Внеклассное занятие о русском фольклоре. Колыбельная.

Учитель начальных классов
г. Москва, ГОУ СОШ № 1386
Омелянчук Ольга Борисовна

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР»

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ»

– Здравствуйте, ребята, скажите, а кто из вас вполне серьезно верит в чудеса? (Ответы детей.)
– Значит, я не ошиблась в вас. Не все потеряно, если вы любите шутить, смеяться, удивляться и радоваться. Итак, если вы верите в чудеса, то поймёте, что вот эта книга – настоящее чудо.

(Показываю детям книгу «Жизнь человека в русском фольклоре».)(1 слайд)

– Названий у книги три, и все золотыми буквами напечатаны. Вот первое. Прочтите его.
(«Мудрость народная»).

(На экране появляется словосочетание «Мудрость народная» ) (2 слайд)


– Мудрость народная. «Народная» - понятное слово. А «мудрость» - что это за слово такое? Мудрый человек – кто он: взрослый, ребенок, старик? (Ответы детей).
– Не будем долго гадать. Обратимся к нашему надежному другу – «Словарю» Ожегова.

Один из заранее подготовленных учеников зачитывает сообщение с толкованием слова МУДРОСТЬ.

– Ребята, второе название книги напечатано мельче, но тоже золотой линией подчеркнуто. – Прочитайте.
(«Жизнь человека в русском фольклоре»).

– А здесь какое слово требует объяснения? (Фольклор).
(Смотрим словарь Ожегова).

Другой заранее подготовленный ученик зачитывает сообщение с толкованием слова ФОЛЬКЛОР.

– Итак, в этой книге описана жизнь человека в произведениях устного народного творчества. А какие из видов (жанров) народного творчества вам знакомы, мы сейчас узнаем.

Предлагаю детям игру.
– Я начинаю песенку, а вы, кто помнит, подхватывайте.
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет – кашкою,
Другой – простоквашкою,
Третий скажет – молочком
И румяным пирожком.
(Текст песенки появляется на экране).(3слайд).


– Какую песенку мы так ласково, нежно спели? (Колыбельную.) правильно. Один из видов устного народного творчества – колыбельная песня. Продолжаем игру. Я говорю вместо мамы – вы отвечаете за Дунюшку. (Текст песенки появляется на экране).(4слайд).



– В классе тишина, Дунюшка еще не проснулась.
– Вставай, Дунюшка, уже день занимается.
– Пусть занимается.
– Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
– Пусть всходит.
– Вставай, Дунюшка, каша готова.
– А я уже, матушка, за столом сижу.
(Тексты появляется на экране).(5 слайд).

– Это была прибаутка, небылица в лицах. Продолжаем вспоминать забытое.
Летела сова –
Веселая голова,
Она летела, летела,
На дубок села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела. (2 раза.)

– А что мы так интересно разыграли? (Ответы детей). Это была сказка без конца и без начала. Ну, а теперь попросим по-доброму.
Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей.
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть,
В лес пойдут грибы искать
Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей.

– С помощью чего мы обратились к жаркому светиле нашему? (С помощью заклички). А теперь подхватываем:
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила.
Сказала сова соседке синице:
Стать самой красивой сорока стремится.

– А это была чистоговорка. Вы много знаете их, на каждом из уроков по букварю работали с ним.
– Давайте вернемся к разговору о книге. Второе название книги – «Жизнь человека в русском фольклоре». (еще раз демонстрирую книгу). Это означает, что жизнь человека отражается в колыбельных песнях, потешках, прибаутках, загадках (вы их мастера отгадывать), сказках, закличках, скороговорках. Надеюсь, теперь это название стало понятнее? (Ответы детей).

– Есть у книги и третье название – подзаголовок – «Младенчество, детство». «Детство» - понятно, от слова «дети», а «младенчество»? (Ответы детей).
– Правильно, младенец – недавно появившееся на свет дитя, крохотное, беспомощное. Его здоровье, настроение, жизнь – в руках матери. Поверьте, нет на свете ничего прекраснее молодой матери с младенцем.

На экране появляются изображения картин Леонардо да Винчи, Рафаэля. Дети молча рассматривают. (6 слайд)


– Созданы эти картины величайшими живописцами древности. По-другому, наверное, выглядела молодая русская мать. Но, бесспорно, она была так же прекрасна. Удивительна даже вот эта «Кормилка», дымковская игрушка, прославляющая материнство (показываю игрушку).

– Итак, наша книга рассказывает о жизни младенца, человеческого дитя с помощью различных жанров русского устного народного творчества. И тему предстоящего разговора подсказала эта книга, вернее, один из ее разделов – «Колыбельные песни».

– Стоит ли специально говорить о колыбельной песне? Думаю, стоит, потому что вас наверняка заинтересуют следующие вопросы:
Почему песни называются колыбельными?
Почему ребенок быстрее успокаивается, крепче засыпает под колыбельную песню?
Почему в гости к малышу с колыбельными песнями часто приходят Сон, Дрема, Котик-котован, Гули-гуленьки?
Много ли колыбельных существует?
Все ли колыбельные песни народные?

– Итак, тема нашего занятия – «Колыбельные песни».
– Песни обычно поются. Многие из них будем рассказывать напевно, чтобы вдуматься, вслушаться в их содержание. Вот одна их них. (Читает наизусть ученица).

Спи-тко, усни,
Дитя материно.
Спи-тко, ты дитятко,
С богом, со Христом.
Ласточки спят
Все по гнездышкам,
Касаточки спят
Все по кусточкам.
Куницы спят все по норочкам,
Соболи спят, где им вздумается.
Маленькие детки
В колыбелечках спят.
– Эти песни пелись у колыбели с засыпающим младенцем. А что такое колыбель? Колыбель – это люлька или зыбка. Зыбка – ящик, сделанный из луба и имеющий дно из тонких дощечек. Люлька – квадратная рама, на которую довольно слабо натянут холст, так что он образует значительное углубление. (7 слайд).


– Как люлька, так и зыбка привешиваются к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. Шест называется очеп. На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька. В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщевая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света и мух. Теперь ясно, почему песню, под которую засыпает младенец, колыбельной называют? (Ответы детей).

– Так почему же ребенок успокаивается под колыбельную песню, а не под какую-нибудь иную, например, плясовую? (Ответы детей).

– Давайте обобщим все сказанное: дети засыпают, так как колыбельная исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый. Успокаивающий, убаюкивающий.
– А много ли колыбельных песен бытует, живет в народе? («Сколько матерей, столько и песен», «Песен колыбельных не очень много, потому что они передавались от бабушки к матери, от матери к внучке» )

– Да, верно, колыбельных песен не очень много. Лет сто пятьдесят назад их собирали ученые-фольклористы, знатоки народного творчества. На территории Владимирской губернии, например, их было записано всего 15. Во всяком случае, в этом сборнике помещено столько. Но каждая из них оригинальна по содержанию.
– «Сон ходит по сенюшкам и дрема » кто такие сон и дрема? По мнению старых людей, сон и дрема – невидимые, могущественные существа, обитавшие где-то рядом с людьми. Матери верили, что именно сон и дрема, вызванные ими, приносят покой, здоровье ребенку. А почему в гости к малышам вместе с колыбельными песнями приходит кот-котован? Почему он – частый персонаж колыбельных песенок? (Ответы детей).
– Правильно, кот-котишка-плутишка днем любит спать, спит – песни поет, мурлычет, убаюкивает сам себя. Вспомните, как в сказке П. Бажова «Серебряное копытце» кошка звонко мурлыкала и приговаривала: «Правильно говоришь, правильно» в прапрадедовские времена прежде, чем положить малышку в колыбель, клали в нее кошечку или котика, чтобы они могли передать свою привычку – мирно спать младенцу. Обряд забыли, а котик остался самым любимым персонажем колыбельных песенок.



(8 слайд)


– Послушаем еще одну колыбельную:
Зыбка поскрипывает,
Котенька мурлыкает,
Тихо песенки поет,
Дрему к Васеньке зовет.
Дрема к Васеньке идет,
Под головку сон кладет.

– По-моему, не бывает матери, не исполнившей ни одной колыбельной песни. Если мать очень молода, неопытна, не знает ни одной колыбельной, она сама создает их – придумывает и слова, и мелодию. Вот самые простые песенки:
Баю-бай,
Баю-бай,
Баю – глазки закрывай
– Или чуть-чуть посложнее:
Баю-баюшки-баю,
Баю, доченьку мою, баю милую,
Баю крошечку мою,
Баю маленькую (9 слайд)



– Вот как много интересного вы сегодня узнали о русском народном творчестве, об одном из его жанров – колыбельной, материнской песне.
– Может быть, кто-то из вас попытается убаюкать куклу, исполнить колыбельную, которую пела бабушка или мама? (Две-три ученицы исполняют песни - напевают).


– А сейчас я прочту вам восемь удивительных строчек: (10 слайд)



Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою,
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

– Строчки эти из стихотворения замечательного русского поэта Михаила Лермонтова. Оно написано им под впечатлением колыбельной казачьей песни.

– В начале урока эту совсем не детскую книгу с тремя названиями я назвала чудом.
– Наверно, вы поняли, почему. Эта книга помогла нам провести необычный разговор о народном творчестве, о творчестве уникальном. Преимущественно материнском. Истоки его лежат в глубокой древности. А чтобы все, о чем вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, каждому из вас я дарю небольшую книжечку. В ней вы прочтете народные колыбельные песни, которые пели в старину, да и сейчас поют.



15

Приложенные файлы


Добавить комментарий