Урок словесности в 11 классе. Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Владимира






УРОК СЛОВЕСНОСТИ
в 11 классе




«Бессоюзные сложные предложения
в художественном тексте»







учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Богачевой Галины Геннадьевны










Цели урока: 1) познакомить учащихся с стилистической функцией
бессоюзных сложных предложений в художественном тексте,
их семантико-экспрессивной эстетической ролью;

2) способствовать развитию эмоционально-образного мышления, эстетического восприятия мира через совершенствование речи;

3) воспитывать любовь к родному языку.









Задачи урока: 1) выявить, как "работают" бессоюзные сложные
предложения в художественном тексте
( И.С.Тургенев "Лес и степь", "Голуби"),
как помогают создавать художественный образ;

2) формировать у учащихся умения обнаруживать
бессоюзные сложные предложения в авторском тексте,
употреблять данные конструкции в собственной речи;

3) закрепить навык расстановки в них знаков препинания.








-2-





Характер материала - частично знакомый.

Этап обучения - закрепление.

Тип урока - специализированный (2 часа).


Приемы и методы:


- лингвистический анализ текста на уровне синтаксиса;

- стилистический эксперимент;

- конструирование текста;

- стилистическое усовершенствование текста путем
подбора синонимических языковых средств;

- графический самодиктант;

- пунктуационно-синтаксический анализ конструкций;

- нахождение языковых явлений;

- классификация языковых явлений.












-3-

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя .

Бессоюзное сложное предложение - одно из удивительных, ярких
синтаксических средств выразительности речи. Но современные школьники
редко и неохотно используют его в своих творческих работах. По статистике,
бессоюзные сложные составляют всего 2 % от общего числа предложений в
творческих работах старшеклассников.*
Причины здесь следующие:
1) боятся сложной пунктуации бессоюзных конструкций;
2) не знакомы с экспрессивными возможностями предложений
этого типа, не могут дать им стилистическую оценку.
Так что сегодня, обращаясь к теме «Бессоюзные сложные предложения»,
мы зададимся целью рассмотреть эти предложения с точки зрения заложенных в них изобразительных и выразительных возможностей и закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях этого типа.

II. Повторение.

1. Что такое бессоюзное сложное предложение (БСП)?

2. Какие знаки препинания разграничивают предикативные части БСП?

3. От чего зависит выбор знака препинания?
От смысловых отношений между частями БСП, которые выражает интонация, а проверить можно путем подстановки союза и замены БСП синонимическими конструкциями сложноподчиненного (СПП) или сложносочиненного предложений (ССП).

4. Покажите на схемах условия постановки знаков: , ; : -
(БСП способны выражать разнообразные смысловые
отношения: соединительные, противительные,
условные, временные, причинно-следственные.)



* Салтан Н.Л., Шикина И.В. Как помочь учащимся овладеть
бессоюзными сложными конструкциями //Русская словесность - 2001 - № , с.15-17

- 4 -
III. Лингвистический эксперимент

БСП способны выражать разнообразные смысловые отношения частей. Но если в союзных (ССП и СПП) предложениях эти значения выражаются ясно и недвусмысленно благодаря союзам, то в БСП они лишь намечаются интонацией и часто выражаются нечетко.

1. Объясните знак препинания, замените синонимичным СПП:
Лес рубят - щепки летят.
Когда лес рубят, щепки летят. (ССП с придаточным обстоятельственным времени)
Если лес рубят, то щепки летят. (ССП с придаточным обстоятельственным условия)

2. Что изменило введение подчинительных союзов?
а) придало предложению однозначность;
б) сделало предложение тяжеловесным, громоздким;
в) предложение утратило неоднозначность и эмоциональную
выразительность, стало холоднее, логичнее,
(ведь подчинительные союзы, по определению филолога М.М.Бахтина, -
это логизированные, холодные, бездушные слова),*
исчезли эмоциональная напряженность и динамизм, свойственные БСП,
живая картинка превратилась в умозаключение.

3.Какие еще синтаксические синонимы можно подобрать к БСП?
Лес рубят, и щепки летят. (ССП)
(Одновременность действия; обстоятельственные отношения
заменены соединительными.)
Во время рубки леса щепки летят. (Простое)

4. Итак, БСП отличается живостью, легкостью, простотой, изяществом, а также
емкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками
значения.

5. Исходя из того, что интонация в БСП приобретает решающее значение для
выражения смысловых отношений, сделайте вывод, в каком стиле речи чаще
встречаются данные синтаксические конструкции?
(В разговорном стиле, рассчитанном на непосредственное, живое, чаще всего
устное общение. Много БСП среди пословиц, поговорок, афоризмов, в сказках)

* Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе//Русская словесность-1994,№2
-5-
6. Смысловая емкость, выразительность, эмоциональность БСП определяют широкое употребление этой конструкции и в других стилях речи. В каких?
В художественном стиле БСП позволяет воссоздать сложную картину-образ (экспрессия), способно передать тонкие смысловые оттенки (неоднозначность).
БСП не чуждо также научному и публицистическому стилям.


IV.Конструирование БСП, выбор знаков препинания ( : или -).

1.Составьте четыре БСП, соединяя попарно данные простые предложения:
Стоит жара.
День будет жаркий.
Все краски в природе поблёкли.
Дождик прошёл по садовой дорожке.
К вечеру, по-видимому, соберется гроза.
Солнце сильно палит.
Всё ожило и засмеялось.
К полудню на горизонте появились тучи.

2.Что у вас получилось? Какие знаки препинания вы поставили в БСП? Аргументируйте свой выбор, используя прием синонимической замены БСП соответствующим СПП.
Всё ожило и засмеялось: дождик прошёл по садовой дорожке.
( = Все ожило и засмеялось, потому что дождик прошел по садовой дорожке.)
Солнце сильно палит - день будет жаркий.
( = Солнце сильно палит, так что день будет жаркий.)
К полудню на горизонте появились тучи - к вечеру, по-видимому,
соберётся гроза.
( = К полудню на горизонте появились тучи, так что к вечеру, по-видимому, соберется гроза.)
Все краски в природе поблёкли: стоит жара.
( = Все краски в природе поблекли, потому что стоит жара.)

3.Поменяйте местами простые предложения в составе БСП.
Изменились ли значения БСП и знаки препинания между их частями? Почему?
Дождик прошёл по садовой дорожке - всё ожило и засмеялось.
День будет жаркий: солнце сильно палит.
( Значение сохранилось, но знаки препинания сменились,
т.к. причина и следствие поменялись местами.)

- 6 -
4. Что общего между составленными предложениями?
(Объединены темой: рассказывают о назревании грозы.)

5. Можно ли назвать получившийся отрывок текстом?
( Нет. Нарушена последовательность описываемых явлений.)

Поставьте предложения в такой последовательности, чтобы у
вас получился текст. (Можно расставить цифры.) Озаглавьте его.

6.Оцените полученный текст с точки зрения его выразительности.
(Текст, построенный целиком из однотипных конструкций.
даже таких семантически ёмких и экспрессивных, как БСП, -
это "испорченный" текст, страдающий синтаксическим
однообразием и невыразительностью, ибо, как отмечал
римский философ Эпиктет, "самое приятное может сделаться
самым неприятным, стоит только переступить меру".)

7. Отредактируйте данный текст, прибегая к помощи синтаксических синонимов, запишите его.

Синтаксические синонимы для БСП:

1) предикативная часть БСП с обстоятельственным значением
может быть заменена просто обстоятельством, тогда сложное предложение
станет простым;

2) может быть заменена придаточным обстоятельственным, тогда
БСП станет СПП;

3) БСП можно заменить ССП.

Назревание грозы.
Солнце сильно палит, так что день будет жаркий.
К полудню на горизонте появились тучи - к вечеру, по-видимому,
соберётся гроза. Стоит жара, и все краски в природе поблёкли.
Всё ожило и засмеялось: дождик прошёл по садовой дорожке.

-7-
V. Функции запятой и точки с запятой.

Интонационно-смысловой анализ отрывка из рассказа
И.С.Тургенева «Лес и степь». (Текст №1)

1)Учитель читает текст.

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.// Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

2)Определите, к какому типу речи и стилю относится этот
отрывок.
(Художественное описание дороги через поле и лес.)

3)Можно ли разделить текст на смысловые части? Аргументируйте свой ответ.

В тексте две части. В первой ощущается динамика, быстрая смена впечатлений автора, что передаётся с помощью глаголов движения: пробираться, бежит. Причем читатель ощущает себя участником описываемых событий. Этот эффект достигается использованием глаголов несовершенного вида настоящего времени и местоимения "вы". Описание дороги проникнуто веселым настроением, которое задается первым же словом части, несущим логическое ударение.
Во второй части происходит резкое замедление движения, почти его
остановка, смена впечатлений. Это передано с помощью двух назывных
предложений: Вот и лес. Тень и тишина. Они лаконично рисуют зримую картину
и придают ей неподвижность, статичность (нет сказуемого). Замедление движения прослеживается на лексическом уровне: ветки берез едва шевелятся, дуб стоит.
Все это позволяет читателю вместе с автором спокойно и неторопливо созерцать открывшуюся красоту леса
. Автор описывает лес, используя художественные тропы. Найдите эпитеты, сравнения, метафоры.
Отрывок можно назвать "Дорога".
В первой части - быстрое движение.
Во второй части - резкое замедление движения.

4) Каков был авторский замысел?
Нарисовать картину радостного движения с замедлением, созерцание картин природы (поле, лес).
-8-

5) Найдите в тексте БСП, проанализируйте их значения, составьте
схемы.

Предложение №2.

[ ] , [ ] , [ ] , [ ].
Состоит из четырех частей, описывающих те приятные впечатления (осязательные, зрительные, слуховые), которые автор получает во время езды на беговых дрожках по полю ржи. Эти части рисуют общую картину радостного, веселого движения, сообщают о впечатлениях, тесно связанных между собой
по смыслу. Простые предложения имеют сходную структуру (прямой порядок слов), что задает единый ритм движения дрожек. Предложения содержат перечисление одновременных ощущений автора и произносятся с перечислительной интонацией. Вот почему они разделены запятой.

Предложение №5.

[ ] ; [ , ] ; [ , , ].

Состоит из трех частей, в которых описываются явления, не имеющие тесной смысловой связи (статные осины, длинные ветки берез, могучий дуб),
однако они объединены в одно сложное предложение тематически, так как рисуют общую картину великолепия леса, спокойно созерцаемого автором.
Все три части в нем распространены, вторая и третья осложнены, имеют внутри свои запятые. Части этого БСП разделены точкой с запятой, что позволяет читающему легко и точно определить границы между простыми предложениями в сложном, облегчает понимание предложения и придает этой части в соответствии с замыслом автора некоторую замедленность, плавность,
спокойную тональность.

6) Проведите стилистический эксперимент: замените БСП отдельными простыми предложениями.

(Утрачивается целостность, описание становится фрагментарным, а это не соответствует авторскому замыслу.)

Замените БСП ССП.
(Утрачивается динамика первой части; при прочтении второй части создается впечатление, что лес видишь издалека, охватываешь весь целиком, не выделяя деталей.)
-9-
Замените запятые во втором предложении на точку с запятой.

(Паузы между частями увеличиваются, голос понижается почти до точки, утрачивается динамика описания, и картина как бы застывает, перестает быть радостно-стремительной, как в авторском варианте.)

7) Вывод о выразительных возможностях запятой и точки с запятой.

- БСП с запятой используют тогда, когда необходимо передать движение.

- БСП с точкой с запятой уместны в статичных описаниях, когда нужно показать в деталях целостную картину.

VI. Домашнее задание

Текст №2.

Плывут, бегут смутные силуэты холмов и кустарников, с мгновенным глухим рокотом проносятся под колёсами чугунные мостики, в далёких, чуть белеющих полях мелькают огоньки глухих деревушек. (И.А.Бунин)

Составьте схему БСП. Подумайте, почему входящие в его состав части, распространенные, со знаками препинания внутри, не разделены точкой с запятой.

Текст №3.

И вот наконец сорвалась буря и пошла потеха!
Визжит ветер мечется как бешеный мчатся рыжие низкие словно в клочья разорванные облака всё закрутилось смешалось захлестал закачался отвесными столбами рьяный ливень молнии слепят огнистой зеленью стреляет как из пушки отрывистый гром запахло серой
(Из стихотворения в прозе «Голуби» И.С.Тургенева)

Расставьте знаки препинания. Какова роль БСП в этом тексте? Как они помогают раскрыть замысел автора?






-10-
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий