Бинарный урок по МХК и литературе Классицизм в литературе и искусстве России XVIII века в 9 классе.

Бинарный урок

Классицизм в литературе и искусстве России XVIII века

Цель урока:
развивать интегрированные представления о направлениях в литературе и искусстве, в частности, русском классицизме;
показать связи и различия с классицизмом Западной Европы;
сформировать представление о своеобразии русского классицизма, обусловленном специфическими историческими условиями, в которых развивалось российское общество;
рассмотреть проявления стиля классицизма в русской живописи, зодчестве, скульптуре.

Основной метод ведения урока групповой метод решения проблемной ситуации, сопровождаемое выступлениями творческих групп учащихся, основанными на самостоятельной исследовательской работе: подбор и чтение стихотворных цитат, доклады и сообщения о творчестве писателей и анализ отдельных произведений искусства классицизма.
На уроке используются наглядные пособия и ИКТ (презентации творческих групп учащихся).
Далее развиваются интеллектуальные и речевые умения.

Средства обучения: портреты писателей и общественных деятелей России XVIII века, кадры из диафильмов «Культура России в первой половине XVIII века» и «Культура России во второй половине XVIII века» (портрет Петра I, новый календарь, здание Академии наук, газета «Ведомости», портреты В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира, Ф. Прокоповича, А. П. Сумарокова, здание навигацкой школы и сухопутного шляхетского корпуса, здание Зимнего Дворца, Московского Университета и др.).

Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:
прослушивание выступлений творческих групп учащихся, составление синхронистической обобщающей таблицы «Осьмнадцатое столетие»,
выразительное чтение отрывков из трактатов и устные выступления с докладами и сообщениями.

На уроке осуществляется взаимодействие литературы, истории, искусствознания и МХК.

Выбор методов и приемов на данном уроке осуществляется в зависимости от уровня общекультурного развития школьников, их знакомства с произведениями искусства, музеями г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Предшествующая работа:
Деление учащихся на творческие группы «Историки», «Литературоведы», «Искусствоведы», «Современники» и определение опережающих творческих заданий для каждой группы и каждого участника группы,
посещение Третьяковской галереи (залов русского искусства XVIII первой половины XIX веков),
посещение Русского музея г. Санкт-Петербурга во время экскурсионной поездки (при возможности).

Ожидаемые результаты: составление синхронистической таблицы «Осьмнадцатое столетие»
Синхронистическая таблица способствует эффективному и наглядному разговору о развитии литературного направления как способа отражения жизни, свойственного ряду идейно близких друг другу писателей и обусловленного конкретной исторической обстановкой. В синхронистической таблице отмечены основные исторические события, произведения крупнейших русских писателей XVIII века, наиболее яркие творения русской живописи, скульптуры и архитектуры, сведения о развитии науки, просвещения.
В зависимости от уровня исторических и литературных знаний и интересов учеников, а также их интеллектуального и общекультурного развития, можно внести сокращения в предложенную таблицу, отобрав из нее наиболее необходимые сведения. Синхронистическая таблица становится постоянно действующим наглядным пособием, к которому происходит обращение на каждом уроке по литературе XVIII века; тем самым определяется место писателя в общем литературном процессе, устанавливается связь его творчества с развитием искусства. В ней материал и для обязательных и для факультативных занятий.

Рефлексия: составление синквейна.

Методические рекомендации.
Опираясь на исторический материал, подводим учащихся к осознанию господствующего стиля в литературе и других видах искусства. На этом этапе вновь происходит обращение к индивидуальным заданиям, цель которых проиллюстрировать лекцию конкретными примерами анализа произведений классицизма в живописи, архитектуре и скульптуре. Каждый выступающий включает в свое сообщение краткую характеристику наиболее ярких для стиля классицизма произведений живописи, скульптуры или русского зодчества, иллюстрации которых проецируются на экран, например, «Прощание Гектора с Андромахой» А. П. Лосенко, «Андромаха оплакивает Гектора» П. Ф. Соколова, «Самосожжение Геркулеса», изображение дома Демидова постройки Казакова в Москве и т. д.

Для установления организационной и тематической связи доклада с лекцией, следует предложить школьникам подробные ориентиры для изучения произведений искусства, которые могут быть использованы в качестве плана выступления. Например, к сообщению по картине А. П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» могут быть предложены следующие вопросы:
а) сюжет картины;
б) главная мысль художника и способы ее воплощения в картине;
в) основные герои и их взаимоотношения;
г) композиция и колорит картины;
д) черты классицизма.
В сообщении учащихся дается краткая справка о художнике и предлагается рассмотрение картины.
Вместе с тем учитель должен на этом уроке уделить внимание и национальным особенностям русской литературы XVIII века. Об этом уже был начат разговор во время рассмотрения исторических фактов, повлиявших на развитие русской культуры, а также во время знакомства с философскими позициями, обусловившими развитие классицизма в России.
Предполагается, что в классе со средним и слабым уровнем развития учащихся, рассказ войдет в лекцию учителя, в сильном можно поручить группе учащихся под руководством учителя подготовить краткие сообщения о каждом писателе.
Эти активные формы организации урока будут способствовать оживлению учебного процесса. Выступления рассчитаны на 5-7 минут каждое.



Ход, материалы и методика проведения урока
Предварительное задание к уроку
Назовите основные исторические события XVIII века, повлиявшие на судьбу страны.
Подготовьте небольшие художественно-исторические рассказы о некоторых из этих событий (на 5-7 минут каждый) задания индивидуальные для 3-4 учащихся.
К таким рассказам можно отнести «Птенцы гнезда Петрова» (по СМ. Соловьеву), «Из жизни императорского двора» (по роману И. И. Лажечникова «Ледяной дом»), «Переворот 28 июня 1762 года» (по В. О. Ключевскому) и др., свидетельствующие о становлении и развитии в восемнадцатом веке абсолютизма в России, отражающие мероприятия, направленные на укрепление могущества государства. Неплохо включить в них и фрагменты переписки Екатерины II с Вольтером, подтверждающие ее стремление к Просвещению. Материалы для выступления выбираются ребятами самостоятельно, в зависимости от возникшего интереса.
3. Подготовить презентацию по заданию своей группы.

Эпиграф к уроку:
Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивленьем всех.
О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек!
А. Н. Радищев «Осьмнадцатое столетие»


1 этап. Вступление.
1. Вступительное слово учителей литературы и МХК.
Определение темы, целей и порядка работы на уроке.
Для облегчения восприятия предлагается подробный план, руководствуясь которым, школьники следят за ходом урока и делают в тетрадях записи, составляя синхронистическую таблицу «Осьмнадцатое столетие».

Проблемная ситуация и проблемный вопрос:
Почему А.Н.Радищев назвал 18 век столетием «безумным» и «мудрым»? Обоснуйте свою точку зрения.

План
Политика, наука и культура России в XVIII веке.
Возникновение классицизма как литературного направления в России.
Темы и основной пафос произведений классицистов.
Культ разума в произведениях классицистов.
Эстетические позиции русского классицизма.
Высокие и низкие жанры литературы, требования к ним.
Композиционные особенности классицистических произведений. Три единства в драме.
Особенности русского классицизма.
Антиох Кантемир и Александр Сумароков виднейшие представители русского классицизма.

2 этап. Основная часть. Выступление творческих групп и представление презентаций.
1. «Историки».
Фрагмент из исторического рассказа С. М. Соловьева «Птенцы Петра Великого»
«Все славянство плакалось на великую обиду; было оно бедно, слабо, грубо, порабощено, поругано от иноземцев, гордых своим богатством, силою, наукою.... Стали мы укоризною всем народам: одни нас жестоко обижают, другие презирают, третьи изъедают наше добро перед глазами нашими и, что всего тяжелее, хулят и ненавидят нас, зовут варварами, считают более животными, чем людьми.
Великий человек родился и вырос среди этих воплей; он чувствовал, что должен быть мстителем за обиду, восстановителем чести и славы народной. Он спросил: что за причины обиды и унижения, которые его народ терпит от других народов? Ему отвечали: «Первая причина есть наше невежество, наше нерадение о науках; вторая причина есть наше чужебесие, глупость, по которой мы терпим, что иноземцы нами повелевают, нас обманывают и делают из нас все, что хотят». Но легко было понять и невеликому человеку, что вторая причина есть следствие первой...
Программа деятельности великого человека была начертана: «Учиться! Работать!» воскликнул он своему народу ... Я показываю пример, восстановим нашу честь и славу, выучимся побеждать иноземцев, чтобы они не смели презирать нас, приобретем морские берега, обогатимся торговлею, заведем промыслы, проложим дороги, пророем каналы, переведем все их хорошие книги на свой язык».
Представление о жизни российского двора и дворцовых интригах, приводивших к государственным переворотам, даст художественный рассказ, самостоятельно подготовленный учениками, интересующимися жанром исторического романа, по главам книги И. И. Лажечникова «Ледяной дом» «Во дворце», «Ледяной дом», «Куда ветер подует», «Свадьба шута», «Развязка», «Эпилог».

Фрагменты из статьи В. О. Ключевского «Переворот 28 июня 1762 г.»
«Дело 28 июня, завершая собой ряд дворцовых переворотов XVIII века, не во всем было на них похоже. И оно было исполнено посредством гвардии; но его поддержало открыто выразившееся сочувствие столичного населения, придавшее ему народную окраску. Притом оно носило совсем иной политический характер. В 1725,1730 и 1741 г.г. гвардия устанавливала или восстанавливала привычную верховную власть в том или другом лице, которое вожди ее представляли ей законным наследником этой власти. В 1762 г. она выступала самостоятельной политической силой, притом не охранительной, как прежде, а революционной, низвергая законного носителя верховной власти, которому сама недавно присягала. К возмущенному национальному чувству примешивалось в ней самодовольное сознание, что она создает и дает отечеству свое правительство, хотя и незаконное, но которое лучше законного поймет и соблюдет его интересы. Объясняя гвардейский энтузиазм, проявившийся в перевороте, Екатерина вскоре писала, что узурпация может стать надежным залогом государственного порядка и народного благоденствия. Когда в Петербурге улеглось движение, поднятое переворотом, излишества уличного патриотического ликования покрыты были торжественным актом, изъяснившим смысл совершенных событий. Обнародован был второй, «обстоятельный» манифест от б июля. Это и оправдание захвата, и исповедь, и обличение павшего властителя, и целая политическая программа. С беспощадной откровенностью разоблачаются преступные или постыдные деяния или злоумышления бывшего императора, которые, по уверению манифеста, должны были привести к мятежу, цареубийству и гибели государства. Видя отечество гибнущее и вняв «присланным от народа избранным верноподданным», императрица отдала себя или на жертву за любезное отечество, или на избавление его от угрожавших опасностей. В лице низложенного императора манифест обличал и бичевал не злосчастную случайность, а самый строй русского государства. «Самовластие, гласил манифест, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагубным следствиям непосредственной бывает причиной». Никогда русская власть с высоты престола так откровенно не вещала своему народу такой печальной истины, что венец государственного здания, в коем он обитает, своим непрочным построением всегда грозит разрушить самое здание. В предотвращение этого бедствия императрица «наиторжественнейше» обещала своим императорским словом узаконить такие гражданские установления, которые «ив потомках предохранили бы целость империи и самодержавной власти, а верных слуг отечества вывели бы из уныния и оскорбления».
* Эти произведения отражают понимание видными историками прошлого главных исторических событий «осьмнадцатого столетия», способствовавших укреплению российской государственности. Интересен и своеобразен язык исторических очерков, характеризующийся словарным богатством, сочетанием старинных и современных автору лексических единиц, разнообразием стилистических оттенков, эмоциональной выразительностью.
Вывод.
Большое значение имела преобразовательская деятельности Петра I, приведшая к усилению государственной мощи страны. А так ж е достижения и недостатки в правлении последующих монархов в России.

2. «Литературоведы».
Опираясь на исторический материал, подводим учащихся к осознанию господствующего стиля в литературе и других видах искусства. На этом этапе вновь происходит обращение к индивидуальным заданиям, цель которых проиллюстрировать лекцию конкретными примерами анализа произведений классицизма в живописи, архитектуре и скульптуре.
Каждый выступающий включает в свое сообщение краткую характеристику наиболее ярких для стиля классицизма произведений живописи, скульптуры или русского зодчества, иллюстрации которых проецируются на экран, например, «Прощание Гектора с Андромахой» А. П. Лосенко, «Андромаха оплакивает Гектора» П. Ф. Соколова, «Самосожжение Геркуле умышления бывшего императора, которые, по уверению манифеста, должны были привести к мятежу, цареубийству и гибели государства. Видя отечество гибнущее и вняв «присланным от народа избранным верноподданным», императрица отдала себя или на жертву за любезное отечество, или на избавление его от угрожавших опасностей. В лице низложенного императора манифест обличал и бичевал не злосчастную случайность, а самый строй русского государства.
«Самовластие, гласил манифест, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагубным следствиям непосредственной бывает причиной». Никогда русская власть с высоты престола так откровенно не вещала своему народу такой печальной истины, что венец государственного здания, в коем он обитает, своим непрочным построением всегда грозит разрушить самое здание. В предотвращение этого бедствия императрица «наиторжественнейше» обещала своим императорским словом узаконить такие гражданские установления, которые «ив потомках предохранили бы целость империи и самодержавной власти, а верных слуг отечества вывели бы из уныния и оскорбления».

Классицизм в русской литературе
В России классицизм складывается к 30-м годам XVIII века, его крупнейшими представителями в литературе были А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин и др.
Назвав ряд писателей-классицистов, просим учащихся вспомнить содержание понятия о литературном направлении, и просим ответить на вопрос, что же объединяло этих авторов в одном направлении, какие общие творческие задачи они ставили перед собой. Задание.
Вспомните изученные и записанные вами на занятиях по французскому классицизму XVII века (вводный интегрированный урок, уроки по драматургии Корнеля и Мольера) основные признаки классицизма, приведите примеры из известных вам художественных произведений.
Углубляя материал, следует остановиться более подробно на философской мысли, которая лежала в основе классицизма. Это, в основном, была философия рационализма, основоположником которой был Рене Декарт (1596-1650).
«Несомненна связь литературы классицизма с взглядами и идеями сторонника атомистических античных теорий Гассенди, утверждавшего чувственный опыт основным источником познания. Неоднократно отмечалась близость философского содержания многих комедий Мольера воззрениям Гассенди. А его «учение» о двух душах у человека, «чувственной, общей с животными, и нематериальной, бессмертной, созданной богом», и связанные с ними неразумные и разумные влечения человека находили свою иллюстрацию в борьбе страсти и долга в произведениях классицистов» (Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.). То, что русский классицизм развивался в XVIII веке, обогатило его философскую базу по сравнению с французским классицизмом и в большей степени связало его с идеологией просветительства, нежели абсолютизма. «Воздействие на русский классицизм рационализма Декарта, сенсуализма Локка и материалистических воззрений Гассенди, Гольбаха и Гельвеция и, в особенности, Ломоносова увеличило гносеологические возможности русской литературы» (Там же.).
Однако на русских писателей повлияли не только философские идеи западноевропейских мыслителей. В XVIII веке начинает складываться и отечественная философия, в формировании которой принимают самое активное участие российские писатели и мыслители, в частности, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Н. М. Карамзин и др.
И это в определенной степени обусловило специфические особенности идеологии и эстетики русского классицизма. «В общем, можно отметить следующие основные течения в философском движении в России в XVIII веке: 1) То, что можно назвать «русским вольтерьянством» и в чем надо различать скептицизм и «вольнодумство» от более серьезного «вольтерьянства». Термин этот, утвердившийся в русской литературе (и жизни), очень недостаточно и односторонне выражает сущность этого течения, из которого впоследствии оформились как идейный радикализм, так и существенно отличный от него «нигилизм»; 2) Второе течение определялось потребностями создать новую идеологию национализма, ввиду крушения прежней церковной идеологии. Одни искали новое обоснование национализма в «естественном праве», другие в линиях «просветительства» (русский гуманизм XVIII века). 3) Третье течение, тоже идущее по линии секуляризации, ищет удовлетворение религиозно-философских запросов вне церкви сюда относится русское масонство» (Зеньковский В. В. История русской философии. М.-Л., 1991.). (Цитируется для размышления учителю).
В России с учетом ее исторического развития, культурных и философских исканий развивается и теория классицизма. Так А. П. Сумароков, ориентируясь на античное искусство и глубоко изучив западноевропейский опыт, создает «Эпистолу о стихотворстве», мысли которой во многом совпадают с требованиями Н. Буало.
Поскольку школьники уже знакомились с фрагментами из манифестов французских классицистов (см. интегрированный урок), есть смысл в качестве индивидуального задания поручить одному из учеников самостоятельно прочитать эпистолу Сумарокова, найти в ней требования к литературным произведениям, сформулировать их и привести цитаты, сопоставив с позициями Буало.
Учащиеся, готовящие сообщение, должны выделить призыв Сумарокова следовать традициям античных писателей:
Взойдем на Геликон, взойдем, увидим тамо Творцов, которые достойны славы прямо. Там царствует Гомер, там Сафо, Феокрит, Ешил, Анакреон, Софокл и Еврипид. Менандр, Аристофан и Пиндар восхищенный, Овидий сладостный, Вергилий несравненный, Терентий, Персии, Плавт, Гораций, Ювенал, Лукреций и Лукан, Тибулл Последуем таким писателям великим.
Необходимо подчеркнуть требование строгой регламентации жанров, их деления на высокие и низкие, соответствия языка действующих лиц жанрам, что отвечает рационалистическому подходу к изображению действительности.
Знай в стихотворстве ты различие родов И, что начнешь, ищи к тому приличных слов. Не раздражая муз худым своим успехом: Слезами Талию, а Мельпомену смехом.
Учащиеся, уже знакомые с некоторыми произведениями античной литературы, узнают имена древних писателей, персонажей мифологии и еще раз убеждаются в следовании писателей русского классицизма античным традициям, как и традициям западноевропейского классицизма. Продолжая разговор об «Эпистоле о стихотворстве», обратите внимание на то, кого же автор рекомендует изображать в комедиях. Это требование очень близко тому, что высказывал и Буало (см. интегрированный урок по французскому классицизму):
Представь бездушного подьячего в приказе,
Судью, что не поймет, что писано в указе.
Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос,
Что целый мыслит век о красоте волос,
Который родился, как мнит он, для амуру,
Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру.

В задачи же высокого жанра входит нравственное воспитание зрителей, оказание глубокого эмоционального воздействия.
... творец находит путь
Смотрителей своих чрез действо ум тронуть.
Высокие цели преследует и комедия. Русская комедия, как и пьесы Мольера, была «высокой» по своему назначению и содержанию. Вспомните, как Буало осуждал Аристофана за насмешки над, с его точки зрения, высокими понятиями и достойными людьми («Облака»). Близок к Буало и Сумароков.
Смешить без разума дар подлыя души. Не представляй того, что мне на миг приятно. Но чтоб то действие мне было долго внятно. Свойство комедии издевкой править нрав, Смешить и пользовать прямой ее устав.
В трактате Сумарокова находим рассуждения о трех единствах в драматических произведениях. О единстве действия:
Не представляй двух действ к смешению мне дум,
Смотритель к одному свой устремляет ум,
Ругается, смотря, единого он страстью
И беспокойствует единого напастью.
О единстве места:
Не сделай трудности и местом мне своим,
Чтоб мне, театр твой зря, имеючи за Рим,
Не полететь в Москву, а из Москвы к Пекину:
Всмотряся в Рим, я Рим так скоро не покину.
О единстве времени:
Не тщись глаза и слух различием прельстить
И бытие трех лет мне в три часа вместить:
Старайся мне в игре часы часами мерить,
Чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить,
Что будто не игра то действие твое,
Но самое тогда случившись бытие.
Таковы общие правила, которых придерживались и западноевропейские и русские классицисты.

Выдающимися представителями русского классицизма в литературе, его основателями являются А. Д. Кантемир и А. П. Сумароков. С этими замечательными русскими писателями, стоявшими у истоков светской литературы русского государства, стоит обзорно познакомить учащихся на этом же уроке. Материал о Кантемире и Сумарокове первый шаг в процессе конкретизации понятия о русском классицизме как литературном направлении, который будет способствовать закреплению полученных на уроках теоретических сведений.

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744). По своему мировоззрению первый русский профессиональный писатель был убежденным сторонником и защитником просвещенного абсолютизма и теории «естественного права». Вместе с Феофаном Прокоповичем и В.Н. Татищевым в составе «ученой дружины» он выступал за прогрессивные преобразования Петра I.
Антиох Кантемир сын молдавского господаря, перешедшего на сторону Петра I, всесторонне образованный человек, принимал участие в составлении челобитной от дворянства к Анне Иоанновне, на основании которой императрица «издрала» кондиции, предложенные ей Верховным тайным советом. В возрасте двадцати трех лет Кантемир с полным основанием претендовал на пост президента Академии наук, но был удален от двора в результате интриг своих противников и получил назначение чрезвычайным и полномочным посланником в Лондон, а затем в Париж. На этом поприще проявил блестящие дипломатические способности.
Как поэт Кантемир творил в самых различных жанрах, но главным из них была сатира. Сатира, разъясняет учитель, это стихотворение обличительного характера. Сатиры довольно велики по объему и разнородны по тематике. Они направлены против невежества как общественного зла и его носителей, защитников допетровской старины, которые яростно выступали против преобразования страны и особенно развернули свою деятельность после смерти императора. Они стремились вернуть Россию к старым порядкам и препятствовали тем самым развитию общества. Их резко бичует Кантемир в первой сатире, названной «На хулящих учение (К уму своему)». В ней выставлена целая галерея образов невежд. Здесь и ханжа Критон, и ворчливый помещик Силван, пьяница и гуляка Лука, щеголь Медор, и даже представитель высшего духовенства епископ. Всех их объединяет ненависть к науке и просвещению; у каждого свои «основания» хулить учение. Критон, например, считает, что:
Расколы и ереси науки суть дети.
Больше врет, кому далось больше разумети,
Приходит в безбожие, кто над книгой тает
Критон с четками ворчит и вздыхает
И просит, свята душа, с горькими слезами
Смотреть, сколь семя наук вредно между нами.
Святоше вторит помещик, также не видящий от науки никакой практической пользы:
Землю с четверти делить без Евклида смыслим,
Сколько копеек в рубле без алгебры счислим.
От науки, соглашаются с ним другие персонажи, никакого проку. Автор едко высмеивает защитников допетровской старины, показывает враждебность их русскому обществу. Вместе с тем он горестно замечает о положении ученого в послепетровские времена:
Кто над столом гнется, пяля на книгу глаза,
Больших не добьется палат, не расцвеченна мраморами саду,
Овцу не прибавит к отцовскому стаду.
В других сатирах, к примеру, «На зависть и гордость дворян злонравных», Кантемир, выступая в защиту петровской «Табели о рангах», бичует дворянских бездельников, безотчетно подражающих всему иностранному, пустых щеголей. Они кичатся своей родословной, печалятся, что им мало оказывается почестей за заслуги предков. Устами одного из своих героев автор обвиняет дворянского щеголя в том, что он не приносит никакой пользы отечеству и растрачивает на свои забавы целые деревни. Утверждая, что ценность человека определяется его собственными заслугами, поэт заявляет:
«Адам дворян не родил». «Благородным явит одна добродетель».
Изображенные Кантемиром человеческие характеры односторонни, как этого и требовали правила классицизма: в них преобладает какое-либо одно качество невежество, алчность, тщеславие и т. п. Вместе с тем они нарисованы метко и правдиво. Сатиры принесли писателю заслуженную европейскую известность.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777). А. П. Сумароков теоретик и выдающийся деятель русского классицизма. Он происходил из старинного дворянского рода, образование получил в сухопутном шляхетском корпусе, после окончания которого служил при дворе. Литературную деятельность начал с двух од, посвященных императрице Анне Иоанновне.
С ранних лет литература стала главным делом Сумарокова. Работал он с исключительной активностью и создал образцы всех жанров классицизма, кроме героической поэмы: трагедии, комедии, оды торжественные и духовные, песни, элегии, сатиры, басни, эпистолы (т. е. послания), эпиграммы. Он много печатался в разных журналах.
В 1747-1748 гг. Сумароков создал две трагедии «Хорев» и «Гамлет» и две эпистолы «О стихотворстве» и «О русском языке», в которых были сформулированы правила русского классицизма (мы их уже цитировали). По ним рекомендовалось писать произведения всех жанров. Как талантливый и плодовитый драматург, Сумароков стоял у истоков русского театра. В 1756 году он стал директором и художественным руководителем театра в Петербурге, в состав которого вошла и группа актеров-любителей из Ярославля во главе с Федором Волковым. Этот театр и ставил трагедии Сумарокова.
Согласно правилам классицизма героями его трагедий являлись монархи или дворяне, то есть те, от чьей воли зависела судьба других людей. В них всегда изображался конфликт между страстью и честью, чувством и долгом, показывалось, как подавление человеческих страстей приводило к торжеству долга, разума и чести. Вместе с тем его трагедии отличались антидеспотической направленностью.
После прихода к власти Екатерины II Сумароков со своими политическими единомышленниками безуспешно пытался направить правительство на путь реформ, ограничивающих власть самодержицы. Вскоре он оказался в опале.
В 1771 году он пишет свою самую острую трагедию «Дмитрий Самозванец», в которой резко осуждает тиранию и проводит мысль о праве подданных (разумеется, он имел в виду дворян) на восстание против деспотического монарха. С подмостков театра прозвучало пожелание свергнуть с престола царя-тирана, «Москвы, России врага и подданных мучителя». Дмитрий был низложен не потому, что он самозванец, а потому что тиран. Содержание трагедии было взято из отечественной истории (смутное время начала XVII века), но современники ясно понимали намек на их время и непосредственно на власть предержащих.
В соответствии с законами классицизма Сумароков создал прямолинейный, нарисованный исключительно черными красками образ изверга на троне.
Сей муж отечества смертельная был рана. Зрим в образе его убийцу и тирана. За варварство злодей утратил наконец Безвременно и жизнь, и скипетр и венец.
Не менее прямые характеристики дает себе и сам Дмитрии.
Я к ужасу привык, злодейством разъярен, Наполнен варварством и кровью обагрен.
Драматург выступает за просвещенную монархию. В речах положительных героев трагедии (Ксения, Шуйский, Георгий, Пармен) создается образ добродетельного царя, заботящегося о своих подданных, защитника народа, строго соблюдающего законность. «Дмитрий Самозванец» положил начало российской политической трагедии.
Вывод.
Литература XVIII века была глубоко связана не только с античными и западными традициями, но и традициями Древней Руси, народным творчеством, национальной историей. Среди особенностей русского классицизма выделяем следующие:
Повышенный интерес писателей к историческому прошлому страны, обращение к событиям современной им действительности (оды Ломоносова, трагедии Сумарокова);
Сатирическая направленность (Кантемир, Сумароков, Фонвизин и др.);
Перенесение акцента с идеи абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма. Отсюда новая в истории классицизма антидеспотическая, тираноборческая направленность произведений, выразившаяся в обличении пороков лиц, наделенных властью;
Проявление интереса к судьбе простого русского человека, крепостного крестьянина, проявление интереса к фольклору.

3. «Искусствоведы».
Материал для выступления школьников по отдельным произведениям искусства (По выбору учителя и учащихся). А. П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»
На картине изображена сцена из «Илиады» Гомера. Обращается внимание на то, что люди нарисованы на фоне античных зданий, что усиливает представление о героическом начале. В картине сливается величавое и простое, героическое, приподнятое и естественное. Позиция Лосенко это позиция художника-гражданина, классициста, утверждающего идею долга, государственности, преобладание разума над чувством.
Гражданское сознание Гектора, его мужество, доблесть побеждают такие личные чувства, как привязанность к семье, страх смерти, на которую он обречен. Полон внутреннего достоинства и образ его жены Андромахи. Законы классицизма проявились и в строгости и четкости композиции картины, сильных контрастах тени и света, героической суровости. Автор ставил своей задачей укреплять в сознании зрителей идеалы патриотического служения родине, готовности ради нее к подвигу и самопожертвованию.
Здесь приведен обобщенный вариант сообщения о картине художника-классициста, полученный в результате многочисленных экспериментов. В высказывание учеников включается новая для них теоретико-литературная и искусствоведческая терминология, ключевая для данной темы. В качестве материала для подготовки следует порекомендовать книгу М. Алпатова «Этюды по всеобщей истории искусств», а также песнь шестую из «Илиады» Гомера «Свидание Гектора с Андромахой», цитаты из которой можно привести, комментируя картину, что закрепит в сознании школьников принцип ориентации классицизма на античное искусство.
Сладко любезный родитель и нежная мать улыбнулись.
Шлем с головы немедля снимает божественный Гектор,
Наземь кладет его, пышноблестящий, и, на руки взявши
Милого сына, целует, качает его и, поднявши,
Так говорит, умоляя и Зевса, и прочих бессмертных:
«Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!»
А вот обращение Гектора к жене:
Добрая! сердце себе не круши неумеренной скорбью.
Против судьбы человек меня не пошлет к Аидесу;
Но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный
Муж, ни отважный, ни робкий, как скоро на свет он родится.

Второй вариант использования сопоставления художественного текста с картиной: заслушать самостоятельно подготовленные сообщения-миниатюры об особенностях живописи, архитектуры и скульптуры классицизма, каждое из которых включает в себя краткую характеристику одного двух произведений этого вида.

Русская скульптура XVIII века
В скульптуре XVIII века создаются произведения, прославляющие возвышенные, героические идеи, гражданский долг. Скульптурные произведения можно условно разделить на три группы:
Памятники выдающимся лицам (Петру I, Суворову и т. д.), предназначенные чаще всего для установки на открытых площадях с учетом их полного соответствия окружающей архитектуре;
Надгробные памятники, прославляющие и оплакивающие умершего;
3. Индивидуальный портрет в виде бюста или барельефа. Впечатление высокого в скульптуре создавалось показом сильных, ярко выраженных движений тела, смелым смещением осей. Наряду с учетом классических правил скульпторы стремились к простоте и естественности в передаче образов.
В творчестве замечательного русского скульптора Федота Шубина (1740-1805) сочетаются реалистические элементы и черты классицизма. Шубин проявляет себя строгим классиком в барельефах на исторические темы, например, в композиции «Великодушие Сципиона Африканского»; ее можно сопоставить с одноименной живописной композицией Пуссена. В портретных бюстах Шубина также есть черты античного портрета: в них проскальзывают черты скульптурных портретов важных римских сенаторов. В качестве конкретного примера можно рассмотреть бюст А. М. Голицына (1773). Автор тонко передает характерные черты оригинала: чувство превосходства над окружающими, пресыщенность жизненными благами, светскую изысканность манеры держаться, нотки презрения к людям. В реалистической манере скульптор запечатлевает в одном человеке и положительные и отрицательные свойства. Были среди портретов Шубина и типично классицистические, идеализированные, как, например, портрет «Екатерины II Законодательницы» (1789), отражавший представления передового русского общества того времени о «просвещенной государыне».
Выдающимся явлением скульптуры XVIII века стал созданный французским ваятелем Э. М. Фальконе (1716-1791) памятник Петру I, один из самых замечательных монументов всех исторических эпох. В основе его лежит глубокое понимание деятельности Петра I, его роли в исторических судьбах России. «Монумент мой будет прост, писал Фальконе. ... Я ограничусь статуей героя и его изображу не в качестве великого полководца и победителя, хотя, конечно, он был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, ее-то и надо показать. Мой царь простирает свою благодетельную десницу над страной, он поднимается на скалу ... эмблема преодоленных трудностей». Такое толкование личности Петра как преобразователя, «просвещенного монарха» полностью совпадает с изображением его в одах Ломоносова, Державина и других писателей-классицистов.
Содержание памятника выражено с замечательной художественной силой. Прекрасно ритмически связав фигуру Петра с конем, на котором восседает император, все изваяние всадника со скалой и постаментом Фальконе поставил в центре города, в середине огромной площади. Героический образ, пластичность форм, простота композиции говорят о принадлежности памятника к стилю классицизма.
Наиболее ярким и последовательным представителем классицизма в русской скульптуре являлся М. И. Козловский (1753-1802). Его мраморная статуя Екатерины II это величественная ода, воспевающая идеальное существо, далекое от настоящей действительности, зато условно символизирующее в духе классических представлений мудрость, справедливость, верность разумным законам. На императрице шлем Афины, широкий плащ, ниспадающий красивыми складками.
Самым же высшим достижением Козловского следует признать памятник Суворову в Петербурге, о котором следует сказать подробнее. Блещущее строгой и мужественной красотой лицо полководца мало похоже на лицо самого Суворова. В его одеждах и доспехах соединены элементы вооружения древнего римлянина и рыцаря эпохи Возрождения. В лице и фигуре Суворова запечатлены воля, решительность и всепобеждающая энергия, мужество воина, мудрость полководца и внутреннее благородство. Фигура укреплена на большом цилиндрическом постаменте.
Среди скульпторов, с особой полнотой выразивших идеи русского классицизма, следует назвать И. П. Мартоса (1754-1836) и продемонстрировать несколько его произведений. Являясь в течение многих лет профессором скульптуры в Академии художеств, он занимался и педагогической деятельностью. В его произведениях строгая простота и величие сочетаются с благородством человеческих чувств. Эти черты творчества Мартоса сказались даже в надгробном памятнике кн. Волконской для Донского монастыря (1782). В этом памятнике изваянная невысоким рельефом печальная фигура женщины как бы застыла в своей скорби. Окутывающее ее фигуру покрывало спадает мягкими, но строгими ритмическими складками. Мартосу принадлежат также бюсты Паниных. Наиболее известным произведением Мартоса, снискавшим ему мировую славу, является монументальный памятник народным героям Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Классицизм в произведениях архитектуры
Творчество В. И. Баженова (1738-1799). В своем искусстве Баженов сочетал высшие достижения античности с глубоким освоением традиций своего родного и любимого русского национального искусства. Все свое творчество великий архитектор посвятил своему народу и своей Родине. Он писал, что его произведения «служили к славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, ко украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Ярким примером творчества Баженова является его проект
Кремлевского Дворца, модель которого находится в музее архитектуры им. Щусева.
Набор диапозитивов «Зодчий Василий Баженов» даст возможность проиллюстрировать постройки, в том числе и не сохранившиеся до нашего времени.
В проекте Баженов выходит за рамки чисто дворцовых построек, подчеркивает его общественное назначение и органично связывает его с городом. Монументальная композиция Дворца сочетается с простым убранством, пропорциональностью и гармонической уравновешенностью форм. Баженов добивается необыкновенной выразительности, ясности и завершенности архитектурного замысла. Огромные размеры Дворца и богатство архитектурных украшений прославляли, как оды Ломоносова, могущество Родины, ее возросший международный авторитет.
Архитектор, уделяя внимание не фасаду, а гармоническому сочетанию объемных масс, предпочитает возводить городские здания на перекрестках улиц или на берегу реки, чтобы они могли быть обозреваемы со всех сторон. Самым прекрасным из всех баженовских строений считается дом П. Е. Пашкова на Моховой (ныне здание Российской Государственной библиотеки). В нем сосредоточились все высшие достижения мастерства Баженова: и классическое совершенство планировки, и мастерство его убранства. Дом был построен на перекрестке Моховой и Знаменки. Поверхность выровняли, на Знаменке возвели огромную стену, и на образовавшейся строительной площадке было построено здание, главным своим фасадом обращенное к Кремлю. Дом состоит из трех частей: центральной, парадной и двух флигелей. Между ними галерея. Своеобразие композиции сказывается в ее ярусности, в симметричных масштабных соотношениях между огромным парадным домом и небольшими флигелями. Обратите внимание на портики с колоннадой, выполненные в классическом стиле. Лепные украшения, свидетельствующие об освоении Баженовым национальных традиций, удачно вписываются в ясную и простую композицию здания.

Зодчий Матвей Казаков (1738-1812) рассматривал архитектуру как искусство, служащее не украшательским, а общественным целям. Все, начиная от городского плана и кончая хозяйственными постройками, должно быть подчинено «пользе общества». Эта мысль о патриотическом служении государству, служении его потребностям и нуждам вполне соответствовала идейному содержанию архитектуры русского классицизма. Под его руководством были построены здание Сената в Москве в ансамбле Кремля, здание Московского Университета, бывший дом Дворянского собрания, ныне Дом Союзов со знаменитым Колонным залом, жилые дома Голицына на М. Лубянке, И. И. Демидова (Гороховский пер., д. 4), Н. П. Губина (Петровка, д. 25), Н. И. Барышникова на Мясницкой ул., бывшая Голицынская, ныне Первая Градская больница.
По этим архитектурным сооружениям можно провести либо предварительную, либо «заочную» экскурсию на уроке.
Одно из первых мест в архитектуре русского классицизма XVIII века занимает здание Сената (1776-1787). Осознавая назначение Сената как главного законодательного и административного органа страны, Казаков создавал его как некий «храм закона». Центральный зал, зал заседаний, где должны совершаться торжественные государственные акты, венчается величественной ротондой, над которой возвышается купол. Вокруг этого зала располагаются другие части здания. Внешняя архитектура Сената строга, сдержанна и проста. Дом двухэтажный, стоит на высоком цоколе. Во избежание чрезмерной суровости Казаков обработал центральную арку проезда во внутренний двор портиком из парных колонн на низких постаментах, что смягчает строгость фасада. Центральный зал, окруженный величественными колоннами, со светлой галереей, проходящей поверх колоннады, и гигантский купол придают зданию торжественность, приподнятость. Недаром его в свое время называли русским Пантеоном. Следует отметить, что Г. Р. Державин принимал участие в разработке сюжетов барельефов и сопровождающих их надписей, восхваляющих законность, правосудие и просвещение в стиле торжественных од.
Здание Московского Университета, созданное в 1780-1798 гг. - одна из типичных построек русского классицизма. Вдоль коридоров симметрично расположены прямоугольные учебные аудитории. В центре здания расположен большой полукруглый актовый зал. О принадлежности здания к стилю классицизма свидетельствует и восьмиколонный портик с аттиком, служащий основанием для небольшого плоского купола.
Предложенный материал по искусству выборочно используется для лекции учителя и сообщений школьников.

4. «Современники»
Показывают существование элементов классицизма в наши дни («неоклассицизм» в архитектуре)

3. Заключительный этап урока.
Обращаемся к эпиграфу и отвечаем на проблемный вопрос урока.
ВЫВОД.
Противоречивая, на первый взгляд, оценка дана Радищевым восемнадцатому веку, но она объясняется противоречиями самого исторического процесса в России. Век, действительно, «безумный и мудрый», достойный проклятий и удивления, век созидания и разрушения, торжества свободного человеческого разума и разгула мрачных сил. В восемнадцатом столетии созданы выдающиеся произведения искусства и сделаны великие открытия в науке. Это век открытия путей к вольности, к борьбе за свободу, прежде всего свободу мысли.

Рефлексия. Составление и чтение синквейнов.

Домашнее задание. Ответить на вопросы.
1 вариант
Раскройте смысл эпиграфа к уроку. Почему Радищев одновременно называет «осьмнадцатое столетие» веком «безумным и мудрым»?
2 вариант
Что мы понимаем под «классицизмом» в литературе и других видах искусства? Покажите на примерах.
Какие вопросы поднимали классицисты в своих произведениях? Каковы были их идеалы?
3 вариант
Каковы особенности поэтики произведений классицистов?
В чем сходство и различие искусства классицизма в России и Западной Европе? Ответ обоснуйте.

Синхронистическая таблица «Осьмнадцатое столетие»

Историческое событие
Наука,
просвещение
Развитие русской культуры
и литературы.
Развитие искусств





Живопись
Скульптура
Архитектура

Царствование
Петра I(1689-1725)
Великая северная война; завоевание выхода к Балтийскому морю (1700)
Основание Петербурга (1703)
Восстание Кондратия Булавина(1707-1708)

Царствование
Анны Иоанновны Бироновщина
(1730-1740)

Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761)
Изобретение паровой машины
Введение нового календаря (1700)
Первый номер газеты «Ведомости» (2 января 1703)

Открытие Академии наук (1725)
Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова (1711-1765)
Основание Московского Университета (1755)

Учреждение Смольного института (1764)

Изобретение паровой машины
И. Ползуновым (1776)
А. Д. Кантемир(1709-1744)
Сатиры (1729-1739)

М. В. Ломоносов(1711- 1765)
«Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» (1747)
«Письмо о пользе стекла» (1752)
«Разговор с Анакреоном», «Гимн бороде»(1757)

А. П. Сумароков (1717-1777)
«Эпистола о стихотворстве» (1747)
«Дмитрий Самозванец» (1771)
Трагедии. Комедии. Басни
И. М. Никитин (1689-1741)
Портрет Петра I (1721)


М. П. Пучинов (1716-1797)
«Беседа Диогена с Александром Македонским (1762)

Ф. С. Роктов (1736-1809)
Портреты В. И.Майкова (1765), А. П. Струйской (1772)
П. Н. Ланской (1780)
К. Б. Растрелли (1670-1744)
Бронзовый бюст Петра I

Э. М. Фальконе (1716-1791)
Памятник Петру I «Медный всадник»

П. И. Шубин (1740-1805)
Скульптурные портреты Екатерины II (1782)
Барельеф «великодушие Сципиона Африканского» (1780-1782)
В. В. Растрелли (1700-1771)
Екатерининский дворец в Царском Селе.

В. И. Баженов (1737-1799)
Пашков дом (1784)
Дворцовый ансамбль в Царицыно
Дом гетмана Разумовского,
дома: Н. И. Новикова, Долгова и другие.

Царствование Екатерины II
(1762-1796)

Развитие крепост-його права в России Крестьянская война Под предводительством Пугачева (1773-1775)


Французская буржуазная революция (1789) Аресты Н. И. Новикова, и А. Н. Радищева (1790-е годы)

Царствование Павла I
(1754-1801)

Деятельность И. П. Кулибина
(1735-1818)

Указ о вольных типографиях (1783)

Выход «Словаря Академии Российской» (1789)
Г. Р. Державин
(1743-1816) «Властителям и судьям» (1780) «Фелица» (1782) «Вельможа» (1794) «Памятник» (1795) и др.
Н. И. Новиков
(1744-1818) Издание журнала «Трутень» (1769-1772)
Издание журнала «Живописец» (1772-1774) Д. И. Фонвизин (1745-1792) «Бригадир» (1769) «Недоросль» (1781) «Всеобщая придворная грамматика» (1783)
А. Н. Радищев (1749-1802) «Вольность» (1781) «Осьмнадцатое столетие»,
«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790)

К. М. Карамзин (1766-1826) «Бедная Лиза» (1792) и др.


Д. Г. Левицкий (1735-1822)
Портреты:
Коксринова (1773);
Демидова (1773), Урсулы
Мнишек (1782),
Екатерины II Законодательницы (1783)

А. П. Лосенко (1737-1773)
«Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андрома-
хой»(1773)

В. Л. Боровиковский
(1757-1825)
Портреты: Лопухиной, Трощинского, Безбородько, Екатерины II и др.

Г. И. Угрюмов (1761-1823)
«Торжестввенный въезд Александра Невского в Псков»(1792), «Избрание Михаила Федоровича на царство»(1797)
М.И.Козловский (1753-1802)
Статуя Амура(1797),
Памятник Суворову (1800)


И.П.Мартос
(1754-1836)
Надгробный памятник кн. Волконской (1782)
Памятник Минину и Пожарскому
М.Ф. Казаков (1738-1812)
Здание Сената в Московском Кремле здания: Московского Университета,
Благородного собрания Голицынской больницы



И. В. Старов (1745-1808)
Таврический Дворец в Санкт-Петербурге


А.Н.Воронихин (1760-1808)
Казанский собор в Санкт-Петербурге













Приложенные файлы


Добавить комментарий