Ломоносов о воспитании


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

М. В. Ломоносов о воспитании Выступление на ШМО классных руководителей учителя русского языка МБОУ СОШ №11 г. Красногорска Михайловой Е.Н. Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — первый русский академик — оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Его гений вторгался во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом. Возглавив учебную и научную часть академии в 1758 г., Ломоносов проявил себя талантливым педагогом, методистом, организатором народного просвещения.В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов: Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподавательской работой ученого. Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой ученого.Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750— 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над программой организации просвещения в России. Четвертый этап (1756—1765 гг.) – период руководства академической гимназией и университетом, когда Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России. Первый этап Оценивая экономическое развитие России, Ломоносов видел необходимость распространения элементарного образования, расширения и улучшения в стране школьного дела, централизованного руководства народным просвещением. С целью популяризации научных знаний он разработал программу публичных лекций. Однако он столкнулся с тем, что в стране не было учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. Второй этап Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке (до Ломоносова все лекции читались на латинском языке). Третий этап Открытие университета и гимназии. Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»: первая — развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); вторая — популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты); третья — решение педагогических задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях). Четвертый этап Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности. Демократизм Ломоносова выразился прежде всего в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями. На содержание студентов Ломоносов требовал 100 рублей на каждого в год. В 1763 г. сумма на содержание учащегося гимназии составляла до 30 рублей в год. Ломоносов считал ее «весьма скудной» и просил добавить «по 12 рублев». Кроме этого, добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что давало им возможность больше времени уделять учению.Идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки. Ломоносов - создатель отечественной общеобразовательной школы. Ломоносов популяризировал сочинения чешского педагога Я. А. Коменского. В центр своих социальных идей Ломоносов поставил изучение человека как части природы. Ломоносов был первым русским педагогом, разработавшим педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание.Материалистическое мировоззрение позволило Ломоносову определить воспитание главным фактором развития человека: «...молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются» . Обосновал идею светскости образования, отстаивая необходимость получения молодым поколением основ научных знаний. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества. Ломоносов считал, что воспитатель в своей деятельности должен руководстоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Отстаивал идею о значении природных способностей в развитии и формировании человека. При этом он выделял природные дарования душевные (речь, мышление, память и др.) и телесные (физические способности). Природные особенности детей Ломоносов считал основой и источником их развития. Он был сторонником осуществления индивидуального подхода к детям, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом их склонностей. Главными составными частями познания Ломоносов считал чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Выступая противником абстрактных знаний, доказывал, что практика является основой познания, а человеческое познание определяется общественными потребностями. Практическая деятельность развивает чувственное восприятие и абстрактное мышление. Ломоносов сформулировал один из главных принципов : «Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Формирование человека Ломоносов тесно связывал с конкретными социально-историческими условиями его жизни, уровнем развития общества в целом. Среда, общественные потребности, по мнению ученого, очень влияют на становление личности. Интенсивное нравственное воспитание детей осуществляется в семье и школе. В публицистических работах Ломоносов дал характеристику проблемам семьи в обществе и показал, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он предлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься воспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений. Ломоносов отмечал тесную связь образования и воспитания. Анализируя педагогический опыт, был сторонником того, чтобы «неспособных» выявлять в начале учения. Целью воспитания считал формирование человека-патриота, стержневыми качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, тщивость, благодарность, великодушие, терпение, праводушие, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, уклонность, скромность». Ломоносов полагал, что добрые дела следует совершать прежде всего ради отечества, осуждал то, что не приносит пользы обществу.Ломоносов был сторонником развития такого качества, как милосердие. Ломоносов защищал обиженных, стремился помочь обездоленным, сиротам. Он первым предложил открыть специальный воспитательный дом для малышей, не имеющих родителей, поставив задачу воспитания таких детей за счет государства, чтобы они могли приносить пользу обществу. Он проповедовал уважение к старшим, любовь к ближнему. Высоко ценил Ломоносов трудолюбие, подчеркивал роль труда в развитии нравственного потенциала молодежи, был противником безделья и праздности,призывал творчески относиться к труду. Основным видом труда молодых людей он считал учение, постижение наук.Ломоносов считал, что леность всего вреднее учащимся и она должна преодолеваться «послушанием, воздержанием, бдением и терпением». Ученики не должны спорить с учителями, а «за наставление их почитать должны»; быть дружными между собой, «отбегать от ссор междоусобных»; быть учтивыми с другими, а не гордыми и пустыми; остерегаться «пустых слов, подлых и соромских»; не хвастаться и не лгать; не обижать другого; помогать друг другу в учении, избегать подсказок; соблюдать чистоту и порядок «при столе, в содержании книг, постели и платья. Кто внешним видом ведет себя гадко, тот показывает не токмо свою леность, но и подлые нравы»; в церкви, на молитве и за едой быть тихим и внимательным. Ломоносов рекомендовал «удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать скоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, не исправлять заданного уроку».. Ломоносов предлагал сочетать познание норм поведения с выработкой у детей положительных привычек. Их закреплению, по его мнению, способствует действенный анализ поступков учащихся. Правила преследовали цель обращения молодежи к наукам, воспитание нравственности через приобщение к знаниям. Для успешного воспитания молодого поколения в процессе обучения он предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведения способствует воспитанию «нравов». Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей.Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен быть счастливым. В понятие «счастье» он вкладывал особый смысл, подразумевая под ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить на благо отечества.Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Национальная гордость и достоинство, бережное отношение к русской культуре, ее приумножение было главным для Ломоносова как педагога и просветителя. Ломоносов выступил сторонником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению Ломоносова, обучение, развивая «душевные дарования» детей, «а особливо остроумие и память», должно быть построено по определенной схеме, с учетом особенностей восприятия: проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений), сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке. Много внимания он уделял практике, постановке опытов, практической значимости знаний. Стремясь воспитать коллективные начала в детях, он предлагал проводить совместные занятия учащихся, на которых они могли оказывать друг другу помощь. Исключение составляли экзамены, на которых никто друг другу помогать не должен. Его система учета знаний носила ярко выраженную образовательно-воспитательную направленность: «Что кто исполнил или пропустил и прочее, назначивать в клетках против каждого дня и имени первыми буквами слов знаменующих: В. И. — все исполнил, Н. У.— не знал уроку, Н. Ч. У.— не знал части уроку, 3. У. Н. Т.— знал урок нетвердо, Н. 3.— не подал задачи, X. 3.— худа задача, Б. — болен, X.— не был в школе. В. И. С.— все исполнил с избытком, Ш. — шабаш». Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился, с одной стороны, осуществить разностороннее образование, а с другой — избежать перегрузки учащихся. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естественно-научного и реального образования. Он поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества. Он знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога. В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых являются необходимыми в становлении ребенка.В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. Он считал, что педагог прежде всего должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Он не противопоставлял воспитательный опыт наций и народностей, входивших в состав России, а предлагал использовать прогрессивное в нем. Использованная литература: М.В. Ломоносов. О воспитании и образовании/ сост. Т.С. Бутурина. – М.: Педагогика, 1991. – (Педагогическая библиотека).Иллюстрации из интернета.

Приложенные файлы


Добавить комментарий