Педагогический проект Роль дидактической игры в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Авторы: Тарабрина Нелли Александровна, воспитатель группы продленного дня; Наумова Маргарита Александровна, учитель музыки.(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оборонинская средняя общеобразовательная школа» р. п. Мордово Мордовского района Тамбовской области) Педагогический проект Роль дидактической игры в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников. Важно не то, во что играть, а как и что при этом чувствовать. Я. Корчак Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. А.В. Хуторский Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания. Познавательный интерес Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности;способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Познавательная деятельностьовладение содержанием учебных предметов;необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Познавательная активность – качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности. Самостоятельная познавательная деятельность умение получать знания; умение сравнивать, анализировать;умение обобщать и систематизировать; умение учиться всю жизнь (ориентация на развитие и саморазвитие); умение получать знания из различных источников информации; умение выделять главное из потока информации; умение организовать «презентацию» информации. Актуальность проекта Реализация компетентностного подхода в рамках модернизации образования. Гуманизация образования на современном этапе в формировании ценностных ориентиров. Востребованность современным обществом личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Противоречия между старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний;между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы;между воздействием на учащихся агрессивного языка современной «информационной среды» и необходимостью сохранения точности и выразительности речи. Цель проекта - формирование потребности в образовании и развитии детского интеллекта; - расширение кругозора, любознательности младших школьников; - развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Задачи проекта изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу;спрогнозировать развитие учебно-познавательной компетенции у обучающихся;смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий;проанализировать эффективность использования дидактических игр;создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера; развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей; воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни (соблюдение гигиенических норм, режима дня). Гипотеза Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников возможно средством использования дидактической игры Этапы Сроки Подведение итогов, анализ результатов. Заключительный Проведение внеклассных мероприятий с использованием современных педагогических технологий, игровых ситуаций и различных игр, нестандартных форм занятий. Основной Создание методико-педагогической основы проекта: изучение возможностей использования современных педагогических технологий средствами внеклассных мероприятий, формирование пакета игрового материала. Подготовительный Этапы и сроки реализации проекта Планируемые результаты: повышение результативности обучения;формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым предметам;формирование устойчивой учебно-познавательной компетенции младших школьников;укрепление психологического здоровья учащихся. Методы исследования изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента;проведение работы по проекту;наблюдение, сравнение, обобщение; подведение итогов проекта. Дидактическая игра - является одним из источников речевого и умственного развития детей; - способствует закреплению знаний;- пробуждает интерес к познанию нового;- развивает любознательность.Роль дидактической игры- в воспитании детей;- в расширении кругозора об окружающем мире;- привитии любви к чтению книг; - развитии интереса к учёбе. Развитие формы «Игровая программа» 1930-1950– е годы: истоки, возникновение предпосылок;1960-1970-е годы: активизация игровых технологий, поиск, формирование новых подходов к разным вариантам игровых взаимодействий;1970-1990-е годы: рождение, развитие, становление некоторых видов игровых программ, в том числе сюжетных;1990-2000-е годы: формирование педагогических взглядов на новый тип игры , поиск педагогической эффективности данной формы через организацию конкурсов, семинаров, конференций;2000 год и по настоящее время: осмысление и утверждение формы «игровой программы» как системы педагогического взаимодействия. Отличительные черты формы «Игровая программа» многообразие используемых игровых форм деятельности, через которые реализуется комплекс воспитательных задач;сюжетность;целенаправленность;активизация;включенность участников в события программы;зрелищность и сотворчество организаторов и участников. Игра- форма комфортного общения Требования современной педагогики к цели игры: - полнота; - точность; - конкретность - достижимость; - побудительность. Принципы деятельности учащихся в игре Принцип открытости. Необходимо прислушиваться к мнению детей, планируя проведение игры.Принцип привлекательности будущего дела. Учащиеся должны видеть конечный результат выполняемого ими дела.Принцип деятельности. Предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия: конкурсы, праздники, соревнования.Принцип свободы учащихся. У учащихся должна быть возможность выбора задания с учетом своих интересов и возможностей.Принцип обратной связи. Каждое игра должна заканчиваться рефлексией. Необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, что не получилось, изучать мнение детей, настроение.Принцип успешности. Необходимо видеть участие каждого ребенка в проводимой работе и по достоинству ее оценивать. Условия для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей младших школьников в игре прогулки; экскурсии;спортивные часы; кружковая работа; клубные часы; время самоподготовки;моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр. Функции игры Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков.Развлекательная – создание благоприятной атмосферы.Коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.Воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций. Игры на различных этапах занятий: - организационный момент, сообщение темы и целей занятий (кроссворды, загадки, ребусы); - при проверке домашнего задания (игра-лото, графический диктант или тестовые задания); - изучение нового материала (игры-предположения); - физкультминутка (имитация движения того или иного животного); - закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя. Игра как дидактический приём с большой долей наглядности игры-загадки; игры-поиски;игры-поручения;игры-сказки;анимированные кроссворды и другие. Дидактическая игра как один из способов формирования учебно-познавательной компетенции Структурные компоненты дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача;игровые действия и правила; результат. Преимущества использования дидактических игр Игра – средство познания действительности.Игра формирует учебно-познавательную компетенцию.Игра – школа социальных отношений.Игра обеспечивает межличностное общение.Недостатки:Трудно оценить работу каждого ученика во время дидактической игры.Много времени уходит на подготовку дидактической игры. С каким настроением учащиеся идут на игру Тематика дидактических игр Игра-сказка «В стране сказочных животных»; Экологический марафон; Игра-поручение «Экскурсия по цветочной галерее»; «Соблюдай правила дорожного движения»; Игра-поиск «Каким я вижу мир, в котором я живу»; «Легенды и предания о возникновении мира»;Игра-загадка «Крестики-нолики»;Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля»;Игра-поиск «Тайны осеннего леса» ;Игра-поиск «Зимний лес и его тайны»;   Игра-загадка « Что растёт вокруг нас?» Викторина «Что такое»?     Игра-загадка «Почемучкин тупик». (Вечер вопросов и ответов).Анимированные кроссворды « Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать». Звездный час по теме «Природные зоны нашей Родины». Тип проекта Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации. Промежуточное подведение итогов позволяет говорить о некоторых результатах.Состояние познавательной активности по результатам диагностики: 2010-2011 учебный год – 1 класс – высокий уровень - 5 человек; средний уровень - 10 человек; низкий уровень – 6 человек. Выводы Промежуточное подведение итогов. Проект способствует:формированию положительной мотивации к обучению младших школьников ;развитию учебно-познавательной компетенции младших школьников;раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развитию интереса к изучаемым предметам;повышению качества знаний.Проект может быть использован учителями других школ Сравнение с гипотезой Наша гипотеза подтвердилась Информационные источники 1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», № 3, 2010.2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогическогообразования 2007. – 222 с.5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.-512 с.6. «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами», опубликованном в журнале «Стандарты и мониторинг в образовании».7. Философский энциклопедический словарь. – М., 1990.8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.-256 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

Приложенные файлы


Добавить комментарий