Программа дополнительного образования Декоративная обработка кожи

13 EMBED Word.Document.12 \s 1415


Пояснительная записка

«Ребенок рождается художником.
Задача школы развивать этот дар»

В каждом школьном возрасте есть вполне определенные виды искусства, преимущественный интерес к которым особенно эффективен для художественного развития учащихся, если школьник в равной мере интересуется всеми видами искусства, это неплохо. Но нужно развивать способности, потребность созидания, творения какого-либо конкретного, не утрачивая интереса к другим, постоянно обогащая впечатлениями.
Цель данной программы – дать некоторые теоретические сведения, практические советы и рекомендации по работе с нетрадиционным материалом – кожей, познакомить учащихся с основными композиционными требованиями, это те основы, без которых немыслимо создание художественных высокопрофессиональных работ.
Рабочая программа по кружку «Декоративная обработка кожи» - управляющий документ, определяющий цели и задачи курса, его содержание, требования к подготовке обучающихся, а также учитываются особенности общеобразовательного учреждения. Настоящая рабочая программа является основой для организации деятельности учителя и обучающегося, так как содержание образования определяет отбор материала, видов деятельности, форм, методов и средств обучения, характер деятельности учащихся по освоению знаний и умений.
В структуру рабочей программы включены четыре раздела:
- пояснительная записка;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модельности «не менее») по разделам курса;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов на изучение разделов и тем курса с учетом межпредметных связей и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастной особенности учащихся.
Рабочая программа является ориентиром для составления учителем тематического планирования курса и определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которой остается возможность учителю выбрать вариативную составляющую содержания образования.
Настоящая рабочая программа способствует формированию опыта художественно – творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, воспитанию эмоционально – нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.


Общая характеристика курса кружковой работы
«Декоративная обработка кожи»
Изучение данного курса в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно – творческой деятельности и опыта приобщения к декоративно – прикладному искусству.
Декоративно – прикладное искусство является неотъемлимой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Декоративно – прикладное искусство – это область декоративного искусства, направленная на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.
То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.
Где применяется кожа?
Действительно, натуральная кожа – уникальный и универсальный материал. Из шкур животных древний человек делал одежду. В истории моды одни ткани сменяли другие, но кожа всегда была вне конкуренции. Ведь кожа это не только обувь, одежда, сумки, пояса, шкатулки, посуда, но и украшения.
Для того, чтобы работать с кожей, необходимо большое желание овладеть мастерством. И тот, кто займется этим творчеством, не разочаруется. Интересен и уникален этот материал тем, что напоминает живое существо, дышащее, способное перевоплощаться.
Вклад данного курса в развитие личности обучающегося заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере декоративно – прикладного искусства, в сознательном выборе творческой деятельности, в которых учащийся может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются при прохождении отдельных тем с изобразительным искусством (создание эскизов будущего изделия), технологией (технологии художественной обработки материалов, крой и сшивание отдельных деталей).

Цели изучения курса «Декоративная обработка кожи»

- развитие творческой фантазии учащихся при выборе вариантов работы;
- развитие эстетического вкуса;
- организация самостоятельной, познавательной и практической деятельности учащихся, что позволяет им использовать знания и умения, приобретенные во время кружковой работы;
- закрепление умений и навыков по декоративной обработке кожи, выполнение по своему эскизу украшение из кожи;
- овладение приемами работы с инструментами (пинцет, ножницы, резец);
- формирование устойчивого интереса к декоративно – прикладному искусству;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами работы.

Место курса «Декоративная обработка кожи» в учебном плане школы

В учебном плане школы для курса кружковой работы «Декоративная обработка кожи» отводится 60 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю для учащихся 5 класса, количество учащихся - 15 человек.
При этом в данной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 часа для реализации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся, следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно – следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно – творческих работ;
- информационно – коммуникативная деятельность: адекватное восприятие произведений декоративно – прикладного искусства и способность передавать их содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением декоративно – прикладного искусства и друг с другом, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;
- рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия декоративно – прикладным искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, при восприятии произведений декоративно – прикладного искусства и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Методы обучения

Методы организации и осуществления познавательной деятельности учащихся:
по источнику передачи и восприятия учебной информации - словесные, наглядные, письменное инструктирование (инструкционные карты, технологическая карта, карты- контроля);
по степени самостоятельности мышления учащихся – частично – поисковый;
по степени управления учебной работы – самостоятельная работа.
Среди методов стимулирования и мотивации учения предполагается использовать методы поощрения.
В качестве методов контроля в обучении:
фронтальный,
дифференцированно – групповой опрос,
практический самоконтроль,
взаимоконтроль со стороны учащихся и индивидуальный контроль со стороны учителя.
Технологии обучения:
проектные технологии;
личностно-ориентированные;
здоровосберегающие.

Планируемые результаты курса
Учащийся должен знать:
историю возникновения декоративной обработки кожи;
элементы декора;
приемы художественной обработки кожи;
способы подготовки старой кожи к работе;
правила безопасного труда;
оборудование, инструменты используемые в работе.
Учащийся должен уметь:
соблюдать правила безопасного труда;
владеть разными способами работы;
использовать различные техники и приёмы при работе;
создавать композиции из кожи по заданному эскизу.
Учащийся должен иметь представление:
о основных приемах художественной обработки кожи;
о развитии декоративной обработки кожи.

Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля в курсе кружка являются внешние образовательные продукты учащихся - проектные работы, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:
по количеству творческих элементов, использованных при создании работы и выполнении проектного задания;
по степени оригинальности приёмов и способов, применённых в работе;
по практической пользе проектного изделия и его эстетической направленности.
Оценка внутреннего образовательного продукта связана с направленностью сознания школьника на собственную деятельность, на абстракцию и обобщение осуществляемых действий, иными словами: здесь должна иметь место рефлексивная саморегуляция.
Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.
Год обучения заканчивается организацией выставки работ учащихся, защитой проектных работ.












Материально – техническое обеспечение

На занятиях кружка используются следующие инструменты и приспособления:
кожа (натуральная, искусственная, замша и др.);
ножницы;
клей «Момент»;
резак;
разноцветные нити;
иглы;
декоративные элементы (бусинки, бисер, шнурки и т.д.);
выжигатель;
свеча (для работы в технике «жмурка»).
































Литература

для учителя:

Блейз И. Энциклопедия домашнего умельца. – М.: ОЛМА - ПРЕСС,2000. – 351 с.
Кюльн Э.П., Кирме К.К., Реймо Х.К., Самматавет Э.Г. Технология художественных изделий из кожи. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
Бастов Г.А. Художественное проектирование изделий из кожи. – М.: Легкая промышленность, 1988.
Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. – М.: Легпромбытиздат, 1987.
Рязанская М.И., Вигдорович Ф.Л. Маленькая домашняя энциклопедия. – М.: 1990.
Селифанова Л.Н. Ремонт кожгалантерейных изделий. – М.: Легкая индустрия, 1971.
Николаева Ж.Б. Справочник: Кожгалантерейная промышленность. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
Страхов И.П., Аронина Ю.Н., Гайдаров Л.П. Химия и технология кожи и меха. – М.: Легкая индустрия. 1970.

для учащихся:

Чибрикова О. Декоративные фантазии из кожи дома






















Глоссарий

Аппликация в кожевенном деле наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие.

Интарсия по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык»


Перфорация или высечка один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента.


Пирография (выжигание) - в классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов.


Термотиснение выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

























Основное содержание дополнительной образовательной программы «Декоративная обработка кожи»
Всего 70 часов

Раздел 1. Из истории декоративной обработки кожи - 2 часа
Тема 1-2. Техника безопасности и правила поведения на занятиях кружка.
Введение в предмет. Художественная обработка кожи, история возникновения.
2 часа.
Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях кружка, а также при работе с различными материалами и инструментами (ножницы, резак, клей «Момент» и др.).
На первом занятии рассказывается учащимся об истории кожевенного дела, начиная с древних времен. Знакомлю с правилами техники безопасности при работе с кожей и ножницами, дается общую характеристика необходимых для этого инструментов, рассказывается о свойствах кожи, благодаря которым она не выходит из моды – практичность, элегантность, прочность, пластичность. Предлагается девочкам убедиться в этом и знакомство их с лицевой и бахтармяной (изнаночной) стороной кожи, экономное выполнение раскладки лекала на выданном кусочке кожи и производить раскрой деталей.

Раздел 2. Элементы декора - 14 часов
Тема 3-4. Подготовка старой кожи к работе - 2 часа
Организация рабочего места. Подготовительный этап обработки кожи: удаление ненужных частей, промывка, полоскание. Далее восстановление цвета кожи после мытья, использование глицерина.

Тема 5-8. Элементы декора – 4 часа
На занятии учащиеся знакомятся со способами декоративной обработки кожи. Учатся подчеркивать в изделиях красоту материала, учатся экономно выполнять раскладку деталей на бахтормяной стороне кожи.
Изготовление элементов декора, необходимых для дальнейшей работы: полоски: одинарные, двойные; скрутки, восьмерки, фонарики, хризантемы, лепестки, арабески и др. Рекомендация: желательно использование натуральной кожи или замши для изготовления элементов декора.

Тема 9-12. Обработка кожи на свечке 4 часа
На данном этапе работы необходима толстая кожа и свеча. Работа проводится при непосредственном контроле учителя и соблюдении техники безопасности при работе с огнем. Выполняется изготовление трафарета, перенос трафарета на основу. Вырезав из трафарета элемент, делаются прожилки (не глубокие надрезы), затем происходит обработка элемента над свечой.

Тема 13-16. Обработка кожи в технике «жмурка» 4 часа
Используется мягкая, тонкая кожа, которая легко драпируется в складочки. Для работы также необходимо оргстекло или керамическая плитка. Складки драпируют как по рисунку, так и произвольно.

Раздел 3. Приемы художественной обработки кожи – 28 часов
Тема 17-20. Перфорация – 4 часа
Перфорация или высечка один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т. д.).

Тема 21-24. Плетение – 4 часа
Плетение один из способов обработки, заключающийся в соединениее при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ, выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

Тема 25-28. Пирография – 4 часа
Пирография (выжигание) приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (известно в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Тема 29-32. Гравировка – 4 часа
Инструменты, применяемые при гравировке. Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже юфть). Делается это так на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

Тема 33-36. Аппликация – 4 часа
Аппликация в кожевенном деле наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлёст».

Тема 37-40. Интарсия – 4 часа
Интарсия по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Тема 41-44. Тиснение – 4 часа
Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ тиснение с наполнением вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем обжимают по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термотиснение выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.
Раздел 4. Декоративное творчество 26 часов
Тема 45-48. Декоративное панно «Розочка» - 4 часа
Работа над созданием совместного панно «Розочка». Выкраивание мелких деталей (лепестки цветка) и крупных деталей (листья). Такая операция кроя предполагает умение работать кончиками ножниц и обязательно соблюдать правила безопасности труда.
Практическая работа заключается в раскрое детали основы, лепестков розы, листьев, выполнение прорезей на каждом лепестке.
Рассматриваются технологические особенности сборки цветка, ножом или скальпелем делаем прожилки на листьях и производим термообработку лепестков цветка и листьев. Поскольку эта операция производится над пламенем свечи, она выполняется учащимися под контролем учителя.
Сборка общего панно.

Тема 49-52. Канцелярский набор «Подарочный» 4 часа
Работа над созданием предметов, которые могут быть включены в канцелярский набор, а именно: стаканчик для карандашей, ручка, подставка и др. В данной работе рассматриваются технологические особенности изготовления предметов, а также их отделки при помощи кожи (совместная работа учащихся).

Тема 53-56. Объемная композиция «Корзинка с цветами» - 4 часа
Сложность данной работы заключается в том, что здесь применяются практически все виды декоративной обработки кожи (совместная работа учащихся).
Тема 57-60. Изготовление фоторамки - 4 часа
Изготовление фоторамки , используя различные техники и материалы.
Тема 61-64. Изготовление переплета и обложки фотоальбома- 4 часа
Изготовление переплета для фотоальбома по заданной основе, а также оформление обложки к нему.
Тема 65-68. Итоговая работа – 4 часа
Данная работа является итоговой. Учащиеся самостоятельно выбирают, какое изделие они хотели бы сделать. Также выбор приемов и техник работы остается за учащимися.

Тема 69-70. Выставка работ учащихся – 2 часа
Данная выставка работ учащихся является отчетной по итогам обучения по курсу кружковой работы «Декоративная обработка кожи». Она предполагает показ всех работ учащихся выполненных за год.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения по курсу кружковой работы «Декоративная обработка кожи» ученик должен знать/ понимать:
- роль и историю декоративно – прикладного искусства в жизни человека;
- процесс работы мастера над декоративной обработкой кожи, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов;
- роль художественной обработки материала;
- значение декоративно – прикладного искусства в художественной культуре;
- способы декоративной обработки кожи, приемы работы с инструментами (пинцет, ножницы, резец).

научиться/ уметь:
- применять известные инструменты при работе по изготовлению украшений из кожи, подбирать основной, вспомогательный и отделочный материалы;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- выполнять элементы декора;
- использовать приемы обработки кожи в практической, творческой деятельности.


Тематический план
Распределение часов на реализацию содержательных линий
5 класс


Раздел
Тема
общее кол-во часов
теория
практика

I
Из истории декоративной обработки кожи
2
2


1-2
Техника безопасности и правила поведения на занятиях кружка. Введение в предмет. Художественная обработка кожи, история возникновения.

2


II
Элементы декора
14
4
10

3-4
Подготовка старой кожи к работе

1
1

5-8
Элементы декор

1
3

9-12
Обработка кожи на свечке

1
3

13-16
Обработка кожи в технике «жмурка»

1
3

III
Приемы художественной обработки кожи
28
7
21

17-20
Перфорация

1
3

21-24
Плетение

1
3

25-28
Пирография

1
3

29-32
Гравировка

1
3

33-36
Аппликация

1
3

37-40
Интарсия

1
3

41-44
Тиснение

1
3

IV
Декоративное творчество
26
-
26

45-48
Декоративное панно «Розочка»

-
4

49-52
Канцелярский набор «Подарочный»

-
4

53-56
Объемная композиция «Корзинка с цветами»

-
4

57-60
Изготовление фоторамки

-
4

61-64
Изготовление переплета и обложки фотоальбома

-
4

65-68
Итоговая работа

-
4

69-70
Выставка работ учащихся

-
4


Итого
70

































Приложенные файлы


Добавить комментарий