Формирование УУД на уроках литературы (на примере изучения рассказа В.М.Шукшина Мастер


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ








Формирование универсальных учебных действий
на уроках литературы
(на примере изучения рассказа В.М.Шукшина «Мастер»)

Учитель русского языка и литературы МОУ средней общеобразовательной школы
с углублённым изучением
отдельных предметов № 94
г. Тольятти
Некрасова Валентина Фёдоровна









Самара 2011год


Именно в мастерской дети
обучаются умению анализировать, творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко,
в образной форме выражать
свои мысли
Мишель Дюком
«Мысли о новом образовании»
В рамках мини - проекта представляем ряд упражнений, заданий, которые предлагались учащимся 11 класса при изучении рассказа В.М.Шукшина «Мастер»
Формированию универсальных учебных действий способствовала не только предлагаемая система заданий, но и выбранная форма урока, а именно: мастерская построения знаний, ценностных ориентаций и творческого письма.
Данная форма гармонично соединяет в себе УЧЕНИЕ - ОБЩЕНИЕ-ТВОРЧЕСТВО.
Этапы работы в мастерской:
МОТИВАЦИЯ-ДЕКОНСТРУКЦИЯ-РЕКОНСТРУКЦИЯ-РЕФЛЕКИЯ-ЗАПРОС - позволяют в полной мере понять авторский замысел, что является одним из самых важных моментов в изучении литературного произведения, соотнести его с собственным жизненным опытом, творчески переосмыслить и создать собственное произведение (высказывание, эссе, сочинение, сценарий, иллюстрация, музыка, т.д.).
Выполняя предлагаемую систему заданий, старшеклассники учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы. Анализируя характер персонажа, его поведение в той или иной жизненной ситуации, осмысляют и нравственные категории. У ребят появляется желание высказаться, поделиться мыслями о прочитанном. Учащийся, таким образом, под руководством педагога получает не столько знание, сколько умение приобретать новые знания и возможность эти знания применять творчески в зависимости от предлагаемых обстоятельств.
Один из важных принципов, положенных в основу данного урока, - изучение произведения СЛОВО – ОБРАЗ - СМЫСЛ

Задания (варианты заданий)
Методический комментарий

Кого мы называем мастером?
Подберите синонимы к слову мастер
Каким может быть мастер? подберите эпитеты к слову.
Кого называет В.М. Шукшин мастером?
(Сначала ребята, как правило, называют только Сёмку)
Только ли Сёмку?
(И того неведомого Мастера, который построил Талицкую церковь)


Даётся на начальном этапе урока. Своеобразная разминка способствует внимательному отношению к слову. Слово мастер неоднократно будет так или иначе обговариваться на уроке, начальный этап работы над смыслом названия.
Проведена тоненькая ниточка между образом Сёмки и неизвестного Мастера. Значение предстоит осмыслить позже.


За несколько дней до изучения рассказа ребятам был дан вопрос: «Почему Сёмка отворачивался от Талицкой церкви?» Ответы, как правило, были упрощёнными, демонстрировали неверное понимание и образа главного героя, и авторской позиции, учащиеся видели то, что лежало на поверхности. Мы вынесли данный вопрос как основной на уроке (урок так и назывался «Почему Сёмка отвернулся от Талицкой церкви?), т.к. в ответе на него кроется смысл произведения. Учащиеся были мотивированы на поиски ответа.


1 группа: найдите в начале текста слова, характеризующие Сёмку.
(забулдыга, лается, носатый, орёт, лягаюсь, заглох, остолбенела, поорать, позубоскалить, нашкодить)
2 группа: найдите слова, словосочетания, предложения, которые показывают нам главного героя в тот момент, когда он смотрит на церковь.
(-О чём думал тот неведомый мастер, оставляя после себя светлую каменную сказку?
- Бога ли величил? Себя ли хотел показать?
- Обеспокоенный красотой и тайной )



-Работа со словом позволяет проникнуть в глубину образа. Ребята обращают внимание, что первая характеристика Сёмки даётся отдельными словами, лексика просторечная, сниженный стиль повествования. Вторая, напротив, рисует нам как будто другого героя, слова-характеристики «вырвать» из текста невозможно, стиль возвышенный, интонации взволнованные.
-Учитель обращает внимание на выражение авторской позиции в том и другом случае. Если в первом- ирония, симпатия, то во втором сопереживание, сочувствие. (Таким образом, выявление авторской позиции не вызывает у ребят затруднения, она взята ими из текста)

Работа со словом - этап деконструкции текста



В ходе анализа двух эпизодов возникает вопрос: что же произошло, что так изменило Сёмку (в ходе дальнейшего обсуждения обязательно обращаем внимание на следующее: изменился ли Сёмка или он и был таким, только этого никто не замечал, не хотел замечать за внешним Сёмкиным «разгильдяйством)
Основным предметом обсуждения становится образ (и главного героя, и системы персонажей, и неизвестного мастера, и церкви, и.т.д.)
Этап реконструкции текста


1 группа (языковеды)
Основной вопрос для группы:
«Речь как средство раскрытия образа»
Возможные задания, позволяющие решить поставленную задачу:
пересказ – характеристика, пересказ - сравнение (любого из персонажей);
придумать диалог между Сёмкой и мастером, построившим церковь;
составить словарь того или иного персонажа;

·сравните внутренние монологи Сёмки и его реплики, адресованные тем, с кем он сталкивается, хлопоча о восстановлении церкви
2 группа (литературоведы)
Основной вопрос для группы:
«Как раскрывается образ Сёмки через систему персонажей и эпизодов?»
Возможные задания, позволяющие решить поставленную задачу:
попробуйте выстроить эпизоды-встречи Сёмки с «влиятельными людьми» в другой последовательности. Что изменится?
придумайте внутренний монолог писателя, священника, чиновника; что думал каждый из них после визита Семки?
3 группа (художники, режиссёры, т.д.)
Основное задание для группы:
Понимание образа посредством разных видов искусств
Задания:
представьте себе, что вы режиссёр; напишите рекомендации актёрам;
с какого бы эпизода вы начали фильм и каким закончили? объясните;
действие разворачивается вокруг Талицкой церкви; в каких случаях вы показали бы её крупным планом, в каких издалека? почему?
вы художник-иллюстратор; придумайте эскиз обложки, иллюстрации к книге; объясните свой выбор
-Группы формируются по интересам, где каждый может раскрыть свой творческий потенциал и развить его
-Мы видим, что поиск ответа на поставленный в начале урока вопрос идёт от СЛОВА к ОБРАЗУ а затем к СМЫСЛУ рассказа;
-предложенные задания формируют такие универсальные учебные действия, как анализ, сопоставление, синтез; усвоение необходимых литературоведческих терминов не вызывает затруднений;
развиваются коммуникативные навыки (обсуждение в группе, представление результатов работы перед классом);
-анализируя эпизод, роль каждого персонажа в той или иной ситуации, учащиеся сопоставляют их со своим жизненным опытом, творчески переосмысливают, делают мировоззренческие выводы;
-знания в результате такой работы становятся не навязанными, а приобретёнными, основная мысль текста найдена ребятами в тексте, авторская позиция определена по тексту

Учащиеся представляют результаты работы, объясняют свой выбор, делают вывод о позиции автора, основной мысли произведения.
Для Сёмки дорога сама красота: чистая и бескорыстная
Маленькая церковка, как Сёмкина душа: не бросается в глаза её чистота и цельность, неприметная она, не видная глазу.
Рассказ о светлом восприятии жизни, гармонии человека с самим собой, о том, как равнодушие эту гармонию разрушает.
Учитель обращает внимание на поставленный в начале урока проблемный вопрос: «Почему Сёмка отвернулся от Талицкой церкви?»
Некоторые из ответов:
Сёмка отворачивался от церкви, ибо чувствовал вину перед этой хрупкой красотой, которую не смог спасти,
и неведомым мастером, сотворившим чудо

Как вариант задания можно предложить в конце урока написать на листе бумаге (висел в продолжение урока на доске чистый лист) только одно предложение – впечатление, вывод, пожелание, т.д.
Захотелось прочесть рассказы В.М.Шукшина
Задумалась о хрупкости красоты, беззащитности человека перед равнодушием
Остановиться и вглядеться в мир
Прошлое и настоящее связывают единые нравственные ценности и понимание прекрасного, поэтому искусство вечно
Человек- тоже тайна
Задумалась о значении слова Мастер – это созидательное начало в человеке
Почувствовала желание сделать что-то хорошее





П13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Технология творческой мастерской –это
самостоятельная исследовательская деятельность;
приобщение к радости творчества;
развитие ассоциативного и образного мышления;
соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных;
обучение самоанализу;
равенство всех участников: все способны к творчеству, познанию, развитию;
сотрудничество, взаимопонимание, высокий уровень коммуникативной культуры;
нравственная ответственность за свой выбор, процесс и результат деятельности.









 Подробнее см. таблица и Приложение

Творчество

Общение

Учение








Технология творческой мастерской

«Запрос»

Рефлексия

Реконструкция

Деконструкция

Мотивация

Этапы работы в мастерской.
На примере мастерской построения знаний, ценностных ориентаций и творческого письма по рассказу В.М.Шукшина «Мастер»

Почему Сёмка отворачивался от Талицкой Церкви?

С
Л
О
В
О



Обеспокоенный красотой и тайной

Бога ли величил? Себя ли хотел показать?

О чём думал тот неведомый мастер, оставляя после себя светлую каменную сказку?

забулдыга

позубоскалить

остолбенела

поорать

заглох

лягаюсь

нашкодить

орёт

носатый

лается

Слово- образ - смысл

Образ

Литературоведы
Образ через систему персонажей и эпизодов

Художники и режиссёры
Понимание образа посредством разных видов искусства.

Языковеды
Речь как средство раскрытия образа




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий