Рабочая программа по музыке. 4 класс (В.В. Алеев, Т.Н. Кичак)



Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №8»




«Утверждаю» «Согласовано»: «Рассмотрено»
Директор МОУ «СОШ № 8» Заместитель директора по УВР на заседании методического
_______________________ ______________________ объединения учителей музыки
И.Н. Жукова Н.В. Долгова Протокол № __
от «___» сентября 2009 года от «___» сентября 2009 года от «___» сентября 2009 года
Руководитель методического
объединения: ____________










Рабочая программа
по музыке
для 4 а,б,в классов

1 час в неделю (всего 35 часа)










Составитель: учитель музыки
МОУ «СОШ № 8»
Топчу Наталья Даниловна










2009 – 2010 уч. г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
- примерной программы начального общего образования по музыке;
- программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4.
Цель программы: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 4 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыкальное путешествие». Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстаёт в ориентации на яркие музыкальные стили:
- стиль выдающихся произведений (В.А. Моцарт. Симфония №40; Л. Бетховен. Симфония №5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 №12 «Революционный»; А. Скрябин. «Прометей»);
- стиль творчества отдельного композитора (В.А.Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);
- стиль музыкального течения («Могучая кучка»);
- стиль направления (венский классицизм).
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
- хоровое пение;
- слушание музыки и размышление о ней;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- пластическое интонирование;
- импровизация;
- музыкально-драматическая театрализация.


Рабочая программа ориентирована на использование:
Музыка. 4 кл. В 2ч. Ч.1.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2007. – 79, [1] с.: ил.
Музыка. 4 кл. В 2ч. Ч.2.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2007. – 78, [2] с.: ил.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны знать/понимать:
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции родного края;
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментов);
- высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки (с учётом полученных знаний);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же несложные элементы двухголосия - подголоски), музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на детских музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование темы
Всего
часов
Контрольные работы

1
Музыкальная культура России.
11
2

2
Музыкальная культура Украины.
1
-

3
Музыкальная культура Белоруссии.
1
-

4
Музыкальная культура Польши.
4
-

5
Музыкальная культура Италии.
2
-

6
Музыкальная культура Австрии.
4
1

7
Музыкальная культура Германии.
3
1

8
Музыкальная культура Норвегии.
1
-

9
Музыкальная культура Франции.
3
-

10
Виды оркестров.
3
1

11
Что такое мюзикл
1
-

12
Обобщающий урок по теме года «Музыкаль-ное путешествие»
1
-

Всего часов
35
5































Содержание программы

1. Музыкальная культура России (11 часов)
Россия – любимая наша страна (А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный Гимн Российской Федерации). Великое содружество русских композиторов – Балакиревский кружок («Могучая кучка»). Тема востока в творчестве русских композиторов (Н.А. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»). «Так полюбил я древние дороги» (П.И. Чайковский симфония №1 «Зимние грёзы»). В подводном царстве (Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»). Поэма огня «Прометей» (А. Скрябин «Прометей»). Петербург. Белые ночи (П.И. Чайковский «Май. Белые ночи» из фортепианного цикла «Времена года»). «Москва. Как много в этом звуке» (П.И. Чайковский кантата «Москва»). «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (П.И. Чайковский торжественная увертюра «1812 год»).

2. Музыкальная культура Украины (1 час)
Музыкальная культура Украины. Н.В. Лысенко – выдающийся украинский композитор. Украинский народный танец гопак. Музыкальный инструмент украинского народа – бандура. Элегия.

3. Музыкальная культура Белоруссии (1 час)
Музыкальная культура Белоруссии. Народная музыка Белоруссии. Песня «Бульба». Белорусский народный музыкальный инструмент – цимбалы. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова – песня «Белоруссия».

4. Музыкальная культура Польши (4 часа)
Музыкальная культура Польши. Знакомство с творчеством Фридерика Шопена: концерт для ф-но с оркестром №1, ноктюрны, этюды. Польский танец – полонез. М. Огиньский - полонез «Прощание с родиной», М.И. Глинка полонез из оперы «Жизнь за царя».

5. Музыкальная культура Италии (2 часа)
Музыкальная культура Италии. Гении мировой художественной культуры. Итальянская песня – баркарола. М.И. Глинка романс «Венецианская ночь». «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

6. Музыкальная культура Австрии (4 часа)
Музыкальная культура Австрии. Венские музыкальные классики: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет жанров опера, симфония, соната, концерт, квартет. Песни и танцы Ф. Шуберта.

7. Музыкальная культура Германии (3 часа)
Музыкальная культура Германии. Творчество Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

8. Музыкальная культура Норвегии(1 час)
Эдвард Григ – выдающийся композитор Норвегии. Музыка Э. Грига к драме «Пер Гюнт».

9. Музыкальная культура Франции (3 часа)
Оливье Мессиан – французский композитор. Произведения: органный цикл «Рождество Господне», «Турангалила-симфония». Эффект витража и тема Востока в музыке О. Мессиана. Эдит Пиаф и её песни.

10. Виды оркестров (3 урока)
Симфонический оркестр, его группы. Б. Бриттен «Вариации и фуга на тему Пёрселла» («Путеводитель по оркестру для молодёжи»). Возникновение джаза. Джазовый оркестр, его группы. Дж. Гершвин опера «Порги и Бесс».

11. Что такое мюзикл (1 час)
Мюзикл – «музыкальная комедия». Ричард Роджерс мюзикл «Звуки музыки».

12. Обобщающий урок по теме года «Музыкальное путешествие» (1 час)


Дополнительная литература:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
5. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
11. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
2. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
5. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
6. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
7. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
8. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.













Приложение

Тест по теме «Симфонический оркестр»
Вариант 1.
1. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот.
2. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, фортепиано.
3. Оркестром руководит: скрипач, тромбонист, дирижёр, ударник.
4. Самые высокие инструменты симфонического оркестра: туба, гобой, альт, скрипка, контрабас, фагот, флейта, труба, кларнет.
5. В группу медных духовых инструментов входят: фортепиано, скрипка, труба, фагот контрабас, туба, тромбон.
6. Звучание всех инструментов оркестра называется: solo, divisi, tutti.
7. Какие инструменты имеют эту ноту в своём названии?




8. Какой ударный инструмент без определённой высоты звучания имеет эту ноту в своём названии?





Вариант 2
1. Из скольки групп состоит симфонический оркестр: а) пять;
б) шесть;
в) четыре.
2. Группа струнно-смычковых инструментов состоит из следующих инструментов (подчеркни нужное): труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
3. Из ниже приведённых инструментов подчеркни ударные: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
4. Руководит оркестром: а) хормейстер;
б) скрипач;
в) дирижёр.
5. Арфа это инструмент: а) струнно-смычковый;
б) духовой;
в) струнно-щипковый.
6. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые высокие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
7. Подчеркни из ниже приведённых инструментов самые низкие по звучанию: труба, скрипка, литавры, флейта, альт, треугольник, туба, виолончель, валторна, гобой, контрабас, кларнет, тромбон, фагот, барабан.
8. Определи, какие инструменты изображены:
а)
б)
в)
г)



Тест по теме «Великое содружество русских композиторов».
1. Кого из композиторов называют основоположником русской классической школы: а) П.И.Чайковский;
б) Ц.А. Кюи;
в) М.И. Глинка;
г) А.П. Бородин.
2. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»: а) семь;
б) пять;
в) три;
г) шесть.
3. Кто из композиторов «Могучей кучки» в начале своей карьеры был военным офицером:
а) М.А. Балакирев;
б) А.П. Бородин;
в) М.П. Мусоргский;
г) П.И. Чайковский.
4. Кто из композиторов «Могучей кучки» очень любил море, был морским офицером, написал семь опер на сказочный сюжет: а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) М.И. Глинка;
в) Ц.А. Кюи;
г) М.А. Балакирев.
5. Кто из композиторов является основателем «Могучей кучки»: а) П.И. Чайковский;
б) М.А. Балакирев;
в) А.П. Бородин;
г) М.П. Мусоргский.
6. Определи, какие композиторы изображены на портретах: а)
б)
в)
г)
7) Опиши музыкальное произведение методом «синквейн».


Тест за первое полугодие
1. В произведениях этого композитора мы слышим звучание колоколов, разливы рек, ощущаем всю прелесть цветущего весеннего сада: а) П. Чайковский;
б) С. Рахманинов;
в) М. Балакирев;
г) А. Бородин.
2. Кому принадлежит выражение «Могучая кучка»? а) М. Балакирев;
б) А. Бородин;
в) В. Стасов;
г) М. Мусоргский.
3. Кто из композиторов входил в содружество Балакиревского кружку (подчеркни нужное):
П. Чайковский, М. Балакирев, С. Рахманинов, А. Бородин, М. Мусоргский, В. Стасов, Ц. Кюи,
Ф. Шопен, Н. Римский-Корсаков.
4. Кто является композитором симфонической сюиты «Шехеразада», написанной по сюжетам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»: а) М. Мусоргский;
б) А. Бородин;
в) М. Балакирев;
г) Н. Римский-Корсаков.
5. Как называется украинский народный танец, возникший в быту Запорожского войска, исполняющийся в быстром темпе в размере 2/4: а) бульба;
б) вальс;
в) гопак;
г) полька.
6. Самый распространённый народный инструмент в Белоруссии: а) бандура;
б) фортепиано;
в) скрипка;
г) цимбалы.
7. Послушай произведение С. Рахманинова «Вокализ», опиши свои впечатления или нарисуй рисунок в соответствии характера этого произведения.


Тест по венским классикам
1. Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками? Й. Гайдн, И. Бах, Дж. Верди,
Н. Римский-Корсаков, В. Моцарт, А. Бородин, М. Балакирев, Л. Бетховен.

2.В произведениях какого композитора (венского классика) преобладают радостные, светлые настроения?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
3. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется: а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
4. «Я возьму судьбу за глотку» - эти слова стали девизом какого композитора? а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
5. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется): а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) концерт.
6. В произведениях какого композитора (венского классика) и радость и печаль запечатлены в ярких, запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания? а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.


Итоговый тест
1. Лодочные гребцы (гондольеры) в Италии часто напевают песни. Какое название получили эти песни?
а) ноктюрн;
б) серенада;
в) баркарола;
г) этюд.
2. Кто из русских композиторов написал романс «Венецианская ночь»?
а) А. Бородин;
б) Ц. Кюи;
в) М. Глинка;
г) А. Римский-Корсаков.
3. Сколько композиторов входило в «Могучую кучку»?
а) шесть;
б) пять;
в) восемь;
г) четыре.
4. Кто из композиторов возглавлял «Могучую кучку»?
а) М. Мусоргский;
б) Н. Римский-Корсаков;
в) А. Бородин;
г) М. Балакирев.
5. Кого из перечисленных композиторов называют венскими классиками?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
6. Крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, звучащее в исполнении симфонического оркестра, называется:
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
7. «Я возьму судьбу за глотку» - эти слова стали девизом какого композитора?
а) Й. Гайдн;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Л. Бетховен.
8. Главным жанром в творчестве этого композитора стала песня. Кто это?
а) Л. Бетховен;
б) М. Мусоргский;
в) Ф. Шуберт;
г) В. Моцарт.
9. Крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов называется):
а) соната;
б) симфония;
в) прелюдия;
г) опера.
10. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) В. Моцарт. Симфония №40, часть;
б) Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»;
в) Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»;
г) Ф. Шуберт. «В путь».




































Календарно-тематическое планирование

4 класс










№ п/п
№ в разделе
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Умения и виды деятельности
Контрольно-
оценочная деятельность
Домашнее
задание
Дата







Общеучебн.
Специальн.
вид
форма

План
Факт

1
1


+
«Россия – любимая наша страна»
Песни о Ямале.
Стр. 4-6
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний/ урок-путешествие
Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ»; С. Рахманинов концерт №2 для ф-но с оркестром I ч. (фр-т); И. Корнилов «Северный край».
Пение: Е. Тиличеева «Родина моя».
Творческое задание: импровизация с ключевым словом «Родина».
Делать простые выводы; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать слова и мелодию Гимна России; произве-дения С. Рахманинова.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки; внима-тельно слушать, запоминать назва-ния и авторов произведений; правильно ды-шать при пении, распределять ды-хание по фразам.
Вводный
Устный опрос
Выучить «Государственный Гимн РФ».
4а –
02.09

4б –
02.09

4в –
05.09

4а –

4б –

4в –



2
1
Великое содружество русских композиторов.
Стр. 7-9
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина».
Пение: М. Мусоргский «Вечерняя песня».
Творческое задание: «Изобрази».
Работа с учебным текстом
Знать композито-ров Балакирев-ского кружка, что их объединяло.
Уметь опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние и средства выразительности музыкальных про-изведений.
Текущий
Устный опрос
Сделать сооб-щение о ком-позиторе Балакиревз-ского кружка.
4а –
09.09

4б –
09.09

4в –
12.09

4а –

4б –

4в –



3
2
Великое содружество русских композиторов.
Стр. 10-13
Урок закрепления знаний
Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина»; «С няней» из вокального цикла «Детская».
Пение: М. Мусоргский «Вечерняя песня».
Использование диска «Импрессионизм в музыке»: просмотр – М. Мусоргский.
Делать простые выводы.
Знать композито-ров Балакирев-ского кружка.
Уметь опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние и средства выразительности музыкальных про-изведений; петь легко, не форси-руя звук, следить за дикцией.
Текущий
Устный опрос
Выучить «Вечернюю песню».
4а –
16.09

4б –
16.09
4в –
19.09

4а –

4б –

4в –



4
1
Тема Востока в творчестве русских композиторов.
Стр. 14-17
Урок обоб-щения и систематиза-ции знаний
Слушание: Н. Римский-Корса-ков тема Шахриара, тема Шехеразады, тема моря из симфонической сюиты «Шехеразада»; А. Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
Пение: О. Полякова «Золотая сказка».
Творческое задание: пластическая импровизация.
Участие в диалоге.
Уметь размыш-лять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образ-ное содержание.
Темати-ческий
Контроль-ная работа по теме «Великое содружест-во русских композито-ров».

4а –
23.09

4б –
23.09

4в –
26.09

4а –

4б –

4в –



5
1
Музыка Украины.
Стр. 18-23
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; укр.н.п. «Нiчь яка мiсячна».
Пение: укр.н.п. «Ой, в лесу есть калина».
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге.
Знать название танца гопак, инст-та бандура; элегия.
Уметь восприни-мать на эмоцио-нально-образном уровне профес-сиональное и музыкальное творчество наро-дов мира; соот-носить интонаци-онно-мелодиче-ские особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.
Текущий
Устный опрос

4а –
30.09

4б –
30.09

4в –
03.19

4а –

4б –

4в –



6
1
Музыка Белоруссии.
Стр. 24-28
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: А. Пахмутова «Белоруссия»; белорусский народный танец «Бульба».
Пение: бел.н.п. «Кума, моя кумочка».
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге.
Знать название танца «Бульба», инст-та цимбалы.
Уметь восприни-мать на эмоцио-нально-образном уровне профес-сиональное и музыкальное творчество наро-дов мира; соот-носить интонаци-онно-мелодиче-ские особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.
Текущий
Устный опрос

4а –
07.10

4б –
07.10

4в –
10.11

4а –

4б –

4в –



7
1
Музыкант из Желязовой Воли.
Стр. 29-33
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Ф. Шопен ноктюрн до-диез минор; Концерт для ф-но с оркестром, II и III части (фр-ты).
Пение: В. Серебрякова «Осенней песенки слова».
Творческое задание: «изобрази».
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества.
Знать названия изученных жан-ров.
Уметь размыш-лять о музыке, передавать наст-роение и её изменения в пении, музыкаль-но-пластическом движении.

Текущий
Устный опрос
Выучить пес-ню «Осенней песенки слова».
4а –
14.10

4б –
14.10

4в –
17.10

4а –

4б –

4в –



8
1
Блеск и мощь полонеза.
Стр. 34-36
Урок закрепления знаний
Слушание: М. Огиньский Полонез; М. Глинка Полонез из оперы «Жизнь за царя».
Пение: Г. Струве «Полонез дружбы».
Творческое задание: музыкально-пластические движения.
Просмотр фрагментов оперы «Жизнь за царя».
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества.
Знать названия изученных жан-ров.
Уметь размыш-лять о музыке, передавать наст-роение и её изменения в пении, музыкаль-но-пластическом движении.

Текущий
Устный опрос

4а –
21.10

4б –
21.10

4в –
24.10

4а –

4б –

4в –



9
1
Музыкальное путешествие в Италию.
Стр. 37-41
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: М. Глинка «Венецианская ночь».
Пение: итальянская н.п. «Санта Лючия».
Творческое задание: сочиняем ритмическое сопровождение.
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать понятие «баркарола»; име-на гениев миро-вой художествен-ной культуры Италии.
Уметь выявлять общее и особен-ное между про-слушанным про-изведением и произведениями живописи.
Текущий
Устный опрос

4а –
28.10

4б –
28.10

4в –
31.10

4а –

4б –

4в –



10
1
«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.
Стр. 42-45
Урок закрепления знаний
Слушание: Дж. Верди сцена и ария Риголетто из оперы «Риголетто»
II д. (фр-т); Марш из оперы «Аида».
Пение: итальянская н.п. «В путь».
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества.
Знать/понимать творчество Дж. Верди, его характерные особенности.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.
Текущий
Устный опрос

4а –
11.11

4б –
11.11

4в –
14.11


4а –

4б –

4в –



11
1
Музыкальная Австрия. Венские музы-кальные классики.
Стр. 46-49

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Й Гайдн Квартет ре минор IV ч.; В. А. Моцарт «Ария царицы Ночи» из оперы «Волшебная флейта»
Пение: Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой».
Творческое задание: сравни.
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; поиск нужной инфор-мации по теме в источниках раз-личного типа.
Знать имена композиторов – венских класс-сиков.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Текущий
Устный опрос
Сделать сооб-щение о ком-позиторе – венском класссике.
4а –
18.11

4б –
18.11

4в –
21.11

4а –

4б –

4в –



12
1
Знаменитая Сороковая.
Стр. 50-53
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: В.А. Моцарт Симфония №40 I ч. Экспозиция; хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта».
Пение: В.А. Моцарт хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта».
Творческое задание: сочиняем ритмическое сопровождение.
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать/понимать творчество В.А. Моцарта, его характерные осо-бенности; жанр симфония.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Текущий
Устный опрос

4а –
25.11

4б –
25.11

4в –
28.11

4а –

4б –

4в –



13
1
Героические образы Л. Бетховена.
Стр. 54-57
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Л. Бетховен Соната №8 «Патетическая»
I ч. Экспозиция.
Пение: Л. Бетховен «Сво-бодный человек».
Творческое задание: импровизация в характере произведений Бетховена.
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать/понимать творчество Л. Бетховена, его характерные осо-бенности; жанр соната.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Тематический
Контроль-ная работа по теме «Венские музыкаль-ные классики».
Выучить пес-ню «Свобод-ный человек».
4а –
02.12

4б –
02.12

4в –
05.12

4а –

4б –

4в –



14
1
Песни и танцы Ф. Шуберта.
Стр. 58-61
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Ф. Шуберт «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»; Вальсы соч. 9 №1, соч. 9 №2; Музыкальный момент фа минор.
Пение: Ф. Шуберт «Ave Maria».
Творческое задание: сочинение вокальной мелодии в стиле песни, танца.
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать/понимать творчество Ф. Шуберта, его характерные особенности.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Текущий
Устный опрос
Выучить «Ave Maria».

4а –
09.12

4б –
09.12

4в –
12.12

4а –

4б –

4в –



15
1
«Не ручей – море ему имя».
Стр. 62-65
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: И.С. Бах Токката ре минор.
Пение: И.С. Бах «Зима».
Творческое задание: вышиваем мелодию.
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций; поиск необходимой информации в словарях, ис-пользование ком-пьютера.
Знать/понимать творчество И.С. Баха, его харак-терные особен-ности.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Итоговый
Тест
Сделать сооб-щение об И.С. Бахе.
4а –
16.12

4б –
16.12

4в –
19.12

4а –

4б –

4в –



16
1
Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.
Стр. 66-71
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Э. Григ «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».
Пение: Э. Григ «Заход солнца».
Творческое задание: вокальная импровизация.
Просмотр видеофильма о Норвегии.
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать/понимать творчество Э. Грига, его харак-терные особен-ности.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Текущий
Устный опрос

4а –
23.12

4б –
23.12

4в –
26.12

4а –

4б –

4в –



II полугодие

17
1


+
«Так полюбил я древние дороги»
Стр. 4-7
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: П. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы» I ч. (фр-т).
И. Корнилов «Дорога».
Пение: А. Алябьев «Зимняя дорога».
Делать простые выводы; участие в диалоге.
Уметь определять характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми.
Текущий
Устный опрос
Найти стихо-творение о дороге и распеть.
4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



18
1
Ноктюрны Ф. Шопена.
Стр. 8-11
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Ф. Шопен Ноктюрн ре-бемоль мажор.
Пение: Ф. Шопен «Весна».
Творческое задание: П. Верлен «Луны сквозь чащи» - импровизация.
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать/понимать творчество В.А. Моцарта, его характерные осо-бенности; назва-ние изученного жанра – ноктюрн.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Текущий
Устный опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



19
1
«Музыка Шопена – это пушки, при-крытые цветами».
Стр. 12-15
Урок закрепления знаний
Слушание: Ф. Шопен Этюд до минор «Революционный»; Б. Броневицкий «Сердце Шопена».
Пение: Б. Броневицкий «Сердце Шопена».
Творческое задание: импровизация с ключевым словом «Цветы».
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать/понимать творчество Ф. Шопена, его характерные осо-бенности; назва-ние изученного жанра – этюд.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Текущий
Устный опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



20
1
Арлекин и Пьеро.
Стр. 16-19
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Р. Шуман «Арле-кин», «Пьеро» из ф-ного цикла «Карнавал»; К. Дебюсси «Пьеро».
Пение: Н. Савичева «Песня о цирке».
Творческое задание: сравни, пластическое интонирование; игра на элементарных музыкальных инструментах.
Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; поиск необходимой информации в словарях, ис-пользование ком-пьютера.
Знать/понимать характерные осо-бенности творчес-тва Р. Шумана.
Уметь передавать настроение музы-ки и его изменение: в пении, музыкаль-но-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.
Текущий
Устный опрос
Сделать сооб-щение о ком-позиторе Р. Шумане.
4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



21
1
В подводном царстве.
Стр. 20-21
Урок закрепления знаний
Слушание: Н. Римский–Корса-ков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»; Р. Щедрин «Золотые рыбки» из балета «Конёк-горбунок».
Пение: Г. Фиртич «Песня о названиях кораблей».
Творческое задание: импровизация на элементарных музыкальных инструментах «Море».
Просмотр фрагментов из оперы «Садко».
Делать простые выводы; участие в диалоге; решать творче-ские задачи на уровне импрови-заций.
Уметь определять и сравнивать характер, настрое-ние и средства музыкальной вы-разительности в музыкальных про-изведениях; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
Текущий
Устный опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



22
1
Цвет и звук: «музыка витража».
Стр. 22-25
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: О. Мессиан «Пастухи» из органного цикла «Рождество Господне».
Пение: Г. Фрид «Ветер».
Творческое задание: изобрази.
Делать простые выводы; участие в диалоге.
Знать понятие «витраж», «эф-фект витража»; имя французского композитора Оливье Мессиана.
Уметь определять характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми.
Текущий
Устный опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



23
1
Вознесение к звёздам.
Стр. 26-29
Урок закрепления знаний
Слушание: О. Мессиан «Ликование звёзд» V ч. из «Турангалилы-симфонии».
Пение: В. Шаинский «Облака».
Творческое задание: Импровизация с ключевым словом «Звёзды».
Делать простые выводы; участие в диалоге.
Знать/понимать характерные осо-бенности творчес-тва Оливье Мессиана.
Уметь определять и сравнивать характер, настрое-ние и средства музыкальной вы-разительности в музыкальных про-изведениях; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
Текущий
Устный опрос
Выучить песню «Облака».
4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



24
2
Симфониче-ский оркестр.
Стр. 30-33
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Б. Бриттен «Путе-водитель по оркестру для молодёжи».
Пение: Е. Адлер «Наш оркестр».
Творческое задание: сравни.
Объединение предметов по общему призна-ку; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать музыкаль-ные инструменты симфонического оркестра, инстру-ментальные груп-пы; имя англий-ского компози-тора Бенджамина Бриттена.
Уметь различать по звучанию группы и инструменты, входящие в них.
Текущий
Устный опрос
Кроссворд по теме «Симфо-нический оркестр».
4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



25

Симфониче-ский оркестр.
Стр. 34-35
Урок закрепления знаний
Слушание: Б. Бриттен «Путе-водитель по оркестру для молодёжи».
Пение: Е. Адлер «Наш оркестр».
Творческое задание: «Творчество работает на будущее».
Объединение предметов по общему призна-ку; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать музыкаль-ные инструменты симфонического оркестра; понятие «партитура».
Уметь различать по звучанию группы и инструменты, входящие в них.
Тематический
Тест, кроссворд

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



26
1
Поэма огня «Прометей».
Стр. 36-39
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: А. Скрябин «Прометей» кода.
Пение: Г. Струве «Учитесь держаться в седле».
Творческое задание: импровизация с ключевым словом «Огонь».
Использование диска «Импрессионизм в музыке»: просмотр – А. Скрябин.
Организация работы с инфор-мацией при под-держке учителя.
Знать имя рус-ского композито-ра Александра Скрябина; жанр симфоническая поэма.
Уметь определять характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми.
Текущий
Взаимо-опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



27
1
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.
Стр. 40-41
Урок закрепления знаний
Слушание: повторение пройденного материала.
Пение: повторение пройденного материала.

Определение способов конт-роля и оценки деятельности.
Знать «жизнен-ные правила для музыкантов» Р. Шумана.
Уметь применять их в своей деятельности.

Текущий
Устный опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



28
1
Джазовый оркестр.
Стр. 42-45
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Дж. Гершвин «Песня Порги» из оперы «Порги и Бесс».
Пение: Р. Бойко «Дело было в Каролине».
Творческое задание: ритмическая импровизация.
Объединение предметов по общему призна-ку; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
Знать музыкаль-ные инструменты джазового оркес-тра.
Уметь различать по звучанию группы и инструменты, входящие в них.
Текущий
Устный опрос
Выучить пес-ню «Дело было в Каро-лине».
4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



29
1
Что такое мюзикл?
Стр. 46-49
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Р. Роджерс музы-кальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки».
Пение: В. Семёнов «Когда я стану миллионером».
Делать простые выводы; участие в диалоге.
Знать названия изученных жан-ров и форм музыки.
Уметь опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние и средства выразительности музыкальных про-изведений; прояв-лять навыки вокально-хоровой деятельности.
Текущий
Устный опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



30
1
Под небом Парижа.
Стр. 50-53
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: Песни из репертуара Э. Пиаф; В. Косма музыка к к/ф «Игрушка», «Папаши».
Пение: фр.н.п. «Пастушка».
Делать простые выводы.
Знать имя исполнительницы Эдит Пиаф.
Уметь опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние и средства выразительности музыкальных про-изведений; прояв-лять навыки вокально-хоровой деятельности.
Текущий
Устный опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



31
1
Петербург. Белые ночи.
Стр. 54-58
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: П. Чайковский «Май. Белые ночи» из ф-ного цикла «Времена года».
Пение: Г. Портнов «Белые ночи».
Творческое задание: Импровизация в духе классического произведения «Белые ночи».
Делать простые выводы; участие в диалоге.
Уметь определять характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми.
Текущий
Устный опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



32
1
«Москва! Как много в этом звуке»
Стр. 59-63
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний
Слушание: П. Чайковский Кантата «Москва» №3 хор; П. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год» (фр-т); О. Газманов «Москва, звенят колокола»; А. Петров «Я иду, шагаю по Москве».
Пение: А. Петров «Я иду, шагаю по Москве».
Творческое задание: придумать четверостишие о Москве, распеть.

Делать простые выводы; оцени-вать свой вклад в общий результат учебной деятель-ности; организо-вывать совмест-ную деятель-ность.
Уметь определять характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми; проявлять навыки вокально-хоровой деятель-ности.
Текущий
Устный опрос
Сочинить стих о Родине.
4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



33
1



«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна».
Стр. 64-67
Урок закрепления знаний
Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ»; П. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год» (фр-т).
Пение: Ж. Колмагорова «Мир детям».
Творческое задание: импровизации на лучший стих о Родине.
Просмотр видеофильма о ДМШ №2.
Оценивать свой вклад в общий результат учеб-ной деятельнос-ти; организо-вывать совмест-ную деятель-ность; проявлять оригинальность при решении творческой зада-чи.
Знать слова и мелодию Гимна России.
Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки; внима-тельно слушать, запоминать назва-ния и авторов произведений; размышлять о музыке; петь легко, не форси-руя звук; дыхание брать по фразам, следить за чёткой дикцией.
Текущий
Устный опрос

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



34
2

+
«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна».
Культурные достопримеча-тельности
г. Ноябрьска.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ».
Просмотр видеофильма о ДМШ №2.
Определение способов контроля и оценки деятельности.
Уметь высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Итоговый
Тест

4а –

4б –

4в –


4а –

4б –

4в –



35
1
Заключитель-ный урок по
теме года «Музыкальное путешествие».Стр. 68-69
Комбинированный урок
Слушание: повторение мате-риала для слушания.
Пение: повторение песенного материала.
Творческое задание:
Объективная оценка учебных и личностных достижений.
Уметь определять и сравнивать характер; настрое-ние и средства музыкальных про-изведений; узна-вать изученные музыкальные про-изведения и назы-вать имена их авторов; петь легко, не форси-руя звук; дыхание брать по фразам, следить за чёткой дикцией.



4а –

4б –

4в –











15

Приложенные файлы


Добавить комментарий