Урок литературы по теме Особенности ремарок в пьесе А.П.Чехова Вишневый сад

Урок
по творчеству А.П.Чехова по пьесе «Вишневый сад»

Тема «Особенности ремарок в пьесе А.П.Чехова
«Вишневый сад»»
Пояснительная записка к уроку.
Данный урок предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих литературу как на базовом, так и на профильном уровне в гуманитарных классах. Он входит в структуру уроков по пьесе «Вишневый сад».
В программе по литературе при изучении пьесы «Вишневый сад» предусматривается рассмотрение вопроса о ремарках и их особенностях и о символическом подтексте пьесы. Однако хочется, чтобы ученики смогли понять и почувствовать их необычность именно в этом произведении, чтобы старшеклассники сами понаблюдали за ремарками, увидели их глубокое символическое значение в пьесе Чехова А.П.
Поисковая модель урока - это одна из современных, наиболее эффективных форм организации обучения в старшей школе. Поэтому предлагаю провести урок по ремаркам Чехова в пьесе «Вишневый сад» в качестве урока-исследования, урока - практикума. Конечно, учитель уже задает нужную тему поиска, когда ставит перед учениками в качестве домашнего задания следующую задачу – найти и выписать из ремарок пьесы «Вишневый сад» все то, что связано со звуками (любыми), с музыкой и указать на то, от кого этот звук (музыка) исходят. Форма оформления домашнего задания в виде таблицы также задается учителем, чтобы избежать путаницы и разночтений.
Это будет способствовать формированию у старшеклассников вкуса к осознанному, внимательному чтению. В начале урока выдвигается гипотеза, которая является предметом для доказательства или опровержения учащимися. На этом уроке я хочу обратить внимание старшеклассников на звуковые ремарки. Это позволит ученикам ответить на вопрос о том, правда ли, что пьеса «Вишневый сад», по словам В.Мейерхольда, похожа на симфонию.
В конце занятия ученики под руководством учителя должны будут аргументированно обосновать выдвинутое предположение и прийти к определенным выводам об особенностях ремарок в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
Данный урок может быть использован учителями русского языка и литературы, работающими в 10-х классах, при изучении пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».
Цели урока:
увидеть особенности ремарок в пьесе «Вишневый сад» и понять их значение;
расширить понятие о ремарке как средстве, позволяющем глубже понять психологию героев пьесы;
развить у учащихся учебно-логические умения (умения сравнивать , обобщать, анализировать текст как синтаксическую единицу), умения давать характеристику литературным героям; формировать кооперативную компетенцию (или компетенцию по работе в сотрудничестве);
воспитывать чувство любви к художественному слову.

Оборудование: таблицы, подготовленные учениками дома; карточки с заданиями для 4 групп. Для оформления кабинета к уроку можно использовать портрет А.П. Чехова, на доске записан эпиграф.
Эпиграф к уроку:
«..пьеса абстрактна, как симфония Чайковского.
И режиссер должен уловить ее слухом прежде всего».
/Всеволод Мейерхольд/

Ход урока.
Организационный момент. Все учащиеся распределены на 4 группы.
Вступительное слово учителя.
В 1903 году, когда в Художественном театре была поставлена пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад», отклики на нее были самые разные. Консервативная и реакционная печать высказала недовольство изображением в спектакле безвольности дворянства перед энергией «кулака» Лопахина; либеральная критика, наоборот, хвалила за элегическую трактовку судьбы дворянства и присвоила Чехову новый ярлык: «певец вишневых садов». В. Брюсов считал спектакль натуралистическим, А.Белый – с мистическим подтекстом.
А вот знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд подчеркивал музыкальность пьесы. В письме к А.П. Чехову 8 мая 1904 года он писал: «Ваша пьеса абстрактна, как симфония Чайковского. И режиссер должен уловить ее слухом прежде всего» (учитель читает эпиграф, записанный заранее на доске). Позже многие отвергли этот взгляд на пьесу выдающегося режиссера.
А может быть, Мейерхольд был прав в том, что сравнил пьесу с симфонией? Значит, услышал и почувствовал он музыку в этом произведении. Вот сегодня мы и попробуем разобраться в этом на уроке.
Для этого дома вы выполняли необходимое задание по группам (4 группы по количеству актов в пьесе): выписывали из ремарок произведения все то, что связано со звуками (любыми), с музыкой и указывали на то, от кого этот звук (музыка) исходят ( форма оформления домашнего задания была дана учителем на прошлом уроке, чтобы избежать путаницы и разночтений)
Работа в группах.
А) Учитель: сначала проверим, правильно ли вы выписали «звуковые» и «музыкальные» ремарки.
( Ученики в группах читают цитаты из текста пьесы, дополняют, при необходимости, друг друга).
Все 4 группы проверяют выполнение домашнего задания. Оно должно быть оформлено примерно в следующей форме:

1 группа. 1 действие.

Звук
Кто, что его издает

1
Скрип сапог
Епиходов

2
Падает букет
Епиходов

3
Падает стул
Епиходов

4
Подъезжающий экипаж


5
Шум в комнатах в связи с приездом гостей


6
Плач
Раневская

7
Смех
Дуняша

8
Мычание
Лопахин

9
вскрикивание
Дуняша

10
Уронила блюдце
Дуняша

11
Слезы
Дуняша

12
Плач
Фирс

13
Поцелуи
Аня мать

14
Поцелуи
Гаев сестру и племянницу

15
Смех , слезы
Раневская

16
Целует
Раневская шкаф

17
Звон шкафа
Варя

18
Рвет телеграмму
Раневская

19
Смех сквозь слезы
Гаев

20
Смех
Все

21
Поцелуи
Лопахин с приехавшими

22
Храп
Пищик

23
Смех
Пищик

24
Смех
Раневская

25
Смех
Раневская

26
Поцелуй руки
Трофимов

27
Плач
Раневская

28
Плач
Варя

29
Плач
Раневская

30
Поцелуи
Раневская

31
Плач
Варя

32
Поцелуй, плач
Гаев Аню

33
Поцелуй, плач
Гаев Варю

34
Звук свирели
пастух


2 группа. 2 действие.

Звук
Кто, что его издает

1
Звуки гитары и пение песни: «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги»
Епиходов

2
Зевает
Яша

3
Зевает
Яша

4
кашель
Дуняша

5
Зевает
Гаев

6
Рассыпались
Золотые монеты

7
Смех
Яша

8
Слезы
Раневская

9
Рвет телеграмму
Раневская

10
Далеко музыка
Еврейский оркестр

11
Пение «И за деньги русака немцы офранцузят»
Лопахин

12
Смех
Лопахин

13
Смех
Фирс

14
Смех
Лопахин

15
Смех
Все

16
Игра на гитаре
Епиходов

17
Звук, похожий на лопнувшую струну


18
Смех
Прохожий

19
сквозь слезы
Варя

20
Звук песни
Епиходов


3 группа. 3 действие.

Звук
Кто, что его издает

1
Звук еврейского оркестра


2
Плачет и танцует
Варя

3
Храп
Пищик

4
Напевает
Раневская

5
Целует Трофимова и плачет
Раневская

6
Падает телеграмма
У Раневской

7
Смех
Раневская

8
Смех звук падающего человека
Трофимов

9
смех
Аня

10
Звуки вальса


11
Зевает
Яша


·–°12
Смеется
Яша

13
Поет «Поймешь ли ты души моей волнение»
Яша

14
Крики «Браво!»
Яша

15
Зевает
Яша

16
Вздыхает
Епиходов

17
Вздыхает
Епиходов

18
Звук падающих ключей
Варя уронила

19
смех
Лопахин

20
Хохочет
Лопахин

21
Топочет ногами
Лопахин

22
Звон ключей в руках
Лопахин

23
Звуки музыки
Оркестр

24
плач
Раневская


4 группа. 4 действие.

Звук
Кто, что его издает

1
Гул людской


2
Смех
Яша

3
Звук топора вдалеке


4
Плач
Дуняша

5
Поцелуи
Раневская с Аней

6
Звук песни
Шарлота

7
Смех, шепот
За дверью

8
Рыданья
Раневская и Гаев

9
Звук ключа


10
Звук шагов


11
Вздох, бормотанье
Фирс

12
Звук лопнувшей струны


13
Тишина


14
Звук топора



Учитель: теперь, когда мы с вами проверили правильность найденного вами и необходимого нам для дальнейшей работы материала, предлагаю ответить на вопросы, которые мною заранее составлены. Работа также будет осуществляться по группам.
Б) Работа в группах по вопросам, которые заранее составлены учителем для учащихся.
Вопросы для 1 группы ( по 1 действию):
Почему в самом начале пьесы так много звуков, которые вызваны падением чего-либо?
Чего больше в авторских ремарках 1 действия звуков смеха или слез? Почему?
Как эти звуки помогают понять отношение персонажей друг к другу?
Если 1 действие переложить на музыку, то какая она будет? Какое настроение будет преобладать? Почему?
Зачем в конце 1 действия Чехов в авторских ремарках указывает на звук свирели, на которой играет пастух? Какое символическое значение скрыто за этим звуком?
Вопросы для 2 группы ( по 2 действию):
Почему в самом начале 2 действия мы слышим звук гитары и пение Епиходова?
Чего больше в этом действии смеха или слез? Почему?
Зачем Чехов А.П. постоянно акцентирует внимание читателя на слове «зевает», когда речь идет о Яше?
Чей смех выходит на первый план в этом действии? Почему?
Почему действие начинается и заканчивается песней Епиходова?
Вопросы для 3 группы ( по 3 действию):
Есть ли место плачу в этом действии? Почему?
Если 3 действие переложить на музыку, то какое настроение будет преобладать?
Почему в этом действии снова, как и в первом, много звуков падающих предметов? Что символизирует звук падающих из рук Вари ключей?
Почему в этом действии Яша запел?
Найдите противоречие в поведении героев (Варя, Раневская и др.) Чем оно вызвано?
Вопросы для 4 группы ( по 4 действию):
Какой художественный прием и с какой целью использует Чехов А.П. в звуковом построении этого действия? (Обратите внимание на первую и последнюю ремарку в этом действии).
Звук топора. Сколько раз он упоминается в 4 действии и почему?
Почему запела Шарлотта?
Почему в этом действии такая палитра звуков? С чем это связано?
Если 4 действие переложить на музыку, то какие звуки, какое настроение будут преобладать?
В) Ответы руководителей групп по предложенным вопросам.
4. Итоги урока.
Учитель. Давайте вернемся к эпиграфу урока (зачитать эпиграф). Итак, верна ли наша гипотеза о том, что пьеса Чехова А.П. «Вишневый сад» похожа на симфонию согласно утверждению В. Мейерхольда? Что нам помогло это доказать? (ответы учеников)
Учитель (или хорошо подготовленный ученик): Все мы знаем о том, что пьеса не дает автору возможности прямо высказать свое мнение о герое или о событиях, происходящих в произведении. И только через ремарки автор может создать эффект незримого присутствия в пьесе. Этим «инструментом» Чехов пользовался мастерски. Он, как умелый режиссер, правильно расставил героев в пьесе «Вишневый сад» и вовремя, используя свое мастерство в нахождении необходимых деталей, которые изображает с помощью ремарки, «дергает за нужные нити», чтобы передать явные и тайные чувства персонажей произведения.
Ремарка – одно из главных художественных средств в системе приемов, создающих общее настроение, атмосферу, какой-либо отдельной сцены или действия в целом. Она становится самостоятельным художественным элементом единой системы и благодаря различным типам взаимодействия с монологически-диалогическим текстом передвигается в символический план. Семантическая значимость звуковой ремарки в последней комедии Чехова становится, пожалуй, наиболее высокой.
Сейчас, когда мы внимательно понаблюдали за авторскими «звуковыми» ремарками, перед нами ярче и образнее раскрылись характеры героев, мы увидели перемены в их чувствах и настроениях, которые происходили по ходу действия пьесы «Вишневый сад».
Мы доказали, что Мейерхольд был прав, сравнивая пьесу с симфонией, потому что услышали целую гамму звуков, которые издают персонажи пьесы. Музыкальная ткань произведения необычайно тонка, точна и, в тоже время, полновесна, потому что позволила создать яркие и насыщенные образы героев пьесы. Звуковой мир дома во всем его многообразии (шум, смех, плач, пение, шепот) выстроен в логике постепенного умолкания: от гула до шагов. Щелканье закрывающихся замков закономерно завершает постепенно исчезающий звук отъезжающих от дома экипажей. Отсюда – использование в ремарке настоящего длящегося времени, фиксирующего постепенность осуществления каждого действия. Угасание звуков дома сопровождается звуками, маркирующими смерть сада, неразрывно с ним связанного. Параллельно с ними в последний раз звучит пограничный звук лопнувшей струны, и, наконец, в самой ближайшей перспективе, возможно, в момент опускания занавеса, на сцене устанавливается ничем более не нарушаемая тишина вечности, в которой растворяется человеческий мир.
Верно найденный Чеховым художественный способ, позволяющий с помощью звуковых ремарок раскрыть характер персонажей, придает пьесе «Вишневый сад» необычность и музыкальность и позволяет увидеть весь трагикомизм происходящего.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
Написать мини-сочинение (эссе) на тему «Современны ли герои «Вишневого сада»?»
Подготовить викторину (тест) на знание пьесы (из 10-15 вопросов). Разработать критерии оценок.


























Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
г.Ковров Владимирской области




Урок по творчеству А.П.Чехова
Тема
«Особенности ремарок в пьесе
А.П.Чехова
«Вишневый сад»»

Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
1 к/ категории
МОУ СОШ № 23
Кистенене Галина Юрьевна






г.Ковров
2009-10 уч. год

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий