Технология. 3 класс. Конышева.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года, базисного учебного плана 2004 г
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

Учебно-методический комплект:
- Н.М.Конышева. Технология. 3 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
- Н.М.Конышева. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 и 2.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2008.
- Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003.

В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.

Начальная школа должна создать единую базу для последующей профильной, специальной работы. Ведущая роль отводится формированию дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов.
Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
- конструктивность – как общая способность выдвигать проектные идеи;
- целесообразность – как умение искать и находить средства и способы работы, которые отвечали бы точно поставленной цели;
- вариативность, гибкость – или умение выдвигать и разрабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи.
Помимо них в дизайнерском мышлении большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи «природа – человек – предметная среда». Формирование обобщённого дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно – практической деятельности. При таком подходе это становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.

В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ученик получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действия.
Методической основой организации деятельности учащихся на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно – конструкторский аспект, так и художественно – эстетический. В центр методической организации курса находится проектная деятельность учащихся.
Основной содержательный компонент программы 3 класса – проблема «Человек – Предмет – Среда», она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна, ученики осмысливают духовно – психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз применяя в работе формулу «красота + польза», т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно – конструкторского анализа предметов учитель обращает внимание на более частные принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе: композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия), технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).

Основные разделы: «Формы и образы природы – образец для мастера» (7 ч), «Вещи, создающие настроение праздника» (10 ч), «Гармония стиля» (10ч), «От мира природы к миру вещей» (7ч).

Основные задачи изучения курса:

1. Духовно – эмоциональное развитие личности:
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру;
- формирование эстетического восприятия;
- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.
2. Развитие творческих способностей.
3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.









К концу 3 класса учащиеся должны
Знать/понимать

роль трудовой деятельности в жизни человека;
влияние трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;
назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластических, текстильных, металла, древесины);
назначение и сферы применения машин, технических устройств и инструментов (в том числе бытовой техники и компьютера), правила безопасной работы с ними;

Уметь

на основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий и видов труда;
определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, фольгу и проволоку, древесину) по внешним признакам, использую различные ощущения;
на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы и чертежи на бумажных носителях, инструкционные и технологические карты;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу, чертежу;
соблюдать последовательность технологических операций;
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.











Календарно – тематическое планирование

Техника безопасности.
№ 1 – организация рабочего места на уроке.
№ 2 – работа с клеем.
№ 3 – работа с ножницами.
№ 4 – работа с иглой.
№ 5 – работа с пластилином.
№ 6 – работа с циркулем.


Дата

п/п

тем.
Тема урока
Элементы содержания
Виды, приёмы работы.
Изделие.
Стр.учебника
/Стр.Р.Т./
ТБ




Формы и образы природы – образец для мастера (7ч)






1.
1.
Техника безопасности на уроке. Образы природы и творения человека. Оригами.
Анализ текста; ознакомление с некоторыми универсальными дизайнерскими изделиями природы; расширение знаний об оригами; выполнение простейших фигурок оригами
Разметка прямоугольника, чтение условных обозначений, приёмы сгибания.
Оригами «Зайчик», «Котик».
С.3-9
1,3


2.
2.
Оригами. Выполнение фигур с движущимися частями.
Беседа об оригами; сравнение вариантов изготовления одного и того же изделия; выполнение усложнённых фигурок; индивидуально – работа над простыми фигурками
Чтение технологической карты; работа в цвете на понимание изменений чертежа; приёмы сгибания.
Оригами «Дракон», «Мышка».
Р.Т., с.4-9
1,3


3.
3.
Силуэт. Узоры – силуэты из бумаги.
Знакомство с понятием «силуэт»; отличия силуэтного изображения от изображения красками; симметрия и асимметрия в природе и в окр.мире; анализ многообразия узоров, созданных руками человека (на примере металлических оград); вырезание силуэта и наклеивание его на основу
Приёмы складывания бумаги; приёмы разметки сложенной заготовки; приёмы вырезания мелких деталей с внутренними углами.
Аппликация «Свет и тень».
С.10-15
/С.14-16,17-19/
1,2,3


4.
4.
Выполнение композиции в технике эстампа.
Знакомство с понятием «эстамп» и техникой его выполнения; беседа о единстве мира природы и творческих преобразований человека; обучение пробным отпечаткам; самостоятельная работа
Технология получения изображений с оттисков.
Эстамп из засушенных листьев.
С.16-21
1


5.
5.
Коллаж из ткани и бумаги. Особенности работы с тканью.
Знакомство с понятиями «коллаж», «фактура»; сопоставительная характеристика понятий «аппликация» и « коллаж»; виды тканей; беседа о роли цвета, фактуры ткани в изготовлении работы; ознакомление с возможными вариантами изделий; подготовка к изготовлению изделия по собственному замыслу
Приёмы разметки деталей на ткани карандашом, мелом, мылом; особенности вырезания деталей из ткани.
Коллаж из ткани и бумаги (подготовительная работа)
С.22-27
/С.12-13/
1,2,3


6.
6.
Коллаж из ткани и бумаги. Окончание работы.
Закрепление знаний по данной тематике в ходе беседы; дополнение композиции мелкими деталями; последовательность выполнения работы в передаче плана (передний, средний, дальний)
Составление композиции; правила наклеивания тканей.
Коллаж из ткани и бумаги (окончание работы).

С.22-27
/С.12-13/
1,2,3


7.
7.
Композиция «Сказочная птица».
Беседа о роли реального и фантастического в образах, создаваемых человеком; соотнесение образов литературных произведений, поэзии и живописи с творчеством мастера; самостоятельная работа по выполнению коллажа или аппликации (по выбору)
Подготовка листьев и семян к работе; заготовка деталей; правила наклеивания деталей на всю поверхность; приёмы сушки плоских аппликаций.
Композиция «Сказочная птица» (по выбору)
С.28-35
/С.10-11/
1,2,3




Вещи, создающие настроение праздника (10ч)






8.
1.
Поздравительная открытка с окошком.
Формирование представлений о «характере» эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей; беседа о назначении приглашений, открыток; конструирование открыток праздничного характера; анализ конструкции, материалов, порядка работы; планирование хода работы
Приёмы разметки симметричной формы; разметка прямоугольника с помощью линейки; основные приёмы вырезания окошка .
Открытка с окошком.
С.38-43
/С.20-21/
1,2,3


9.
2.
Изготовление фигурной открытки.
Формирование умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проективным замыслом; анализ конструкции, материалов, порядка работы
Приёмы разметки симметричной формы; приёмы резания картона; разметка и заготовка деталей декора (аппликация).
Фигурная открытка (приглашение).
С.44-47
/С.22-23/
1,2,3


10.
3.
Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка.
Беседа о причинах коробления картона (оклеивание с одной стороны, сушка без пресса, намазывание жидким клеем с пропусками); анализ образцов; знакомство с назначением «оправки»
Получение цилиндрической формы из прямоугольника; склеивание круглых деталей на оправках.
Подготовительная работа к изготовлению изделия (заготовка, отдельные детали).
С.48-53
/С.25/
1,2,3


11.
4.
Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка. Окончание работы.
Обсуждение последовательности работы по декорированию изделия; вариативность внешнего оформления
Приёмы оклеивания изделий бумагой внутри и снаружи; приёмы изготовления завитков из полос бумаги.
Фигурки Деда Мороза и Снегурочки.
С.48-53
/С.25/
1,2,3


12.
5.
Бумагопластика. Ребристый шар.
Беседа из истории новогодних украшений; анализ конструкции изделия; знакомство с циркулем и техникой безопасности при работе с ним
Деление окружности на 3 части циркулем; продавливание сторон треугольников фальцовкой.
Макет-заготовка шара.

С.54-59
/С.26-27/
1,3,6


13.
6.
Бумагопластика. Ребристый шар. Окончание работы.
Самостоятельная работа по склеиванию сегментов изделия по образцу; дополнение шара подвесом
Сборка икосаэдра по сегментам.
Ребристый шар из 20 кругов.
С.54-59
/С.26-27/
1,2


14.
7.
Конструирование из бумаги. Упаковка для подарка «Домик».
Беседа об этикете преподнесения подарков; анализ конструкции изделия; чтение эскиза домика по развёртке; составление плана разметки и изготовления
Построение прямоугольника с помощью угольника; соотношение размеров элементов в развёртке; определение габаритных размеров; приёмы сгибания картона.
«Домик» (развёртка).

С.60-67
/С.28-32/
1,3


15.
8.
Упаковка для подарка «Домик». Декорирование изделия.
Анализ вариантов декорирования изделия; творческая работа
Декорирование изделия (на развёртке).
Упаковка для подарков «Домик».
С.60-67
/С.28-32/
1,2,3


16.
9.
Конструирование из бумаги и картона. Рождественская звезда.
Беседа о происхождении символа рождественской звезды; соотношение диаметра и радиуса окружности; преобразование изделия по изменённому замыслу
Построение и разметка окружности; приёмы вырезания из картона (внутренние углы).
Рождественская звезда (подвеска или вершина)
С.70-73
1,2,3,6


17.
10.
Конструирование из бумаги. Подарочная корзиночка.
Назначение и анализ изделия; чтение технологической карты изготовления изделия; самостоятельная работа по изготовлению коробочки
Приёмы разметки, сгибания бумаги.
Подарочная корзиночка.
С.74-75
1,2,3




Гармония стиля (10 ч)






18.
1.
Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Раскрой ткани и подкладки.
Беседа о стиле, стилевом единстве вещей, о видах текстильных материалов (ткань, нитки, тесьма, лента); изготовление выкроек из бумаги и ткани
Приёмы разметки и раскроя ткани (разметка ткани по выкройке с припусками на швы и без них, раскрой двух одинаковых деталей); приём смётывания деталей швом «строчка».
Заготовка прихватки.
С.76-86

1,3,4


19.
2.
Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Сшивание деталей.
Повторение видов и назначений швов «через край», «назад иголкой», «строчка»; сшивание деталей и прокладки из синтепона
Выполнение швов «через край», «назад иголкой».
Прихватка.
С.76-86
/С.4-7/
1,3,4


20.
3.
Работа с текстильными материалами. Прихватка для горячей посуды. Декорирование изделия.
Анализ вариантов декора; выбор декора в зависимости от тканевой основы и эмоционального рисунка ткани
Приёмы вырезания мелких деталей (или вышивания), наклеивания их на тканевую основу.
Прихватка с отделкой.
С.76-86
/С.4-7/
1,3,4


21.
4.
Работа с тканью Грелка на чайник.
Обсуждение назначения и устройства грелки; изготовление выкройки; составление плана самостоятельной работы
Приёмы изготовления выкройки; разметка на ткани; выполнение швов «строчка», «подрубочный».
Грелка на чайник.
С.90-93
1,3,4


22.
5.
Сервиз. Лепка из пластилина.
Беседа о единстве формы и функции предмета, о стилевом единстве; анализ формы предметов; лепка из пластилина предметов сервиза
Приёмы лепки из пластилина; приём подготовки изделия к росписи (высушивание в муке).
Предметы сервиза.
С.94-97
/С.8-9/
1


23.
6.
Сервиз. Роспись изделия.
Анализ разнообразия росписи сервизов; выбор цветового решения
Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.
Сервиз. Готовое изделие.
С.94-97
/С.8-9/
1


24.
7.
Настольная карточка. Работа с бумагой.
Организация самостоятельной работы по разметке и изготовлению карточки на основе данной схемы
Приёмы разметки бумаги; приёмы сгибания.
Настольная карточка.
С.98-101
/С.24, часть 1/
1,3


25.
8.
Обложка для книги из ткани.
Беседа о бережном отношении к книгам; анализ образца и способа выполнения работы; составления плана работы
Приёмы разметки и раскроя ткани; обработка краёв изделия.
Обложка для книги.
С.102-108
/С.10-11/
1,3,4


26.
9.
Монограмма. Стебельчатый шов.
Знакомство с понятием «монограмма»; анализ выполнения стебельчатого шва
Выполнение стебельчатого шва.
Монограмма на обложке для книги.
С.109-110
/С.14/
1,3,4


27.
10.
Простой переплёт. Записная книжка.
Обсуждение конструкции изделия; выполнение заготовок; сшивание тетради под руководством учителя
Приёмы разметки прямоугольника с помощью линейки; приём сшивания тетради «в 3 прокола».
Записная книжка.
С.112-118
/С.12-13/
1,3,4




От мира природы – к миру вещей (7ч)






28.
1.
Лепка животных по наблюдениям.
Обсуждение закона «красота + польза» в мире природы и в мире вещей; беседа «Повадки животных»; лепка фигурки из цельного куска пластилина
Приёмы лепки; приёмы стилизации в лепке.
Фигурка животного.
С.122-127
1,5


29.
2.
Чудо – посуда. Лепка из пластилина.
Рассматривание и анализ образцов посуды; условность в стилизации посуды; составление плана работы
Приёмы лепки посуды; приёмы стилизации.
Стилизованный сосуд из пластилина.
С.128-131
/С.15-17/
1,5


30.
3.
Чудо – посуда. Роспись изделия.
Анализ разнообразия росписи посуды; выбор цветового решения и элементов декора
Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы.
Чудо – посуда. Готовое изделие.
С.128-131
/С.15-17/
1,5


31.
4.
Подвески из соломки.
Беседа об изделиях из соломки, свойства материала; «треугольные распорки» в строительстве; конструирование из соломинок изделий по технологическим картам
Приёмы работы с природным материалом; приём продевания нити в соломинку.
Изделие из соломки (пирамидка, подвеска) по выбору.
С.132-137
/С.18-20/
1,3,4


32.
5.
Модель ракеты из разных материалов. Подвижное и неподвижное соединение деталей.
Знакомство с видами распорок и соединений (работа с деталями конструктора); анализ общего строения ракеты, её основные детали; подбор материалов; групповая работа по сборке моделей
Приёмы соединения деталей конструктора; приёмы резания тонкого пластика; щелевой замок.
Модель ракеты.
С.138-145
1,2,3


33.
6.
Помпон из ниток. Цыплёнок.
Что такое помпон; творческое преобразование помпонов; составление плана работы; самостоятельная работа
Приём вырезания из картона кругов с отверстиями; приём обматывания основы нитками.
Помпон. Цыплёнок. (по выбору)
С.146-147
1,3


34.
7.
Цветок из бисера.
Знакомство с новым материалом – бисером; рассматривание образцов; составление плана работы; групповая работа
Приёмы работы с бисером.
Цветок из бисера.
С.148-152
/С.22/
1


15

Приложенные файлы


Добавить комментарий