Конспект урока изобразительного искусства по теме Жостовская роспись

Расписные подносы Жостова

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

Цели урока:

Обучающие:
углубление эстетического познания о народном и декоративно - прикладном искусстве;
знакомство учащихся с техникой промысла Жостовской росписи;

Развивающие:

развитие композиционного мышления, художественного вкуса;
развитие творческого воображения;
развитие интереса к предмету;

Воспитательные:
воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал, презентация

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:
объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
практический (отработка навыков);
исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов).

Ход урока

Организационный этап:
Проверка готовности учащихся к уроку;
Организация внимания.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

На столе выставлен наглядный материал (муляжи, подносы).

Издавна человек стремился запечатлеть красоту окружающего мира в рисунке, в живописи, мозаике, витражах.

С достижением технической научной мысли в нашу жизнь вошли новые способы изображения. Сначала появились печатные изображения – эстампы, затем были изобретены фотография, кинематограф, телевидение. Сейчас ведущие позиции в изобразительной области занимает компьютер. Все эти столь разные виды изображения объединяет то, что все они формируются на плоскости.

Но наряду с развитием новейших технологий остаются в нашей жизни и традиционные виды изображения. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с уникальным явлением в русском искусстве – расписными подносами Жостова.

Этап усвоения новых знаний

Роспись металлических подносов появилась в России в конце XVIII в.

Наглядный материал (настоящие подносы).

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, таков “классический” вид жостовской росписи.

Показ презентации.

Формы подносов и различные композиции с изображением цветов, фруктов.

Известно около тридцати различных форм подносов. Есть поднос, формой отдалённо напоминающий гитару, он так и называется - гитарный.

В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов.

Жостовская роспись выполняется масляными красками при помощи кистей.


Вы видели, какие сложные бывают формы подносов. Выбор формы и размера очень важен, т.к. определяет композицию росписи.

Рассмотрим создание узора на примере подноса овальной формы.


Техника жостовской росписи непроста и чаще всего делится на шесть этапов.

1 Этап. Вначале художник наносит замалёвок. Он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение предметов. Полученное изображение пока ещё плоско, в н
·ём нет видимой глубины и объёма.


2 этап. Тенежка.
Тенёжка особенно наглядно раскрывает сущность такого письма.
Тенёжкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.


3 этап. Прокладка.
Третий этап росписи называется прокладкой. Художник меняет кисть и палитру, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более яркими и светлыми.
Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой.


4 этап. Бликовка.

Высветляя краски, художник приступает к бликовке четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.

Завершающие этапы росписи привязка и чертежка очень похожи и часто делаются вместе.


5 этап. Чертёжка
На этом этапе длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве.


6 этап. Привязка
После чертежки приступают к и привязке. Роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету.

Так шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.

7 этап Уборка. Украшение борта подноса.

Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

А теперь приступим к выполнению практической работы.

Этап закрепления знаний умений и навыков на практике.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Во время практической работы проводится физминутка.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль). Повторить 2 раза.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 3 раза.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль на счет 1 - 3.
5. Наклоны головы вправо, влево, вверх, вниз.

Итог урока

Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся, выставление оценок.

Выставление оценок:
за активную работу;
за правильное композиционное решение.


15

Приложенные файлы


Добавить комментарий