Открытый урок по историко-бытовому танцу


Открытый урок по историко-бытовому танцу
5 класса хореографического отделения
МОУ ДОД «Школа искусств №1»
класс преподавателя Кобзевой И. М.
Тема урока: Эстетика бытового и салонного танца 16 – 19 в. в.
Дата проведения: 11. 05. 2009 г.
Цель: - подведение итогов работы пятого года обучения
Задачи: - формирование у обучающихся навыков сценической культуры,
умения передать танцевальный образ, стиль и манеру исполнения танцев 16 – 19 в.в.

План проведения урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово педагога о целях и содержании открытого урока.
II. Представление обучающихся. Поклон.
III. Выступление учащихся класса: экзерсис на середине зала:
- «Веселый бранль» XVI в;
- исполнение cкорого менуэта и галопа XVII в;
- разновидности контрдансов: лансье (Англия, 18 в.);
- исполнение полонеза;
- бальные танцы с шарадами: котильон 19 в.;
IV. Поклон. Оценка учащихся.
Подведение итогов выступления.
Ход урока:
.
Организационный момент. Вступительное слово педагога о содержании урока.
Представление обучающихся. Поклон.
Музыкальное сопровождение: Майкапар. Вальс.
III. Исполнение учащимися танцевальной композиции «Веселый бранль» (XVI в):
Бранль (фр. branle – качание, хоровод) — первоначально народный хороводный, позднее также бальный, придворный танец 15-17 веков. Характерными движениями является покачивание корпуса. Темп танца — умеренно быстрый, оживленный. Народный бранль — энергичен, порывист, чеканен, салонный — более плавен и спокоен, с большим количеством реверансов. Известны его многочисленные разновидности, отличающиеся друг от друга по размеру, темпу, хореографии (простой Бранль, двойной, Бранль прачек, башмака, с факелом и др.). Бранль явился первоисточником всех появившихся позднее салонных танцев и сыграл большую роль в развитии бальной хореографии.
Исполнение cкорого менуэта и галопа XVIII в.:
-3810-381000
С середины 17 по середину 18 в. менуэт был основным придворным танцем, образцом французского придворного балета. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Его называли «королем танцев и танцем королей». Он пережил на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы и сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Очень важным при исполнении менуэта считалось соблюдение придворной иерархии. Исполнители располагались строго по рангам. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэту обучались долго, очень трудно давалась манера исполнения. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка, который варьировался в плавных, закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.
В XVIII веке медленный менуэт сменил скорый, которому свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. Танец становился еще более изысканным и манерным.
(Г. Ф. Гендель. Менуэт.
Г. Ф. Гендель. Галоп)
Разновидности контрдансов: лансье (Англия, 18 в.):
Контрдансы с построением в каре известны еще в Англии XVII века. В течение времени танцы из двух, трех или четырех пар все больше выходили из моды. Это было свойственно старой придворной традиции, когда небольшое число людей танцевало для остальных, но в более поздние годы, когда все хотели танцевать, такие танцы все больше становились «не к месту». К 1700 году английские контрдансы в подавляющем числе случаев танцевались для любого количества пар — развитие, «поддерживаемое» новыми архитектурными тенденциями к строительству больших ассамблей и танцевальных залов, более подходящих для того, чтобы вместить в себя танцующих. Лансье, исполняемое на музыку Г. Перселла рассчитано на 12 пар и состоит из 5 фигур.
(Г. Перселл. Hole in the Wall)
-23241026733500Исполнение полонеза.
Полонез (франц. polonaise — «польский») — танец-шествие польского происхождения, известный с 16 века. Развился на основе народного танца, который в Польше назывался «пеший» (chodzony). Танцевали его на свадьбах и других сельских праздниках. Изначально полонез танцевали только мужчины, но в процессе эволюции в нем начинают принимать участие и женщины.
В 17 веке стал танцем привилегированных классов, потерял простоту, свойственную народному танцу. В 18 веке он распространился по всей Европе как придворный танец и с этого времени получил свое название. Полонез становится одним из самых популярных танцев всей Европы, торжественным танцем-шествием, открывающим торжественные танцевальные вечера. Под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В этом танце не было сложных хореографических украшений, замысловатых поз и, несмотря на причудливый и сложный рисунок, исполнение полонеза не представляло особого труда. Основным движением танца был изящный и легкий шаг с плавным неглубоким приседанием на третьей четверти каждого такта. Танцующие также исполняли реверансы и поклоны. Полонезу были свойственны строгая, горделивая осанка, собранность и подчеркнутое внимание к своей даме. Танцующие пары составляли одну или две колонны, круги, линии, гирлянды, «змейки» и т. д. Кавалер первой пары, который был ведущим, изобретал различные фигуры, которые были очень многочисленны и разнообразны.
(М. Глинка. Иван Сусанин. Полонез.)
Бальные танцы с шарадами: котильон 19 в.
История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века, когда все балы были покорены вальсом. Слово Cotillion с французского языка можно перевести как (юбка), и поэтому многие авторы конца 19 века утверждали, что танец этот был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества. Однако слово котильон обозначало также круговое построение в контрдансах. По-видимому, именно контрдансы и стали родоначальниками этого нового танцевального жанра. По сути своей это танец-игра. К концу 19 в. более популярен был котильон с аксессуарами.
Котильон соединял в себе движения всех танцев. Наиболее популярны были вальс, галоп и полька (во второй половине 19 в.). Без них не обходился ни один котильон. В середине века в котильон часто вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору, так что котильон иногда даже называли котильоном-кадрилью, но в начале 20 века она уже считалась старинным танцем и использовалась гораздо реже. Неоднозначно было и отношение к мазурке: одни авторы танцевальных руководств считают её основным танцем котильона и предписывают начинать и заканчивать его именно мазуркой, другие считают, что мазурка по своему характеру совсем не соответствует котильону и не может в нем использоваться.
Фигур в котильоне было великое множество. В целом количество фигур котильона, также как вальса или мазурки никогда не было строго ограничено: их было столько, сколько могла создать человеческая фантазия. Классифицировать фигуры столь же сложно, как и сосчитать. Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров.
Есть фигуры (чаще всего число танцевальные), для исполнения которых не нужно никаких предметов. Для части фигур используются предметы, которые всегда есть под рукой - платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Часть фигур требует специальной танцевальной подготовки - наличия в зале для котильона венков, маленьких луков со стрелами, воздушных шариков, национальных костюмов, лент. Что-то из этого можно было найти во все времена в лавках / магазинах / лотках коробейников. Остальное изготовлялось фирмами, на этом специализировавшимися. Эти вещи и назывались аксессуарами. Особое распространение они получили в конце 19 - начале 20 веков. Считалось, что это разнообразит танец и делает котильон в одном доме непохожим на котильон в другом. На самом деле сильное увлечение аксессуарами во многом выхолостило дух игры, т.к. или свело большую часть фигур к банальному прямому однообразному выбору партнеров на фигуру, или предполагало сложные конструкции с различными символами, не всегда гармоничные и удачно подобранные. Возможно, именно поэтому котильон в начале 20 века постепенно отошел на задний план, а потом и вовсе исчез из бальных программ.
(Г. Свиридов. Музыкальная иллюстрация к повести Пушкина "Метель")
IV. Поклон. Подведение итогов и оценка учащихся.
Выступление обучающихся – подведение итога работы пятого года обучения.
Основными требованиями к открытому уроку являются: демонстрация знаний техники исполнения танцевальных движений и композиции показанных постановок, умение по возможности точно передать атмосферу той эпохи, в которой эти танцы существовали.
Подготовленные классом композиции прозвучали ярко и образно. Обучающиеся справились с композиционными и техническими трудностями программы. Показали знание теоретических основ историко-бытового танца и этапов его развития на протяжении 16 – 19 в.в.
Используемая литература:
Нарская Т. Б. Историко-бытовой танец. - Челябинск, 1996.
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. - М., 1969.
Ивановский Н. П. Бальный танец 16 – 19 веков. – М., 2000 г.
Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://villanella.ru/.

Приложенные файлы


Добавить комментарий