Использование проектной технологии в обучении информатике младших школьников


Использование проектной технологии в процессе обучения информатике младших школьников

Необходимость использования в преподавательской деятельности какой-либо технологии – это объективное требование, поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями: создать собственную технологию или перенять то, что открыто другими.
Второй путь более оптимальный. Но в этом случае необходимо трансформировать теоретические положения и обобщения в практическую деятельность и адаптировать уже имеющиеся материалы на условия конкретного предмета. Меня заинтересовала проектная технология, и я стала реализовывать ее в процессе обучения информатике на основе программной компьютерной среды ЛогоМиры.
Сегодня в качестве основного варианта среды, в которой удобно реализовывать проекты по информатике, используется среда Лого. Она дает богатые возможности для решения интересных задач, моделирующих самые разные объекты и процессы окружающего мира; возможность развития алгоритмического мышления в работе с наглядными графическими объектами и операциями.
Лого-среды позволяют создавать условия для активного, поискового учения, предоставляют широкие возможности для разнообразного моделирования. Это делает работу с ними действительно интересной, увлекательной не только для учеников, но и для учителя.
Обучение в среде ЛогоМиры развивает математическую интуицию и геометрические представления, формирует алгоритмический, структурный, логический и комбинаторный типы мышления, повышает творческую активность и самостоятельность школьников. Лого привлекает тем, что программирование из скучной дисциплины превращается в интересную игру, в процессе которой происходит, быстрое усвоение основных понятий и навыков программирования.
Используя среду Лого, можно целенаправленно формировать культуру мышления и познавательную самостоятельность школьников. Программа ЛогоМиры предлагает школьнику управлять Черепашкой - экранным роботом, который можно переместить на любое расстояние и развернуть на любой угол. Управляя черепашкой, создавая с ее помощью на экране рисунки, каждый учащийся быстро накапливает необходимый опыт работы с угловыми величинами. Более того, он может сам открыть некоторые геометрические закономерности.
В последнее время слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении различных задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность учащихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
Начиная работу с использованием метода проектов, первое, что необходимо сделать, – это выявить те положения теории, которые необходимо знать для правильной организации работы.
Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами: зачем? для чего (кого)? как?
Первое требование – это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приёмов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы – это и есть ответ на вопрос “зачем?”.
Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов. То есть ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.
Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Третья важная характеристика метода проектов – его самостоятельность, которая определяется с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Учебные проекты осуществляются в несколько этапов, соответствующих основным этапам любой трудовой деятельности, их реализация имеет циклический характер.
Можно выделить четыре основных этапа реализации учебного проекта:
1. Ценностно-ориентационный или этап начинания и планирования, на котором происходит осознание школьниками мотивов и целей выполнения проекта, формируется представления о личностной значимости и практической важности этого проекта.
На этом этапе важный момент работы – это выбор темы проектов. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Например, на уроках изучения среды программирования ЛогоМиры я предлагаю учащимся выполнить следующие проекты с учетом учебной ситуации, способностей учащихся, их интересов: «Визитная карточка», «Сказочная страна», «Птицы», «Жизнь водоёма», «Звездное небо» и другие.
Тематика проектов касается каких-нибудь теоретических вопросов школьной программы не только по информатике, но и других предметов школьного курса (литература, история, природоведение и др.). Темы проектов предлагаются в целях углубления знаний учащихся, привития им интереса к исследовательской деятельности, дифференцирования процесса обучения. Тематика проектов может быть предложена и самими учениками.
Следующий этап реализации проекта:
2. Конструктивный или этап принятия решения и выполнения проекта.
По доминирующему виду проектной деятельности можно выделить следующие типы проектов:
исследовательские: такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием, например, компьютерная модель (тема проекта “Жизнь водоёма”);
творческие: примерами продуктов таких проектов может быть газета, иллюстрация к сказке которую сам сочинил (тема проекта “Сказочная страна”);
игровые проекты: например, создание мультипликационных сюжетов;
информационные: этот тип проектов изначально направлен на сбор информации, её анализе и обобщении фактов. Такие проекты могут интегрироваться в исследовательские и становиться их частью. Этот тип проектов пользуется уважением у учащихся.
практико-ориентированные: этот тип проектов отличается четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Примером продукта такого проекта является “Визитка”.
Продукт проекта – это одна из конечных целей работы над проектом. Каким он может быть?
Вернёмся к этапам работы над проектом.
3. Оценочно-рефлексивный или презентативный. Защита проектов проводится не только на уроках, но и во время проведения в школе недели информатики и других предметных детей. Этот день праздничный. Ученики разбиваются по предметным группам, эти группы разноуровневые. Это даёт возможность учащимся увидеть защиту других и оценить себя.
Опыт работы по данной теме в течение четырех лет (ведя учащихся с 3 класса по 7 класс), позволил достичь следующих результатов:
снижение тревожности учащихся;
высокая мотивация;
связь полученных знаний с реальной жизнью;
развитие научной пытливости;
лучшая закреплённость знаний;
проекты позволяют быть успешными во время аттестации знаний.

Приложенные файлы


Добавить комментарий