презентация к уроку ИЗО в 5 классе ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Уроки ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА в 5 классеСоставитель: Фатьянова Александра Викторовна, учитель ИЗО Комитет по образованию Правительства Санкт-ПетербургаОтдел образования Администрации Калининского районаГосударственное специальное (коррекционное) образовательное учреждениедля обучающихся с отклонениями в развитииспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 ИСТОКИ Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». ЛЕГЕНДА Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы. ИСТОРИЯ Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях. Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом и киноварью. В монастырских слободах работали иконники и мастера различных отраслей прикладного искусства-ложечники, ковшечники, токари, серебрянники, судописцы и другие умельцы. В сокровищницах монастыря хранилось множество деревянной посуды. Деревянную монастырскую посуду дарили иностранным гостям. Вряд ли вся эта посуда была золоченой. Запасы ее в монастырских кладовых были огромны. Сколько же нужно было иметь монастырю для этих целей золота? К тому же в XVII-XVIII векам иконописцы уже имели имитировать золочение, употребляя вместо золота серебрянный порошок. Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым льняным маслом (олифой), закладывали в печи, отчего она становилась похожей на золотую. Эта технология очень близка к хохломской, только здесь вместо дорогого серебрянного порошка применялось на первых порах олово, а сегодня ему на смену пришел алюминиевый порошок. Технология Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бъют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки. Грунтовка Белые неокрашенные чашки, миски и солонки - так называемое белье - сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебрянная. Волшебное превращение Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск. Роспись В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Орнамент Все свое искусство художники Хохломы направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимый нарядный облик. Виды хохломской росписи. 1-верховое письмо: а-роспись под листок; б-геометрическая роспись; в-травная роспись. 2-фоновое письмо: а-кудрина; б-роспись под фон. Хохломская травная роспись 1.мазок, кустик2.стебель, стебель с кустиками 1 2 В какой-то степени приемы травной росписи напоминают каллиграфические, заимствованные у переписчиков книг. То есть роспись выполняется с нажимом на кисть, как на перо при письме. Коснувшись острым кончиком кисти расписываемой поверхности, плавно нажимают на кисть и продвигают ее вперед. А как только достигается необходимая ширина мазка, кисть продолжают продвигать, постепенно приподнимая. При этом мазок сужается и становится острым. Основные элементы хохломской росписи: - «деревко» - все элементы располагаются вокруг вертикального стебля («дерево жизни»);- «травка» - традиционный травяной орнамент, наиболее характерный элемент;- «кудрина» - декоративное изображение листьев выгнутых дугой;- «пряник» - декоративная композиция из розетки,  вписанной в ромб или квадрат;- «рыжик» - орнамент изображающий подобие гриба;- «сестрички» - парные или тройные лепестки;- «лапочка» - напоминает круглую лапку; «кустик» («подлисток») – яркие листья и ягоды на стебельках.  

Приложенные файлы


Добавить комментарий