Урок литературы Тема Родины и дома в лирике С.Есенина2


Сардарян Ольга Георгиевна
Учитель русского языка и литературы,
Первая квалификационная категория


Урок литературы 11 класс

Тема: «Тема Родины и дома в лирике Сергея Есенина»
Цели:
показать в развитии художественные образы Родины и Дома в творчестве Есенина, его философскую глубину, емкость
Учить анализировать лирическое произведение
Воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы
Оборудование: портрет поэта, портрет матери С. Есенина, Татьяны Федоровны, дома в Константинове, тексты, музыкальное сопровождение, репродукция картины К. Петрова—Водкина «Мать».

Ход урока

I Опрос. Подготовка к экзаменам. Работа по карточкам. Сравнительный анализ стихотворений С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева.

II Работа над темой
Эпиграф урока: « Моя лирика жива одной большой любовью—любовью к Родине. Чувство Родины—основное в моем творчестве.
Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»

Вступление:
Есенин говорил: «Моя лирика…..»
Есенин единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Все, написанные им, проникнуто «чувством родины».
• Скажите, а что ассоциируется со словом Родина для вас?
Рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике С. Есенина.
( на фоне музыки стихотворение «Гой ты, Русь моя родная..» (1914)
• каким настроением проникнуто стихотворение?
(оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю)

• почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем? Кто они такие?
(Странники—богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам).благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ избы
Словарная работа—образа—иконы, риза—золоченное обрамление, оклад иконы.
• с каким цветовым образом соседствует метафора « хаты—образа»?
( «только синь сосет глаза»)
Вслушаемся в строчку. Какой прием использует автор? ( звукопись. Конкретно—аллитерацию на свистящие гласные).• для чего? Какая картина рождается?
(слепящий разъедающей глаза синее)
• вам знакомо чувство—ощущение слепящей синевы, света. Что хочется сделать? (зажмуриться)
• Но цветопись у С. Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике? ( небесный—возвышенный. «Синее что—то слышалось Есенину даже в слове «Россия»)Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом—это воплощение любви.
• пронаблюдайте, какими звуками наполнено стихотворение?
(девичий смех, пляска на лугу—мажорные звуки. В стихотворении нет людей, они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один—он часть народа.)• какие запахи передает поэт? С какими православными праздниками они связаны? Что это за праздники? ( замечательная традиция—нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой, не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко», благодарили Творца за щедрость—может быть поэтому Есенин назвал спас «кротким».)
Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждает нерасторжимую связь времен, человека и природы.
Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода—он сразу заявил о себе, как большой самобытный поэт.
• подведем итоги. Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина—это олицетворение Родины, природы, родного очага, преемственности поколений, исторических традиций народа.
• Образы избы, родного дома встречаются во многих стихотворениях поэта.
«Изба—старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины….»

«Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром...»

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь...»

В 20-е годы резко изменилось настроение стихов, и на смену романтическому образу избы пришел жуткий образ «скелетов домов». Все настойчивее в 20-е годы звучит мотив возращения в родной дом.
• слушаем чтение и анализ стихотворения «Русь советская»
• в стихотворении «Возращение на Родину» Есенин не узнает родного дома… и все же, не смотря ни на что Есенин признается:
« Но от чего—то все—таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью...»
• отчего, как вы думаете?
( стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая...»)
Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново . В 1924 году он был там 2 раза, в 1925 году—5 раз (воспоминания сестры Шуры—с.100, В Чернявского с. 102)
В этот период он пишет стихи—послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает матери, Татьяне Федоровне.
(слушаем композицию «Письмо матери»)
Читаю отрывок из книги С. Кошечника «Весенней гулкой ранью»

Эта небольшая зарисовка из послевоенных лет позволяет понять, какое удивительное национальное произведение создал Сергей Есенин. Он создает емкий, выразительный, общенародный образ матери. В русском сознании образу матери отводится особое место: она и подательница жизни, и кормилица, и защитница, она и олицетворение родной земли, и «Родина—мать».

Такое простое стихотворение о себе, о своей любви к матери. А кажется, что оно касается каждого из нас. Почему? Что значит для каждого из нас мать?
(самый близкий и дорогой человек на свете. Рядом с ней, будь нам 5, 25, 50 лет, мы всегда дети, и у нас всегда есть помощь и отрада. Не сразу приходит к нам понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери свою вину, что не всегда были достаточно благодарны, внимательны, нежны… но прошлого не вернешь, надо беречь настоящее. И еще, гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают ( к родителям, сестрам, братьям, друзьям). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.)

Наверное, именно поэтому такое чувство вызывает в нас стихотворение С. Есенина, который (пусть через много лет) сумел найти щемящее– нежные слова для своей матери. Посмотрим какие...

Но прежде давайте определим мотив стихотворения.
(главный мотив стихотворения—мотив возращение. Жанр стихотворения—послание)• слова какого стиля преобладают? ( разговорного, просторечного) почему? ( они ей понятны, это е родной язык)
• Дважды прибегает Есенин к высокому стилю. Вы уже отыскали это выражение?
• Что значит «несказанный»? (неизреченный, какой невозможно высказать словами)
• Вечерний свет—каким вы его зрительно представляете? (синий, звездный, лунный, исходящий от небесных светил)
• Какое местоимение использует—«тот» - указывает на высшее происхождение этого света ( не от мира сего)
• Скажите, полотна каких художников созвучны со стихотворениями Есенина? (Сикстинская Мадонна)
• Я предлагаю вам картину современника Есенина, К. Петрова—Водкина «Мать»
• Как вы считаете созвучны ли два этих произведения? (и поэт, и художник воспевают материнскую любовь. Обеих женщин мы видим в избе. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, крынка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни)• Подберите к картине строчки из стихотворения ( Киот—божница, место для икон—разорен.—
«И молиться не учи, не надо...»
Синий свет струится через окно в горницу—”тот вечерний несказанный свет»
Окно занимает важное место в композиции картины, оно связывает мир с огромным миром. И у Есенина и у Петрова—Водкина: только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде.
Вернемся к стихотворению. Закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях—это воплощение… ( тепла, уюта, святой материнской любви).
• итак, что же значит для Есенина Родина?
(родина—Дом: семейный очаг, согретый материнской любовью, историческая память, духовная колыбель)

III Тест по творчеству Есенина

Приложенные файлы


Добавить комментарий