Формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда"
Древняя восточная мудрость
Введение
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» и национальной инициативе «Наша новая школа» общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетентности.
Компетентностный подход в образовании можно определить как стратегическое направление развития всех компонентов системы обучения, имеющее практико-ориентированную направленность обучения с целью формирования у учащихся ключевых компетентностей как универсальных способов учебной и социальной деятельности.
В понятии компетентности заложена новая идеология содержания образования, которая делает акцент на результат обучения, на способности человека действовать адекватно в различных ситуациях. Каждая ключевая компетентность – это комплекс умений и знаний, относящийся к определенной сфере практической деятельности, в которую в той или иной мере вовлечен любой человек.
При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.
Установлено, что знания, умения полученные в школе, оказываются невостребованными в жизни. В русле компетентностного подхода предполагается максимально разгрузить допредметное ядро содержания образования от знаний «про запас», переориентировать содержание на востребованные в жизни практико-ориентированные умения и универсальные виды деятельности.
Школа должна ориентироваться на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, формировать и развивать ключевые компетентности обучающихся.
По мнению отечественных и зарубежных исследователей, наибольшими возможностями для реализации компетентностного ориентированного образования обладает метод проектов.
Актуальность метода проектов связывают с обновлением содержания образовании, основанным на идеях компетентностного подхода. Смысл этой новой концепции заключается в том, что содержание образования формируется «от результата», на основе выделения компетентностей, которые признаются значимыми за пределами системы образования. В связи с этим образовательный цикл разворачивается вокруг ситуаций, которые являются подлинно проблемными для учащегося. Решая эти ситуации, ученик использует приобретённые ранее знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт, т.е. овладевает некоторым уровнем компетенности в «разрешении проблемы, приближенный к жизненной. Умения, полученные школьниками в процессе работы над проектом, в отличии то «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий.
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную  роль в процессе формирования познавательных ключевых компетенций, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов.
Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых универсальных учебных действий. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.
Изучение информатики начинается со 2 класса. У детей уже сформированы первичные учебные навыки. В разных классах и у разных учащихся на различном уровне.
Актуальность: в процессе преподавания предмета информатика в школе, пришло понимание, что обучающиеся затрудняются:
а)  самостоятельно решать поставленные перед ними задачи;
б)  моделировать информационные процессы;
в)  применять полученные знания на практике;
г)  представлять результаты своей работы.
Цель: выявить совокупность педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной деятельности на уроках информатики.
Я считаю, что метод проектов является наиболее естественным способом создания в ходе обучения среды для формирования умений у обучаемых ставить учебную задачу, искать информацию в различных источниках, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В своей работе я определила следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Исследовать уровень развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Использовать метод проектов на уроках информатики.
Оценить эффективность использования метода для развития познавательных универсальных учебных действий.
Если внедрить метод проектов в урок информатики и ИКТ, то это повлияет на:
развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников;
повышение познавательного интереса к изучению предмета;
повышение качества обучения и успеваемости;
применение полученного опыта в метопредметных областях.
Предмет информатики отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.

Аналитическая часть.
Важнейшим этапом своей работы я считаю проведение диагностики уровня развития познавательных универсальных учебных действий.
За основу я взяла диагностику метапредметных и личностных результатов начального образования Образовательной системы «Школа 2100». Баллы являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение. Увидеть уровень развития класса в целом по тесту или по отдельным умениям можно сравнив с репрезентативной выборкой российских учащихся, полученной в ходе совместного эксперимента РАО и ОС «Школа 2100» (умение ставить учебную задачу – 52%; умение отбирать источники информации – 62%; умение извлекать информацию – 77%; умение делать выводы – 57%; умение представлять информацию -82%).
Результаты начальной диагностики выглядят следующим образом.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод. Из диаграммы видно, что уровень развития познавательных универсальных учебных действий недостаточен.
Передо мной встала проблема необходимости создания условий для развития познавательных универсальных учебных действий.
Проект – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых в учебном процессе или в результате самообразования.
Технология проектного обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата.
За основу взяла следующую классификацию проектов.

По доминирующему
в проекте методу
По количеству участников
По продолжительности

Исследовательские
Личностные
Краткосрочные

Информационные
Парные
Среднесрочные

Творческие
Групповые
Долгосрочные

Игровые



Практические




Считаю, что на уроках информатики в начальной школе наиболее приемлемым является творческий проект.
Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Методика работы над проектом включает в себя 4 основных этапа: планирование работы над проектом, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов работы над проектом (защита проекта).
Работа в графическом редакторе выявляет уровень развития образного мышления и помогает его совершенствованию. Графические редакторы позволяют легко строить сложные геометрические объекты, изучать их преобразования (растяжение, сжатие, сдвиг, поворот, отображение), строить произвольные проекции. Все это способствует развитию у обучаемых пространственного воображения. Универсальность современных графических редакторов делает их вполне уместными для компьютерного проектирования в различных жизненных ситуациях.
Для подготовки каждого, на первый взгляд простого рисунка в среде графического редактора Paint учащийся должен овладеть основными навыками работы в графическом редакторе, разработать алгоритм “вырисовывания” предложенного рисунка. После выполнения задания ведется групповое обсуждение, при котором каждый учащийся сможет дополнить свои знания, будут предотвращены ошибки, оказана помощь слабым ученикам. Завершительным этапом становится защита проекта (оценивание внешнего вида проектной работы, уровня творчества), выделение лучших работ, подведение итогов выполнения проекта.
При обучении детей работе с графическим редактором Paint, во 2 классе я предлагаю следующие задания: оговаривается тема рисунка, который они должны создать, проговариваются приемы, инструменты для проведения работы.
Ответь на вопросы:
Из каких фигур состоит объект?
Какие инструменты графического редактора нужны для того, чтобы его нарисовать?
Какие знания тебе нужны, чтобы выполнить рисунок?
Создай рисунок. (Приложение 1)
Вашему вниманию представлены задания по созданию проекта и созданные проекты. Это проекты творческие, личностные и краткосрочные.
2 класс урок 22 «Помощники человека при счете»
Проект «Как считали на Руси» (парный проект)
Предположите, как мог выглядеть «русский абак».
Узнай из разных источников, как считали на Руси. Что такое «русская цифирь»? Было ли у наших предков специальное приспособление для счёта?
Расскажи и покажи своим одноклассникам, как производили вычисления в Древней Руси до изобретения счётов.
Дети выполняют творческий, парный, краткосрочный проект. Где учащимся представляется возможность добывать информацию из различных источников и представлять её одноклассникам.
С этой же цель предлагаю следующее проектное задание.
3 класс, урок 5 «Что мы знаем о компьютере» (Приложение 2)
Выполняя эти задания, у детей формировались следующие умения: умение отбирать источники информации, умение извлекать информацию и умение представлять информацию.
Большое значение уделяю межпредметным проектам.
Перед детьми ставится проблема. Как с помощью графического редактора представить изучаемую тему по другому предмету.
3 класс, окружающий мир «Круговорот воды в природе». При изучении данной темы дети ставили перед собой задачу создать модель круговорота воды в природе, учитывая все этапы превращения воды. (Приложение 3)
При работе над данным проектом у детей развивались все перечисленные выше умения и умения ставить учебную задачу и делать выводы.
Так же при изучении графического редактора, ребятам предлагаются проекты по теме «Поздравительная открытка», «Космос», «Мои любимые мультипликационные герои», «Обложка книги».
Мы определяем с детьми тему, оговариваем приемы с помощью которых они будут работать, инструменты, которые они будут использовать для проведения работы. При защите своего проекта дети проявляют своё творчество. (Приложение 4)
Целенаправленная работа по применению проектной деятельности на уроках информатики позволяет совершенствовать познавательные универсальные учебные действия и свидетельство тому результаты диаграмм.
Диагностика познавательных универсальных учебных действий. (Приложение 5-9)


УУД

уровень

уровень

уровень

уровень

умение ставить учебную задачу
+24%
В
+28%
В
+24%
Н
+22%
Н

умение отбирать источники информации
+28%
В
+30%
В
+28%
В
+30%
В

умение извлекать информацию
+36%
В
+35%
В
+33%
Нн
+32%
Нн

умение делать выводы
+24%
В
+26%
В
+26%
Н
+26%
Н

умение представлять информацию
+49%
В
+49%
В
+47%
Нн
+47%
Нн


По результатам диагностики видно, что в 4а и 4б классах все умения выше среднего общероссийского уровня, а в 4в и 4г классах умение отбирать источники информации выше среднего общероссийского уровня, умение делать выводы и умение ставить учебную задачу соответствует норме, а умение извлекать информацию и умение представлять информацию ниже среднего общероссийского уровня.
По результатам данной диагностики видно, что уровень познавательных универсальных учебных действий вырос к концу 4 класса, но в разных классах на различном уровне.
Это можно объяснить тем, что кроме формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики, в 4а и 4б классах дети обучаются по РС «Занков» и ОС «Школа 2100», где обучение проходит с элементами технологии проблемно-диалогического обучения, личностно-ориентированного обучения, что так же способствует развитию познавательных универсальных учебных действий. А в 4в и 4г классах дети обучаются по традиционной системе, где большинство заданий носят репродуктивный характер.
Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.
Так же умение учащихся создавать проекты обеспечило успешное участие в олимпиадах и конкурсах городского, окружного уровней.
муниципальный уровень:
2008 г: 2 диплома II степени (Нурдинов Ростислав, Сгибов Артем) и диплом III степени (Кадочников Андрей) городского конкурса учащихся выпускных классов по информатике.
2009 г: 2 диплома II степени (Левченко Мария, Разаков Эльдар) городского конкурса учащихся выпускных классов по информатике;
I место (Ренчинов Артур), два II места (Ловкис Полина, Заришняк Софья), два III места (Разаков Эльдар, Оверчук Екатерина) в номинации «Лучший дизайнер» городской предметной недели «Компьютерная грамотность и информационные технологии».
2010 г: 2 диплома I степени (Чумакова кристина, Чубенко Анастасия)городского конкурса учащихся выпускных классов по информатике;
три II места (Луценко Максим, Мацуева Анастасия), три III места (Таранюк Игорь, Мельникова Анастасия, Вольнова Анастасия) в номинации «Лучший дизайнер» городской предметной недели Информационных Технологий;
I место (Бойко Андрей) среди учащихся 3 классов г. Ноябрьска Всероссийского конкурса по ИТ «Компьютеры, информатика, технологии» (КИТ);
III место (Тюленёв Данил)среди учащихся 2 классов г. Ноябрьска Всероссийского конкурса по ИТ «Компьютеры, информатика, технологии» (КИТ).
2011 г: диплом II степени (Шевнин Артем) и диплом III степени (Смирнова Мария) городского конкурса учащихся выпускных классов по информатике.
региональный уровень:
III место (Бойко Андрей) среди учащихся 3 классов Ямало–Ненецкого автономного округа Всероссийского конкурса по ИТ «Компьютеры, информатика, технологии» (КИТ).
Формирование данных универсальных учебных действий повлияло на повышение качества обучения по предмету.

успеваемость
качество

2008-2009 уч. г.
100%
61%

2009-2010 уч. г.
100%
65%

2010-2011 уч. г
100%
67%


Таким образом, метод проектов может быть с успехом использован при формировании познавательных УУД в начальной школе на уроках информатики.



Проектная часть
По результатам диагностики видно, что уровень развития познавательных универсальных учебных действий сформирован не у всех детей на достаточном и высоком уровне. Передо мной встала проблема необходимости создания специальных условий для развития познавательных универсальных учебных действий.
В дальнейшем я планирую продолжить работу над проектной деятельностью с целью достижения следующих результатов у учащихся:
формирования и отработки:
навыка сбора, систематизации, классификации, анализа информации
навыка публичного выступления (ораторское искусство)
умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
умение работать в группе, в команде
умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширения и углубления знания в различных предметных областях.
3. Повышения уровня информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Изучения компьютерной программы, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Воплощения своих творческих замыслов.
А так же считаю целесообразным применение элементов технологии проблемно диалогического обучения, разноуровневого обучения. Введение в систему контроля самооценки учащихся. Свою деятельность планирую следующим образом: разработать систему самооценки учащихся для работы над проектом; при отборе содержания материала учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность; организовать совместную работу с учителями начальных классов по созданию долгосрочных проектов.

Заключение
     Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса.
    В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.
   Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.
Данный опыт собираюсь представить для использования в деятельности ОУ, на уровне города, через электронные издания.






















Список литературы
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников и др.
Использовался сборник статей: «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Под ред. Н.Ю.Пахомовой. М.: МИОО, 2005.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
Босова Л.Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода. // Педагогическая информатика, 2005, №2
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6.
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии.  М., 1998
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ.  М.: Педагогика-Пресс, 2000.
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.
Начальная школа. 2003. № 12.
 Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
http://khutorskoy.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.
http://schools.keldysh.ru 
Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
http://www.eidos.ru
http://festival.1september.ru
Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».



































Приложение
Приложение 1









Приложение 2







Вопросы: 1. Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер. (Клавиатура) 2. Набор условных обозначений для записи заранее определенных символов. (Код) 3. Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно. (Арифмометр)  4. Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу. (Принтер)  5. Запоминающее устройство. (Память) 6. Список, из которого можно выбрать команду. В этой строке находятся слова: файл, правка, вид и т.д. (Меню)  7. Устройство, на которое выводится информация. (Монитор) 8. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков. (Счеты)  9. Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера. (Процессор)
Приложение 3

«Круговорот воды в природе»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Приложение 4

«Космос»







«Обложка книги»












Приложение 5

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




Приложение 6

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Приложение 7


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Приложение 8



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Приложение 9

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415






















13PAGE 15


13PAGE 14115




Root Entry


Добавить комментарий