Доклад Современные игровые технологии. Игровые технологии


Доклад к презентации
«Игровые технологии»


2)Игра - средство общения, обучения и накопления жизненного опыта, она является сложным социокультурным феноменом. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность широко используется. Ушинский так объяснял увлеченность детей игрой ( цитата)
3) Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
2. как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
4. как технология внеклассной работы.
4)На уроках обучения грамоте применяется игровой прием определения звонкости – глухости согласных.
5)Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
6)Факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
Самостоятельность. Игра единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. И это важно не только детям. Одной из причин кризисности, трудности подросткового возраста считают отсутствие у них собственной деятельности. Проба сил всегда сопряжена с неудачей. Поэтому пробы во взрослых деятельностях практически невозможны; никто не даст ребенку и подростку какого-либо дела, практически обреченного на неудачу. Школьные же деятельности очень ограничены и немногочисленны.
Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в »города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительском творчестве вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм
7, 8, 9) Следующие слайды демонстрируют приемы игровой деятельности, применяемые на уроках изо.( 3 слайда) Работа выполняется ватными палочками, дети расписывают косынки, которые затем превращаются в короны.
10)Ю.В.Геронимус выделял следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса
удовольствие от контактов с партнерами по игре;
удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
азарт от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия зависят еще и от непредсказуемых действий других игроков;
удовлетворение от успеха промежуточного или окончательного;
если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль.
11)Условия, обеспечивающие привлекательность игр, могут быть трансформированы в требования к играм в образовании:
Игровая оболочка: должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.
Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с »вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
Вариативность в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.
Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
12)В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
целеполагания; планирования; реализации цели;
анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект
13)В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средства реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) область действительности, условно воспроизводимая в игре.
14)Как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
Функция социализации. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой выявить недостатки опыта.
Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
Функция коррекции есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
15)Очень эффективным и удачным способом применения игровых технологий является пальчиковая гимнастика, которая позволяет развивать мелкую моторику пальцев, тренирует память, т.к. все упражнения сопровождаются рифмованными строчками, вызывает у детей большой интерес.
16)Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
На фото пример интеллектуального вида деятельности – коллективный проект « Комнатные цветы» ( работа в группах)
17) По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
На фото – реализация проекта развивающей игры « Дары осени»
18)Согласно Селевко, по характеру игровой методики педагогические игры делятся на:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации
На фото – фрагмент сюжетно – ролевой игры « Мойдодыр»
19)По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
20)Области применения игровых технологий очень обширны, это и Игры «в слова», Игры «со словами», «Дополни слово», «Перевернутые слова». « Соединить половинки слов», «Составление палиндромов», « Исключение лишнего», « Поиск аналогов» ,«Завершение рассказа», «Пальчиковая гимнастика» и др.
На фото – « Игры со словами» -звуко -буквенный анализ слова.
21)И закончить свою презентацию хотелось бы словами А. Эйнштейна: «Фантазия важнее знания. Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ».




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий