Уроки литературного краеведения

4.3
Уроки литературного краеведения, как мне кажется, очень нужны современной школе. Чтобы воспитывать детей в любви к родной земле, родному языку, нужно уделять внимание малой родине, её истории, традициям, культуры. Всё это нам дает богатый материал литературного краеведения. В своей работе я предприняла попытку соединить уроки словесности и литературного краеведения. Поскольку мне кажется, что на уроках словесности возможно проводить лингвистический анализ не только образцовых классических текстов, но и знакомиться с творчеством местных поэтов, родившихся и выросших в Тверской области, любящих нашу землю. В частности на уроках словесности прозвучали стихи Любови Куприной из поселка Сонково, занявшей III место в конкурсе, проводимом журналом «Русская провинция», и выпустившей 2 сборника стихов «Золотые кружева заката», Тверь 1998 год, «Непридуманное чудо», Тверь, 2003 год. В результате мною подготовлено несколько специальных уроков словесности, основанных на литературном краеведении. Проводятся они на занятиях русского языка и литературы в 7,8,9 классах. В этой работе подробно остановлюсь на уроке в 8 классе. Эти занятия помогают моим учащимся расширить собственный кругозор, по-новому увидеть родные места, лучше узнать и полюбить их, рассказать о своих чувствах и мыслях, восхититься красотой русского слова, сопоставить свои впечатления от родной земли с впечатлениями поэтов. Мне очень нравятся стихи Любови Куприной, в них её душа сливается с природой, растворяясь в ней. Её лирика, как и она сама, живёт в ожидании чуда, и оно приходит с каждым закатом, с каждым облаком, с каждым распустившимся цветком.
На этих уроках мы уделяем основное внимание художественному тексту, как явлению словесного творчества, и это требует особого подхода к анализу от учителя и ученика.
Прежде всего, это создание соответствующих условий для восприятия художественного текста, развитие «воссоздающего воображения».
Также очень важно в начале урока создать особый настрой, который помогает, потом ввести ребёнка в систему художественных образов. Для этого в классе звучит классическая музыка, демонстрируются пейзажи русских художников, выразительно читаются лирические произведения.
Далее мы приступаем к основной части занятия - осмысливанию лингвистических и стилистических средств создания художественного текста. На этом этапе происходит чудо - детям открываются красота и удивительное богатство родного языка, образов стихотворения. Это самый важный этап урока, поскольку именно сейчас дети учатся читать, учатся видеть и слышать слово, учатся владеть словом.
Следующим этапом урока становится работа над навыками выразительного чтения художественного текста. Это очень важный этап урока, потому что дети учатся самостоятельно передавать те же чувства, которые заложены в стихотворении.
Прочитать выразительно стихи - значит, найти интонацию, присущую именно этому произведению. О чтении стихов писал Н. В. Гоголь: «Прочесть, как следует произведение лирическое - вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать.
Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу, нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его и тогда уже выступать на публичное чтение».
Каждый урок словесности мы посвящаем анализу стихов о родной земле, анализу слова - первоэлемента художественной литературы. Постепенно дети учатся правильно и глубоко понимать смысл произведений, вчитываться в словесную ткань художественных образов, чувствовать красоту слова.

Уроки словесности и краеведения в 8 классе
В 8 классе на уроках литературного краеведения и словесности учащиеся знакомятся с лирикой природы А. А. Ахматовой, написанной в Слепнёве или о Слепневе: «Ты знаешь, я томлюсь в неволе», «Бежецк», «Теперь прощай, столица». В этих стихах упоминается и о «корельской земле» - земле сонковских карел, которая с юга и севера окружала имение Слепнева. Кроме того, сонковские карелы работали в имении Гумилева, их речь слышала А. А. Ахматова, общалась с ними. Всю слепнёвскую округу поэтесса называла «корельской землёй».
Теперь прощай, столица, Прощай, весна моя, Уже по мне томится Корельская земля
Так писала А. А. Ахматова в 1917г. в одноимённом стихотворении. Так что и сонковская земля оставила отпечаток в творчестве великой поэтессы. Кроме того, на этих же уроках мы знакомимся со стихами о родной природе Л Куприной «Непридуманное чудо», «Близким дождём, тополями запахло».
Близким дождём, тополями запахло. Майская зелень - как юность нежна. Вздрогнули в воздухе первые капли -Стала рябой у сарая стена...
Перечисленные стихи послужили прекрасной основой для урока словесности, на которых дети подробнее узнали о лексических и морфологических средствах выразительности русской речи.
В системе образных средств языка лексика занимает центральное место.
Именно оттого, что слово является основой языка, самым знаменательным его элементом, вопрос о лексическом богатстве русского языка, об изобразительном использовании лексики в художественных текстах является одним из главных на уроках словесности, одним из самых интересных и разработанных. Но, кроме того, представляют несомненный интерес и «морфологические средства выразительности русской речи, «работа» частей речи в художественных произведениях, их определённая экспрессивная окраска, количественная характеристика, раскрывающая особенности стиля того или иного автора.
Всё это нашло своё отражение на уроках словесности, посвященных анализу стихов А. Ахматовой и Л. Куприной в 8 классе. Занятие рассчитано на 2 часа.

Тема урока:
«...Страна господня...» (по лирике А. Ахматовой и Л. Куприной)
Цели урока:
Работая над стихами, познакомится с лексическими и морфологическими средствами выразительности русской речи.
Почувствовать удивительную прелесть стихов о родной природе
3) Воспитывать благородного и вдумчивого читателя. Оформление:
Пейзажи Левитана, Саврасова, Шишкина. Музыка Шопена. Сочинение «ля минор» На доске термины: синонимы, тропы, метафора, олицетворение, сравнение.
Ход урока:
Слово учителя:
Наше сегодняшнее занятие мы посвящаем удивительным стихам, написанным о сонковской земле. Это стихи А. Ахматовой «Теперь прощай, столица», 1917г. и Л. Куприной «Близким дождём, тополями запахло...»
Давайте послушаем их. (звучат стихи в исполнении учителя, одновременно звучит музыка Шопена «Сочинение ля минор»).
- Ваши первые впечатления?
Какие чувства рождались в ваших душах, когда вы слушали их? Какие картины нарисовало ваше воображение?
- Как вы думаете, почему я объединила эти стихотворения на вашем занятии? Что сближает эти поэтические тексты?
(Безусловно, сближает их радость от созерцания природы, дар выражать невыразимое, живая сопричастность русской природе, любовь к родной земле).
А. Ахматова
Теперь прощай, столица, Прощай, весна моя,
Уже по мне томится
Корельская земля.
Поля и огороды
Спокойно зелены,
Ещё глубоки воды
И небеса бледны.
Болотная русалка, Хозяйка этих мест, Глядит, вздыхая жалко, На колокольный крест.
И иволга, подруга Моих безгрешных дней, Вчера вернувшись с юга, Кричит среди ветвей,
Что стыдно оставаться До мая в городах, В театре задыхаться, Скучать на островах...
И всё-таки сегодня На тихом склоне дня Уйду. Страна господня, Прими к себе меня!
(1917г.)
Л. Куприна
Близким дождём, тополями запахло. Майская зелень - как юность, нежна. Вздрогнули в воздухе первые капли -Стала рябой у сарая стена.
Май бродит в тучах - как в плащике лёгком -Хрупкий и тонкий, застенчивый принц. На синеве горизонтов далёких -Светлые профили облачных лиц.
Дождик минутный опять замирает. Солнце не вышло, но тень - так светла. Чашу небес расписную - до края Тишь наполняет и влажная мгла.
- Сообщение заранее подготовленного ученика о том, в каких стихах А. Ахматовой оставила отпечаток сонковская - земля ( Имение Слепнёво с юга и северо-востока было окружено землями сонковских карел. Ахматова общалась с карелами, работавшими в Слепнёво, проезжала карельские земли, посещала соседских помещиков Неведомских, Хилковых. Карельская земля нашла своё отражение в стихах поэтессы: «Последнее письмо», «Тот август, как жёлтое пламя», «Теперь прощай, столица». Всю слепнёвскую округу Ахматова называла «корельской землёй» и с грустной любовью писала о ней).
- Прочитайте выразительно поэтические тексты.
Смогли ли вы донести до слушателей главные чувства к} мысли поэтесс?
О каком времени года эти стихи? Почему они о весне, о мае?
С какой интонацией надо читать эти стихотворения? Одинаковая ли она? На какие слова падает логическое ударении, где нужны паузы, где голос повышается, а где понижается? (В результате, дети приходят к выводу, что стихотворение Ахматовой ярче, энергичнее, оно содержит в себе восклицательные предложения, делающие интонацию радостной и уверенной. Двусложный размер ямб в стихотворении звучит бодро, выразительно и живописно).
Стихотворение Л. Куприной имеет другую интонацию, мелодический рисунок и окраску. Оно звучит приглушённее, спокойнее, тише, в нём много звуков [П], [С], [X], [Ш]. Оно наполнено до краёв лёгкой грустью. Трёхсложный размер дактиль замедляет ритм у поэтического текста, приглушает краски и звуки.
Учитель:
Давайте перейдём от звуковой стороны поэтических текстов к лексическим и морфологическим особенностям стихотворений. Увидев их, мне кажется, мы лучше сможем разобраться в прочитанном. Поскольку именно слово является основной единицей языка.
Далее специально подготовленный ученик рассказывает о лексических и морфологических образных ресурсах русского языка.
Неисчерпаемыми изобразительными возможностями обладают в стихах синонимы, поскольку способны передать тонкие оттенки смысла.
Синонимы могут быть и контекстуальными. Найдите их в тексте, сделайте выводы. У Ахматовой:
«задыхаться и скучать» в городе (контекстуальные синонимы, они объясняют желание поэтессы бежать из душного города)
У Куприной:
Май «хрупкий, тонкий) (так подчёркивается нежность, юность, незащищённость весны). Тучи - «светлые профили облачных лиц», - тоже контекстуальные синонимы, второй - яркая, необычная метафора, позволяющая увидеть мир, облака иначе, не так, как привыкли мы видеть их.
- встречаются ли в текстах метафоры, сравнения, эпитеты? Какую окраску они придают стихами? Для чего употреблены?
(У Ахматовой олицетворение « земля томится», «русалка глядит, вздыхая», «иволга не знает». Метафоры и олицетворение в стихотворении Л. Куприной несут такую же функцию: «вздрогнули первые капли», «май бродит в тучах», «профили облачных лиц», «дождик опять замирает».
Эпитетов в стихотворении немного, они просты и безыскусны. Во многом это связано с тем, что Ахматова любила сдержанный, ясный, простой поэтический язык).
Прочтите первую строфу стихотворения Ахматовой. Найдите в ней лексический повтор. С чем прощается поэтесса? Что оставляет в шумном городе ради томящейся «корельской земли»?
как вы думаете, почему Ахматова пишет слово «кОрельской» через О. Вероятно окающие русские крестьяне повлияли на создание у поэтессы такого образа Родины. Это её графическое видение России.
- Л. Куприна тоже использует в своем стихотворении словообразовательные ресурсы русского языка. Какие?
(«Май у нее бродит в тучах не в плаще, а в плащике». Суффикс ИК -
уменьшительно-ласкательный, что подчеркивает юность мая, придает слову
оттенок доброты и нежности.)
-Какой, на ваш взгляд, в стихотворении Л. Куприной самый яркий, необычный, удивительный образ?
(Это наверно образ мая - «хрупкого, тонкого, тонкого застенчивого принца». Почему принца? Принц молод, юн, не опытен, он ещё неуверен в своих силах, он не
царствует, а только готовится к царствованию. Так и май - это ещё только
пробуждение природы, начало лета, когда всё в мире хрупко, прозрачно, светло, когда всё только ещё начинается...
- Как эти же самые мысли и чувства передаёт в своём стихотворении А. Ахматова? Найдите эти строки, прочтите выразительно:
Поля и огороды Спокойно зелены Ещё глубоки воды И небеса бледны.
Перейдём к морфологической стороне поэтических текстов.
Подумайте, каких частей речи больше в стихотворении, существительных, прилагательных или глаголов? Почему? (В каждом стихотворении по 24 существительных, прилагательных меньше - 10 и 15. Тем самым, авторами рисуется яркая, образная картина пришедшей весны, пробудившейся жизни, изменчивого мира природы).
Как вы считаете, какая часть речи придаёт любому тексту стремительность, движение? В каком из текстов больше глаголов, а значит, больше динамики? (безусловно, это текст А. Ахматовой, он наполнен глаголами, движением, в нём поэтесса стремится уехать из шумного душного города в «страну господню», в тверские края).
Прочитайте последнюю строфу. Объясните, как вы понимаете смысл выражения А. Ахматовой «страна господня»? (это мир покоя, безгрешности, тишины и просветлённости, куда страстно стремится уставшая душа лирической героини).
Не так ли пишет о сонковской земле и Л. Куприна в своём стихотворении? Прочитайте эти строки.
Видите ли вы то, что сближает эти стихи? Какие чувства объединяют их? Какие мысли?
Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
Подводя итоги филологического прочтения этих стихов, дети приходят к выводу, что оба поэтических текста помогают читателям» увидеть удивительную прелесть родной природы, рождают в сердце любовь к родной земле, родному языку, написаны с безграничным уважением к Родине.

Итоги урока:
Уроки, посвященные стихам о нашей родной земле, не получились бы такими насыщенными, яркими, глубокими, если бы мы обошли стороной лексические и морфологические образные средства родного языка. Они помогают нам увидеть единства слова и смысла, сходство не похожих явлений, сближали далёкие
предметы и открывали у них новые свойства, придавали поэтическим текстам яркую, эмоциональную окраску.
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий