Исследовательская работа

...3
Глава I. Литературный обзор
1.1 История использования композиций из сухоцветов..5
1.2 Виды сухоцветов...7
1.2.1 Однолетние сухоцветы..8
1.2.2 Многолетние сухоцветы..11
1.2.3 Луковичные сухоцветы15
1.2.4 Декоративные злаки.....16
Глава II. Исследовательская часть
2.1 Подготовка растительного материала...18
2.1.1 Особенности выращивания.........19
2.1.2 Сборы в природе...19
2.1.3 Подготовка растительного материала....20
2.1.4 Способы сушки.....20
2.1.5 Хранение....27
2.1.6 Аранжировка.....27
Выводы...31
Заключение.32
Список использованной литературы...33
Приложения...34









Введение
Сухоцветы и цветы с нарядными плодами и веточками природа будто специально припасла для человека, чтобы в месяцы, когда лето уже давно отыграло свой красочный спектакль, мы могли любоваться их своеобразной красотой. Если сушка или консервация цветов требуют определенного навыка, терпения и умения, то сохранение растений с декоративными плодами не представляет особой сложности, а сухоцветы после срезки не теряют не только форму, но и цвет. Собранные в сухую погоду, они вообще не требуют сушки, а составленный из них букет простоит всю зиму. В этом-то и прелесть их - декоративные качества после цветения не угасают, лепестки обертки соцветия не теряют привлекательности, иногда не один год после того, как созреют и осыплются семена. Хороши такие растения и в цветнике. Оставленные в открытом грунте, долго-долго будут они его украшением, пока наконец не потемнеют и не полягут под проливными дождями и снегом.
Высушенные цветы и травы являются прекрасным декоративным материалом для составления цветочных композиций. Интерес к этому прикладному искусству заметно вырос. И это неудивительно, ведь у сухих растений много преимуществ перед живыми цветами. Во-первых, они долговечнее, во-вторых, доступны каждому. Материал для композиций из сухих растений всегда рядом с нами - в лесах, парках, на лугах и даже на аллеях большого города.
Цель работы: выявить особенности выращивания, засушивания и хранения сухоцветов.
Объект исследования: работа с сухоцветами.
Предмет исследования: выявление этапов работы с сухоцветами.
Гипотеза исследования: Мы считаем, что работа средствами фитодизайна, развивает воображение, эмпатию и раскрывает творческий потенциал.
Исходя из цели и гипотезы в исследовании решались следующие задачи:
Изучение и анализ литературы и опыта работы с сухоцветами.
Создать классификацию видов сухоцветов.
Изучить особенности выращивания и сбор в природе.
Разграничить способы сушки готового материала.
Определить виды работ с сухоцветами.
Методы. Для решения поставленных задач применялись следующие методы и методики исследования:
- теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- практические – проведение бесед с целью формирования положительного отношения к выращиванию цветов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данное направление способствует необходимому выявлению собственных задатков психики, помогает раскрыть творческий потенциал, учит самостоятельному суждению, расширяет кругозор, способствует трудолюбию.













Глава I. Литературный обзор
1.1 История использования композиций из сухоцветов
Наиболее популярными композиции из сухоцветов стали в Викторианскую эпоха( период правления Виктории (18371901), королевы Великобритании и Ирландии), хотя данный вид искусства появился еще в средние века. Например в Японии более шестисот лет назад зародилось искусство Ошибана (Oshibana - картины из прессованных цветов и листьев).  В последующие времена сухоцветы применялись в различных областях, они были пищей, лекарствами, украшением одежды и дома. Каждая цивилизация развивала их собственную интерпретацию использования сухоцветов. [1]
Японская Цивилизация
Как было сказано выше японцы создали Oshibana, чтобы сохранить красоту живого растения. За столетия, интерес к этому ремеслу распространил от Японии до Викторианца Англию, через Европу, и теперь, к Соединенным Штатам.
Сегодня, Oshibana предлагает нам даже больше чем простое сохранение красоты и изящества живущих цветов. Работая с прессованными цветами, мы напоминаем себе о тесной связи с природой. С творческим подходом к использованию материалов, листья становятся деревьями, а лепестки формируют горы.
Египетская Цивилизация
Египтяне издавна использовали травяные ароматы, чтобы маскировать неприятные запахи, освежать воздух и создавать первые духи. Фактически, зарождение использования духов относится ко времени древнего Египта, где они использовались в царских и религиозных церемониях. Древние Египтяне создавали сложные гирлянды при помощи зерна и травы для оформления дворца и гробницы фараона. [7]
Европа
В 16 столетии образ европейской женщины становится все более раскованным, на смену жесткому гофрированному воротнику приходит элегантный вырез сорочки, украшенной небольшой композицией из сухоцветов. Леди Викторианской эпохи создавали композиции из сухоцветов, используя траву, листья, лаванду, ячмень и ленты.
Средневековые монахи собрали и высушили цветы и травы в лекарственных целях.
Интерес к сухоцветам набирал силу, создавлись новые техники и методы применения сухоцветов. Сегодня, высушенные цветы долговечны, терпимы к различным температурам и предлагают широкий диапазон тонких и поразительных цветов. [4]





















1.2 Виды сухоцветов
Специалисты считают, что для сухих букетов подходят абсолютно любые растения; главное – это правильно их высушить. Разработаны специальные методики засушивания разнообразных растений в зависимости от их особенностей.
Почему-то многие относятся к букетам из сухих цветов с предубеждением (мол, это – мёртвая красота). Возможно, если речь идёт о сухом букетике, купленном в магазине, он и будет выглядеть мёртвым. А вот цветы, выращенные своими руками, подобных мыслей обычно не вызывают.
Однако сейчас мы поговорим лишь о тех растениях, которые не требуют сложной технологии высушивания. Большинство таких растений нужно просто связать в небольшие пучки и подвесить на месяц где-нибудь в тёмном и сухом месте. Некоторые же растения высохнут и без этих хлопот - прямо в вазе.
При обращении с сухими букетами есть несколько хитростей.
Главное – это оберегать их от прямых солнечных лучей и от очень яркого света. Увы, но почти все сухоцветы на солнце очень быстро выгорают. Кроме того, они не любят слишком влажного воздуха.
Что касается срока жизни букетов из сухоцветов, то тут всё зависит от того, из каких цветов составлен конкретный букет. А также - насколько успешно получается бороться с пылью, обожающей подобные сухие композиции.
Многие высушенные растения довольно быстро теряют свою первоначальную привлекательность. Например, букеты из гипсофилы, лаванды, жемчужницы или астильбы уже через год полностью теряют вид. А вот гелиптерум, бессмертник и прочие похожие растения прекрасно сохраняют форму и яркий цвет лепестков по 3-4 года. Декоративные луки и злаки даже в выгоревшем виде могут ещё долго украшать букеты благодаря своей интересной форме. [7]

Так что, составляя композиции из разных высушенных растений, стоит помнить «срок букетной жизни» каждого их них.
1.2.1 Однолетние сухоцветы
Обычно под понятием «сухоцветы» подразумеваются именно однолетники. Есть даже такой термин «истинные сухоцветы» или «бессмертники». К ним относят все те растения, которые перечислены ниже, а также аммобиум, целозию, амарант, гомфрену и некоторые другие. Практически всех их очень легко вырастить, посеяв семена в мае прямо на клумбу. Единственное условие – местоположение должно быть солнечное, и почва не слишком тяжёлая.
Срезают их, когда цветки частично или полностью раскроются; сушат в тёмном месте «вниз головой». [3]
Гелихризум (бессмертник) (Helichrysum)
Гелихризум (рис. 1) - пожалуй, самый известный представитель этой группы. Что вполне закономерно: по разнообразию оттенков сухих соцветий гелихризума конкурировать с ним не может никто. Его цветки могут быть красными, белыми, жёлтыми, оранжевыми, розовыми, сиреневыми и малиновыми.
Высота растений варьирует от 25-30 см (серия «Бикини») до 80 см (высокорослые сорта). Как правило, в магазинах можно встретить семена смеси оттенков гелихризума, хотя встречаются и отдельные сорта.








Рис. 1 Гелихризум
Гелиптерум или акролиниум розовый (Acroclinium roseum)
Гелиптерум (рис. 2) очень похож на гелихризум, однако его цветки отличаются тем, что у них хорошо видна жёлтая или тёмная серединка. Гамма окраски цветков гелиптерума значительно уступает гелихризуму – в ней присутствуют белый и все оттенки розового. Но у гелиптерума есть одно явное достоинство: в букете его цветки выглядят значительно более естественно, чем у гелихризума; часто даже не верится, что они абсолютно сухие! Кустики гелиптерума очень небольшие (высотой до 45 см), с тонкими стеблями. В магазинах можно встретить лишь пакетики семян-смесей разных оттенков.








Рис. 2 Гелиптерум
Роданте (Rhodanthe manglesii)
Точнее, роданте (рис. 3) – это другое название гелиптерума Манглса. Однако на пакетиках с его семенами чаще встречается название «роданте» или «родант». Растение это очень похоже на обычный гелиптерум, но имеет ещё более тонкие стебли, и вообще выглядит миниатюрнее. Цветки у роданте мельче, но зато их больше. В букетах роданте смотрится просто очаровательно.
Обычно в продаже встречаются однотонные сорта с соцветиями ярко-розового или белого цвета.








Рис. 3 Роданте
Ксерантемум (сухоцветник) (Xeranthemum annum)
 И это растение очень похоже на все предыдущие - и по высоте, и по форме соцветий. Окраска цветков ксерантемума (рис. 4) также бывает белой и всех оттенков розового, лиловой и сиреневой. Простые или махровые соцветия у них имеют жёсткие, более заострённые лепестки.







Рис. 4 Ксерантемум

Кермек (лимониум, статице) (Statice, Limonium spp.)
  Растения этого вида могут быть как однолетними, так и многолетними. Но наиболее популярен именно однолетний кермек (рис. 5) (или статица) с разноцветными соцветиями, похожими на гребешки. [6]










Рис. 5 Кермек
1.2.2 Многолетние сухоцветы
Большинство этих растений, строго говоря, не относится к сухоцветам. Просто их довольно легко высушить, и они прекрасно смотрятся в сухих композициях.
Анафалис. (Anaphalis) ( рис. 6)
Изящный анафалис относится к группе истинных сухоцветов, как и вышеперечисленные однолетники. Его сизо-белые соцветия прекрасно смотрятся в букетах. Если вы решите завести у себя в саду анафалис, то лучше поискать уже взрослое растение у друзей или купить в магазине, поскольку из очень мелких семян вырастить его довольно сложно (и только с помощью рассады). Срезать соцветия анафалиса нужно сразу, как только они распустятся; сушить, подвесив срезку в тёмном месте.








Рис. 6 Анафалис

Гипсофила (Gypsophila sp.) (рис. 7)
Садовая многолетняя гипсофила имеет более мелкие и обычно немахровые цветочки (чем та, которой продавцы цветов обычно дополняют букеты). Однако, выглядит она куда более нежно, создавая своими многочисленными цветочками на тонких разветвлённых побегах очаровательное белое облачко.
Выращивать гипсофилу лучше из семян, посеянных сразу на постоянное место (пересадки она не любит). Но приготовьтесь ждать – полной декоративности растение достигнет лишь спустя три года после посева.
Высушить гипсофилу очень просто: достаточно просто срезать несколько веточек с полностью распустившимися цветками и сразу же поставить их в вазу. [6]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 7 Гипсофила
Тысячелистник (Achillea millefolium L.) (рис. 8)
Существует множество сортов садового тысячелистника разных цветов: белого, жёлтого, красного, розового, малинового, оранжевого, персикового, кирпичного и т. д. Цветёт тысячелистник очень долго, отлично разрастается, очень неприхотлив.
Тысячелистник легко вырастить, просто посеяв его семена в грунт. Зацветают сеянцы тысячелистника или осенью того же года, или следующим летом.











Рис. 8 Тысячелистник
Жемчужница (Anaphalis) (рис. 9)
Это народное название одного из видов тысячелистника – Птармика. Хотя внешне на тысячелистник жемчужница совсем не похожа: её махровые соцветия-«шарики» скорее напоминают очень крупную гипсофилу. А вот по лёгкости выращивания и по неприхотливости жемчужница очень похожа на тысячелистник; она разрастается с такой скоростью, что её приходится ограничивать.
Для сухих букетов нужно срезать побеги жемчужницы с хорошо распустившимися цветками, и если немного опоздать – они потемнеют. [6]










Рис. 9 Жемчужница
Лаванда (Lavandula sp.)
Лаванда (рис. 10) относится к тем сухоцветам, которые производят впечатление не столько своим видом, сколько ароматом. Её веточки с распустившимися синими цветочками лучше сушить в темноте, подвесив небольшими пучками. К сожалению, на свету синий цвет довольно быстро выгорает, однако её нежный аромат радует всю зиму.








Рис. 10 Лаванда
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Астильба (Astilbe) (рис. 11)
Этот прекрасный и неприхотливый тенелюбивый многолетник имеет густые соцветия-метёлки розового, сиреневого, белого и красного цвета. Подвешенные в темноте, они прекрасно высыхают, но в букетах годятся лишь как дополнение к другим цветам. Композиция из одной астильбы будет выглядеть слишком скучно. [6]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 11 Астильба
1.2.3 Луковичные сухоцветы
Лук декоративный (Allium)
Большие сиреневые шарики декоративного лука можно увидеть в конце мая почти во всех садах. Чаще всего встречается очень быстро размножающийся лук афлатунский, реже - другие виды лука (Кристофа, гигантский или Шуберта). После отцветания декоративный лук обычно безжалостно отправляют в компостную кучу, не подозревая, что эти самые шарики на длинных стеблях отлично смотрятся в сухом букете. Для этого их нужно срезать, не дожидаясь полного отцветания (если опоздать, то в коробочках созреют семена, которые начнут высыпаться). Никакой специальной технологии высушивания для них не требуется. Букеты с луком лучше составлять сразу, поскольку в сухом виде он становится очень хрупким и легко крошится. Готовый букет потом можно дополнить другими сухоцветами.
Некоторые виды декоративного лука (например, лук Шуберта) не требуют никаких особых дополнений в букете и прекрасно выглядят соло. Огромные шары лука Шуберта достигают в диаметре 40-50 см и производят очень сильное впечатление.
Если высохшие соцветия лука покажутся чересчур однообразными и скучными, их можно раскрасить с помощью краски из баллончика или использовать для их украшения специальные декоративные спреи (например, имитирующие иней), которые продаются в магазинах для флористов. Можно воспользоваться краской, предназначенной для автомобилей или для домашнего ремонта. Лучше отдавать предпочтение не слишком ярким цветам, хотя это дело вкуса. Белая краска имитирует эффект всё того же инея, а золотая или серебряная поможет создать замечательную новогоднюю композицию. [6]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Рис 12 Лук декоративный
1.2.4 Декоративные злаки
Поскольку злаки очень быстро выцветают, многие цветоводы не спешат добавлять их в букеты. Однако как и декоративный лук, высушенные злаки можно покрасить с помощью баллончика с краской.
Вот лишь два наиболее неприхотливых однолетних декоративных злака. [6]
Бриза (трясунка) (Briza L.)
Бризу (рис. 13) ещё называют «жемчужная трава». И хотя вначале её поникающие колоски окрашены в красно-коричневый цвет, позже они становятся пурпурно-серыми. Из-за этой особенности менять цвет, колоски бризы для букетов лучше срезать в несколько приёмов, чтобы получить экземпляры разных оттенков. [3]








Рис. 13 Бриза
Зайцехвост или лагурус (Lagurus sp.)
Очаровательные пушистые колоски зайцехвоста (рис. 14) украсят любой сухой букет. Особенно зайцехвост нравится детям. А поскольку вырастить это растение очень просто, даже дети прекрасно справятся с такой задачей.
Кстати, если покрасить сухие колоски в разные цвета, то можно составить прекрасную композицию лишь из одного зайцехвоста.








Рис. 14 Зайцехвост

Мы поговорили лишь о малой части неприхотливых растений, которые годятся для сухих букетов. [6]












Глава II. Исследовательская часть
2.1 Подготовка растительного материала
Сухоцветы сегодня – это последний писк моды.
Из них делают эффектные эстампы, панно, коллажи, открытки, украшают интерьеры жилых помещений и офисов. Зимой украшенный сухоцветами дом выглядит жизнерадостным и уютным. Начинать создание этой зимней сказки надо, конечно, летом, вырастив или собрав растения в природе и правильно их высушив.
Разнообразие ботанических видов, которые можно использовать для сухих букетов и композиций, огромно. Профессиональные флористы используют самые разные части растений: цветки, стебли, листья, плоды, семенные коробочки, семена и даже корни, а также овощи, фрукты, кору, мох, плаун, коряги и т. п.
Для украшения дома в первую очередь подойдут сухоцветы – красивоцветущие травянистые растения, которые после засушивания не теряют декоративности, хорошо сохраняя окраску и форму цветков. Это различные виды гелихризума, кермеков, акроклинума, роданте, ксерантемум, аммобиум, скабиоза, разные виды и формы амаранта (гомфрена, целозия), тысячелистники, нигелла, гипсофила, лунник, физалис земляничный и множество других видов. Широко используются злаки: зайцехвост, погремки, ячмень гривастый, мискантус, ковыль, элимус, колосья ржи, метелки овса, сорго и др. Успешно засушивают темно-синий борец (аконит), агератум, пижму, эхинацею и рудбекии, мордовник, синеголовник, лаванду. Кстати, пучки сухой лаванды и серебристой полыни развешивают в платяных шкафах для отпугивания моли. Пряно-ароматические растения – шалфей, тимьян, душица, иссоп, мята, монарда – могут служить прекрасным дополнением к сухим букетам и венкам, делая их объемными. Очень выразительны шаровидные соцветия эфемероидных луков. [4]


2.1.1 Особенности выращивания
Сухоцветы – неприхотливые, засухоустойчивые растения, которые легко содержать на садовом участке. Семена акроклинума, амаранта, роданте, ксерантемума,  скабиозы, нигеллы, тысячелистников высевают непосредственно в грунт в возможно ранние сроки. Главное условие – клумба должна располагаться на солнечном месте, а почва не должна быть тяжелой. Кстати, гелихризумы, статице, никандру физалисовидную, физалис, молуцеллу, анафалис, лаванду (многолетний полукустарник) лучше выращивать через рассаду. Ухаживают за растениями, как за другими летниками. Маленькие растения в засуху нужно поливать, но после образования бутонов полив обычно уже не требуется. [7]
2.1.2 Сборы в природе
В лесу можно собрать шишки сосновые, кедровые и еловые, желуди, шишечки лиственницы, веточки ольхи, плоды рябины, боярышника, шиповника. На болоте – рогоз, камыш, пушицу, аир. Бурые колосовидные соцветия рогоза нужно сразу же зафиксировать лаком для волос, иначе вскоре они распушатся и осыплются.
Веточки можжевельника и серебристой полыни используют в ароматических букетах.
На сухих лугах растут синеголовник, мордовник, конский щавель, цветет темно-красная кровохлебка, желтая пижма.
Листья березы, осины, клена, дуба, папоротника, хеномелеса, каштана подойдут для флористических картин. Пригодятся липовое лыко и цветки липы, а также разноцветные лишайники и мхи. Конечно же, это далеко не полный перечень растений для зимней флористики.
Заготовка
Материал для сухих букетов заготавливают в фазе массового цветения растений.  Соцветия и цветки срезают в стадии полуроспуска. Полностью распустившиеся цветки могут утратить декоративность после высыхания. Срезать сухоцветы нужно в сухую погоду утром, когда уже нет росы, или ранним вечером, но только не подвядающими после дневной жары. Срезанный материал нужно сразу же подготовить к сушке, иначе растения могут деформироваться. [5]
2.1.3 Подготовка растительного материала
С нижней части побегов обрывают листья. Растения связывают в небольшие пучки и подвешивают головками вниз в сухом проветриваемом помещении. Побеги вьющихся растений – плюща, хмеля или дикого винограда засушивают, накручивая на любой цилиндрический предмет, чтобы они приобрели форму спирали. Некоторые растения, например зонтики луков, коробочки маков, можно просто поставить в вазу без воды так, чтобы растения не касались друг друга.
Чтобы у засушенных растений лучше сохранялась окраска (например, очень быстро выцветают соцветия ксерантемума), их можно окурить серой. Для этого растения подвешивают головками вниз в небольшом помещении (рис. 15) и ставят под них жаровню с тлеющей серной шашкой, окуривание продолжают до изменения цвета растений.  [4]








Рис. 15 Сушка растений
2.1.4 Способы сушки
Высушивание цветов в подвешенном состоянии
В подвешенном состоянии рекомендуется засушивать акант, амарант, астильбу, василек, вереск, гелихризум, георгины, дельфиниум, золотарник, календулу, кларкию, клематис, крестовник, ксерантемум, лаванду, лиатрис, лунник, лютик, коробочки мака, манжетку, мордовник, нигеллу, сальвию, синеголовник, статице, тысячелисник, физалис.
Этот метод позволяет им сохранить форму и цвет.
Предварительно растения в букете расправляют, чтобы между ними было как можно больше воздуха. Срезанные стебли подвешивают вниз соцветиями. Букеты подвязывают к горизонтальной палке или шесту на достаточно большом расстоянии друг от друга. Чтобы облегчить проветривание. Необходимо следить за тем, чтобы и в дальнейшем растения не касались друг от друга.
Если растения подвесить соцветиями вверх, то можно получить не прямые, а различным образом изогнутые стебли.
Продолжительность сушки зависит от величины цветков, температуры, влажности и циркуляции воздуха в помещении. В зависимости от вида декоративных культур сушка обычно занимает от 1 недели до 2 месяцев. До полного высыхания надо регулярно осматривать растения. Особое внимание следует уделять самой толстой части соцветия. Материал снимают, как только стебли при сгибании начнут похрустывать, а листья и лепестки – шуршать.
Если высушенные растения не предполагается тут же использовать для создания композиции, их кладут на хранение: цветки складывают в картонные коробки таким образом, чтобы они не касались друг друга. [3]
Высушивание в горизонтальном положении
Данный метод используют для высушивания почти всех злаковых культур, соцветий-головок декоративных видов лука, побегов бамбука, шишек артишока, початков кукурузы, коробочек и семенников мака, нигеллы и льна. Горизонтальное положение используют также для сушки кортадерии (пампасной травы), лаванды, протеи, хосты и многих других растений. Этот способ является основным при сушке веток с листьями. Конечно, листья при этом несколько теряют форму, однако сохраняют цвет и остаются на ветвях.
Чтобы ускорить процесс высыхания, под лежащее сырье подстилают бумагу, газеты, ткань или другой гигроскопичный, то есть хорошо впитывающий материал.
В горизонтальном положении сушат и мхи, и лишайники, предназначенные для пространственных композиций. Поскольку эти растения очень хрупки, их лучше положить в коробки или подносы.
Метод прессования иногда называют гербарным, поскольку его используют ботаники при составлении гербариев. Однако его издавна применяют при составлении флористических картин. Высушенные таким способом растения хорошо сохраняют цвет и форму, правда, поскольку сохнут они между листами другой влагопоглащающей бумаги под прессом, то не имеют объема.
При использовании метода холодного прессования все необходимые растения тщательно расправляют и перекладывают листами промокательной бумаги. Особое внимание следует уделить лепесткам, их отделяют друг от друга ватой или фильтровальной бумагой.
Если вы хотите сохранить яркий цвет осенних листьев, то для высушивания вам понадобится горячий утюг. Такой метод высушивания называют горячим. Листья раскладывают между несколькими слоями тонкой бумаги. Утюг во время сушки не двигают, а прикладывают сверху. [2]
Высушивание растений в вертикальном положении
Некоторые растения лучше сохнут в вертикальном положении. Так, семенные головки лука, колосья пшеницы ставят в вазу без воды. Если растение вьющееся (хмель, клематис, плющ, виноград), то стебли перед высушиванием надо обернуть вокруг палки подходящего диаметра.
Некоторые растения высушивают, добавив в сосуд, в котором находятся растения, немного (приблизительно на 2,5 см) воды. Данный способ принято использовать для высушивания амаранта, анафалиса, георгинов, гипсофилы, гортензии, дельфиниума, лунника, мимозы, молюцеллы, розы, сантолины. Сосуд помещают в сухое темное, хорошо проветриваемое и теплое место. Поставленные в емкость растения, впитывая ограниченное количество влаги, высыхают медленно и постепенно.
Цветки вынимают из сосуда, когда соцветия начинают шуршать.
Осматривать растения следует каждую неделю. Если они не высохли, а влага в сосуде испарилась, то можно на дно (не на цветы!) добавить немного воды и дождаться полного высыхания растения.
Если декоративный материал не предполагается сразу пустить в работу, то его убирают на хранение, сложив в коробки.
Избежать потери сырья при сушке цветов на воздухе помогает особый прием. Если соцветие по каким-либо причинам начинает рассыпаться, то процесс можно приостановить с помощью лака для волос. Распылитель следует держать подальше от растения. Кроме того, надо учитывать, что некоторые фиксаторы могут ухудшить окраску растений. [3]
Высушивание растений с помощью гигроскопических веществ
Некоторые цветы после воздушной сушки теряют свое былое великолепие. Далеко не все растения сохраняют красивую форму цветков, часто лепестки и листья скручиваются, деформируются – растения теряют свою привлекательность, съеживаются, сморщиваются и увядают. Чтобы этого не произошло, их сушат при помощи осушителей – различных гигроскопических веществ, хорошо впитывающих влагу и препятствующих деформации. Как правило, данный способ десикации применяют для сохранения цветов с нежными соцветиями или длинными лепестками.
При равномерном контакте декоративной культуры с влагопоглащающим веществом происходит адсорбция воды из тканей растения. Это ведет к уменьшению размеров лепестков цветка, но их форма сохраняется, а окраска становится даже более интенсивной. [2]
Для сушки часто употребляют буру, вату, перлит, песок, силикагель, жженые квасцы, даже стиральный порошок, а использование осушителей позволяет сохранить не только окраску цветов и их форму, но часто даже аромат. Правда, работать с ними достаточно сложно, поскольку стебли становятся очень хрупкими и, чтобы укрепить лепестки или семенники, придется воспользоваться проволокой.
Бура – белый, серый или желтый порошок, хорошо поглощающий влагу.
Песок – для сушки лучше выбирать мелкий и чистый. Перед использованием его желательно просушить или даже прокалить на сковороде. В то же время следует учитывать, что песок – достаточно тяжелый материал, а погруженные в него растения долго сохнут. [7]
Перлит (вспученный песок) – мелкий белый порошок, имеющий хорошую влаговпитывающую и влагоудерживающую способность. Пользоваться перлитом нужно осторожно, поскольку при вдыхании перлитной пыли возможно раздражение слизистых оболочек носа и глотки. Чтобы этого не произошло, необходимо работать в марлевой повязке или респираторе. [4]
Силикагель – мелкозернистое, легкое, распадающееся на мелкие кристаллы вещество, прекрасно впитывающее влагу. Его можно применить самостоятельно или смешать с песком и перлитом. Поскольку силикагель быстро впитывает влагу, то при повторном использовании его надо просушить. Для этого осушитель высыпают равномерным слоем в неглубокую тарелку и ставят на слабый огонь в духовку.
Приемы сушки растений с помощью буры, песка, силикагеля одинаковы.
Для высушивания с помощью гигроскопических веществ пригодны анемон, гвоздика, георгин, гербера, дельфиниум, душистый горошек, иберис, календула, клематис, ландыш, левкой, лилия, лютик, мимоза, морозник, нарцисс, пион, примула, роза, рудбекия, скабиоза, тюльпан, хризантема и цинния.
Растения срезают в сухую погоду в стадии только начинающего распускаться бутона, так как полностью распустившийся цветок при высушивании часто теряет лепестки. Стебель срезают на 2-3 см ниже чашечки цветка. Очень важно, чтобы на соцветиях было как можно меньше влаги. [9]
В посуду, предназначенную для сушки (ящик, картонную коробку, кастрюлю и т.д.), насыпают небольшой слой (примерно 2-3 см) силикагеля. На него помещают цветок, опустив стебельки в гигроскопическое вещество, при этом головки соцветий сложной формы должны смотреть вверх (как обычно их ставят в цветочную вазу). Если стебель цветка укреплен на проволоке, то ее следует согнуть в виде спирали, что позволит создать для растения оптимальные условия в коробке. Цветок аккуратно засыпают, досыпая силикагель таким образом, чтобы не оставалось пустот между лепестками и чтобы осушитель полностью покрывал цветки (рис. 16). Емкость накрывают бумагой, затем крышкой и ставят в сухое теплое место.









Рис. 16 Сушка силикагелем
Через 48 часов проверяют состояние заготавливаемого материала. Высохшее растение аккуратно вынимают из сосуда (можно ложкой с дырками, которую хозяйки используют для снятия пены) и мягкой кисточкой осторожно стряхивают силикагель или сдувают его, используя резиновую грушу. Так же поступают с другими цветками.
Если растение полностью не высохло, его снова возвращают в коробку. Теперь состояние материала надо проверять ежедневно – на сушку крупных соцветий иногда уходит до 5 дней. Но как только растения высохнут, их следует немедленно вынуть. Передерживать нельзя, поскольку лепестки становятся очень хрупкими и уязвимыми, что может привести к их осыпанию в процессе аранжировки.
Для некоторых декоративных культур более подходит прием, когда цветки опускают головками соцветий вниз. Работать в этом случае требуется предельно осторожно, особенно бережно нужно вынимать растения из осушителя. Стебель цветка можно не укорачивать, если для сушки использовать достаточно высокую банку.
Цветки или соцветия некоторых растений бывает легче высушить с помощью ваты. Это легкий материал, поэтому лепестки не прогибаются под его тяжестью. Для работы с ватой подходят маки, ромашки, рудбекия, цинния.
Первоначально надо подобрать необходимо размера картон, сделать в нем отверстия, через которые потом будут пропускаться стебли. Соцветие должно лежать на плоскости. Пользуясь кусочками ваты разного размера, которые подкладывают под лепестки, манипулируя пинцетом, можно сформировать цветок в полураскрытом бутоне или полном роспуске.
Картон вместе с цветками подвешивают для высушивания в сухом и темном помещении. По окончании процедуры, на которую уходит 5-7 дней, вату осторожно убирают пинцетом. [3]
Консервация растений с использованием глицерина
Глицерин – простейший трехатомный спирт, сиропообразная бесцветная жидкость без запаха. Замещая воду в сосудах растений, он способствует сохранности цветов, окраски листьев и соцветий. Глицерин поддерживает эластичность стеблей и других частей растения, что способствует продлению жизни законсервированного таким образом материала до нескольких лет. Для работы следует брать только алкалоидный глицерин, приготовленный на растительной основе, так как глицерин на основе животного жира придает цветам неприятный запах.
Используют глицерин для консервации растений, как в вертикальном положении, так и горизонтальном. Метод применим только к растениям, стебли которых обладают хорошо развитой сосудистой системой. Определить это помогают внешние признаки: в листовой пластине водопроводящие сосуды расположены в жилках, которые постепенно разветвляясь, становятся более мелкими. Чем гуще сеть жилок, тем меньше сопротивления встречает влага при передвижении к клеткам.
Суть метода консервации состоит в том, что по проводящим сосудам в клетки листьев и цветков вместо воды поступает раствор глицерина. В результате вода из растения постепенно испаряется, а глицерин долго поддерживает эластичность всех тканей. Лучше смешать глицерин с горячей водой в соотношении 1:2, а для очень нежных растений соотношение глицерина и воды должно быть 1:3. [1]
2.1.5 Хранение
Засушенные растения очень хрупки, поэтому обращаться с ними нужно осторожно. Для повышения прочности материал можно поместить на  пару суток в холодильник в надутом новом полиэтиленовом пакете. После этого сухоцветы хранят подвешенными в небольших пучках в темном сухом помещении или завернутыми в папиросную бумагу и рыхло уложенными в плотно закрывающиеся картонные коробки с небольшим количеством силикагеля на дне (пакетики силикагеля можно заранее собрать из коробок с новой обувью). [7]
2.1.6 Аранжировка
Один из древнейших и интересных видов декоративно-прикладного искусства – аппликация, то есть способ создания оригинальных орнаментов и всевозможных изображений путем нашивания, наклеивания и прикрепления каким-то другим способом на ткань или бумагу разноцветных кусочков всевозможных декоративных материалов. Это могут быть соломка, целые растения и цветы или отдельные их части. Аппликация своеобразна уже потому, что, являясь одним из самых простых, доступных и интересных способов создания своеобразных произведений искусства, бывает интересна как детям, так и взрослым. [2]
Плоские композиции
Картины из засушенных растений – коллажи и панно – по красоте и выразительности не уступают живописным. Композиции из высушенных растений позволяют ощутить великолепие природы во всем ее многообразии, они таят в себе такое богатство красок, такую естественную красоту, что их вполне достаточно для передачи гармонии и неповторимости окружающего нас мира (Приложение 1).
Главное в аппликации, использующей сухие растения, - ее силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образов. Поэтому большинство используемых материалов заготавливают методом прессования. Плоские части растения (листья, лепестки цветов) легко использовать для создания картин, применяя разные виды клея.
Большую роль во флористике играет локальность цветовых пятен, то есть передача предметной окраски почти однородным цветовым пятном, часто лишенным оттенков. [5]
Рельефные и объемные композиции
Помимо плоских композиций, у флористов большой популярностью пользуются рельефные и объемные миниатюры – аппликации, панно и картины. Прекрасным исходным материалом для них служат семена, косточки, орехи, особенно лещины, которые позволяют имитировать, например, виноградные гроздья. Чтобы орешки было легче прикрепить к основе, их делят пополам, слегка выскабливают часть мякоти, смазывают поверхность клеем и заполняют ватой. Такая обработка позволяет им крепко держаться, поскольку вата хорошо приклеивается к фону.
Оригинальными украшениями любой комнаты могут послужить объемные флористические композиции из высушенных целых цветов, выполненных в идее панно. Композиция такой цветочной картины может быть составлена из большого количества цветов, в этом случае ее называют массовой. Иное дело линейная композиция, когда панно собрано из одиночных цветов, стеблей и листьев.
При создании таких изделий важно помнить о законах гармонии и об основных выразительных средствах композиции – пропорциях, очертаниях, расположении цветов, компоновке, колористической сочетаемости, форме, контрасте, об объемности и пр. Создавая композицию из цветов, не стоит перегружать панно обилием элементов, располагать их беспорядочно.
Весьма оригинальными получаются художественные панно, составленные из цветов и листьев декоративных растений, высушенных на воздухе (Приложение 2). Как правило, такой материал хорошо сохраняет форму и окраску.
Фоном для панно может служить не только плотная бархатная бумага, но и уложенные на картон мох или различные виды однотонной ткани. При выборе материала лучше остановиться на плотных, но тонких тканях, поскольку высушенные цветы очень хрупки и нежны.
Составляют панно, как и любую аппликацию. Сначала на ткань раскладывают соответствующего вида сухие стебли, листья, которые обычно служат обрамлением картины. Хорошо смотрится ажурная зелень, придающая композиции изящество и легкость. Цветы, как правило, раскладывают от периферии к центру. Очень важно, чтобы нижняя часть предыдущего цветка прикрывалась верхней частью следующего. Самые большие цветы, обычно составляющие центр композиции, укладывают в последнюю очередь.
Когда собранный рисунок полностью готов, все подобранные компоненты пришивают нитками к фону или приклеивают.
Собранное панно лучше поместить в коробку с небольшими бортиками, прикрыть сверху стеклом и окантовать. Поскольку панно, как правило, вешается на стену, то на оборотной стороне коробки следует заранее сделать петли.
Создавая любое флористическое произведение, следует помнить, что его красота и оригинальность проявятся в полной мере, если оно будет органично вписано в интерьер. Поэтому для созданного своими руками шедевра надо найти такое место, где оно будет смотреться наиболее выигрышно. [7]

























Выводы
По результатам исследовательской работы были сделаны следующие выводы:
Была обобщена и проанализирована десятилетняя работа по выращиванию сухоцветов.
Все сухоцветы можно разделить на четыре группы по характерным признакам.
Выращивание сухоцветов требует более кропотливого отношения, чем обычные цветы.
В зависимости от цветка нужно подбирать разные виды сушки.
Из сухоцветов можно создавать различные аппликации.



















Заключение
В середине XIX века французские гостиные стали украшать модными новинками «фантомами», или букетами из сухих цветов. Высушенные растения покрывали белым воском и вставляли в вазы на фоне черного бархата. Увлечение приобрело такой размах, что многие начали разводить в своих садах растения, специально предназначенные для засушивания. Во Франции они называются иммортелями («бессмертный»).
Сухие растения обладают рядом преимуществ по сравнению со срезанными цветами. Сухие растения более доступны, на них не нужно тратить большие суммы денег, их не приходится искать в магазинах. Найти растения, из которых будут составлены сухие букеты и композиции, можно практически где угодно в природе в лесу, в поле и даже на даче. Использовать эти растения можно в течение всего года, они не вянут. Единственный минус они не обладают ароматом, но это их особенность, которая, возможно, кому-то как раз приходится по вкусу. Но и это можно исправить, заодно сделав сухой букет еще более привлекательным, если в чашечку цветков розы или пиона время от времени вносить каплю ароматного эфирного масла.
Интересно, что после высушивания многие растения продолжают выделять антисептические вещества, фитонциды. Засушенные растения это своего рода аккумуляторы природной энергии. Как считают астрологи, энергия, наполняющая сухоцветы и любые засушенные растения, это энергия стабильности, помогающая людям стать более постоянными в чувствах и их проявлении.






Список использованной литературы
Аржанухина Н. В. Искусственные и сухие цветы. – М.: Вече, 2007. – 208 с.
Баллард Энн Композиции из сухоцветов. - М.: Кладезь-Букс, 2007. – 128 с.
Белецкая Л. Б. Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев. – М.: изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
Белецкая Л. Б., Боброва К. А. Флористика. – М.: АСТ, Сталкер, 2007. – 77 с.
Быстрицкая М. М. Цветы от коллажа к декупажу. – М.: изд-во Эксмо, 2008. – 80 с.
Бюрки М. Атлас цветущих растений. – М.: Ниола 21 век, 2009. – 519 с.
Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов. Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана. – М.: ИКТЦ "Лада", Рипол Классик, 2004. – 400 с.
Спичакова С. К. Современные композиции. Сухоцветы. – М.: Ниола 21 век, 2005. – 96 с.
Фомина Ю. А. Флористика вокруг цвета. – М.: Ниола 21 век, 2005. – 160 с.
Интернет-материалы.










Приложение №1


Рис. 1 Выбираем фон и приклеиваем Рис. 2 Подбираем цветок по размеру и
на основу веточки приклеиваем по центру



Рис. 3 Заполняем пространство Рис. 4 Оформляем готовую работу
подходящими листьями



Приложение №2



Рис.1 Крепим на основу колючки Рис.2 Добавляем бутоны роз



Рис.3 Оформляем работу листьями Рис.4 Закрепляем картину бантом








13PAGE 15


13PAGE 143515





Приложенные файлы


Добавить комментарий