Обучающее изложение по тексту: А.С.Голубкина. Глина.


Обучающее изложение: А.С. Голубкина. «Глина» (VII класс).
Тип урока: урок развития речи.
Цели урока:
Образовательные:
- формирование умения осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора текста;
- закрепление умений и навыков написания изложения, грамотного письма.
Развивающие:
- способствование развитию связной речи и логического мышления учащихся;
- формирование умения воспроизводить содержание текста с сохранением стилистического единства и авторских выразительных средств.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к родной культуре;
- воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека.
Оборудование:
1. Портрет А.С. Голубкиной.
2.Мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.Рассмотрим отрывок из небольшой книги известного скульптора Анны Семеновны Голубкиной (1864 – 1927) «несколько слов о ремесле скульптора». В нем – рассказ о глине, любимом материале скульптора. Назовем этот отрывок «Глина». Чтобы больше узнать об Анне Семеновне, посмотрите презентацию «Жизнь и творчество А.С. Голубкиной».
Кто не знает, что такое глина, какая она, какими свойствами она обладает? Казалось бы, что в ней интересного, какая в ней поэзия? Судя по всему, это далеко не поэтический предмет, и поэтому его обычно не описывают в художественном стиле.
Но прочтем, что и как говорится о глине в изложении Голубкиной.
II. Первичное чтение текста.
Для скульптуры употребляются три сорта глины: серо-зеленая, серо-желтая и серо-белая.
Первую я считаю самой худшей для скульптуры, потому что в ней трудно провидеть модель и свою работу, так как тот холодный зеленый цвет с телом ничего общего не имеет. И статую зеленую тоже неприятно видеть.
Серо-желтая глина, наоборот, бывает слишком суха, груба и песчана, хотя цвет ее близко подходит к цвету тела. Но она как-то вульгализирует работу как своим слишком материальным цветом, так и грубостью консистенции.
Серо-белая, серебристая глина – самая лучшая из всех как по своему благородному серебристому цвету, так и по изящной, тонкой и благородной консистенции. Недостатки желтой и зеленой глины у нее совершенно отсутствуют. В ней нет ни излишней жирности и вязкости зеленой, ни грубых частиц желтой; она тонка, изящна и послушна. Найти и оценить ее – большое приобретение художника.
Замачивая глину, не следует лить много воды, глина будет слишком жидка и не скоро поспеет для работы, и у вас сразу начнется неприятный разлад с материалом. Кроме того, глина от излишка воды делается скучной и однообразной.
К глине надо относиться с уважением: не пачкать ее, не бросать на пол, не допускать сора. Живая рабочая глина – большая красота; относиться к ней небрежно – то же, что топтать цветы.
III. Вопросы к тексту.
1. О чем отрывок из книги? Какая тема?
2. Какого типа речи текст? Докажите.
3. О каких трех сортах глины идет речь в отрывке?
4. Какой из трех перечисленных сортов наиболее подходит для скульптуры? Почему?
5. Как, по мнению автора, нужно относиться к глине?
IV. Составление плана.
Примерный вариант.
1. Три сорта глины:
а) серо-зеленая,
б) серо-желтая,
в) серо-белая.
2. Замачивание глины.
3. Уважительное отношение к глине.
V. Чтение и языковой разбор текста.Будем читать текст по частям и анализировать его.
Для скульптуры употребляются три сорта глины: серо-зеленая, серо-желтая и серо-белая.
Первое предложение выполняет две основные роли: заявляет о теме (будут рассматриваться три сорта глины) и устанавливает порядок этого рассмотрения, т.е. указывает на структуру текста. Читатель предупрежден, уведомлен, о чем и как будет развертываться информация, план ему сообщен. И нам легко его видеть:
1. Три сорта глины: 1) серо-зеленая, 2) серо-желтая, 3) серо-белая.
Следующий абзац убеждает читателя, что автор не изменяет своему слову, он выполняет запланированный ход описания.
Первую я считаю самой худшей для скульптуры, потому что в ней трудно провидеть модель и свою работу, так как тот холодный зеленый цвет с телом ничего общего не имеет. И статую зеленую тоже неприятно видеть.
Автор описывает глину с профессиональных позиций скульптора и ее пригодности для профессиональных целей ваятеля. Это особая характеристика предмета, в ней отмечаются те свойства глины, которые снижают ее возможности быть материалом скульптуры.
Серо-желтая глина, наоборот, бывает слишком суха, груба и песчана, хотя цвет ее близко подходит к цвету тела. Но она как-то вульгализирует работу как своим слишком материальным цветом, так и грубостью консистенции.
Не признает скульптор и серо-желтую глину. Определяя ее, автор использует краткие прилагательные, в том числе и ненормативное песчана (от относительного прилагательного песчаный), чтобы усилить, подчеркнуть эти ее свойства. Краткие прилагательные (суха, груба, песчана) к тому же здесь откровенно выражают личные впечатления автора. Грубость серо-желтой глины Голубкина видит и в упрощенной передаче цвета (вульгализирует), и в грубой консистенции (желтой смеси).
Отвергнув первые два сорта глины, Голубкина переходит к характеристике третьего сорта.
Серо-белая, серебристая глина – самая лучшая из всех как по своему благородному серебристому цвету, так и по изящной, тонкой и благородной консистенции. Недостатки желтой и зеленой глины у нее совершенно отсутствуют. В ней нет ни излишней жирности и вязкости зеленой, ни грубых частиц желтой; она тонка, изящна и послушна. Найти и оценить ее – большое приобретение художника.
Оценивая серо-белую глину как лучшую, автор все более и более проявляет свою взволнованность, постепенно обретающую поэтическую окраску, что и вызывает эмоциональную лексику. Описание третьей глины принадлежит художественному стилю: благородный серебристый цвет, изящная, тонкая и снова благородная консистенция. Она тонка, изящна, послушна – эти три признака поистине поэтичны.
Замачивая глину, не следует лить много воды, глина будет слишком жидка и не скоро поспеет для работы, и у вас сразу начнется неприятный разлад с материалом. Кроме того, глина от излишка воды делается скучной и однообразной.
Автор не ограничивается внешними признаками любимой глины. Он все далее раскрывает ее свойства. Художник-скульптор все более становится художником слова, продолжающим поэтизировать материал родного искусства.
К глине надо относиться с уважением: не пачкать ее, не бросать на пол, не допускать сора. Живая рабочая глина – большая красота; относиться к ней небрежно – то же, что топтать цветы.
Заключает Голубкина свое описание советом о том, как следует относиться к глине, к материалу для скульптуры: с уважением, как к живому существу, как к человеку, бережно, потому что рабочая глина – большая красота, это то же, что и цветы. Глина и цветы – равноценные понятия, и это суждение высказано женщиной. Это – художественный стиль.
Мы рассмотрели текст и должны признать, что он, будучи описанием, очень близок к рассуждению. И к этому нас склоняет то обстоятельство, что все три сорта глины между собой сравниваются. Создается впечатление, что автор, сопоставляя, сравнивая, накапливает ряд доказательств в пользу серо-белой глины. Однако нужно иметь в виду, что форма текста не отвечает форме рассуждения. Заглавие прямо не указывает на то, что перед нами рассуждение. Это – описание. Текст не имеет тезиса. Нет и вывода. Все это дает основание не признавать текст рассуждением, а только описанием, которое осталось неразвернутым до уровня рассуждения, хотя и близко к этому типу речи.
Рассмотренный отрывок говорит о том, как близки и непротиворечивы тексты различных жанров.
VI. Написание изложения.
Приложение 1


Приложенные файлы


Добавить комментарий