Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей.


Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей. Индивидуальное обучение вокалу.
(Слайд 1)
Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей.
Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но нужно не забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации. Поэтому предметом педагогических технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса.
Система дополнительного образования, в отличие от школы, имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности этой системы позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Причем, такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне.
Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом. Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий должны быть направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности. И результативность таких технологий зависит не только от того, какие знания и умения удастся ему передать и насколько педагог сможет его подготовить к вхождению в общество, но и от того, насколько при этом удастся не «сломать» ребенка, сохранив и развив те положительные задатки, которые в нем уже существуют. Сейчас можно говорить о том, что в системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для использования личностно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.
(Слайды 2, 3, 4)
Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы и темп работы к конкретным особенностям ребенка, следить за его развитием и при необходимости оперативно корректировать педагогическую деятельность.
Проблемы личностно-ориентированного подхода к организации творческой деятельности детей и их эстетического воспитания рассматривались в работах многих выдающихся педагогов. Но, несмотря на исследованность этой проблемы, в ней сложился ряд противоречий, которые я пыталась учесть при разработке своей программы:
противоречие между личностным характером восприятия творчества ребенком через систему собственных ценностей и установок и существующими общечеловеческими нормами и ценностями прекрасного, которые сложились в вокальном искусстве;
между стремлением ребенка к самореализации в процессе музыкального творчества и наличием определенных канонов и правил вокальной деятельности, которые должны быть знакомы воспитаннику.
Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальное обучение – это форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог при обучении взаимодействует лишь с одним ребенком. Главное достоинство индивидуального обучения – это то, оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны обучающегося. Все это позволяет ребенку работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом виде» применяется в общеобразовательной школе ограниченно, но зато для этого созданы все условия в дополнительном образовании.
(Слайды 5, 6, 7)
Чтобы научить человека петь необходимо дать ему правильную вокальную базу, не меняя, а используя уникальность звучания его голоса. Владея различными методиками преподавания и звукоизвлечения, я изучаю особенности голоса и фактуры конкретного ученика, подбирая и комбинируя методы преподавания, которые позволяют наиболее эффективно развиться вокалисту в уверенного профессионала.
Индивидуальные уроки вокала в отличие от групповых, ускоряют процесс обучения и помогают глубже изучить предмет. Индивидуальные уроки вокала помогают расширить ребенку вокальный диапазон, делают его голос сильным и тембрально красивым.
Многие родители, приводя своего ребенка, уже имеющего какой-то опыт выступления, в вокальное детское объединение рассчитывают на хорошие и быстрые результаты. Зачастую сами дети, видя успехи на вокальном поприще своих сверстников, изъявляют желание продемонстрировать свой талант. Я всегда приветствую такой энтузиазм. Иногда приходится сталкиваться с трудной задачей: за короткое время необходимо не только подобрать и отшлифовать репертуар, но и серьезно поработать над постановкой голоса. Занятия с преподавателем в группе делают эту задачу практически невыполнимой за короткий период. Посудите сами – на занятия в группы приходит 10-12 человек, каждый – с разными способностями и разным уровнем подготовки. Естественно, преподаватель просто не в состоянии даже за три часа занятий в должной мере уделить внимание всем ученикам. Получается, кто-то чего-то недополучает, кто-то остается неудовлетворенным, а кто-то и вовсе уходит разочарованным.
Индивидуальные занятия помогут не только развить природный голос и научат красиво петь, они смогут привить навыки исполнения песен в любом музыкальном стиле, будь то эстрадный или джазовый, академический или народный вокал. Индивидуальный подход к каждому ученику – это грамотное сочетание современной школы преподавательского мастерства с традиционными и классическими методиками. В случае с индивидуальным обучением можно быть на 100% уверенным, что каждую минуту преподаватель посвятит конкретному ребенку. 
Кроме того, у педагога есть возможность подобрать подходящий песенный репертуар и комплекс координационно-тренинговых упражнений, опираясь на личные пожелания обучающегося, учитывая его практические навыки и задачи. Это позволяет сделать обучение не только увлекательным и интересным, но и максимально эффективным. В группе этого достичь невозможно: преподавателю сложно досконально изучать каждого вокалиста и плотно с ним работать.Недостатком обучения в группе можно назвать даже то, что одинаковый уровень подготовки в начале обучения еще не значит, что последующие занятия дадут всем полномерный объем знаний. Кто-то за один урок возьмет больше, кто-то – меньше, в результате получится разброс, увеличивающийся с каждым занятием. На индивидуальных занятиях такого нет, здесь не придется никого ждать, не нужно будет никого догонять. Ученик сам задает темп, в соответствии с которым и работает.Индивидуальное обучение можно назвать классической методикой, помещенной в современную, креативную оболочку. Уроки вокала – это не просто занятия, это ориентация на неповторимость и уникальность воспитанника, выделение его индивидуальных качеств.
Работая тет-а-тет, опытный педагог сможет выявить и развить качества, которые помогут в будущем и ученику стать профессиональнее, успешнее, ярче и увереннее.На индивидуальных занятиях преподаватель работает не только над техникой звукоизвлечения. Он создает художественный и вокально-сценический образ, работает над передачей тонких психологических нюансов произведения. На групповых занятиях для этого просто времени не хватит.
Приступая к работе с конкретным ребенком, я стараюсь изучить и учитывать на каждом занятии его психофизиологические особенности:
сила голоса,
чувство ритма,
диапазон голоса,
гармонический слух,
дикция и артикуляция,
тембр голоса,
полетность голоса,
тип темперамента,
а также социально-психологический портрет ребенка, его семьи и его психосоциальную чувствительность. Исходя из этого строятся занятия: тщательно подбираются вокальные упражнения, дыхательные упражнения, исполняемый репертуар и др. По тому же принципу подбирается состав ансамблей. Приступая к организации вокального ансамбля, я всегда учитываю пожелания каждого ребенка. Не смотря на то, что в моем объединении царит взаимопонимание и взаимоуважение между всеми воспитанниками, я не могу не учитывать дружеские отношения некоторых отдельных групп детей, их общие интересы.
Собрав накопленную информацию, я составляю таблицу индивидуальных характеристик, данные из которых учитываются мной при работе с детьми. И сейчас хочу предложить вашему вниманию некоторые примеры индивидуального подхода к обучению вокалу своих воспитанников.
(Слайд 8)
Психофизиологические и вокальные характеристики
Виктории СизовойДиапазон Узкий.
Сила голоса Голос слабый, требуются специальные дыхательные и вокальные упражнения для развития силы.
Дикция и артикуляция Четкая, ясная. Специальных упражнений не требуется
Тембр Тусклый, глухой.
Полетность Отсутствует
Чувство ритма Отличное
Гармонический слух Отличный, способна самостоятельно подстроить подголоски к основной партии, твердо держит любую предложенную вокальную партию.
Тип темперамента Сангвиник. Живо, возбужденно откликается на все, что привлекает ее внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Способна быстро сосредоточится, дисциплинирована, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции.
Соц.портрет семьи Неполная, потеря кормильца, мама – глубоко заинтересована в развитии дочери, принимает активное участие в ее творческой деятельности.
Психосоциальная чувствительность Отзывчивая, дружелюбная, целеустремленная, ответственная, принимает активное участие в жизни объединения.
(Слайд 9)
Психофизиологические и вокальные характеристики
Радченко Марии
Диапазон Широкий, соответствует возрасту.
Сила голоса Голос сильный, вокальные упражнения исполняет «на опоре», грамотно использует дыхание.
Дикция и артикуляция Четкая, ясная. В отдельных случаях требуются специальные упражнения.
Тембр Выразительный, «металлический», яркий.
Полетность Присутствует.
Чувство ритма Не развито. Требуются специальные ритмические упражнения для развития координации движений, рекомендуются занятия ритмикой и хореографией.
Гармонический слух Требует дополнительного развития.
Тип темперамента Сангвиник. Живо, возбужденно откликается на все, что привлекает ее внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Ей присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления. Иногда неусидчива, проявляется рассеянность внимания.
Соц.портрет семьи Полная, благополучная, родители уделяют много внимания воспитанию личности своего ребенка, посещают выступления и родительские собрания, сотрудничают с педагогом.
Психосоциальная чувствительность Отзывчивая, дружелюбная, целеустремленная, на замечания реагирует адекватно. Стремится к общению со всеми воспитанниками объединения, активна и «легка» в общении. Не злопамятна. Никогда ни с кем не ссорится.
(Слайд 10)
Психофизиологические и вокальные характеристики
Ксении КуракДиапазон Соответствует возрасту.
Сила голоса Присутствует только в примарных зонах и произведениях в народном стиле. Требуется «поставить на опору».
Дикция и артикуляция Четкая, ясная. Положительно повлияло лечение у стоматолога.
Тембр Звонкий, народный. Зажимается на верхних регистрах.
Полетность Присутствует частично.
Чувство ритма Требует развития.
Гармонический слух На начальном стадии развития, в легких упражнениях-канонах устойчиво держит свою партию. Положительно влияет обучение в музыкальной школе.
Тип темперамента Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Её трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг веселье, может оставаться невозмутимой. При больших неприятностях остается спокойной. Работоспособна. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.
Соц.портрет семьи Полная. Творческим воспитанием девочки, в основном, занимаются мама и бабушка. Отец также заинтересован в воспитании ребенка. Вся семья посещает выступления Ксении, отзывчивы к пожеланиям и замечаниям педагога.
Психосоциальная чувствительность Отзывчивая, целеустремленная, ответственная, в некоторых случаях наблюдается рассеянное внимание. Требует к себе постоянной заинтересованности со стороны педагога, любит общаться с педагогом вне занятия, на отвлеченные темы.
Итак, я познакомила вас лишь с некоторыми индивидуальными характеристиками своих воспитанников. Они, конечно, далеко не однозначны и не совершенны. Следует учитывать и тот факт, что каждый ребенок живет своей, ему одному известной жизнью, он взрослеет, меняются его вкусы, увлечения, взгляды на те или иные вещи, меняются отношения в его семье, в его окружении. Меняется его здоровье, строение тела, в связи с чем появляются или исчезают комплексы в его поведении. И при индивидуальном подходе к обучению необходимо учитывать все факторы, влияющие на эмоционально-физическое развитие ребенка. Это требует от педагога дополнительного образования каждодневной работы над ошибками не только каждого своего воспитанника, но и своими.
А потому закончить свое выступление хочу замечательным четверостишием:
В Искусство нет прямой дороги, Туда нельзя купить билет... Талант - лишь допуск на пороги, А дальше - Труд и поиск лет...


Приложенные файлы


Добавить комментарий