Класс специального фортепиано Образовательная рабочая программа


Муниципальное образование
Сургутский район
Отдел по культуре
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
Обсуждено отделом Утверждено на заседании педсовета
Протокол № Протокол №
От « »200г. От « » 200г.
Обсуждено на методическом совете Утверждаю
Протокол № Директор__________Т.С.МельниковаОт «» 200г. От « » 200г.
Класс
специального фортепиано
Образовательная рабочая программа
пятилетнего курса
г. Лянтор 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка стр. 3
Учебно – тематический план стр. 7
Содержание курса стр. 11
Требования к уровню подготовки выпускников стр. 28
Перечень учебно – методического обеспечения стр. 29
Список литературы стр. 30
Сведения о составителе стр. 31
-2-
Пояснительная запискаВ последние десятилетия в России существенно изменились условия деятельности учреждений в области искусства. Массовое распространение у детей нарушений здоровья при увеличении учебной нагрузки в общеобразовательной школе, падение интереса родителей к художественному образованию, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования личности привели к отсутствию конкурса в школы искусств и как следствие –
к неоднородности контингента учащихся по уровню способностей и образовательных потребностей.
Организация учебного процесса по принципам единообразия становится тормозом для развития учащихся. Только вариативный подход обеспечивает создание благоприятных условий для успешного обучения каждого ребёнка и даёт возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования. В этой связи вспоминаются слова Б.М.Теплова: «Каждый ребёнок способен к успешному и полноценному художественному развитию, если только наметить наиболее близкую ему область искусства и наиболее соответствующие индивидуальным особенностям пути подхода его к этому искусству».
Настоящая рабочая программа по предмету «Фортепиано» составлена с учётом доминирующих особенностей следующих групп детей, обучающихся в школе на фортепианном отделе:
-учащиеся с хорошими и отличными музыкальными ипианистическими данными (академическое направление -1 группа);
-учащиеся, обладающие исполнительскими данными, творческим, инициативным отношением к исполняемым произведениям, т.е. имеющие способности к дальнейшему получению музыкального образования (профессиональное направление или профгруппа -2 группа);
-3-
-учащиеся, обладающие комплексом удовлетворительных музыкальных данных, которые справляются с программой своего курса– (обще- музыкальное направление – 3 группа).
- учащиеся имеющие проблемы психофизического характера, со слабыми музыкальными данными (группа общего развития – 4 группа)
В соответствии с указанными направлениями в разделе «Содержание курса» настоящей программы предлагаются различные варианты программ переводных академических концертов и экзаменов, значительно отличающиеся в одном и том же классе по уровню трудности:
1 вариант - для учащихся академического и профессионального
направления;
2 вариант - для учащихся обще - музыкального направления.
3 вариант – для учащихся группы общего развития.
В работе над репертуаром преподавательможет устанавливать степень завершённости исполнения учеником того или иного произведения взависимости от того, предназначено оно для публичного исполнения либо для изучения в классе или ознакомления.
Программа предлагает пятилетний курс обучения детей (начиная как с 8-9 летнего, так и с 10-11 летнего возраста), для профессионально ориентированных и желающих продолжить учёбу, предусматривается обучение в шестом классе.
В настоящей программе отражены требования класса специального фортепиано, не затрагивающие задач по развитию творческих навыков ансамбля, аккомпанемента. Рекомендуемый объём – 2 академических часа в неделю.
-4-
Задачи класса специального фортепиано.
Нужно помнить, что музыкальные школы не ставят своей задачей подготовки каждого учащегося к профессиональной деятельности. Их назначение – музыкальное воспитание широкого круга детей и подростков. Детские музыкальные школы должны также выявлять наиболее способных учеников и готовить их для поступления в училища.
Основная часть воспитательной работы проводится на уроке. Форма индивидуальных занятий создаёт необходимые условия для объективной оценки возможностей каждого ребёнка (слуха, музыкальной памяти, ритма, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту) и обуславливает постановку конкретных педагогических задач.
За время занятий преподаватель должен привить ученику не только навыки самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано (по нотам и наизусть) произведения из репертуара ДМШ, но и сформировать эстетические воззрения и художественный вкус учащегося. Привить умение передавать аудитории то, что композитор сознательно или бессознательно, скрыл между строк. Важно следить, чтобы интерес к музыке у ученика в процессе занятийвозрастал, чтобы искусство становилось ему всё более необходимым. Особая роль в этом отношении принадлежит репертуару, который должен быть соразмерен с возрастом и способностями каждого учащегося. При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты ребёнка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности и желания. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам, а неинтересный, не соответствующий уровню интеллекта ребёнка репертуар снижает стремление заниматься музыкой.
В средних классах выявляется часть учащихся, которых можно рассматривать как потенциальных музыкантов-профессионалов
-5-
(профгруппа) и к которым следует применять повышенные исполнительские требования, активно привлекая их к участию в различных концертах, фестивалях, конкурсах.
Особого подхода педагога требуют учащиеся обще-музыкального направления, так какименно они со временем пополнят ряды грамотных слушателей,смогут создать атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Необходимо показать учащимся, как рационально использовать время, отведённое для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы позволяет преподавателю более плодотворно использовать время урока.
Контроль и учёт успеваемости
Успеваемость учащихся оценивается на различных выступлениях: зачётах, академических концертах, экзаменах, конкурсах, прослушиваниях и т. д.
Экзамен проводится во 2 классе (переводной), и в 5 классе выпускной. Учащиеся остальных классов выступают в течение учебного года на академических концертах (после каждой учебной четверти). Уровень технической подготовки учащихся оценивается на технических зачётах (один раз в учебном году), начиная с 3 класса. На всех указанных мероприятиях учащимся выставляется оценка.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
-оценка годовой работы ученика с учётом его продвижения;
-оценки за академические концерты и зачёты;
-другие выступления в течение года.
При учёте успеваемости пристальное внимание следует уделять как качеству исполнения учеником произведений, так и развитию его музыкальных способностей, художественного вкуса, интеллекта.
-6-
Учебно-тематический план
№ Содержание и виды работ
Общее кол-во часов
1кл. 2кл. 3кл. 4кл. 5кл. Всего часов
1 Организация музыкальных интересов (слушание музыки в записи) 8 8 6 6 8 36
2 Беседы, игра преподавателя 8 8 6 6 4 32
Развитие творческих навыков
3 Анализ музыкальных интересов 8 8 6 6 8 36 4 Транспонирование, подбор 10 10 12 12 8 52 5 Работа над техникой: работа над игровыми приёмами, упражнениями, гаммами, этюдами. 18 18 20 20 18 94 6 Работа над репертуаром: работа над произведениями, накопление репертуара. 16 16 16 16 18 82
7 Концертная деятельность 4 4 6 6 8 28
Итого: 72 72 72 72 72 360
-7-
График учёта успеваемости и требования для учащихся академического и профессионального направления:
Первое полугодие
класс дата Форма зачёта Произведение
2-5 октябрь Академ. концерт Конкурсный этюд
1 декабрь Академ. концерт 2 разнохарактерные пьесы
2-5 декабрь Академ. концерт Полифония, пьеса
Второе полугодие
класс дата Форма зачёта Произведение
3,4 февраль Технический зачёт Конкурсный этюд +2 гаммы (мажор, минор), термины
1 март Академ. концерт 2 разнохарактерные пьесы (можно пьеса и ансамбль)
3,4 март Академ. концерт Пьеса + ансамбль
2 апрель Экзамен (переводной) Полифония, крупная форма, пьеса.
5 апрель Экзамен (выпускной) Полифония, крупная форма, этюд, пьеса.
1,3,4 май Академ. концерт Полифония, крупная форма, пьеса
-8-
График учёта успеваемости и требования для учащихся
обще – музыкального направления:
Первое полугодие
класс дата Форма зачёта Произведение
2-5 октябрь Академ. концерт Этюд
1 декабрь Академ. концерт 2 разнохарактерные пьесы
2-5 декабрь Академ. концерт Полифония, пьеса
Второе полугодие
класс дата Форма зачёта Произведение
3,4 февраль Технический зачёт Этюд, 1 или 2 гаммы (на выбор), термины
1 март Академ. концерт 2 разнохарактерные пьесы (можно пьеса и ансамбль)
3,4 март Академ. концерт Пьеса + ансамбль
2 апрель Экзамен (переводной) Полифония, крупная форма, пьеса.
5 апрель Экзамен (выпускной) Полифония, крупная форма, пьеса.
1,3,4 май Академ. концерт Крупная форма + пьеса
-9-
График учёта успеваемости и требования для учащихся
со слабыми музыкальными данными:
Первое полугодие
класс дата Форма зачёта Произведение
2-5 октябрь Академ. концерт Этюд
1 декабрь Академ. концерт Пьеса
2-5 декабрь Академ. концерт Полифония (можно пьесу с элементами полифонии), пьеса
Второе полугодие
класс дата Форма зачёта Произведение
3,4 февраль Технический зачёт Этюд, 1гамма
1 март Академ. концерт Пьеса или ансамбль
3,4 март Академ. концерт Пьеса или ансамбль
2 апрель Экзамен (переводной) Полифония или крупная форма, + пьеса.
5 апрель Экзамен (выпускной) Полифония, крупная форма (можно с элементами), пьеса.
1,3,4 май Академ. концерт Крупная форма (можно пьесу с элементами круп.формы) + пьеса
-10-
Содержание курса
Примерный перечень музыкальных произведений рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах
Первый класс
В течение года педагог должен проработать с учеником 15-25 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера,
пьесы с элементами полифонии, лёгкие сонатины и вариации, этюды и ансамбли.
Полифонические произведения:
1 вариант
1. Бах Ф.Э. «Маленькая фантазия» ре минор
2. Моцарт Л. Бурре ми минор
3. Гайдн И. Менуэт фа мажор
4. КореллиА.Сарабанда ре минор
5. Сейксас Х.К. «Менуэт» доминор2 вариант
1. Моцарт Л. Менуэт ре минор.
2. Кригер И. Менуэт ля минор.
3. Сорокин К. «Пастухи играют на свирели».
4. Гедике А. Ор.36 Сарабанда ми минор
5. Гайдн И. Менуэт соль мажор
3 вариант
1. Гедике А. соч. 46 Ригодон
2. Шишаков Ю. Прелюдия до минор
3. Моцарт В. А. Менуэт до мажор
4. Бах И.С. Ария ре минор
5. Тюрк Д.Г. «Ариозо» ре минор
-11-
Произведения крупной формы:
1 вариант
1. Клементи М. Сонатина 1ч. до мажор
2. Рейман В. Маленькая сонатина до мажор
3. Марпург Ф. Рондо соль мажор
4. Сорокин К. Русская сонатина
5. Моцарт В.А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
2 вариант
1. Гедике А. Ор.36 № 20 Сонатина до мажор
2. Кабалевский Д. Лёгкие вариации на тему русской народной песни
3. Жилинскис А. Сонатина 2 и 3 части
4. Кулау Ф. Вариации на тему народной песни соль мажор
5. Раков Н. Сонатина фа мажор
3 вариант
1. Рамо Ж. Ф. Рондо до мажор
2. Красёв М. «Ёлочка» вариации на песню
3. Бенда И.А. Сонатина ля минор
4. Комалькова Е. «Вариации» на тему удмуртского напева «Семь лет»
5. Бах И.С. – Гуно Ш. Свободная фантазия на тему «Аве Мария».
Этюды:
1 вариант
1. Гедике А. Ор. 36 № 26 Этюд соль мажор
2. Лекуппе Ф. Ор.24 № 3 Этюд до мажор
3. Черни К. Ор. 139, № 71 Этюд до мажор
4. Караманов Д. «Птички»
5. Лемуан А. Ор.37, № 11 Этюд
2 вариант
1. Лекуппе Ор.17 № 6 «Этюд» до мажор
2. Шитте Л. «Этюд» до мажор
-12-
3. Гедике А. «Этюд» фа мажор
4. Гозенпуд М. соч. 66 № 5 «Этюд»
5. Черни К. Ор. 139 № 71»Этюд» до мажор
3 вариант
1. Тетцель Э. Этюд до мажор
2. Сарауэр А. Этюд до мажор
3. Гольденберг Н. Этюд на чёрных клавишах
4. Майкапар С. Этюд ля минор
5. Черни К. Ор. 599 № 19 Этюд до мажор
Пьесы малой формы:
1 вариант
1. Пирумов А. «Волынка и свирель»
2. Чайковский П. «Старинная французская песенка»
3. Гедике А. «Танец»
4. Майкапар С. Ор. 28 № 3 «Пастушок»
5. Шостакович Д. «Весёлая скакалка»
2 вариант
1. Слонимский С. «Колыбельная кошки»
2. Стрибогг И. «Вальс петушков»
3. Свиридов Г. «Колыбельная песенка»
4. Хачатурян А. «Скакалка»
5. Чайковский П. «Болезнь куклы»
3 вариант
1. Бетховен Л. «Немецкий танец»
2. Барток Б. «Пьеса»
3. Сигмейстер Э. «Креольская песенка»
4. Прокофьев С. «Кошка»
5. Шостакович Д. «Медведь»
-13-
Второй класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 музыкальных произведений.
1-2 полифонических произведения,
1-2 произведения крупной формы,
4-6 этюдов,
4-6 пьес, различных по характеру,
2-4 произведения для домашнего музицирования.
Полифонические произведения:
1 вариант
1. Бах И.С. «Маленькая прелюдия» № 2 до мажор из цикла 12 мал.прелюдий
2. Гендель Г.Ф. «Ригодон» соль мажор
3. Моцарт В.А. «Менуэт» фа мажор
4. Рус.нар. песня «Кума» обр. Ан. Алесандрова5. Пирумов А. «Маленькая инвенция» ми минор
2 вариант
1. Гендель Г. Сарабанда ре минор,
2. Гайдн И. «Менуэт» соль мажор
3. Бетховен Л. «Канон» соль мажор
4. Бах А.М. «Волынка» ре мажор
5. Пёрсел Г. «Менуэт» соль мажор
3 вариант
1. Бах А.М. «Полонез» соль минор
2. Гедике А. Ор. 36 «Сарабанда»
3. Бах И.С. «Ария» до мажор
4. Караманов А. «Канон» соль мажор
5. Моцарт В.А. «Менуэт» до мажор
-14-
Произведения крупной формы:
1 вариант
1. Скарлатти Д. «Сюита» до минор
2. Кулау Ф. Ор. 55 № 1 «Сонатина» 1 ч. до мажор
3. Бетховен Л. «Сонатина» фа мажор
4. Глиэр Р. Ор. 43 № 6 «Рондо» ми минор
5. Клементи М. Ор.36 № 2 «Сонатина» 1 ч. соль мажор
2 вариант
1. Кулау Ф. Ор. 88 № 1 «Рондо»
2. Мелартин Э. Ор. 84 № 2 «Сонатина» соль минор
3. Бетховен Л. «Сонатина» соль мажор
4. Дусек Ф. «Сонатина» 2 и 3 части
5. Чимароза Д. Ор. 88 № 1 «Сонатина» ре минор
3 вариант
1. Тюрк Д.Г. «Сонатина» соль мажор
2. Скарлатти Д. «Сюита» 2 и 3 части
3. Моцарт В.А. «Вариации» на тему французской ариетты «Ах! Я бы Вам сказала, мама»
4. Гендель Г.Ф. «Чакона»соль мажор
5. Раков Н. «Сонатина» ре минор
Этюды:
1 вариант
1. Лекуппе Ф. соч. 24 № 12 «Этюд» си мажор
2. Черни К. соч. 599 № 29 «Этюд» ре мажор
3. Лешгорн А. соч. 65 № 42 «Этюд» соль мажор
4. Черни К. Ор. 636 № 1 «Этюд» до мажор
5. Шмит Г. соч.3 № 3 «Этюд» соль мажор
-15-
2 вариант
1. Дювернуа Ж. соч. 176 № 13 «Этюд» до мажор
2.Лекуппе Ф. соч. 24 № 16 «Этюд» до мажор
3. Черни К. Ор. 599 № 44 «Этюд» до мажор
4. Лемуан А. соч. 37 № 12 «Этюд» соль мажор
5. Шитте Л. соч. 68 № 2 «Этюд» ля минор
3 вариант
1. Черни К. Ор. 599 № 20 «Этюд» до мажор
2. Гедике А. соч. 6 № 18 «Пьеса» до мажор
3. Черни К. Ор. 139 № 71 «Этюд» до мажор
4. Гречанинов А. соч. 98 № 12 «Этюд» ми мажор
5. Стоянов А. «Этюд» ре мажор
Пьсы малой формы:
1 вариант
1. Чайковский П. «Итальянская песенка» из «Детского альбома»
2. Губайдуллина С. «Дюймовочка»
3. Косенко В. «Дождик»
4. Барток Б. «Танец»
5. Прокофьев С. «Марш» из «Детской музыки»
2 вариант
1. Грибоедов Ю. «Музыкальная шкатулка»
2. Мордасов Н. «Буги-вуги»
3. Прокофьев С. «Сказочка»
4. Барток Б. «Песня»
5. Констан Ф. «Ослик»
3 вариант
1. Сорокин К. «Верёвочка»
2. Свиридов Г. «Колыбельная песенка» из «Детского альбома»
3. Майкапар С. Ор. 28 № 12 «Мотылёк»
-16-
4. Мордасов Н. «Сумерки»
5. Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф. «Умка»
Третий класс
В течении учебного года ученик должен пройти 12-18 различных по форме музыкальных произведений, а также несколько пьес в порядке ознакомления;
1-2 полифонических произведения,
1-2 произведения крупной формы,
5-6 пьес различных по характеру,
4-6 этюдов,
1-2 пьсы для домашнего музицированияПолифонические произведения:
1 вариант
1. Ж.Арман. Фугетта До мажор,
2. Парфёнов И. «Земляничку я сбирала на поляночке лесной» фа мажор
3. Бах И.С. «Маленькая прелюдия» до минор из цикла «12 мал.прелюдий»
4. Скарлатти Д. «Ларгетто» ре минор
5. Гендель Г.Ф. «Аллеманда» соль минор
2 вариант
1. И.С.Бах. Маленькая прелюдия № 3, тетр.2,
2. Гендель Г.Ф. «Куранта» фа мажор
3. Парфёнов И. «Во лесочке два груздочка под листом сидели»
4. Циполи Д. «Сарабанда» соль минор
5. Фрескобальди Дж. «Токката» ля минор
3 вариант
1. И.С.Бах. Менуэт до минор,
2. Циполи Д. «Фугетта» ре минор
3. Бах К. Ф. Эм. «Полонез» соль минор из нотной тетради А.М. Бах
4. Таллис Т. «Пьеса» соль мажор
5. Пахельбель И. «Хоральная вариация» до мажор
-17-
Произведения крупной формы:
1 вариант
1. Вебер К.М. «Сонатина» до мажор
2. Кулау Ф. соч. 20 № 1 «Сонатина» до мажор
3. Бах И.К.Ф. «Соната» ре мажор
4. Беренс Г. «Сонатина» соль мажор
5. Шмит Я. «Рондо» соль мажор
2 вариант
1. Кулау Ф. Ор. 88 № 1 «Рондо»
2. Мелартин Э. Ор. 84 № 2 «Сонатина» соль минор
3. Бетховен Л. «Сонатина» соль мажор
4. Дусек Ф. «Сонатина» 2 и 3 части
5. Чимароза Д. Ор. 88 № 1 «Сонатина» ре минор
3 вариант
1. Тюрк Д.Г. «Сонатина» соль мажор
2. Скарлатти Д. «Сюита» 2 и 3 части
3. Моцарт В.А. «Вариации» на тему французской ариетты «Ах! Я бы Вам
сказала, мама».
4. Гендель Г.Ф. «Чакона» соль мажор
5. Раков Н. «Сонатина» ре минор
Этюды:
1 вариант
1. Черни К. соч. 299 № 11 «Этюд» до мажор 2 тетрадь
2. Лекуппе Ф. соч. 24 № 14 «Этюд» ре мажор
3. Геллер С. Соч. 47 № 13 «Этюд» си бемоль мажор
4. Сигмейстер Э. «Новый Лондон» соль мажор
5. Лешгорн А. соч. 66 № 7 «Этюд» ля мажор
2 вариант
Геллер С. Соч. 45 № 2 «Этюд» ля минор
-18-
2.Лешгорн соч. 65 № 17 «Этюд» ля минор
3. Черни К. соч. 299 № 6 «Этюд» до мажор 1 тетрадь
4. Лемуан А. соч. 37 № 11 «Этюд» до мажор
5. Сидельников Н. «Галчонок учиться летать» из цикла «О чём пел зяблик»
3 вариант
1. Черни К. Ор. 139 № 46 «Этюд» до мажор
2. Бертини А. соч. 100 № 2 «Этюд» ля мажор
3. Лак Т. соч. 172 № 2 «Этюд» ля минор
4. Черни К. соч. 718 № 11 «Этюд» ля мажор
5. Слонимский С. «Считалка» из цикла «Капельные пьески»
Пьесы малой формы:
1 вариант
1. Свиридов Г. «Парень с гармошкой»
2. Шуман Р. «Дед Мороз» из «Детского альбома»
3. Мордасов Н. «Давным-давно»
4. Майкапар С. «Тарантелла»
5. Глушков П. «Испанский танец»
2 вариант
1. Чайковский П. «Новая кукла» из «Детского альбома»
2. Глинка М. «Жаворонок»
3. Макаров Е. «Мелодия»
4. Мордасов Н. «Старый мотив»
5. Кабалевский Д. «Клоуны»
3 вариант
1. Глиэр Р. «Монгольская песенка»
2. Сигмейстер Э. «Уличные игры»
3. Галынин Г. «Лебеди»
4. Лютославский В. «Силезский танец»
5. Караманов А. «Лесная картинка»
-19-
Четвёртый класс
В течении учебного года ученик должен пройти 12-18 различных по форме музыкальных произведений, а также несколько пьес в порядке ознакомления;
2-3 полифонических произведения,
1-2 произведения крупной формы,
5-6 пьес различных по характеру,
5-7 этюдов,
2-4 пьсы для домашнего музицированияПолифонические произведения:
1 вариант
1. И.С.Бах. Двухголосная инвенция ля минор
2. Росси М. «Куранта» ля мажор
3. Муффат Г. «Две маленькие фуги»
4. Кребс И.Л. «Бурре» ми бемоль мажор
5. Лядов А. Ор. 34 «Канон» соль мажор
2 вариант
1. Бах И.С. Маленькая прелюдия Фа мажор, тетр.1
2. Парфёнов И. «Аллеманда» соль минор
3. И.С.Бах. Двухголосная инвенция до мажор
4. Гендель Г.Ф. «Аллеманда»
5. Пахульский Г. «Двухголосная фуга» ре мажор
3 вариант
1. Циполи Д. Фугетта ми минор
2. Бах И.С. «Бурре» из Сюиты ми бемоль мажор
3. Петцольд Кр. «Марш» ми-бемоль мажор из нотной тетради А.М. Бах
4. Гедике А. «Прелюдия» ми минор
5. Моцарт В.А. «Лендлер» си-бемоль мажор
-20-
Произведения крупной формы:
1 вариант
1. Казанова Н. «Соната» фа мажор
2. Гайдн И. «Сонатина» до мажор
3. Бах К.-Ф.-Э. «Вариации» фа мажор
4. Кулау Ф. соч. 20 № 2 «Сонатина» соль мажор
5. Клементи М. соч. 36 № 3
2 вариант
1. Гуммель И.Н. «Рондо» ля минор
2. Кулау Ф. соч.20 № 1 «Сонатина» до мажор
3. Бах К.-Ф.-Э. «Вариации» фа мажор
4. Бетховен Л. Соч. 107 «Вариации на украинскую тему» соль мажор
5. Парадизи П.-Д. «Соната» ля мажор
3 вариант
1. Штейбельт Д. «Рондо» до мажор
2. Скарлатти Д. «Сюита» 2-3 части
3. Кулау Ф. соч. 55 № 5 «Сонатина»
4. Бетховен Л. «Лёгкая соната» № 36 до мажор
5. Мелартин Э. Ор. 84 № 2 «Сонатина» соль минор
Этюды:
1 вариант
1. Черни К. соч. 299 № 11 «Этюд» до мажор 2 тетрадь
2. Лекуппе Ф. соч. 24 № 14 «Этюд» ре мажор
3. Геллер С. Соч. 47 № 13 «Этюд» си бемоль мажор
4. Сигмейстер Э. «Новый Лондон» соль мажор
5. Лешгорн А. соч. 66 № 7 «Этюд» ля мажор
2 вариант
1. Геллер С. Соч. 45 № 2 «Этюд» ля минор
2.Лешгорн соч. 65 № 17 «Этюд» ля минор
-21-
3. Черни К. соч. 299 № 6 «Этюд» до мажор 1 тетрадь
4. Лемуан А. соч. 37 № 11 «Этюд» до мажор
5. Сидельников Н. «Галчонок учиться летать» из цикла «О чём пел зяблик»
3 вариант
1. Черни К. Ор. 139 № 46 «Этюд» до мажор
2. Бертини А. соч. 100 № 2 «Этюд» ля мажор
3. Лак Т. соч. 172 № 2 «Этюд» ля минор
4. Черни К. соч. 718 № 11 «Этюд» ля мажор
5. Слонимский С. «Считалка» из цикла «Капельные пьески»
Пятый класс
В течении учебного года ученик должен пройти 14-19 различных по форме музыкальных произведений, а также несколько пьес в порядке ознакомления;
2-3 полифонических произведения,
1-2 произведения крупной формы,
5-6 пьес различных по характеру,
5-6 этюдов,
1-2 пьесы для домашнего музицированияПримерные программы выпускного экзамена:
Для учащихся академического и профессионального направления;
1. Бах И.С. Трёхголосная инвенция ре мажор
2. Гайдн Й. Соната ми минор
3. Прокофьев С. Вальс, соч.65 № 6
4. Черни К. соч.740, этюд №1.
Для учащихся обще - музыкального направления;
1. Бах И.С. Двухголосная инвенция Фа мажор,
2. Бетховен Л. Ор. 49 №1 Лёгкая соната соль минор
3. П.И.Чайковский. Песня жаворонка,
4. Черни К. ор.299 тетрадь 3 № 25 ми бемоль мажор
-22-
Для учащихся группы общего развития;
1. Гендель Г. 12 лёгких пьес: Куранта,
2. Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1,
3. Прокофьев С. «Сказочка» соч.65 №3.
4. (Лемуан А. соч.37. этюд№20.)
Техническое развитие учащихся:
За период обучения в школе ученик должен изучить:
1) все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении, в терцию и дециму в параллельном движении,2-3 в сексту в параллельном движении (от белых клавиш);
2) все минорные гаммы в прямом и наиболее лёгкие в противоположном движении, несколько минорных гамм в терцию и дециму в параллельном движении (от белых клавиш);
3)хроматические гаммы в прямом и противоположном движении;
4) аккорды тонические с обращениями во всех тональностях, арпеджио короткие, ломаные и длинные с обращениями;
5) арпеджио короткие и длинные (без обращений) доминантсептаккорда и уменьшенного септаккорда во всех тональностях.
Распределение материала по классам:
Первый класс
Мажорные гаммы: До, Соль, Ре в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре.
Тонические трезвучия аккордами по три звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы).
Более способные учащиеся играют эти гаммы в две октавы двумя руками в прямом движении. Тонические трезвучия аккордами по три звука двумя руками, обращения каждой рукой отдельно.
-23-
Второй класс
Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) ля и ми каждой рукой отдельно в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях. Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от нескольких звуков. Более способные учащиеся играют эти гаммы в прямом движении в четыре октавы, тонические трезвучия с обращениями по три звука в четыре октавы двумя руками.
Третий класс.
Академическое и профессиональное направление.
Мажорные гаммы до, соль, ре, ля, фа, си-бемоль – в прямом движении двумя руками в две октавы, в противоположном движении – с симметричной аппликатурой.
Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука двумя руками.
Арпеджио короткие - по четыре звука двумя руками.
Арпеджио длинные - без обращения каждой рукой отдельно. Кадансы Т-S-Т,
Т-D-Т. Хроматические гаммы - в прямом движении двумя руками.
Минорные гаммы: ля, ми, си, ре, соль, до, фа (натуральные, гармонические, мелодические) – в прямом движении двумя руками в две октавы. Далее – как в мажоре.
Четвёртый класс.
Мажорные гаммы до четырёх знаков включительно – в прямом движении двумя руками в четыре октавы, в противоположном движении – с симметричной аппликатурой.
-24-
Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука двумя руками.
Арпеджио короткие - по четыре звука двумя руками.
Арпеджио ломаные – каждой рукой отдельно.
Арпеджио длинные без обращения - двумя руками. Кадансы Т-S-Т, Т-D-Т,
Т-S-D-Т.
Хроматические гаммы ля, ми, си, ре, соль, до, фа (натуральные, гармонические, мелодические) – в прямом движении двумя руками в четыре октавы. Далее – как в мажоре.
Пятый класс.
Все мажорные гаммы – в прямом движении двумя руками в четыре октавы, в противоположном движении – с симметричной аппликатурой.
Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука двумя руками, по четыре звука – каждой рукой отдельно.
Арпеджио короткие – двумя руками.
Арпеджио ломаные – двумя руками.
Арпеджио длинные без обращения - двумя руками. Кадансы Т-S-D-Т.
Доминантсептаккорд - построить и разрешить, арпеджио длинные каждой рукой отдельно.
Хроматические гаммы - в прямом движении двумя руками от нот «ре»,
«соль-диез» - в противоположном движении.
Минорные гаммы – до четырёх знаков включительно (натуральные, гармонические, мелодические) – в прямом движении двумя руками в четыре октавы.
Уменьшенныйсептаккод – построить и разрешить, арпеджио короткие – каждой рукой отдельно, арпеджио длинные – двумя руками в три октавы.
Для учащихся группы общего развития:
Мажорные гаммы- До, Соль, Ре, Ля, Фа, Си-бемоль в прямом движении двумя руками в две октавы.
-25-
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно.
Арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.
Хроматические гаммы каждой рукой отдельно.
Минорные гаммы ля, ми, ре, соль (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении двумя руками в две октавы. Далее-как в мажоре.
3 класс
Мажорные гаммы до четырёх знаков включительно в прямом движении двумя руками в две октавы.
Минорные гаммы ля, ми, си, соль, до, фа ( натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движении двумя руками в две октавы.
В мажорных и минорных гаммах тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками.
Арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.
Арпеджио длинные без обращений каждой рукой отдельно.
Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками.
4 класс
Все мажорные гаммы в прямом движении двумя руками в четыре октавы.
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками.
Арпеджио короткие двумя руками.
Арпеджио длинные без обращений двумя руками.
Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками.
Минорные гаммы до четырёх знаков включительно (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении двумя руками в две октавы. Далее – как в мажоре, но в две октавы.
5 класс
Все мажорные гаммы в прямом движении двумя руками в четыре октавы, в противоположном движении с симметричной аппликатурой.
-26-
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками, по четыре звука каждой рукой отдельно.
Арпеджио короткие двумя руками.
Арпеджио длинные с обращениями каждой рукой отдельно.
Проверка технической подготовки
Проверка технической подготовки учащихся осуществляется дважды в течение учебного года, начиная с 3 класса. В 1 полугодии учащиеся 3 и 4 группы исполняют этюд, профгруппа – два этюда (один из них – конкурсный).
Во 2 полугодии все учащиеся на техническом зачёте исполняют по одной мажорной и одной минорной гамме со всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами.
Рекомендуемые конкурсные этюды
3 класс – Лемуан А. соч.37,этюды 22, 24, 29.
Черни К. под ред. Г. Гермера ч.1 этюды 17, 32, 50.
4 класс – Черни К. под ред. Г. Гермера ч.1 этюд 42, ч.2 этюд 7.
Черни К. соч. 299 этюд 2.
Лемуан А. соч. 37, этюд 20.
-27-
Требования к уровню подготовки выпускников
По окончании школы выпускники должны получить общее музыкальное воспитание, овладеть комплексом знаний и важнейших практических навыков игры на фортепиано для того, чтобы исполнять различные по жанрам и стилям музыкальные произведения, уметь анализировать исполняемые произведения, стать грамотными слушателями и ценителями музыки.
Учащиеся, собирающиеся продолжить музыкальное образование, должны обладать более высоким исполнительским уровнем, повышенной потребностью в игре на инструменте, самостоятельностью оценочных суждений, развитым эстетическим вкусом.
По окончании школы выпускники должны получить общее музыкальное воспитание, овладеть комплексом знаний и важнейших практических навыков игры на фортепиано для того, чтобы исполнять различные по жанрам и стилям музыкальные произведения, уметь анализировать исполняемые произведения, стать грамотными слушателями и ценителями музыки.
Учащиеся, собирающиеся продолжить музыкальное образование, должны обладать более высоким исполнительским уровнем, повышенной потребностью в игре на инструменте, самостоятельностью оценочных суждений, развитым эстетическим вкусом.
-28-
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для реализации данного курса необходимо иметь:
два фортепиано,
видеомагнитофон,
проигрыватель аудио- и компакт-дисков,
нотно-методическую литературу.
-29-
Рекомендуемая литература
1. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста» М; 1991 г.
2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе.-
М.:Просвещение, 1983г.
3. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л., 1974г.
4. Баринова М. «О развитии творческих способностей ученика». Л., 1961г.
5. Воспитание пианиста в детской музыкальной школе /Отв. Ред. Б. Нилич.-
Киев,1964.
6. Грачевский Ю. «На орбите хорошего настроения».- М.: Сов. Россия,1977г.
7. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением» М., 1981 г.
8. Либерман Е. «Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988г.
9. Лобова О. «Мир волшебных звуков».1998г.
10. Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1983г.
11. Программа «Класс специального фортепиано» М., 1973 г
12. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста»- методическое пособие. М 1989г.
13. Тургенева Э., Малюков А. «Пианист-фантазёр». Ч. 1.- М., 1987г.
14. Фейгин М. «Индивидуальность ученика и искусство педагога».- М., 1975г.
15. Фейнберг С. «Пианизм как искусство». М., 1965г.
16. Шмидт- Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков». Л., 1971г.
17. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано» М., 1984г.
18. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз. С.-Пб.,1996.
-30-
Сведения о составителе;
Ф.И.О. Синяшина Гульшан АхмадалиевнаМесто работы МОУДОД «Детская школа искусств №1» г. Лянтор.
Должность преподаватель по классу фортепианно
Образование Андижанское Государственное училище искусств
им. Т. Джалилова, Спец-ть; преподаватель по классу фортепиано; концертмейстер.
Телефон дом. (8346-38) 20-556; раб.( 8346-38) 28-717
Домашний адрес ХМАО, Тюменская обл., Сургутский район, г. Лянтор4 микро-район дом 29 кв.187
-31-


Приложенные файлы


Добавить комментарий