Дидактические игры к теме: «Звуки и буквы»


йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Дидактические игры к теме:
«Звуки и буквы»
Автор: Баронина Вера Игоревна
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №73
Краснодарский край
г. Краснодар 2011год


Узнай, кто какие звуки издает.
Цель. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т.д. отвечает представитель ряда. А затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем становится тот ученик или ряд, чьи ответы были всегда правильными.
Чей голосок?
Цель. Развитие слухового восприятия.

Ход игры. Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.
Примерный материал.
Мы немножко поиграем. Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай! ( Имя водящего.)
К нам кукушка в огород Залетела и поет. А ты, (Витя), не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!»
Сел петух на забор, Закричал на весь двор. Слушай, (Коля), не зевай, Кто петух у нас, узнай! «Ку-ка-ре-ку!»
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки Увидала комара, Закричала: « Ква-ква-ква»
Мы по кругу идем, Мы лисичку зовем. Пусть глаза не открывает, Нас по голосу узнает: «Лисичка, кто я?»
Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
По звуку угадай предмет.
Цель. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Ширма, набор звучащих предметов: колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.
Ход игры. Учитель за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Учащиеся отгадывают и хором называют предмет.
Угадай звук.
Цель. Отработка четкости артикуляции.
Ход игры. Учитель или ведущий ученик произносит звук про себя, четко артикулируя. Учащиеся по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

В скороговорках не ошибаются.
Цель. Отработка четкости артикуляции.
Ход игры. Каждая команда получает от ведущего скороговорку. В течение двух-трех минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное, четкое, громкое произнесение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.
Примерный материал.
Ткет ткач, ткани на платок Тане. Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло. Очень часто блюдца у Танечки бьются. Лара у Вали играет на рояле. Ученица-озорница получила единицу. У ежа ежата, у ужа ужата. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка. Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
Во дворе горка, под горой норка. На дворе трава, на траве дрова. Сеня - незнайка, а Зина - зазнайка. Саша любит сушки, а Соня - ватрушки.
У кого хороший слух?
Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий.
Какой звук чаще всего слышим?
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Зоиного зайку зовут Зазнайка. Ученик учил уроки- у него в чернилах щеки. Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух.
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
Скажи потише: «Шесть мышат»,-и сразу мыши зашуршат.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Кот копеек накопил, кошке козочку купил.

Кто в домике живет?
Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал. Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь. Кто больше?
Цель. Развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Оборудование. Набор пройденных букв, предметные картинки.
Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Учитель показывает картинку, ученики называют изображенный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает, набравший большее количество фишек.
Вертолина.
Цель. Развитие умения подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.
Оборудование. Два фанерных диска, наложенные друг на друга; нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор. Фишки.
Ход игры. Ученики по очереди вращают диск. На какой букве останавливается прорезь, на такой соответствующий ей звук ученик должен назвать слово. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, выявляется победитель.

Лото.
Цель. Развитие умения выделять первый звук в слове, соотносить его с буквой.
Оборудование. У каждого ученика большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата. В трех квадратах изображения предметов, один квадрат пустой. Карточки-покрышки с изученными буквами. У ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображением тех же предметов, что и на больших карточках.
Ход игры. Ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает у кого есть этот предмет. Ученик, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой с соответствующей буквой. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал. Аист, утка, ослик, хвост, сом, роза, лампа и т. д.
Комментарий для учителя. Материал подбирается в зависимости от этапа изучения букваря. Картинки на больших карточках могут повторяться. В этом случае отвечает один ученик, а закрывают карточки все, у кого есть такая же картинка.

Каждому свое место.
Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование. У каждого ученика набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой - средний квадрат, в третьей - последний квадрат. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) зависит от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный).
Ход игры. Ученики размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове ( в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки.
Где спрятался звук?
Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование. У учителя набор предметных картинок. У каждого ·ученика карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная - если работа идет с гласным звуком, синяя - с согласным).
Ход игры. Учитель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Учащиеся повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Где наш дом?
Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например [с] или [ш].
Ход игры. Каждый ученик, выйдя к доске, берет картинку. называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Примерный материал. Шары, сыр. шарф, шкаф, сапоги, , сумка, шуба, собака, слон, стол.
Цепочка.
Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Звуковая линейка.
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. У каждого ученика линейка - это две полоски картона, склеенные с трех сторон. С четвертой, узкой стороны вставляется в линейку язычок, по размеру длиннее линейки. Внутренняя поверхность нижней полоски линейки окрашена в черный цвет. На верхней полоске вырезаны квадратики.

Ход игры. Учитель называет слово или показывает картинку.
Ученики, протяжно повторяя слово, произнесенное учителем, одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся темный квадратик (уухххааа). Произнеся таким образом все слово, ученик подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.
Комментарий для учителя. В словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твердые, длительные или сонорные.
Где наш дом?
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).
Ход игры. Ученик берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют ученики другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.
Примерный материал. Ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Поезд.
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.
Ход игры. Учитель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй из четырех звуков, в третий из пяти звуков». По вызову учителя выходит ученик, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.
Примерный материал. Волк, слон, тигр, мышка, ослик, лось, кабан, бык, кот (кошка).
Построим пирамиду.
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. На доске рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратиков, выше - четыре квадратика, затем - три. Картинки с изображением различных предметов, в названиях которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки).
Ход игры. Учитель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется игровой фишкой.
Примерный материал. Сумка, чашка, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос. Комментарий для учителя. Звуковой и буквенный состав названий картинок должен совпадать.
Новогодние флажки.
Цель. Развитие умения воспроизводить последовательность букв в слове.
Оборудование. Разноцветные флажки, на обороте которых написаны слова; два-три шнура для их нанизывания.
Ход игры. Представитель каждого ряда берет по одному флажку и читает слово. Затем, не глядя на него, нанизывает по порядку буквы и вешает флажок на шнур, если назвал буквы без ошибок. Ряд-победитель объявляется по количеству нанизанных на шнур флажков. .
Примерный материал. Слова: куст, бант, грач, волк, слон, тигр, зонт, стол, стул, груша, крот, ключ, змей, плащ, флаг, шкаф, слива, внук, мост, двор, брат и др. Стол находок.
Цель. Звуко-буквенный анализ слов.
Оборудование. Предметные картинки с кармашками. В них вставлены .карточки с названием предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например, тиг вместо тигр); набор букв.
Ход игры. Учитель показывает ребятам картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись, Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ученики по очереди выходят к доске, называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут ее в «столе находок», ставят на место. Правильный ответ отмечается фишкой.
Примерный материал. Такой же, как в игре «Новогодние флажки». Рассыпанные буквы.
Цель. Развитие умения составлять слова из данных букв, звуко-буквенный анализ.
Оборудование. У каждого ученика разрезная азбука.
Ход игры. Учитель называет буквы, ученики набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ученик получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.
Что изменилось?
Цель. Развитие умения проводить звуко-буквенный анализ.
Оборудование. Буквы из разрезной азбуки.
Ход игры. Учитель составляет слово из букв разрезной азбуки.
Дети прочитывают его. Затем они закрывают глаза, а учитель меняет, вставляет или убавляет одну-две буквы. Открыв глаза, учащиеся прочитывают слово и определяют, что изменилось. Выигрывает правильно отгадавший.
Примерный материал.
Слова: бочка - ночка - точка; репка - лепка - кепка; шапка - папка - лапка; рука - ручка; пара - парта; мишка - миска; город - горох. Что перепутал художник?
Цель. Развитие умения проводить сравнительный буквенный анализ.
Оборудование. Карточки со словами и предметными картинками: булка - белка, на картинке белка, далее соответственно: кот - кит, горка-норка, мышка - мишка, лужи - лыжи, ворота - ворона. (См. Приложение)
Ход игры. Учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки . Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Какую букву в каждом слове он прочитал неверно? Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов. Задание могут выполнять представители каждого ряда. За правильный ответ насчитываются очки.
Комментарий для учителя. Когда все картинки и слова будут расставлены верно, можно предложить детям записать одну-две пары слов и подчеркнуть разные буквы .
Заполни клетки.
Цель. Развитие умения установить последовательность звуков в слове; осуществление звуко-буквенного анализа.
Оборудование. Прямоугольники разделенные на клетки. В начале каждой строчки картинки.
Ход игры. Класс делится на команды. Каждая команда получает прямоугольник, чтобы заполнить в нем клетки буквами, составляющими название нарисованного предмета. Выигрывает та команда, которая первой правильно заполнила свой прямоугольник.
Примерный материал.


Комментарий для учителя. Материал подбирается в зависимости от темы урока: дифференциация сходных согласных; слова со стечением согласных; гласные и, ё, е, ю, я в начале слова и т. д.
Сколько точек - столько букв.
Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв, проводить звуко-буквенный анализ.
Оборудование. Кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, ноль).
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова. какие называли, и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.
Комментарий для учителя. Анализируются по звуковому составу только те слова, где имеется совпадение звука и буквы. Остальные названные правильно слова орфографически проговариваются.
Буквенная эстафета.
Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.
Ход игры. Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой для каждой группы учитель называет первую букву слова. Ученик записывает букву и дописывает еще одну. Потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т. д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.
Угадай слово.
Цель. Развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.
Оборудование. Карточки с согласными.
Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т. д., а ученики отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по рядам.
Комментарий для учителя. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры учитель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.
Живые буквы.
Цель. Развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.
Оборудование. Карточки с цветными буквами.
Ход игры. 1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ученика по одной букве. Учитель называет слово. Ученики строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.
2 вариант. Учитель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Ученики одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.
Как их зовут?
Цель. Развитие умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.
Оборудование. Набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.
Ход игры. Учитель вывешивает таблички с изображением мальчика и девочки и говорит. что он придумал им имена. Класс может отгадать эти имена, если выделит в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменит их буквами.
Играют две команды - девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют .ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая - имя мальчика.
Выигрывает та команда, которая первой правильно составила имя.
Примерный материал. Лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.
Что видел заика?
Цель. Развитие умения осуществлять буквенный анализ.
Оборудование. К доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца.
Ход игры. Учитель говорит:
Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайка погулять. Где зайчишка побывал? Что зайчишка повидал?
Ученик выходит к доске, берет зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивают лицом к классу. Ученик называет предмет, на ней изображенный, и анализирует буквенный состав слова. Если анализ сделан правильно, ребенок получает картинку. Побеждают те, у кого есть картинки.
В конце игры ученики могут ответить, где побывал зайка, если он видел свеклу, грушу, сливу, клюкву и т. п.
Волшебный домик.
Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование. Картонный плоский домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» В этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.
Игру можно проводить в виде соревнований между рядами.
Примерный материал. Буквы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); к, т, о, л, я (Коля, Толя, кот, кто); м, а, ш, к, а (каша, мак, Маша); ы, р, у, а, к (рука, куры, рак, ура); о, с, а, к (оса, коса, сок); л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак); р, ы, б; а, к (рыба, бык, рыбак, рак, бак) .
Угадай предмет.
Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв.
Оборудование. Набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква названия этого предмета. Остальные буквы слова обозначены черточками.
Ход игры. От каждого ряда ученики по одному выходят и вписывают в схему недостающие буквы. Картинку переворачивают. Если слово соответствует названию. картинки, ее забирает ученик. Победителем считается тот ряд, у которого больше картинок.
Примерный материал. Буквы: 0-- (осы), с-- (сом), м--- (мыло), л---(луна), у--(усы), н--(нос), ш--(шар), н---(ноги), к--(кот), б---(бусы), р---(роща), у---(утка), ж--(жук), д--(дом).
Цепочка слов.
Цель. Развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов.
Оборудование. Записанные на доске первые слова для каждого ряда; расчерченные линейки для записи последующих слов.
Ход игры. К доске выходят учащиеся (по одному от каждого ряда) и, заменяя одну букву, пишут новое слово. Выигрывает тот ряд, который напишет большую цепочку слов. Примерный материал. Слова: сом, сон, лук, сыр, сын, рак, лак, ком, кот, нога, нора, город, горох и др. Подбери пару.
Цель. Развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов.
Оборудование. По шесть карточек со словами у каждого ученика.
Ход игры. Учащиеся составляют пары слов так, чтобы в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, правильно подобравшие пары слов. Каждый ученик должен уметь объяснить, чем отличаются слова в любой паре.
Примерный материал. Слова: пар - парк, кот- крот, роза - гроза, рот - крот, сук - стук, ком - корм, каска краска, зал - звал, лещи - клещи, бор -борщ, ужи - лужи, ужи - ужин, утка - шутка, кран - экран, лапа - лампа, усы бусы, осы - косы, сорок - сорока, стол - ствол, так - танк, сон - слон, сор - спор, дал - ждал.
Подвижные буквы.
Цель. Развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове.
Оборудование. Карточки со словами и буквы разрезной азбуки.
Ход игры. Ученик получает карточку со словом и буквы, составляющие это слово. Дети должны выложить сначала слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтобы получилось новое слово. Выигрывают пять первых выполнивших задание учеников.
Примерный материал. Слова: липа – пила, кот - ток, сон - нос, лапка - палка, рано - нора, маяк - ямка, карп - парк, марка -рамка, кулак - кукла, лес - сел, кот - кто.
Сложи буквы.
Цель. Закрепление начертания рукописных букв.
Оборудование. У каждого ученика конверт с несколькими (3-5) элементами букв, вырезанными из картона.
Ход игры. Учитель предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. ИЗ них надо сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

Ребусы.
Цель. Развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко-буквенный анализ.
Оборудование. Карточки с ребусами.
Ход игры. Каждый ученик получает карточку, отгадывает слово и выкладывает его из букв разрезной азбуки. Выигрывают первые пять учеников, выполнивших правильно задание.
Примерный материал.
Г К
Ш К
Допиши букву.
Цель. Обобщение знаний о графическом изображении рукописных букв, закрепление начертаний букв.
Оборудование. Каждый ученик получает лист бумаги, на котором написан один и тот же элемент буквы столько раз, сколько в русском языке букв, в состав которых входит данный элемент.
Ход игры. Учитель, предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.
Сортировка букв.
Цель. Закрепление умения соотносить рукописный и печатный варианты букв.
Оборудование. У каждого ученика на парте три-четыре пары букв (рукописного и печатного вариантов), наклеенных или
написанных по одной на карточке.
Ход игры. Учитель предлагает ученикам разложить все буквы в три-четыре столбика так, чтобы в одном столбике была одна и та же буква в разном написании. Выигрывает тот, кто первый правильно разложил все буквы.
Все равно узнаю.
Цель. Закрепление начертания рукописных букв, дифференциация сходных букв.
Оборудование. У каждого ученика конверты с несколькими буквами, представленными каждая в разных видах (вырезанные из бумаги, картона, фанеры, пластмассы, большие, маленькие).
Ход игры. Ход игры. Учитель предлагает каждому ученику вынуть содержимое его пакета и подобрать знаки, обозначающие одну букву, затем другую и т. д. (Узнать их несмотря на разную величину и материал.) Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Комментарий для учителя. Для игры учитель отбирает две-три буквы, написание которых вызывает затруднения у группы учеников, или буквы, сходные по начертанию.
Отгадай, кто я.
Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.
Оборудование. Элементы букв у каждого ученика.
Ход игры. Ход игры. Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу; два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т. д. Учащиеся находят их, складывают букву, произносят соответствующий 'звук. Первые пять учеников, правильно справившиеся с заданием, получают игровые жетоны. Выигрывают, набравшие большее количество жетонов.
Кто успеет?
Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.
Оборудование. Наборы элементов пройденных букв (5-8) у каждого ученика.
Ход игры. Учитель предлагает учащимся послушать шуточное стихотворение о том, как появились буквы. Затем он читает стихотворение повторно, а учащиеся должны к концу стихотворения собрать из элементов все возможные буквы, не оставив ни одного лишнего.
Выигравшим считается каждый, кто справился с заданием к концу чтения стихотворения и правильно назвал все буквы (произнес соответствующие им звуки).
КАК ПОЯВИЛИСЬ БУКВЫ.
Палочки, крючочки, Нету знаков-букв. Эй, крючки и точки,
Закорючки, точки
Бегали толпою И по одиночке Ссорились, мирились, Прыгали без дела. Наконец без дела
Жить им надоело. И сказал им кто-то Умный и серьезный: — Взяться за работу Никогда не поздно. Слышим мы повсюду Много разных звуков, Но для них покуда
Нету знаков-букв. Эй, крючки и точки,
Черточки, кружочки! Собирайтесь вместе, Становитесь в строчки И шагайте слаженно По листу бумажному! Черточки послушались, Прекратили драки, Превратились в нужные, Правильные знаки.(Е. Измайлов.)
Комментарий для учителя. В дальнейшем при изучении начертания букв, в состав которых входят новые элементы, игру можно повторить, пополняя наборы' этими новыми элементами.
Будь внимателен!
Цель. Закрепление начертания заглавных рукописных букв.
Ход игры. Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте.
АЗБУКА.
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко
И рассыпалась совсем!
Потеряла буква ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик у!
Ф, бедняжку, так раздуло
Не прочесть ее никак!
Букву р перевернуло
Превратило в мягкий знак!
Буква с совсем сомкнулась
Превратилась в букву о.
Буква а, когда очнулась,
Не узнала никого.
(с. Михалков)
Выигрывает тот ученик, который правильно записал все буквы, упомянутые в стихотворении.
Комментарий для учителя. Игру можно использовать на этапе чистописания.
Полминутки для шутки.
Цель. Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.
Оборудование. Предметные картинки: звери, маки, жук, сом, венки, двери, раки, лук, дом, щенки. Ход игры. Учитель читает стихотворение, выставляя на наборное полотно (магнитную доску) иллюстрирующие его картинки. Ученики находят ошибку в стихотворение и подбирают картинку-отгадку, ориентируясь на смысл и звуковое сходство с прочитанным словом. Игровые жетоны получает тот, кто назвал верное по смыслу слово, а также тот, кто объяснил, в чем заключалась ошибка. Выигрывают те, у кого больше жетонов.
Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук.
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
. В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Мы собирали васильки, На голове у нас щенки.
Лото «Заглавная буква» .Цель. Развитие умения соотносить строчную и заглавную буквы.
Оборудование. У каждого ученика карточки лото с заглавными буквами по три штуки на каждой карточке и по три пустых карточки, чтобы закрыть ими буквы лото; карточки с такими же отдельно взятыми строчными буквами у ведущего.
Ход игры. Ведущий берет свою карточку, показывает ее, учащиеся называют букву (произносят соответствующий ей звук), ищут в своих карточках заглавную букву и закрывают ее пустой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл все буквы.
Загадки.
Цель. Отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слов-отгадок для последующей их записи.
Ход подземный строит ловко, Роет спальню и кладовку.
(Крот.)
Через речку лег, Пробежать помог.
( Мост.)
Кто в дни болезней, Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней?
(Врач)
Я под маленькою крышей, Прогуляться в дождик вышел. (Зонт.)
В лесу зимой холодной, Ходит злой, голодный. Зубами «щелк!».
Это серый ... (волк).
Крепка железная рука,
Любая тяжесть ей легка. (Кран.)
Лежу я, тихонько в кармане звеня.
Я весь из железа, Я в щелку залезу. Ты в дом ни за что
не войдешь без меня.
(Ключ.)
Что за весенняя черная птица Трактору чуть ли не на нос садится?
(Грач.)
Красна, вкусна, Внутри косточка. (Вишня)
Вот чудесные цветы Небывалой красоты, Яркие, пахучие ... Ай-ай-ай! Колючие!
( Розы.)

Я росла в лесу дремучем, Поднималась к синим тучам. Но теперь меня срубили
И в игрушки нарядили. (Елка.)
Ребятам весело со мной,
На ножке я кручусь одной.
(Юла.)
Нет моей походки тише, И меня боятся мыши.
(Кот.)
Зимой и летом зелена, В лесу живет она.
А на ней иголки
Когда со мною умываются,
То слезы появляются.
(Мыло.)
Вроде ежика на вид, Но не просит пищи.
По одежде пробежит И одежда чище.
(Щетка.)
И коротки, и колки. (Ель.)

Легкий, круглый, но не мяч, И не прыгает он вскачь.
На веревочке висит,
Зазеваюсь - улетит.
(Шар)
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Солнце под потолком Светит вечерком.
(Лампа) Тихо, чтоб никто не слышал, В озере из норки вышел, Повернулся, а потом
Зашагал ... вперед хвостом.
(Рак.)
Не бьет, не ругает,
а от него все плачут.
(Лук.)
Комментарий для учителя. Все игры с загадками кроме учебной цели решают и коррекционные задачи: развитие мыслительной деятельности детей, их речи

Приложенные файлы


Добавить комментарий