развалинах замка в Швеции.
Д. В. Давыдов. Партизан.
Ф. Н. Глинка. Луна. Утро вечера мудренее. Москва.
А. С. Пушкин. Жених. «Во глубине сибирских руд...». Выстрел.
К. Ф. Рылеев. Державин.
Е. А. Баратынский. Родина.
Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины.
Ф. И. Тютчев. Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». Лес.
М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера ненастье...». Сенокос. Емшан.
И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч.
Н. А. Некрасов. Влас.
Ф. М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке.
Н. С. Лесков. Человек на часах.
Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат.
А. П. Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга.
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей.
В. К. Железников. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям доброе утро.
А. Лиханов. Последние холода.
П. Астафьев. Деревья растут для всех.
М. М. Пришвин. Таинственный ящик. Синий лапоть. Лесная капель.
В. П. Крапивин. Брат, которому семь. Звезды под дождем.
Из зарубежной литературы
Э. По. Овальный портрет.
М. Твен. История с привидением.
О. Генри. Вождь краснокожих.
А. Конан Дойл. Горбун.
Г. Честертон. Тайна отца Брауна.


Список рекомендуемой литературы.
1. Полухина В. П. Литература. :6 класс.: Учеб.-хрестоматия: В 2ч.- М.: Просвещение 2007.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим: Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2005.
3. Полухина В. П. Литература: 6 кл.:Метод. Советы. – М.: Просвещение , 2007.
4 Российская школьная хрестоматия: 5-11 кл. Сост. В И Коровин, В Я Коровина. – М.:Интербук, 1995-1996.
5. Вокруг тебя мир. Книга для ученика: 6 кл. М.: « Наука/ Интерпериодика», 1999.








15

Приложенные файлы


Добавить комментарий