Работа с педагогами по формированию толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования.

Работа с педагогами по формированию толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования.

«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» Пифагор
Особенную актуальность формирование эффективной системы нравственных и межкультурных отношений приобретает в современной России - стране, где проживают и куда приезжают люди различных культур, рас, религий, классов и стилей жизненного уклада. У нас существуют определенные традиции подобного сосуществования в условиях как Российской империи, объединенной еще в XVIII веке, так и бывшего Советского Союза, которые иногда формально, а чаще и фактически принимал представителей различных национальностей, не навязывая им свои традиции, сохраняя национальную культуру, давая возможность малым народностям поддерживать свою ментальность. Тем не менее сегодня можно признать, что процесс формирования национальной толерантности проходит в нашей стране достаточно болезненно. Необходим поиск оптимальных путей воспитания терпимости и уважения к людям различных национальностей.
Значимость воспитания позитивных установок на сосуществование в многоэтническом и поликонфессиональном окружении подчеркивается в целом ряде международных и российских государственных документов. В частности, в Декларации принципов терпимости (1995), Декларации тысячелетия (2000), «Конвенции государственной национальной политики РФ» (1996), государственных программах РФ - «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001~2005 гг.)» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.».
В современных исследованиях под толерантностью (в переводе с лат. tolerantia терпение) понимается уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, формирование самовыражения и проявления человеческой национальной и религиозной индивидуальности, активное отношение к действительности, признание универсальности прав и свобод человека.
Понятие «мультикультурное сознание» сейчас встречается на страницах многих исследований. При этом одновременно используются разнообразные термины, имеющие сходное значение. Например, понятия «поликультурный» и «мультикультурный» сегодня являются синонимичными и взаимозаменяемыми. Наиболее точное определение «мультикультурного образования» дается в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова. Согласно авторской трактовке, оно представляет собой процесс и инновационное движение в образовании. Именно «мультикультурное образование стремится дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала разнообразные культуры и группы, существующие в обществе и в национальной структуре учебного класса».
Понятие «межнациональное воспитание» мы встречаем в исследовании М.И. Богомоловой, которая понимает под ним процесс целенаправленного взаимодействия педагога и воспитуемых с целью приобщения их к богатому опыту культурного наследия, накопленного человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним. Автор указывает на то, что «межнациональное воспитание», в отличие от «интернационального», включает в себя «национальное воспитание» как изначальное условие воспитания уважительного отношения к себе, к своему народу и налаживания дружественных контактов с многоэтническим окружением Одновременно М.И. Богомолова делает акцент на том, что понятие «межнациональное воспитание» очень близко к «поликультурному воспитанию», так как оно предусматривает межличностное взаимодействие, формирование чувства солидарности, взаимопонимания, противостоит национализму и расизму.
Поэтому актуальным сегодня становится обращение к нашей истории и культуре.
Однако вопросы воспитания в детях толерантности в силу ряда причин в общем курсе изучения педагогики представлены весьма ограниченно. Поэтому целесообразно провести с педагогами углубленное изучение основ воспитания толерантности у детей.

Семинар «Формирование толерантности у детей в условиях современной системы образования».
Задачи семинара:
- формирование у педагогов установок на толерантное взаимодействие и на необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении;
- формирование педагогической толерантности у педагогов;
- вооружение педагогов знаниями и умениями формирования толерантности у детей.
Содержание семинара:
1. Что такое толерантность? Блиц-опрос.
2. Тест «Толерантны ли Вы?».
(см. журнал «Обруч» №6, 2004 год, стр.19)
3. Принципы воспитания толерантности. Их соответствие принципам педагогики ненасилия - педагогики сотрудничества.
(приложение 1)
4. Содержание воспитания толерантности в системе современного поликультурного образования.
4.1 Понятие поликультурного образовательного пространства.
4.2 Понятие межэтнической толерантности и культуры межнационального общения как одного из важнейших (базовых) компонентов содержания воспитания толерантности.
4.3 Этнокультура в системе современного образования, ее педагогический потенциал.
5. Формы, методы и приемы формирования толерантности.
5.1 Методы воспитания толерантности: беседа, дискуссия, пример, поощрение, социальная проба, анализ воспитывающих ситуаций, метод педагогической драматургии, метод убеждения, метод внушения и др.
5.2 Приемы: ролевая маска, микрофон по кругу, непрерывная эстафета мнений, эстафета на заданную тему и др.
5.3 Формы воспитания толерантности: беседы, диспуты, тренинги, игровые программы и др.
6. Анализ программ по воспитанию культуры межнационального общения.
(приложение 2)

Приложение 1 Принципы воспитания толерантности:
Группа принципов
Название принципа
Сущность принципа
Правила

О
б
щ
е
п
е
д
а
г
о
г
и
ч
е
с
к
и
е
 

Принцип целенаправ-ленности
Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей.
- развитие интереса к проблеме толерантности;
- развитие мотивации к самосовершенствованию  и формированию у себя толерантности;
- четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
- постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;
- ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толератности на критерии и показатели развития данного качества


Учет индивидуаль-ных и поло-возрастных особенностей
Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. Д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят:  формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками),  степень эмоциональной чувствительности, одверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) [Роберт Кайл Тайны психики ребенка, СПб-Москва, 2002, стр. 322]. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать  и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. О.  происходит заложение толерантных установок).
- тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
- организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
- определять методы, приемы и формы воспитания толератности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;
- минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание  общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толератности;
- включать идеи толератности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь


Принцип культуро-сообразности
В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи,  мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
- опираться на положительный опты взаимодействия ребенка с миром;

- учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);

- отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;

- использовать потенциал культуры мир


Принципы связи воспитания толератности с жизнью
Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
- подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

- демонстрация последствий толератности и интолератности;

- поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

- возложение ответственности за свое поведение (толеарантные или интолерантные действия)


Принцип уважительно-го отношения к личности
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
- организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах


Принцип опоры на положитель-ное в ребенке
Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
- выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
- создание ситуации успеха.

Ч
а
с
т
н
ы
е
 

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности.
- изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;
- опираться на возможности и уровень социальной среды;
- интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.


Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка
Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.
- использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;
- недопущение в общении нот морализаторства и назидания.


Принцип единства знания и поведения
Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.
- соблюдение взаимосвязи уровней формирования толератности;
- перевод толерантности из области знания в область действия.


Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении
Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды.
 
- опора на позитивный опыт толерантного  взаимодействия;
- создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;
- использование демократического стиля педагогического руководства;
организация диалога и сотрудничества в коллективе;
- организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.  


Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания  толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: воспитанник- воспитанник, воспитанник -
·°педагог, воспитанник - педагог -среда, воспитанник - педагог -культура.
- актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
- организация активных форм и методов воспитания толерантности.


Принцип воспитывающей рефлексии
Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.
- побуждать детей к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

 
Понятие принципов воспитания в современной педагогической науке. Основные принципы педагогики ненасилия и педагогики сотрудничества. Принципы воспитания толерантности: принцип толерантной среды, принцип условности толерантности, принцип личного достоинства, принцип социальной обусловленности воспитания, принцип диалога и сотрудничества и др.

Приложение 2

Для проектирования современных систем воспитания культуры межнационального воспитания немаловажное значение имеет анализ программ в области дошкольного воспитания.
В конце 90-х годов XX начале XXI века создаются базисные, вариативные и парциальные программы на разных уровнях. Их авторы предлагают свое видение осуществления образовательного процесса в дошкольных учреждениях в новых социальных, политических и образовательных условиях в целом и в решении вопроса воспитания культуры межнационального общения в частности.
Так, базисная программа «Истоки» (центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) строится на достижениях отечественной и мировой психологической и педагогической науки. В ее основу положена концепция психологического возраста. Каждый психологический возраст характеризуется особыми отношениями между ребенком и взрослым, ведущим видом деятельности, основными психологическими достижениями. В связи с этим рассматри- ваются задачи развития младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста по четырем основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. Вопросы, связанные с воспитанием культуры межнационального общения, ставятся в старшем дошкольном возрасте:
приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их истори ческом и географическом аспектах);
воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности, способствовать овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений;
формировать у детей представления о том, что люди на земле могут жить в мире и дружбе.
Определяется в программе и содержание знаний культурологического характера, при этом подчеркивается необходимость избегания перегрузки детей энциклопедическими знаниями и важность соединения образовательной работы с другими видами детской деятельности (чтение произведений детской художественной литературы, знакомство с народными промыслами).
«Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой были учтены новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений. В программе с позиций гуманно-личностного подхода к ребенку «...зафиксирован отказ от формирования политико-идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности». Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка уважения к народам, населяющим Россию, развитие представлений о людях разных рас, живущих на нашей планете, тем самым формировать планетарное мышление. Среди принципов отбора знаний - энциклопедичность, природосообразность, их воспитательная ценность. Особое место в программе уделено культурно-досуговой деятельности, общению детей, организации повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых, которые в наибольшей степени влияют на развитие эмоциональной сферы.
«Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л.А. Парамоновой имеет ярко выраженную воспитывающую направленность, которая представлена во всех разделах. Ее авторы вводят понятие «социальная компетентность» применительно к дошкольному возрасту. Начиная со старшего дошкольного возраста, воспитателю следует создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к родному краю, стране, людям, населяющим ее. На седьмом году жизни задачи социального развития расширяются. Воспитателю необходимо воспитывать положительное отношение к людям, толерантность к детям и взрослым независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности. Дети седьмого года жизни принимают участие в обсуждении событий, происходящих в разных регионах страны, земного шара, у них формируются представления о стремлении всех людей жить в мире. Основная задача педагогов - развитие чувственно-действенной стороны личности дошкольника. Этому способствуют непосредственное воспитывающее и обучающее воздействие педагога на детей, организация ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой, организация предметной среды.
В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» подчеркивается, что процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем, и чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет процесс развития. Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого по трем линиям - «чувствовать, познать, творить». Задачи обогащения детских представлений о жизни народов мира, воспитания интереса к народной культуре рассматриваются в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений». Со среднего дошкольного возраста дети знакомятся с русским народным творчеством, фольклором народов мира: английскими, немецкими, французскими, венгерскими, Узбекскими сказками. В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по освоению культуры общения со сверстниками и взрослыми, по формированию культуры поведения, развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежды, типичных занятиях. Дети знают некоторые мелодии, песни, сказки народов мира. Старшие дошкольники должны прийти к осознанию того, что все люди стремятся к миру.
Программы «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В.Соловьевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, региональные, краевые программы «Венок дружбы», «Весточка», «Родничок», «Поликультурное воспитание», «Мой родной дом», «Мир, в котором я живу» и другие предусматривают пошаговое приобщение ребенка дошкольного возраста к миру национальной культуры своего народа, русской национальной культуре, ознакомление с костюмом, устным народным творчеством других национальностей.
Таким образом, задачи, содержание воспитания у дошкольников культуры межнационального общения на различных этапах становления нашего государства определялись социально-политической ситуацией, уровнем развития психолого-педагогической науки, мировыми тенденциями. В настоящее время эта проблема рассматривается с позиций личностного развития, реализации деятельностного подхода, формирования общей культуры поведения, накопления социального опыта дошкольников, развития эмоциональной сферы.

Программа по воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения, разработанная кафедрой дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова.




Разрабатывая эту программу, принципиальными были следующие положения:
полиэтничность социального окружения;
необходимость разработки национально-регионального компонента содержания дошкольного образования;
рост интереса дошкольника к окружающему, взрослому и сверстникам;
развитие коммуникативных умений;
формирование мировоззрения;
совершенствование мыслительных операций.

Задачи программы по воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения:
развивать чувство этнической принадлежности;
формировать основы этнического самосознания;
воспитывать толерантность;
воспитывать интерес к родной национальной культуре;
воспитывать интерес, желание узнать о культуре других народов;
воспитывать уважение и принятие иных культур;
воспитывать любовь к своему Отечеству;
способствовать творческим проявлениям детей;
формировать основы планетарного мышления;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать развитию процессов обобщения и сравнения элементов различных национальных культур.
Общие задачи конкретизируются в зависимости от возраста детей, а при отборе этнического содержания учитывается своеобразие полиэтнического окружения.

Средний дошкольный возраст
Задачи программы:
способствовать развитию у детей понимания и принятия общечеловеческих, национальных ценностей; развитию гуманных чувств;
формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде;
воспитывать интерес к национальной культуре своего и других народов.
Принципы построения программы:
последовательности и системности;
от общего к частному (движение внутри каждой темы);
взаимодополняемости семейного и общественного воспитания;
сезонности (опора на народныйкалендарь);
региональности (учет условий социального и этнического окружения).
Примерное содержание разделов:
Программа для среднего возраста включает три раздела: «Мир семьи», «Мир друзей», «Дружный хоровод».
Термины «мир» и «хоровод» символизируют взаимодействие, общность, единение, определенную замкнутость, которая имеет способность к расширению, при целесообразном, конструктивном партнерстве. В нашем понимании «мир» - это земной шар, способ существования; мир как объект реальности, как бесконфликтное миропреобразование, миросовершенствование, миротворчество. Предлагаемое содержание разделов направлено на развитие представлений, эмоциональных отношений, творческих проявлений, постепенное приобщение ребенка к многогранности социального окружения, этнокультурному многообразию и воспитание на этой основе культуры межнационального общения.
Мир семьи. Моя семья - я и мои родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Мое имя, имена моих родителей. Семейные традиции,семейные реликвии; традиции семейного гостеприимства в национальных культурах народов Поволжья.
Мир друзей. Друг - это человек, который всегда рядом, с ним весело, интересно. Друзья всегда помогают, заботятся друг о друге. Играть, делать любое дело с друзьями веселее. Если другу грустно, у него плохое настроение, ему нужно помочь. Друзья бывают сказочные и реальные; знакомство с героями народных сказок (русскими, татарскими, мордовскими, чувашскими); мой любимый сказочный герой. Мы - друзья природы; мой домашний любимец; природные символы народов Поволжья.
Дружный хоровод. Все люди любят праздники, весело отдыхают после работы. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы. Введение в мир ребенка элементов национальной культуры русского, татарского, чувашского, мордовского народов. Празднование сезонных народных праздников, объединенных единой темой.
Темы третьего раздела равномерно распределены по сезонам, логично продолжают и конкретизируют темы двух предыдущих разделов.

Старший дошкольный возраст
Задачи программы:
формировать основы национального самосознания;
развивать детские представления о культурном многообразии народов;
развивать процессы обобщения и сравнения элементов различных национальных культур;
воспитывать интерес к родной национальной культуре;
воспитывать интерес, желание узнать о культуре других народов;
воспитывать уважения и принятие иных культур.
Принципы построения программы:
сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы);
концентрированного насыщения образовательного материала;
параллельности в изучении национальных культур;
гуманитаризации (необходимо показать ребенку многогранность связей человека с социумом);
взаимодополняемости народных и традиционных методов воспитания, обеспечивающих единство познавательного, эмоционального и деятельностного компонентов.
Примерное содержание:
Программа для старшего возраста продолжает основные содержательные линии, определенные программой для среднего возраста. Происходит их дальнейшее наполнение национальной колористикой, расширение тематических границ, конкретизация национальных особенностей. Развитие детских представлений идет не столько за счет увеличения объема информации, сколько за счет большей включенности детей в познавательный процесс, за счет развития познавательных способностей, проектировочных умений.
Программа включает три раздела: «Мой край», «Мое Поволжье», «Мое Отечество». Использование личных местоимений нацелено на прочувствование детьми причастности к социальному окружению в его микро- и макропредставленности. Содержательные линии, выделенные в каждом разделе, отражают основные факторы, влияющие и определяющие особенности развития в конкретно историческое время определенной территории. Среди них историке-географические, этнографические и хозяйственно-бытовые.
Темы, раскрывающие историко-географическое направление, предусматривают развитие у старших дошкольников представлений об истории создания городов, их географическом положении, обоснованности выбора места строительства, об архитектурных, исторических, экологичес- ких памятниках, исторических личностях, выдающихся деятелях, народных героях.
Темы этнографического направления предусматривают сообщение детям сведений этнографического характера: характерные национальные имена, национальный костюм, национальная кухня, народные праздники, народное творчество (устное, танцевальное, музыкальное), известные национальные поэты, писатели, спортсмены и другое. Выбор национальностей определяется национальным составом детей дошкольных образовательных учреждений, который отражает этническое своеобразие ближайшего национального окружения (процессы миграции, переселенцы), и принципом контрастности (северные народы, южные народы).
Темы, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, раскрываются путем сообщения детям знаний об основных, традиционных видах труда людей конкретной национальности, народных промыслах и ремеслах, особенностях быта, распределении трудовых поручений в семье и участии детей в хозяйственной жизни. Дошкольники получают некоторые представления о современном промышленном, сельскохозяйственном производстве и вкладе каждого региона в развитие нашего государства.
В целом содержание программы предусматривает формирование у детей основ социальной компетентности в многонациональном социуме.


15

Приложенные файлы


Добавить комментарий