Развитие музыкальных способностей у младших школьников. Из опыта работы.

Развитие музыкальных способностей
у младших школьников. Из опыта работы.

Марат Мутагароваич Зайнуллин,
учитель музыки МОУ «Гимназия №2» города Соликамска
Пермского края
Великий русский мыслитель Д.И.Писарев более ста лет назад, говоря о влиянии искусства на воспитание, писал: «Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть простые, понятные, близкие детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялось бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них сочувствие, музыкальная мелодия должна отличаться простотой; в противном случае искусство остается для детей чуждым элементом и не получит образовательного влияния».
Музыкальная педагогика накопила богатый арсенал методов и навыков обучения вокально-хорового направления. Но на собственном опыте знаю, как это непросто. Воспитание музыкой возможно лишь при глубоком психологическом анализе личности участника хора, при понимании его неповторимой индивидуальности. Необходимо учитывать черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевное качество, наклонности, в которых, как в зеркале, отражается душевная организация и сокровенные желания. В процессе воспитания музыкой входят и эмоциональные переживания, и работа воображения, и «мыслительное действие».
Дети - это наше будущее. И музыкальное будущее нашего государства зависит от того, какую основу мы дадим нашим детям. Я занимаюсь с детьми с 5-летнего возраста. Неспособных и неталантливых детей не бывает, я имею в виду пение. Таланта или много, или мало. И с теми, и с другими надо много работать. Отличие будет только в исполняемом репертуаре, т.е. в сложности произведения.
Говоря об уроке «Музыки», хотелось бы выделить 2 момента:
а) разделы урока - слушание, пение, музыкально – ритмические движения, образовательно-информационная часть и
б) недельную нагрузку в объеме 1 часа.
Несмотря на малое количество времени и на разнообразие видов деятельности, пение привносит видимые результаты, о которых сообщу чуть ниже.
Понятия «слушать» и «слышать» не одно и то же. Хотя они не отделимы. Учимся и слушать, и слышать одновременно. Навыки слушания осваиваются с дошкольного возраста, но закрепятся они в различных классах, т.е. на разный год обучения: кто-то слушает уже в первом классе, а кто еще и в седьмом делает это с трудом, хотя вроде особых усилий не предполагается. Но оценка, выставляемая на уроке за слушание, делает свое дело! Атмосфера тишины, внимания царит в классе. Тонкость же слуха оттачивается от урока к уроку. Постепенно к ученикам придут умения определить на слух средства музыкальной выразительности: мелодию, динамику, регистр, тембр, темп, лад; стиль времени и эпохи; жанры танцевальной музыки: полонез, мазурку, тарантеллу, вальс, польку; почерк композитора: И.С. Баха, П.И.Чайковского, Л.В.Бетховена и т.д.
Перехожу к основной части своего сообщения: пение как один из важных видов деятельности на уроке музыки и занятии хора. Этому виду уделяю более пристальное внимание, так как учащиеся сами участвуют в творческом процессе – знакомстве с вокальной музыкой, ее эмоциональном восприятии, разучивании поэтического и музыкального текста и воспроизведении пережитого. Я да и сами ученики не раз были свидетелями сильного эмоционального восприятия исполняемого материала. Песня, обладая невидимой силой и красотой мелодии, делает чудеса – ученики взрослеют на глазах, становятся мудрее и внимательнее друг к другу, а иногда музыка выпрямляет осанку, подтягивает, вызывает чувство гордости, смелости и уверенности. Пока песня звучит – они дружат со своими героями («Большой секрет для маленькой компании» С.Никитина), знакомятся с различными видами сельскохозяйственной деятельности и участвуют в ней («Мак маковистый», русская народная песня), переживают расставание трех братьев и сестры («Песня о счастье» П.Чайковского), становятся маленькими ангелами, которые радуются приходу Рождества («Эта ночь святая», рождественская колядка).
Певческие данные у учащихся на уроке или занятии проявляются с первых встреч. это интонирование мелодии. И при прослушивании видна вся картина: справляются дети или нет. В этом году можно констатировать, что из 2-х групп дошкольников и из 2-х первых классов, прошедших прослушивание, только 1 и 1 ребенок соответственно справились с заданием, включавшим в себя пропевание отдельных звуков за инструментом, повтор мотивов из 3, 4, 5 звуков, воспроизведение знакомой песни по памяти. Я бы их назвал маленькими звездочками, потому что и тембр этих голосов был звонкий и полетный да и эмоционально они держались смело и уверенно. Для себя решил, что всех остальных детей нужно подтягивать до уровня вот этих одаренных детей. И закипела работа.
Остановлюсь на вокально-хоровойдеятельности, где осваиваются такие навыки, как постановка голоса, правильное дыхание, дикция и т.д.
Слух развить можно, но нужны индивидуальные занятия для тех деток, которые "не поют". Из практики: были такие детки, которые, думал, не запоют никогда, но систематические занятия помогли в развитии слуха и голоса. На это, конечно, затрачено много усилий, терпения. Но результат того стоит.
У мальчиков, да и среди девочек тоже, наблюдается такая картина: часто поют низко и как бы бубнят на одной нотке. Учу их петь альтовую партию, т.е. низкую. Её в основном они подхватывают быстрее. Если в песне сложный ритм, предлагаю поющим прохлопать в ладоши его, потом проговорить, а потом уже и спеть. Слова песни учим на занятиях хора, в этом случае играю с детьми в игру "Попугай". Я говорю - они повторяют.
Приучаю детей к вниманию, исполняя песню по рядам: 1,2 строчку куплета - первый ряд, 3,4 - 2 ряд; или первый куплет - девочки, припев -вместе, второй куплет - мальчики. Стараюсь делать занятия интересными.
Самое интересное заключается в том, что у "непоющих" детей желание петь гораздо больше, чем у талантливых поющих. В моей практике не раз случались чудеса, когда ребёнок просто "гудел", но занятия посещал очень усердно. И вдруг у него наступало «прозрение»: он начинал петь! Когда ребёнок "гудит", я не имею права сказать, что у него нет слуха. На самом деле - это отсутствие координации между слухом и голосом. С такими детьми желательно позаниматься индивидуально. Я всегда стараюсь выявить у таких детей действительный диапазон. Сначала прошу ребенка повторить голосом отдельные звуки. Обязательно найдётся звук, который он сможет повторить, и даже не один! Следующий этап: беру самую известную, самую лёгкую попевку, типа «Дин-дон», и прошу ребёнка спеть. Ищу тональность, в которой он попадёт "в струю". Иногда приходится опускаться на 3-4 тона. Естественно, при этом помогаю своим голосом. Не обязательно петь весь куплет, можно пропевать только одну строчку. Если удалось найти тональность, начинаем пропевать в тональности каждый раз на полтона выше, и так иногда удаётся подняться на полтора-два тона. Есть один секрет в развитии координации слуха и голоса. Ребёнку бывает трудно повторить звук или фразу с голоса учителя (хотя я уже на протяжении более 10 лет для детей пою фальцетом), а если попросить повторить с детского голоса - срабатывает! Поэтому хорошо, когда рядом есть поющие дети. Тогда просим поющего ребёнка спеть отдельный звук или мотив, а «непоющего» - повторить. Я постоянно пользуюсь этим методом. И когда видишь результат, не передать радости и своей, и ребёнка, который делает успехи, и его одноклассников.
Ещё я стараюсь, чтобы поющие дети всё-таки сидели на занятиях вместе. Я их сажаю на вторую лавочку, а непоющих - вперёд. Таким образом, непоющие всегда слышат сзади правильное пение и сами выравниваются. Во время пения всегда наклоняюсь к отдельным деткам, прислушиваюсь к их пению, иногда приходится попеть им прямо на ушко, пока выровняются. Дети уже привыкли к моим методам, и когда наклоняешься к ним, даже старательнее начинают петь.
Конечно, эта тема очень обширная. Столько всяких нюансов в соответствии репертуара и методов. Но вот только ещё один важный момент - стараться больше петь а капелла. Может быть, проще сесть за пианино и стучать по клавишам, но на самом деле - это очень грубый способ развития слуха у детей. Быть ближе к ребенку – вот ключ к успеху!

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий