Тематический танцевальный вечер ВАльс. Вальс? Вальс!


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»

тематический танцевальный вечер
Программа тематического танцевального вечера «Вальс. Вальс?
Вальс!»
апробирована в ансамбле современного бального бального
танца «Жемчужина»
Программу составила
Лысенко Людмила Владимировна
педагог
дополнительного образования
Цель:
Познакомить воспитанников с историей возникновения вальса,
его разновидностями, композиторами, сочинявшими вальсовую
музыку.
Учить слушать и понимать музыку.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к
творчеству. Воспитывать и развивать чувство прекрасного.
Популяризация бального танца.
Оборудование и материалы:
музыкальный центр;
портреты композиторов: П.И. Чайковский
Р. Свиридов, Шуберт,
Глинка, И. Штраус,
Моцарт, Вебер,
Глазунов;
силуэты танцующих пар, свечи;
танцевальные костюмы.
Набор ролей:
мальчик, исполняющий современные танцы
девочка – рассказчица
исполнители историкр-бытового вальса
исполнители венского, фигурного, медленного вальса.
Распределение обязанностей на мероприятии:
Написание чценария – Лысенко Л.В.
Запись фонограммы – Викторчик А.Н.
Подбор материала о происхождении вальса – Маскаленко С.
Подбор материала о И.Штраусе – Панкова ЮПодготовка портретов композиторов – Лебедь Д., Киндратишин Д., Козлюк А.
Оформление зала – Байбикова Ю., Шарафутдинова А., Мариняк Б., Пизамов Ф., Гамлявый А.
Набор танцев
деревенский танец «Раз, два три»
(самые элементарные движения вальса)
вальс-гавот (описание см. «современный бальный танец» М.; П. 1978, стр. 210)
фигурный вальс (там же, стр. 206)
венский вальс (стр. 214)
медленный вальс (стр. 223)
Литература, музыкальные произведения
«Современный бальный танец» под ред. В.И. Стриганова, В. И Уральской; М. «Просвещение» 1978г.
«Там, где музыка живёт» А. Клёнов, М. педагогика, 1986г.
«Историко-бытовой танец» Васильева-Рождественская М. «Просвещение» 1989г.
фонограммы: И. Штраус – «Сказки венского леса», «На прекрасном молодом Дунае»
П. Чайковский «Вальс цветов»
Г. Свиридов – вальс – музыкальные иллюстрации к повести
Пушкина «Метель»
А. Хачатурян – вальс к музыкальной драме Лермонтова
«Маскарад»
Е. Дюга – вальс из к/ф. «Мой нежный и ласковый зверь»
венский вальс, медленный вальс, фигурный вальс.
На сцене девочка, напевая мелодию медленного вальса, исполняет некоторые элементы танца. К ней подходит мальчик, одетый как репер (с магнитофоном).
М. – Что это ты тут танцуешь?
Д. – Вальс. Давай вместе попробуем станцевать.
М. – Вот ещё, что придумала. Сейчас твой вальс-то никто и не
танцует. В наше время нужно вот что танцевать…
(исполняет элементы современного танцазаканчивает танцевать…)
Учись, как нужно! А вальс – вальс «старьё», не модно!
(Поворачивается и собирается уходить).
Д. – Нет, постой. Я не согласна с тобой! Вальс всегда будет самым
модным танцем.
Вот присядь на минутку и послушай, что мы тебе расскажем о
вальсе.
М. – (садится, ухмыляется) Ну ладно, давай, рассказывай.
Д. – (садится рядом) Итак, давай представим, что мы оказались в
самом начале 19 века…
Закончилась блистательная эпоха минуэта и гавота, на смену им пришли другие танцы. Особое место среди них принадлежит вальсу.
М. – А кто же придумал вальс?
Д. – Как и большинство танцев вальс придумал простой народ.
По вечерам собирались они после работы на лужайке и плясали,
бойко притопывая. Весело играла нехитрую музыку скрипочка,
парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали их в танце.
И так дошёл этот танец до самого главного города Австрии её
столицы Вены. А жители Вены все были завзятыми танцорами.
Танцевали они у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и
просто на улицах города.
Вот деревенский танец «Раз-два-три» пришёл в Вену
(исполняются, 3-4 пары, простые движения танца)
(группа 3 пары)
Жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно:
— Ландль!
Д. – что означало «провинциал» «деревенщина»
— Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подхватывают, те дружно кричат!
— Попробуй спляши такой танец на гладком паркете – тот-час шлёпнешься.
— Разве что в шутку попробовать.
— Конечно, не так лихо… Тише, тише..! Не надо так прыгать!
(начинают танцевать)
— А он ничего этот «лендлер», этот «провинциал».
(отходят в сторону)
Д. – И танец лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных
залов.
М. – Постой, мы же говорили о вальсе, а тут какой-то лендлер?
Д. – Название «вальс» появилось чуть позже. От вращательных
движений его стали называть «ВАЛЬЦЕН» - крутящийся,
вращающийся.
Но проникновение вальса в бальные залы проходило постепенно.
Долгое время не только сам вальс, но и простейшие деревенские
вращательные танцы подвергались гонению со стороны церкви и
представителей власти. В близости танцующих, в соединении рук
видели безнравственность. Вот почему в некоторых местах
Германии вращательные танцы разрешались только на свадьбах.
— А в одном из городов Германии специальным служащим разрешалось штрафовать и даже заключать в тюрьму тех, кто будет кружить девушку в танце.
— Во Франции против вальса выпускали даже специальные листовки, где называли этот танец безнравственным.
— А в России Екатерина II тоже была против вальса, и лишь после её смерти он был введён при русском дворе.
Д. – Вот как трудно было вальсу! Но по-настоящему он стал
знаменитым, когда на него обратили внимание талантливые
композиторы. Ведь танец – это не только изящные движения,
танец – это зажигательная музыка, под которую хочется
танцевать.
— Десятки знаменитых композиторов разных стран увлеклись вальсом, вводя эту форму в свои сочинения.
— Всемирно известны вальсовые мелодии Моцарта, «приглашение к танцу» Вебера, задушевные вальсы Шуберта, изящные, грациозные вальсы Шопена, вальсы Глинки, Чайковского, Глазунова.
— Судьба бального вальса связана с именами Ланнера и Штрауса. Последний обессмертил вальс, сделав его королём танцев, и сам стал королём вальсов.
Д. – Никто не думал, что сын трактирщика Франца станет когда-нибудь
королём.
Первые свои вальсы Иоганн Штраус сочинил, когда начал играть
в одном из небольших танцевальных оркестров в Вене.
Публика с особым удовольствием ходила в трактир «У
пылающего петуха», где юный Штраус и его друг Йозеф Ланнер
каждый раз преподносили венцам новую музыку.
Мелодичные, воздушные вальсы Штрауса особенно полюбились
жителям Вены. Слова Иоганна росла. Взмахом его смычка
покорялись тысячи людей. Никто никогда и нигде не танцевал так,
как под музыку Штрауса.
— Вальс не только развлекал и веселил публику. Он спасал венцев, когда в город пришло несчастье – страшная эпидемия холеры. Музыка сильнее смерти – пели ночи напролёт скрипки, подчиняясь взмахам смычка мужественного Штрауса. Он выходил к согражданам со своими жизнерадостными вальсами, и вселял в людей бодрость, надежду, и жизнестойкость.
— Вот так сын трактирщика стал королём вальса. И его «престол» перешёл по наследству к сыну – Иоганну Штраусу–младшему.
— Имя Штрауса–младшего известно всему миру. А его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» знают и любят люди всей планеты.
Эти удивительные вальсы будут жить столько, сколько жива будет сама музыка.
Д. – Но вернёмся к танцу – В ряде стран появились разновидности
вальса, ему придавали национальные черты: так родились
английский, венгерский вальсы, вальс-мазурка, вальс-гавот и
другие.
Давайте вместе посмотрим медленный английский вальс.
(испол. медленный вальс)
Д. – А теперь вальс – фигурный, с его интересными движениями.
(испол. фигурный вальс)
Д. – И, наконец, летящий, стремительный – венский вальс.
(испол. венский вальс)
Д. – Посмотрите, какие эти вальсы разные, но каждый красив по-
своему.
— А медленный вальс и венский входят в европейскую программу бальных танцев. Их исполняют даже на международных соревнованиях.
Д. – В начале XX века во многих странах вальс стали считать
смешным, старомодным танцем, он не подходил для бурного
ритма новой жизни. Вальсу пытались противостоять такие танцы,
как фокстрот, слоуфокс, танго, чарльстон, шейк, брейк. Но в этом
соревновании вальс вышел победителем.
Он продолжает существовать и развиваться.
М. – Вот это да! Я –то думал, что вальс уже никто не танцует… А,
оказывается – танцуют, да ещё и такие разные вальсы…
Д. – Вот то – тоже! А ты говорил – «старьё», не модно.
Ребята, а вы как думаете, вальс устарел?
(обращается в зрительный зал).



Приложенные файлы


Добавить комментарий