Формирование коммуникативных компетенций на уроках музыки в начальной школе

МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области


«Формирование коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки»


Учитель музыки высшей категории
Дроздова Алёна Климентьевна

Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы воспитания и формирования коммуникативной культуры у детей младшего школьного возраста, обусловлена, прежде всего, состоянием и проблемами современного отечественного образования, поскольку за последние годы существенно изменились требования к подготовке младших школьников. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Согласно стандарту, УУД:
обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
формируют умение школьников слушать и вступать в диалог;
позволяют участвовать им в коллективном обсуждении проблем на уроке;
дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным учебным универсальным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Главной задачей, стоящей перед учителями на сегодняшний день является повышение эффективности обучения в школе, и в тоже время, обеспечение условий, необходимых для преодоления появляющихся при этом, у школьников трудностей. Не секрет, что современные школьники испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям, к незнакомому для них окружению. Многие из них, попадая в начальные классы школы, имеют весьма, недостаточный опыт общения со сверстниками. На это могут быть самые различные причины, например: наличие одного ребёнок в семье, невозможность посещать детское дошкольное учреждение до поступления в школу, проблемы с правильным произношением и плохой дикцией, скудный словарный запас. Многим ребятам, присущи такие черты характера как застенчивость и робость, и поэтому, наладить контакт с такими первоклассниками учителю всегда довольно трудно. Эффективность же обучения, как известно, зависит от гармоничного развития психических функций ребенка, как-то: память, мышление, внимание, воображение. Содержание и способы общения учителя и ученика на уроке, должны активизировать и развивать у ребёнка способности к регуляции собственного поведения, определить образ собственного «Я» как систему представлений школьника о себе, дать целостно – образного восприятие об окружающем его мире. В своей работе по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках музыки, я поставила для себя две задачи: 1.Совершенствование речевого развития у детей, через использование музыкальной терапии и арттерапевтических методов;
2.Применение современных педагогических технологий (личностно – ориентированных, игровых, ИКТ, здоровьесберегающих), способствующих формированию и развитию коммуникативной компетенции.
Для решения первой задачи, на своих уроках применяю различные составляющие музыкальной терапии, такие как: вокальные упражнения, игры, попевки и упражнения на развитие дыхания по системе А.Стрельниковой, скороговорки, музыкально – двигательные упражнения. Например, при знакомстве с музыкальными и шумовыми звуками, провожу на уроках такие игры, как: «Весёлая песенка», «Что шумит, кто звучит?», «Шумит, поёт, играет». Эти игровые задания развивают представление школьников о мире звуков вокруг них, учат различать музыкальные и шумовые звуки, развивают тембровый и музыкальный слух, прививают навыки коллективного игрового творчества. В этих играх, я пользуюсь карточками с изображением различных предметов, способных издавать какие-либо звуки. Школьники называют предмет или объект, изображённый на карточке, и озвучивает его своим голосом, при этом определяя, какой звук звучит, музыкальный или шумовой. Когда предметы определены, игроки с карточками в руках могут спеть весёлую песенку в соответствии с тем или иным изображением по «цепочке». Примеры вопросов и ответов: Колокольчик – звенит, пчёлка - жужжит, волна – шумит, дудочка – играет. Примеры карточек:

Аналогичную игру «Шумит, поёт, играет» можно выполнять в различных вариантах. Небольшими группами по очереди, всем классом, с учителем или водящим-ребёнком. В игре «Что шумит, кто звучит?» использую детский мяч. Дети, стоят в кругу, лицом друг к другу. В центре – водящий с мячом в руках. Он бросает каждому играющему мяч и называет любой предмет. Играющий ловит мяч и называет звуки, присущие этому предмету.
Например: молоток – стучит, стекло – звенит, море – шумит, скрипка – звучит, гром – гремит и т.д.
В роли ведущего выступает учитель, или один из обучающихся. У этой игры возможен ещё один вариант. Сначала водящий называет действие звучащего предмета, а игрок должен назвать сам предмет. Например: шуршит – мышь, скрипит – дверь, звучит – фортепиано и т.д.
Для развития певческого дыхания, необходимого при исполнении песен, использую на уроках упражнения дыхательной гимнастики А.Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Они воспринимаются на уроке как игра и способствуют быстрому снятию мышечного и психологического напряжения у детей, а главное, они укрепляют голосовые связки, нормализуют процесс дыхания, что, безусловно, положительно сказывается на качестве исполнения песен и формировании правильной певческой позиции.
Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой. Основные правила.
Думать только о вдохе носом. А это значит, что нужно тренировать только вдох. Он должен быть шумным, резким и коротким (напоминающим хлопок в ладоши).
Выдох должен происходить после каждого вдоха самостоятельно и желательно через рот. Запомните – шумного выдоха быть не должно! Вдох делайте предельно активным и только через нос, выход осуществлять пассивно - через рот.
Вдох делать одновременно с движениями. Нет вдоха без движения, а движения без – вдоха.
Все вдохи – выдохи нужно делать в ритме строевого шага.
Счёт в «стрельниковской гимнастике» делается только на «8». Считать «про себя» мысленно, а не вслух.
Упражнения можно выполнять сидя, стоя и даже лёжа.


Основные упражнения.
Упражнение 1. «Ладошки»
Станьте прямо, согните руки в локтях (локти опущены вниз) и покажите зрителю ладошки (поза экстрасенса). Начинаем делать шумные вдохи носом, и при этом, одновременно сжимаем ладони в кулаки. Сделать подряд 4 ритмичных, шумных вдоха с движениями. Затем опустить руки сделать перерыв 3-4 секунды (пауза). Сделайте снова 4 шумных вдоха и снова пауза.

Упражнение 1. «Ладошки» Упражнение 2. «Погончики»
Упражнение 2. «Погончики»
Стать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать их к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, делая как бы отжим от него (при этом плечи должны быть, напряжены, руки прямые, тянуться к полу). После этого кисти рук возвращаются в и.п. на уровне пояса. Плечи расслаблены – выдох «ушёл
Упражнение 3. «Насос»
Стать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделать лёгкий поклон, т.е. потянуться руками к полу, не касаясь его, и одновременно – короткий, шумны
·й вдох носом – во второй половине с поклоном. Далее слегка приподнимитесь (не выпрямляясь) и снова поклон и шумный, короткий вдох с пола». После этого нужно представить, что вы начинаете накачивать шину велосипеда насосом, т.е. делать ритмично такие движения, не напрягаясь и не сильно наклоняясь. Спина должна быть не прямой, а округлой, голова опущенной.
Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение ещё иначе называют омузыкаленной речью. Но дети младшего школьного возраста не всегда могут сразу правильно произнести услышанное ими слово и тем более пропеть его под музыку. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Его неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба и есть причина плохого произношения. Для развития артикуляционного аппарата у детей на своих уроках я применяю различные упражнения из фонопедического метода развития голоса в.Емельянова, например:
«Страшная сказка»
Содержание: гласные звуки. У - О – А – Э – Ы - И.
Описание упражнения. Нужно произнести все эти гласные звуки так, словно ты находишься в ночном лесу или заколдованном месте и слышишь их там. Очень важно выполнять всё эмоционально.
Упражнение «Злая кошка»
Содержание: произношение звуков - К, Г, Ж, Ш.
Описание упражнения. Мимикой и жестами показать поведение «злой» кошки озвучивая её поведение соответствующими звуками. Каждый звук надо произнести не менее 4 раз. При этом хорошо сочетать звуки с движениями пальцев рук. Можно сжимать и разжимать пальчики на руках имитируя «коготки у кошки».
Упражнение «Вопросы – ответы»
Содержание: гласные звуки – У – О – А – Э - Ы.
Описание упражнения. Основным элементом упражнения является скользящая (глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного (низкого) в фальцетный (высокий) регистр. Условно этот момент срабатывания регистрового порога обозначается на рисунке буквой «П». В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас облегчения (нисходящая интонация).


Огромную помощь в речевом развитии младших школьников играют скороговорки. Произношение этих весёлых, шуточных предложений развивает не только чувство юмора, но и артикуляцию. Я использую этот приём перед исполнением песен. Работу со скороговорками я провожу следующим образом. Вначале произношу текст медленно сама. Затем, разбиваю её на несколько частей (для разучивания) и произношу её с группами школьников (по рядам). Затем произносим её всем классом, по жесту моей руки постепенно ускоряя темп.
Примеры скороговорок:
Прохор и Пахом ехали верхом. Тощие щёки у тощей щуки.
Дружба дружбой - служба службой. Федот, да не тот.
Дед Евсей пасёт гусей. Водолаз вёз воду из водопровода.
Чешуя у щучки, щетина у чушки. Курьера курьер, обгоняет в карьер.
У ежа ежата, у ужа ужата. Сорок сорок съели сырок.
Скороговорки можно использовать не только для речевого развития, но и для формирования навыков правильного дыхания. От правильного вдоха и выдоха при пении зависит качество исполнения вокального произведения. Упражнение «Горка» на развитие долгого и ровного выдоха основано на русской скороговорке про Егорку. Оно развивает длину выдоха, дикцию. Выполняется как в группе, так и индивидуально. Нужно нараспев произнести скороговорку:
На пригорке возле горки жили – были три Егорки
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. И.д. Количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесёт все слова и назовёт больше Егорок. Очень полезно пропевать мелодии знакомых детям песен на всевозможные слоги. Это способствует снятию мышечного и психического напряжения во время урока, и в тоже время активизирует работу детского артикуляционного аппарата. Например:
«МУ» - коров «БЕ» - барашки «НО» - лошадки
«ГАВ» - собачки «ХРЮ» - поросятки «КАР» - ворона и т. д.
Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков, играет, по моему мнению, танцевально-двигательная терапия. Она развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса. Я в своей практике применяю на уроках музыки исполнение песен с движениями в характере музыки, провожу на уроках небольшие музыкальные физкульт - минутки, придумываю вместе с учениками небольшие музыкально-ритмические номера на песни с ярким, образным содержанием. Например, моим ученикам очень нравятся такие песни как, «Аэробика для Бобика» муз.Д.Тухманова, «Зверобика» муз А. Савельева, «Пластилиновая ворона» муз.Г.Гладкова.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Использование этих арттерапевтических методов позволяет мне добиваться хорошего физического состояния своих учеников, способствует снятию у них психического напряжения, создаёт благоприятную атмосферу на уроке, помогая детям прочувствовать в движениях под музыку свободу своего тела, а также научиться взаимодействию со сверстниками и учителем при выполнении общих задач.
Разработка нового содержания образования, введение нового ФГОС, является сегодня одним из приоритетных направлений инновационного педагогического поиска. Для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на вопрос: «чему учить?», не менее важным является вопрос: « как учить?». Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии.
Они усиливают положительную мотивацию к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке, формируют информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся, дают возможность учителю использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и.д.). Наличие в моём кабинете телевизора и DVD позволяет мне широко использовать на своих уроках многочисленные видеоматериалы (музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.), включать видео- вопросы при проведении тестирования при завершении изучения больших тем и разделов учебной программы. Использование вышеперечисленных методов и средств обучения, позволяют мне, формировать коммуникативные умения и навыки буквально с первых уроков. В конечном итоге, эта работа способствует повышению статуса предмета « музыка» среди других школьных дисциплин, высоким достижениям моих учеников в музыкальных конкурсах и фестивалях на различных уровнях.

Используемая литература:
ФГОС начального общего образования;
Емельянов Е.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие / составитель Трифонова И. – Спб., 2000;
Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика при вашей болезни (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. – Ростов-на-Дону: Издательство «Баро-пресс», 2004;
«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» (Сост\автор Ю.Круглов) – М.Просвещение,1990;
«Весёлые уроки музыки в школе и дома» Атор-составитель З.Бугаева.М.ООО «Издательство АСТ».








































Танцевально - двигательная
терапия

Музыкально – двигательная терапия
Музыкально -



Пластическое интонирование

Ритмические и пластические
импровизации








Изображение 039Изображение 045Изображение 04315


Добавить комментарий