Тематический танцевальный вечер И танца легкое дыханье

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»





















Программа танцевального вечера
«И танца лёгкое дыханье» апробирована в ансамбле современного бального танца «Жемчужина»



Программу составила
Лысенко Людмила Владимировна
педагог
дополнительного образования




Цель: Познакомить воспитанников с историей развития танца.
Развивать чувство красоты, умение слушать и воспринимать
музыку.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Популяризация историко-бытовых танцев «Бранль»,
«Падеграс», «Полонез», «минуэт», «вальс», танцев 30-х - 80-х
годов «Чарльстон», «Рок-н-рол», современного танца.

Оборудование и материалы:

музыкальный центр
таблички с названиями эпох
«каменный век»
«эпоха средневековья»
«эпоха возрождения», «XVIII век», «XIX век», «XX век»
силуэты танцующих пар
танцевальные костюмы
свечи
гирлянды из цветов

Набор ролей:
ведущие – 3 человека
участники ансамбля – исполнители танцев по сценарию

Распределение обязанностей на мероприятии:

Подготовка материала к сценарию по эпохам: Маскаленко А., Байбикова Ю., Лебедь Д., Панкова Ю., Абдрахманова А.
Написание сценария – Лысенко Л.В.
Запись фонограммы – Викторчик А.Н.
Подготовка таблички с надписями – Шевкунов И.Н.
Постановка танцев – Лысенко Л.В., Коротовских И.В.
Оформление зала – Мариняк Б., Зайцева А., Фатхутдинова Л., Шарафутдинова А., Козлюк А.








Набор танцев:

танец первобытных людей «охотники»
«бранль»
«падеграс»
поклон XVII века
«менуэт»
«полонез»
вальс
чарльстон
рок-н-ролл
современный танец


Литература и музыкальные произведения

«Современный бальный танец» под редакцией В.М. Стриганова, В.И. Уральской; М., «Просвещение» 1978 г.
«Историко-бытовой танец» Васильева Рождественская; М., «Просвещение» 1989 г.
Фонограммы «Чарльстон», «Рок-н-рол», «Современная музыка» для постановки танцев «падаграс», «минуэт», «полонез», «вальс» - используется нотный материал из приложения к книге «историко-бытовой танец» Васильева Рождественская. М., «Просвещение» 1989 г.






Танцы – даже представить трудно, как они изменялись. Пляска над убитым мамонтом Медлительный гавот при свечах Угловатый шейк Неизменным оставались лишь любовь людей к танцам, правила взаимного уважения партнёров и приоритет мужской инициативы. Давайте вместе с вами проследим этапы развития танца.
Итак, – каменный век. Человек научился ходить, но ещё не может говорить. Но ведь ему надо как-то общаться. И средствами общения стали жесты, мимика, движение, которые превратились в танец. У первобытных людей танцы носили культовый характер и были посвящены богам охоты, дождя, солнца. Собираясь на охоту, люди исполняли специальные танцы, – просили удачу у своих богов. Вернувшись, они благодарили их за добычу

звучат призывные звуки
танец охотников в шкурах
фонограмма

Эпоха средневековья – табличка.

Прошли столетья, многое изменилось в жизни людей, изменились и они сами, но танец не исчез из их жизни, а стал более совершенен. Появляется ряд простейших танцевальных форм, которые, развиваясь, дают начало многим танцам.

Народное творчество отстаивает свои права на существование в тяжёлой борьбе. Церковь запрещает смех, веселье, прославление земной жизни. Служители культа с особой яростью обрушиваются на танец, видя в нём дьявольское наваждение, влияние сатаны и страшных сил ада.

Но, несмотря на строгие запреты, во время народных праздников простые люди исполняют свои незатейливые танцы. Танцы простого народа были непосредственно связаны с трудовой деятельностью крестьян и ремесленников. Наиболее распространённые танцы – бранль прачек, бранль башмачников. Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение или хлопки самих танцующих.

Бранль – французский народный танец. Своё название он получил от французского слова branler, что означает двигаться, шевелиться, колебаться.
Бранль – хороводный танец. Основу его составляет круг, который может разбиваться на мини, или зигзагообразные ходы. Бранлей было очень много, их делят на простые, двойные, весёлые и подражательные. Самые старинные бранли – двойной, простой и весёлый. Сейчас мы посмотрим весёлый бранль.

танец (под хлопки)

Праздники и танцы крестьян и ремесленников резко отличались от танцев и праздников знати. Простой народ веселился на городских и сельских площадях, феодалы – в дворцовых залах, стены которых украшались коврами, гербами, мечами и военными трофеями.

Звуками рога возвещалось о прибытии гостей. Владельцы замка занимали кресла, остальные гости размещались на скамьях и табуретах, на которых лежали подушки, покрытые дорогими тканями. Дамы были в ярких платьях. Их руки украшали кольца и браслеты. На поясе, который перетягивал талию весело зеркальце. Мужчины были при оружии.

На феодальных балах создавались променадные танцы – шествия. Они носили торжественный характер и технически были несложными. Собравшиеся на пир в своих лучших нарядах проходили перед хозяином, как бы демонстрируя себя и свой костюм – в этом и заключался смысл танца. На балах строго соблюдался этикет чинопочитание.

фонограмма –
танец-шествие «Падеграс»

А теперь заглянем в эпоху Возрождения

табличка
фонограмма

Танец приобретает большое значение, без него не обходятся не только балы и вечера, но и пышные уличные празднества, достигающие порой необычайной яркости и великолепия. В Италии, Франции, Англии, Испании возникает много новых танцевальных форм. Различные слои общества имеют свои танцы, вырабатывают манеру их исполнения, правила поведения во время вечеров, балов, празднеств.

Танцы эпохи Возрождения более сложны, чем незатейливые бранли средневековья. На смену танцам с хороводной композицией приходят парные танцы, построенные на сложных движениях и фигурах. Придворные танцы эпохи Возрождения в большинстве своём – народные танцы, переработанные и видоизменённые согласно правилам этикета. Только незначительное число танцев возникло непосредственно в дворцовой среде. Техника танцев 14 – 15 вв. необычайно проста.

В основном это променадные танцы, композиция большинства их них была построена на поклонах, приближениях и удалениях исполнителей друг от друга. Движения ног составляли мелкие шаги. Почти все танцы сопровождались бесконечными поклонами, исполнению которых придавалось большое значение, т.к. они были частью придворного этикета.

Реверанс – почтительный поклон. Его характер зависел от формы и покроя одежды. Особое внимание в поклоне уделялось умению кавалера обращаться со своим головным убором. Он снимал шляпу перед поклоном и приветствовал даму, делая салют. Класть руку на эфес шпаги, откидывать пелерину, делать самые простые движения и жесты, придворные должны были подчёркнуто красиво.

выходит пара – демонстрирует
мужской и женский поклоны

В 17в. более оживлённым и активным становится общение партнёров. Кавалер ведёт даму, часто пропуская её несколько вперёд, обводит её за руку. Танцующие смотрят друг на друга на протяжении всего танца. В эпоху Возрождения при дворах европейских вельмож сложилась своеобразная танцевальная сюита. Обычно она состояла из медленного торжественного танца – бранль, бассданс, куранта, фарандола, ригодон, павана, открывающие бал. За ним следовал живой весёлый танец, тоже состоящий из нескольких частей.

Заключали сюиту вольта, гальярда, салтарелла, гавот.
С течением времени сюита стала усложняться. В конце 17в. добавляется менуэт, затмивший своей славой и популярностью все танцы. Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля. Родиной его считают Бретань, своё название он получил от pas menus, маленьких шагов, характерных для менуэта.

При французском дворе его называли «королём танца и танцем королей». Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать. Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них – дофин с одной из знатных дам.

фонограмма «Менуэт»

В эпоху франзузской революции менуэт теряет свою популярность. На смену приходят другие, более простые и общедоступные танцевальные формы.

А теперь XVIII век.

В первой половине 18в. главенствуют парные танцы: бурре, пасспье, ригодон, гавот, менуэт. Танцам 18-го столетия свойственна живость темпа, усложнённая техника. И тем не менее сампарелла, торднон, канарис, вольта – танцы, где встречаются прыжки, притопы, резкие повороты корпуса, - постепенно забываются.

Модные танцы построены на плавных и мягких движениях рук и корпуса, мелких изящных шагах. В середине века парные танцы уступают место массовым, в первую очередь контрдансу. На смену придворным танцам и их сложным этикетам приходят танцевальные формы, доступные и близкие широким общественным кругам. В эпоху революции появляются такие танцы, как тампет, матредур и танец с шалью, полонез.

Полонез берёт начало от народного танца, называемого в Польше «ходзоны». Как бальный танец полонез стал широко известен в начале 18 столетия. Его исполнение не требовало особого труда. В отличие от менуэта и гавота движения полонеза не нужно было старательно заучивать и запоминать их в строгой последовательности.

Полонез как нельзя лучше подходил для грандиозных, обставленных с необыкновенной роскошью балов 18в. Им открывались торжественные танцевальные вечера, придворные балы. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения.

В придворных кругах полонез исполнялся строго по рангам. Нарядно одетые гости с важностью проходили по залу. Кавалеры относились к своим дамам с особой учтивостью, галантно указывая направление танца. Во время шествия гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В полонезе могли участвовать все приглашённые, независимо от возраста. Во время исполнения полонеза существовал обычай «отбивания дамы». Любой из гостей, находившийся в зале и не принимавшей участия в танце, склоняясь перед дамой и хлопая в ладоши, просил оказать ему честь и пройтись с ним в полонезе.

Обычно обращались к первой даме. Хозяин дома обязан был уступить свою партнёршу, а сам перейти к другой даме. Таким образом, стоило первой даме поменять кавалеров, как они менялись у всех дам. Кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставил проделывать

Итак, полонез
музыка – танец «полонез»
табличка – фонограмма

А теперь XIX век

В 19 столетии сохранились многие танцы прошлых веков. Во Франции продолжали исполнять менуэт, гавот, бурре, бранли, в Англии – жигу, в России – гавот, гросфатер, менуэт, фр. кадриль. Однако многие танцы исполнялись в ином стиле и выглядели по-иному.

XIX век – век массовых танцев, ритмически живых и естественных. Ведущее место принадлежит вальсу. XIX век – эпоха вальса.
фонограмма – вальса

Именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Отсутствие сложных фигур, которые необходимо исполнять в строгой последовательности, простота движений поз, пленительность мелодий делают вальс любимым танцем. Наряду с вальсом широкое распространение получает мазурка.

В 19в. Россия становится одним из самых крупных хореографических центров Европы. Проникновение вальса в бальные залы происходило постепенно. Долгое время не только сам вальс, но и простейшие деревенские вращательные танцы подвергались гонению со стороны церкви и представителей власти. В близости танцующих, в соединении рук видели безнравственность. Екатерина II тоже была против вальса, и лишь после её смерти он был введён при русском дворе (1798г.).

Быстро растущая популярность вальса способствовала тому, что его стали воспевать поэты, о нём стали писать статьи и исследования. Вальс стал любимым танцем самых широких слоёв населения в различных странах. В ряде стран появились разновидности вальса, ему придавали национальные черты: так родились английский, венский вальсы, вальс-мазурка и многие другие.

фонограмма – вальс -

И вот мы подошли к нашему XX веку.

В начале 20в. сохранились танцы эпохи 19в. В это время в России происходят большие перемены, которые повлияли на развитие искусства. Танец становится более демократичным, появляются новые танцы. В 20 – 30-е годы танцуют чарльстон, фокстрот, танго, вальс.
Чарльстон весёлый, кокетливый танец. Пришёл к нам из Америки.

музыка – танец (чарльстон)

Постепенно многие танцы забываются, уходят в прошлое, а на смену им приходят новые и новые. В 40-е – 60-е модными становятся такие танцы как твист, рок-н-рол.

музыка – танец 1, 2 (рок-н-рол)

Но ещё всё так же продолжают танцевать вальс, фокстрот, танго.
70-е – 80-е мода меняется очень быстро, так же быстро меняются танцевальные стили, быстро сменяя друг друга, прошли шейк, диско, брейк. И наконец, наши 90-е годы рэп.

музыка – танец (современный)

Вот перед нами пробежали эпохи развития, начиная с каменного века и заканчивая нашими временами. И мы посмотрели, как развивался и изменялся танец.



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915

Приложенные файлы


Добавить комментарий