Программа творческого объединения учащихся «Клуб самодеятельной песни»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ № 1386



«Согласовано»
Зам.директора по ВР

________________ И.В.Ядыкина
«____» _____ 20 ___ г.

«Утверждаю»
Директор ГОУ СОШ №1386

________________ И.Ю.Брылева
«____» _____ 20 ___ г.




Программа
творческого объединения
учащихся

«Клуб самодеятельной песни»




Возраст обучающихся – с 14 до17 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество часов в год – 152 часа.







Педагог Казанцев В.А.







МОСКВА
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



«Музыка и песнопения
управляют человеком.
Они могут его исцелить,
а могут ввергнуть в безумие...
от них зависят устои государства»
(Платон, Аристотель).


«Границы моего языка -
границы моего сознания»
(Л. Витгенштейн).

«И сама по себе не играет гитара, А дана человеку, как голос души» (Ю. Визбор).
 


Актуальность данной образовательной программы объясняется повышенным интересом со стороны учащихся среднего и старшего возраста к истокам российского музыкально-поэтического творчества, и в частности к изучению жанра авторской самодеятельной песни.
Сегодняшний интерес подрастающего поколения к авторской самодеятельной песне вызван серьёзным дефицитом духовности, нравственности, как в обществе в целом, так и в среде старшеклассников. Массовая поп-культура «убивает» ростки личностного роста, самоопределения, индивидуальности, навязывая тем самым элементы чуждой культуры.
Программа «Клуб самодеятельной песни» является модифицированной на основе программы А.Манилова «Учись аккомпанировать на гитаре», рекомендованной НМЦ Министерства культуры, и программы Д. Поздина МОУДО ЦТРиГО «Хобби-центр» «Клуб самодеятельной песни».
Большая Российская энциклопедия даёт понятию авторской самодеятельной песни следующее определение: «Авторская - бардовская песня» жанр российской, главным образом советской, городской культуры, в котором автор текста и музыки является также певцом и аккомпаниатором. Отличительной особенностью авторской песни является приоритет стихотворного текста, распеваемого под гитару. Основоположниками этого жанра явились М.Л. Анчаров, Б.Ш. Окуджава, А. А. Галич, Ю.И. Визбор, В.С. Высоцкий, Ю.Ч. Ким, Е.И. Клячкин, A.M. Городницкий, Н.Н. Матвеева. В 1960-1980-х гг. «Авторская песня» получила широкую популярность в различных слоях общества, повсеместно распространились так называемые КСП - «клубы самодеятельной песни». Со 2-й половины 1960-х гг. регулярно проводились фестивали КСП, собиравшие тысячи зрителей. Самый известный из которых «Грушинский» (Самарская обл., с 1968 г.).
Среди авторов и исполнителей А.Н. Башлачёв, А.Б. Градский, Т.Х. и С.Я. Никитины, А.А. Дольский, В.А. Долина, О.Г. Митяев, А.Я. Розенбаум. Самодеятельная музыка «Авторской песни», первоначально очень простая, постепенно приобретала собственную выразительность. Своего рода символами позднесоветской эпохи стали песни: «Полночный троллейбус», «Песенка об Арбате», «Союз друзей» Булата Окуджавы; «Когда я вернусь» Александра Галича; «Милая моя», «Домбайский вальс» Юрия Визбора; «Атланты» Александра Городницкого; «Песня о друге», «Охота на волков», «Я не люблю фатального исхода» Владимира Высоцкого. С 1970-х гг. многие профессиональные композиторы стали писать в стиле «Авторской песни», особенно песни к кинофильмам. Например, М.Л. Таривердиев (фильм «Ирония судьбы», 1975), А.П. Петров (фильм «Жестокий романс», 1984) и многие другие. В 1990-2000-х гг., наряду с развитием этого жанра музыкального искусства (в т.ч. использование бит-группы, синтезатора в качестве музыкального сопровождения) сохраняют актуальность многие песни родоначальников жанра.
Булат Окуджава в статье «Музыка Души» пишет: «Говоря об авторской самодеятельной песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Для нас же это понятие имеет конкретный и узкий смысл: клуб авторской самодеятельной песни – это начинающие поэты и музыканты, поющие свои стихи и стихи признанных мастеров под музыкальный аккомпанемент.
Тогда, в конце 60-х начале 70-х гг., и возник круг таких поэтов, как Александр Галич, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Александр Городницкий. Все они были не похожими друг на друга, имели собственное лицо, свой собственный почерк.
На какой почве выросла авторская песня? Это наш русский фольклор. Частушка - лаконичная, метафоричная и остроумная, городской романс, солдатские песни. Авторская песня - это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни, о недоверии и неуважении к личности, о крушении идеалов, о разочарованиях, об утратах. Обо всем этом надо говорить. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки - и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями и слушателями как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несет музыкальное слово.»
Данная программа имеет не только информативно-аналитический характер, но и прикладную направленность.

ЦЕЛЬ
Воспитание высокодуховной творческой личности, формирование творческого мышления и художественного вкуса посредством изучения и анализа творчества авторов – исполнителей бардовской песни.


ЗАДАЧИ
образовательные
формировать знания о творчестве авторов-исполнителей самодеятельной песни;
изучать основы строения музыкальной песенной формы и стихосложения;
обучение основам игры на гитаре;
проведение дискуссий на интересующие темы;
организация творческих встреч и музыкальных гостиных с известными авторами-исполнителями;
проведение концертов, участие в самодеятельных конкурсах и фестивалях;
развивающие –
развитие творческого мышления, формирование художественного вкуса, поиск инструментов для самовыражения.
воспитательные –
формирование у учащегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения;
воспитание гражданской нравственности, коммуникативности и широты интересов;

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
данная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 17 лет.
В группы принимаются все желающие без конкурса и ограничений.


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 год

ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Форма и режим занятий в данной образовательной программе разнообразны: теоретические и практические занятия в малых группах и индивидуально, музыкальные гостиные, и диспуты, индивидуальные показательные выступления и групповое творчество, участие в выездных концертных мероприятиях, фестивалях и конкурсах.
групповые занятия – 15 человек;
индивидуальные занятия, для проведения консультаций и при подготовке отдельных конкурсных или концертных номеров;
беседы и диспуты на заданную тему;
музыкальные гостиные с приглашением известных авторов-исполнителей;
участие во внутришкольных концертных мероприятиях, выездных выставках, фестивалях и конкурсах.
организация внутришкольных выездных конкурсов авторов-исполнителей авторской самодеятельной песни;
издательская деятельность творчества учащихся, а также звукозапись аудиоматериала на лазерных носителях.
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий:
60 минут – 4 раза в неделю.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
усвоение теоретического и песенного материала творчества авторов-исполнителей самодеятельной песни;
овладение основами строения музыкально-песенной формы и стихосложения;
освоение исполнительских навыков игры на гитаре;
приобретение навыка публичных выступлений перед многочисленной аудиторией зрителей (сольные выступления, выступления в составе группы, диспуты, встречи с гостями клуба);
развитие творческого мышления:
- расширение музыкального и литературного кругозора;
- формирование музыкально-художественного вкуса;
- овладение понятиями жанра, стиля, направления.
овладение основами анализа, концентрации и рассуждений на предложенную тему;
формирование собственного художественного вкуса и стиля;
изложения своих внутренних переживаний поиск инструментов для самовыражения;
приобретение навыков:
- общения со сверстниками, с детьми младше или старше себя;
- умения формулировать и излагать свою точку зрения, отстаивать гражданскую позицию, как в коллективе, так и вне его.
формирование и развитие личностных качеств ребёнка;
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Основной формой контроля за выполнением данной образовательной программы являются:
сольные выступления в различных формах концертных и конкурсных мероприятий внутри школы и за её пределами;
показательные выступления в составе различных групп и ансамблей;
диспуты, публичные выступления на встречах с гостями клуба.
По окончании каждой учебной четверти проводятся творческие вечера и презентации альбомов известных авторов-исполнителей самодеятельной песни. В конце учебного года организуется отчётный концерт клуба. В концерте принимают участие все участники клуба авторской самодеятельной песни, на котором вручаются дипломы и ценные подарки лучшим его представителям.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов,
тем уроков
Часы
Задачи учителя
по темам уроков
Основные
понятия
Формы
и
методы
Планируемый результат

1.
Введение.
Авторская песня, как особый вид духовных отношений в музыкально- эстетическом воспитании.
6
1. Раскрытие значимости песенной культуры, как части общей культуры народа.
2. Совершенствование навыков и умений в музыкально – творческой деятельности.
3. Мотивация к развитию эмоционально – целостного отношения к миру.
Музыка, как вид искусства;
авторская самодеятельная (бардовская) песня, духовные ценности.
Активное слушание музыки, создание интонационно-образных картин, диалог: учитель-ученик.
1. Учащиеся объясняют понятия темы, определяют место песни в общей культуре народа.
2. Умеют активно слушать песни и передавать словесное выражение музыкальных образов.
3. Дают оценку значимости духовных ценностей бардовской песни.

Раздел 1. История становления и развития бардовской песни.

2.



3.
Тема 1
Истоки авторской песни.


Тема 2
История становления и развития авторской песни.

Слушание: Алябьев А. «Соловей», Вертинский А. «Последнее письмо»,
Круг А.
«100 дорог», Берковский В. «Свежий ветер»

4



2
1. Ознакомить учащихся с истоками авторской песни, этапами её становления и развития.
2. Формировать и совершенствовать умения: активного слушания и пения;
раскрытие музыкальных образцов;
объяснять понятия и термины.
3. Мотивировать уч-ся к осознанию понимания основных идей и личностному отношению к ним.

Гусляры, лирники, былинные песни, русская, лирическо-городская, песенная лирика, романс революционные песни, бардовская песня.
Активное слушание и пение, передача музыкальных образов, суждение, размышление, выводы, личностная оценка основных идей песен.
1. Уч-ся знают истоки и этапы становления авторской песни.
2. Умеют различать виды музыкально- песенных жанров, выделять их особенности, оперировать терминами и понятиями.
3. Активно участвуют в осмыслении музыкальных образов: рассуждают, обобщают, оценивают с точки зрения своей позиции.


4.
Тема 3
Особенности жанра авторской песни.

Слушание:
Визбор Ю. «Милая моя», Ким Ю.
«Рыба-кит»,
Б. Вахнюк
«Песенка влюблённого туриста»
6
1. Раскрыть уч-ся особенности жанра авторской песни, объяснить понятия.
2. Развивать образное мышление. Учить методу анализа музыкального произведения (песни).
3. Мотивировать устойчивый интерес к авторской песне.
Мелодичность языка, опевание тона, речитатив, декламация – приёмы исполнения песни.
Активное слушание и пение, анализ; выделение особенного, работа с понятиями, работа с приёмами исполнения.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения.
1. Уч-ся выделяют и объясняют особенности жанра, оперируют понятиями.
2. Знают и показывают приёмы исполнения песни, аргументируют их роль в создании образа песни.
3. Активно участвуют в диалоге, пении, оценке.

5.
Тема 4
Авторская песня. Слёты и фестивали.

Слушание: Городницкий «Атланты», Митяев О. «Изгиб гитары жёлтой», Окуджава Б. «Союз друзей»
6
1. Рассказать уч-ся об основных формах организации энтузиастов авторской песни.
2. Донести до уч-ся через формы организации историю и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
3. Показать, что Грушинские фестивали - это средство нравственного воспитания молодёжи.
Авторская песня, слёт, гимн, фестиваль, самодеятельная песня, клубы по интересам, Грушинские фестивали, основная идея,
лауреат фестиваля.
Рассказ,
схема форм организации,
оценка творчества бардов, активное слушание и пение, оценивание по критериям, нравственное суждение: рецензия.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения.
1. Уч-ся знают формы организации любителей авторской песни, называют их, объясняют.
2. Выделяют и на основе анализа текстов песен аргументируют основную идею в создании организаций.
3. Рассуждают и дают оценку фестивалям, как эффективному средству нравственного воспитания молодёжи.

6.
Тема 5
Они были первыми.
Авторская песня Окуджавы Б.

Слушание:
Окуджава Б. «Пожелание»,
«Нам нужна одна победа».
10
1. Способствовать освоению уч-ся знании о жизни, творчестве, специфических чертах стиля и символами его поэзии.
2. Развивать образное и ассоциативное мышление, способность к сопереживанию.
3. Мотивировать к самостоятельному размышлению и оценке творчества.
Основоположник авторской песни,
мастер лирики,
основная идея: совесть, чуткость человечность честь, достоинство, вера, надежда, любовь.
Рассказ,
анализ творчества, выявление основных идей, выделение специфики песен,
пение- размышление, суждение, оценка.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения.
1. Уч-ся характеризуют Б.Окуджаву, как основоположника бардовской песни, объясняют его основные идеи, символы, песни.
2. Анализируют стиль его творчества, исполняют песни- размышления, высказывают собственные суждения и оценку.
3. Самостоятельно драматизируют исполнение.



Наименование разделов, тем уроков.
Часы
Задачи учителя по темам уроков
Основные понятия
Формы
и методы
Планируемый результат

7.
Тема 6
Авторская песня В.Высоцкого
Слушание:
В.Высоцкий «Если друг оказался вдруг», «Он не вернулся из боя», «Канатаходец», «Прощание с горами».
10
1. Сформировать знания о жизни, творчестве и специфике песен В.Высоцкого.
2. Сформировать навыки слушания и исполнения песен, создавать ощущаемые музыкально – художественные образы.
3. Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к музыке.
Разнохарактерность песен, целеустремлённость экстрим, «хозяин жизни», «песня-жизнь».
Рассказ, выступления уч-ся, активное слушание и пение, создание музыкально-художественных образов песен; перевод песен в рисунок.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения.
1. Уч-ся рассказывают о жизни, творчестве, тематике песен В.Высоцкого.
2. Активно участвуют в исполнении, обсуждении тематике и специфики исполнения песен.
3. Создают по песне музыкально – художественные образы видения песни.

8.
Тема 7
Авторская песня Ю.Визбора и А.Галича.
Слушание: Ю.Визбор «Кострома»,
«Мама, я хочу домой», «Россия»,
А.Галич «Литераторские мостики», «Ошибка», «Старательский вальсок»
12
1. Сформировать знания о жизни, творчестве, тематике и специфики исполнения песен Ю.Визбора и А.Галича.
2. Совершенствовать навыки и умения: активного слушания и пения, творческого воображения.
3. Развивать способности уч-ся оценивать мир по законам красоты.
Жанр студенческой и туристической песни, классик авторской песни, песня рассказ; драматизм, комизм, лирика, эпос, сатира, философствование.
Объяснения учителя, выступления уч-ся, активное слушание и исполнение песен, анализ содержания и специфики исполнения, создание воображаемых образов; оценка мира песен по законам красоты.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального сопровождения.
1. Уч-ся рассказывают о жизни, творчестве, тематике и специфике исполнения песен на самостоятельно подготовленном материале, оперируя понятиями, терминами.
2. Умеют слушать, исполнять песни, объяснять возникающие образы и чувства.
3. Высказывают собственные суждения в оценке красоты песен.

9.
Контрольный урок- концерт за первую четверть.
6
1. Организовать урок-концерт, как контроль ЗУМ уч-ся.
2. Проверить полученные учащимися навыки и умения.

Все понятия изученных тем.
1. Устный понятийный диктант.
2. Конкурс песен, с использованием инструментального сопровождения.
3. Конкурс сочинений, рисунков, сольного исполнения.
1. Знают основные формы музыки, основные жанры; объясняют авторскую песню как часть песенного фольклора.

ИТОГО В РАЗДЕЛЕ: 62 часа

 
Раздел 2. Семь цветов радуги: тематический спектр авторской песни.


Наименование разделов,
тем уроков.
Часы
Задачи учителя
по темам уроков
Основные понятия
Формы
и
методы
Планируемый результат

10
Тема 8.
Красный цвет в авторской песне

Слушание:
Визбор Ю.
«Вот это для мужчин»,
«Серёга Санин», Городницкий А.
«Атланты».
12
1. Ознакомить уч-ся с огромным диапазоном авторской песни, используя цветовую гамму радуги, как удивительное явление природы.
2. Учить использовать приобретенные знания и умения исполнения, размышления о песне и её анализа
3. Совершенствовать навыки выражения собственной позиции.
Тематический спектр авторской песни, индивидуальная цветовая ассоциация, героизм, гражданственность, патриотизм, понятие «красного» цвета.
Объяснения учителя, ассоциации цвета и музыки, выразительное исполнение, анализ музыки, суждение в форме эссе.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения
1. Уч-ся знают ассоциацию цвета и музыки, объясняют какие чувства соответствуют каждому цвету.
2. Выразительно передаются чувства каждого цвета в исполнении песни.
3. Высказывают собственное суждение об ассоциативных образов эссе.

11
Тема 9
Зелёный цвет бардовской песне.

Слушание:
Городницкий А.
«Паруса Крузенштейна»
Крылов С. «Зимняя сказка» Матвеева Н. «Реченька», Семаков Л. «Осенний вальс»,
Якушева А.
«В речке каменной»
12
1. Дать представление о сущности, смысловой нагрузке и музыкальных особенностях «зелёных» песен бардов.
2. Совершенствовать умение создавать образы песен-картин и исполнять их.
3. Воспитывать чувство сопереживания, чувство неотъемлемой причастности к волшебным песенным образам природы.
Понятии «зелёного цвета, песня
размышления, песня- картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия.
Объяснения учителя, создание ассоциативных образов в цвете и музыке, выразительное исполнение песен- размышлений, песен- картин, песен- разговоров.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения.
1. Уч-ся называют и объясняют ассоциативные образы в цвете и музыке.
2. Умеют создавать воображаемые образы по аналогии и выразительно передавать их в сольном и хоровом исполнении.
3. Определяют свою позицию в причастности к природе через музыку.


12
Тема 10
Прозрачность чистоты чувств в «голубых» песнях бардов.

Слушание:
Визбор Ю. «Ты у меня одна», «Лесное солнышко», Высоцкий В. «Я поля влюбленным постелю», Миляев В. «Весеннее танго»,
Якушева А. «Если бы ты знал».
12
1. Раскрыть в совместном диалоге учитель- ученик тему любовной лирики в песенном творчестве бардов.
2. Совершенствовать навыки и умения анализа, суждения, оценки чувств и передачи их в музыке.
3. Донести до уч-ся высшие идеалы любви: уважение, верность, постоянство.
Понятие голубого цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение нежность, верность, благородство драматизм неразделённой любви.
Диалог учитель- ученик, понятие цвета в музыке, прослушивание и исполнение песен, анализ чувств, передача их в музыке, суждение об идеалах любви, эссе.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения
1. Уч-ся раскрывают гамму чувств любовной лирике бардов, знают ассоциацию голубого цвета и музыки, оперируют понятиями.
2. Умеют рассуждать, выразительно передавать в исполнении песен о любви гамму чувств.
3. Высказывают в эссе собственные суждения о любви.

13
Тема 11
Свет, мечта, солнце - жёлтый цвет в бардовской песне.

Слушание:
Ангаров М. и Смиренский М. «Песенка про Александра Грина»,
Загот А. «Песня о двух», Матвеева Н. «Страна Дельфиния»,
Лепский Г. и Коган П. «Бригантина», Трогер М. «Песенка Битт-боя».
12
1. Раскрыть понятие жёлтого цвета в музыке, показать романтическую традицию в авторской песне.
2. Совершенствовать навыки анализа, суждения, оценки «жёлтых» песен бардов. Высказывать собственную позицию. Выразительно передавать в исполнении песен специфику романтической традиции в творчестве бардов.
3. Воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Понятие жёлтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов.
Диалог учитель- ученик, работа с понятиями и терминами, активное слушание и пение, соотнесение гаммы цвета с музыкой чувств, анализ, суждение, умозаключение.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения.
1. Раскрывают гамму в романтической традиции авторских песен, оперируют изученными понятиями.
2. Умеют делать анализ песни, музыки, высказывать собственное суждение, приходить к выводам.
3. Выразительно передавать в исполнение песни фантазию, мечту, романтику.



Наименование разделов,
тем уроков
Часы
Задачи учителя
по темам уроков
Основные понятия
Формы
и
методы
Планируемый результат

14
Тема 12
«Искать ровесников следы на четверть века старше нас»
(фиолетовый и синий цвета).

Слушание:
Круп А. «Ровесников следы»,
Митяев О. «Октябрь»,
Окуджава Б. «До свидания, мальчики»,
Вихорев В. «На фронт трамвай уходил», Туриянский В. «Когда вечернею порой».
12
1. Сформировать знания о мужестве, трудовом героизме, тяжёлых испытаниях солдат ВОВ в музыкальном творчестве
Композиторов авторской песни.
2. Учить передавать в исполнении песен чувства утраты и пафос Победы.
3. Обеспечить восприятие высших человеческих ценностей как осознание Собственного – Я.
Понятие фиолетового цвета радуги, печаль, скорбь, утрата. Понятие синего цвета радуги: Воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм.
Работа с изучением понятий, соотнесение понятий с гаммой чувств в музыке. Выразительная передача особенностей исполнения песен ВОВ, музыкальная драматургия анализ, собственная оценка.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения.
1. Уч-ся знают тему Великой Отечественной войны в творчестве бардов. Соотносят понятия фиолетового и синего цветов с гаммой чувств: печали, скорби, воспоминании, тоски и памяти. Оперируют в рассказе понятиями.
2. Выразительно передают мелодией образы ВОВ.
3. Называют и воспринимают высшие духовные ценности, как собственную позицию.

15
Тема 13.
«Синие набегают слёзы горькие». (Матвеева Н.)

Слушание:
Вихорев В. «Обелиск, Ладога», «На фронт трамвай уходил»,
Туриянский В. «когда вечернею порой»,
Швангин – Березовский Г. «Пройдёт ещё, наверно, много лет».
12
Показать песни бардов- композиторов о ВОВ, их основные идеи.
2. Совершенствовать умения анализа, выделение общих черт и особенности «оранжевых» песен.
3. Подвести итог уровня воспитания в уч-ся высоконравственных качеств и утверждения собственного Я, через творчество авторской песни.
Понятие синего цвета в радуге: воспоминание, чувство тоски об ушедшем, о прошлом.
Песни – воспоминания, песни – память: их особенности, средства выражения чувств.
Работа с понятиями, соотнесение цвета с гаммой чувств, выразительное исполнение, анализ песен, эссе.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения.
1. Уч-ся знают тему Великой Отечественной войны в творчестве бардов. Соотносят понятия фиолетового и синего цветов с гаммой чувств: печали, скорби, воспоминании, тоски и памяти. Оперируют в рассказе понятиями.
2. Выразительно передают мелодией образы ВОВ.
3. Называют и воспринимают высшие духовные ценности, как собственную позицию

16
Тема 14
«Оранжевая песня в творчестве бардов»

Слушание:
Васильев Г. «Вечный думатель», Высоцкий В. «Песенка про жирафа», Визбор Ю. «Передовики»,
Ким Ю.
«Рыба-кит»
12
1. Показать песни «оранжевого» цвета бардов- композиторов, их основные идеи.
2. Совершенствовать умения анализа, выделение общих черт и особенности «оранжевых» песен.
3. Подвести итог уровня воспитания в уч-ся высоконравственных качеств и утверждения собственного Я, через творчество авт. песни.
Понятие оранжевого цвета в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.
Работа с понятиями, соотнесение цвета с гаммой чувств, выразительное исполнение, анализ песен, эссе.
Показ отдельных фрагментов песен с использованием инструментального гитарного сопровождения.
1. Уч-ся объясняют сущность «оранжевой» песни в творчестве бардов, их основные идеи.
2. Умеют соотносить цвет с гаммой чувств в исполнении песен.
3. Делают самостоятельно анализ песен.
4.Эссе «Как повлияла авторская песня на моё собственное Я?»

17
Контрольный урок-концерт по разделу:
Авторская песня, как особый вид духовных отношений в музыкально- эстетическом воспитании.
6
1. Организовать урок- концерт к форме проверки ЗУН в соответствии с требованием Госстандарта.
2. Подвести итоги изучения раздела.
3. Мотивация к качественному выполнению ЗУН.
Все понятия раздела
1. Понятийный диктант.
2. Музыкальный тест.
3. Конкурс лучших рецензий, эссе.
4.Выставка песен- рисунков.
5.Подведение итогов.

1. Все уч-ся с пониманием и качественно в соответствии с требованием Госстандарта - справились с предложенным и заданиями.
2. Дали оценку своей деятельности по ЗУН.

ИТОГО В РАЗДЕЛЕ: 90 часов


ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ: 152 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение:
авторская песня, как особый вид духовных отношений в музыкально- эстетическом воспитании.
РАЗДЕЛ 1.
История становления и развития авторской песни.

Тема 1.
Истоки авторской песни.
Барды в истории нашей страны: гусляры, лирики, былинный певец- сказатель Садко, «Слово о полку Игореве». Единство слова и музыки. Виды авторских песен: русская лирическая песня, городская песенная лирика (В. Трутовский), романс (О. Куловский, А. Алябьев), революционные песни (К. Рылеев, А. Бестужев).
Расцвет авторской песни, как жанр массовой культуры 20 века.
«Последнее письмо» (А. Вертинский), «Пока не выгорел дотла» (В. Туриянский).

Тема 2.
История становления и развития авторской песни.
Расцвет современной авторской песни.
Влияние событий конца 1950-х начало 60-х годов на творческий подъём среди деятелей искусств.
Первые барды – исполнители: А. Якушева, Ю. Визбор «Милая моя», Б. Окуджава. Тематика бардов 1960-х В. Берковский «Свежий ветер», А. Круп «Сто дорог».
Тема3.
Особенности жанра авторской песни: мелодичность языка, опевание тона, включение речитатива и декламации.
Отличительные особенности бардовской песни: правдивость, открытость, высота нравственных критериев.
Понятие авторской песни (В. Высоцкий)
Широта тематического диапазона: единство текста, музыки и сценической зримости образов. Ю. Визбор «Милая моя».
Тема 4.
Авторская песня. Слёты и фестивали.
Движение любителей самодеятельной песни.
Гимн клубов любителей песен Б.Окуджава «Союз друзей».
Его основная идея: дружба, единство, братство.
Фестивали авторской песни. (Тушинские фестивали). Р. Ченборисова «Люди идут по свету»,
А. Городницкий «Атланты».
Тема 5.
«Они были первыми»
Авторская песня Б. Окуджавы.
Основоположение движения авторской песни: жизнь, символы и творчество. Мастер лирики Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», «Пожелание», «Союз друзей».
Авторская песня В. Высоцкого: поэта, композитора и актёра. Жизнь и творчество. Основные идеи песен: «Если друг оказался вдруг», «На братских могилах», «Прощание с горами».
Ю. Визбор – защитник жанра студенческой и туристической песни. Творческий портрет. Ю. Визбор как личность. Патриотизм и любовь к Родине, основные идеи творчества Ю. Визбора.
Александр Галич – один из классиков жанра авторской песни: жизнь, творчество и трагический конец. Главная идея – борьба со злом по средствам сатиры, юмора, протеста, иронии и сарказма.
В. Высоцкий – продолжатель тем и образов, созданных А. Галичем «Литераторские мостики», «Ошибка».

Тема 6.
Авторская песня В.Высоцкого
В.Высоцкий «Если друг оказался вдруг», «Он не вернулся из боя»,
«Канатаходец», «Прощание с горами».

Тема 7.

Авторская песня Ю.Визбора и А.Галича.
Ю.Визбор «Кострома», «Мама, я хочу домой», «Россия»,
А.Галич «Литераторские мостики», «Ошибка», «Старательский вальсок».

Контрольный урок – концерт.
РАЗДЕЛ 2.
«Семь цветов радуги: тематический спектр бардовской песни».

Тема 8.
Красный цвет авторской песни.
Введение: семь цветов радуги – семь переживаний, чувств.
Понятие индивидуальной цветовой ассоциации.
Тематика авторской песни красного цвета – героизм, гражданственность и средство их выражения. Ю. Визбор «Вот это для мужчин», «Серёга Санин», А. Городницкий «Атланты».

Тема 9.
Зелёный цвет авторской песни.
Единство человека – природы – любви.
Зелёный цвет в радуге: чувство любви к природе, её красота. Волшебные образы природы в бардовской песне: песни – картины, песни – раздумья, разговор человека с природой. Элементы романтики в «зелёных песнях» бардов. А. Городницкий «Паруса Крузенштерна», С. Крылов «Зимняя сказка», Н. Матвеева «Реченька», А. Якушева «В речке маленькой».

Тема 10.
Чистое голубое небо прозрачная голубизна чувств в песнях барда.
Понятие голубого цвета радуги: прозрачности любви, средства её выражения в бардовской песне. Мотивы появления песен о любви. Выход в свет сборников: В. Высоцкий «Я поля влюблённым постелю», Б. Окуджава «Её величество – женщина». Высокая духовность песен о любви: уважение, восхищение, нежность, благородство. Ю. Визбор «Ты у меня одна».

Тема 11.
Свет, мечта, солнце – это жёлтый цвет авторской песни.
Понятие мечты, фантазии, стремление к новому, к неизвестному; романтика странствий в «жёлтых» песнях бардов.
В. Смиренский «Песенка про Александра Грина», Н. Матвеева «Страна Дельфинария», М. Трегер «Песенка Битт-Боя».

Тема 12.
« искать ровесников следы.
на четверть века старше нас».
«Фиолетовые» песни бардов.
Великая Отечественная война: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Главные идеи песен: мужество воинов, героизм тыла, блокада Ленинграда. Трагизм войны и радость победы. Понятие фиолетового цвета радуги: печаль, скорбь, утрата. Средства выражения в музыке. Афганистан и Чечня: проклятие войне – злу, светлая надежда на будущее.
О. Митяев «Октябрь», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», А. Круп «Ровесников следы».
Тема 13.
«Синие набегают слёзы горькие». (Матвеева Н.)
Понятие синего цвета в радуге: воспоминание, чувство тоски об ушедшем, о прошлом.
Песни – воспоминания, песни – память: их особенности, средства выражения чувств.
Вихорев В. «Обелиск, Ладога», «На фронт трамвай уходил»,
Туриянский В. «когда вечернею порой»,
Швангин – Березовский Г. «Пройдёт ещё, наверно, много лет».
Тема 14.
«Оранжевые» песни в творчестве бардов.
Понятие оранжевого цвета в радуге: сила, добро, щедрость и свобода человека.
Особенности: способность человека шутить над собой, юмористичность раскрытия тем. Васильев Г. «Вечный думатель», Высоцкий В. «Песенка про жирафа», Визбор Ю. «Передовики», Ким Ю. «Рыба – кит».

Контрольный обобщающий урок
по теме: «Семь цветов радуги: тематический спектр бардовской песни».

Для решения поставленных задач в изучении курса авторской самодеятельной песни применяются самые различные формы и методы, которые мотивируют учащихся к активному слушанию, познанию изучаемого материала, практическому овладению основными навыками игры на гитаре, а также обеспечивают наибольшую эффективность и оптимальность его восприятия. А именно:
Активное слушание музыки;
Создание интонационно – образных картин;
Диалог: учитель – ученик;
Суждение, размышление, выводы;
Анализ: выделение «особенного»;
Работа с понятиями;
Работа с приёмами гитарного и вокального исполнения;
«Перевод» песен в рисунок;
Создание воображаемых образов;
Оценка мира песен по законам красоты;
Создание ассоциативных образов в цвете и музыке, выразительное исполнение песен – размышлений, песен – картин, песен – разговоров;
Нравственное суждение: рецензия;
Ассоциация цвета и музыки;
Исполнение песен и стихов собственного сочинения, эссе;
Анализ, суждение, умозаключение; Утверждение « собственного – Я »; Музыкальная драматургия, собственная оценка.
Для наиболее точного раскрытия понятий и формулировок в данной образовательной программе предлагается следующий примерный словарь терминов:

ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ

БЫЛИНЫ – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях.
БАРДЫ – у древних кельтов: певец – поэт.
ГУСЛЯР – народный певец, играющий на гуслях.
ГИМН – торжественная песня.
ГРУШИН ВАЛЕРИЙ – бард, в честь которого с 1967 года названы фестивали авторской песни.
ДЕКЛАМАЦИЯ – выразительное чтение, произношение.
ЖАНР – вид музыкальных произведений. В данном случае эпический, лирический.
КОМИЗМ – смешной, забавный.
ЛИРИКА – род поэтических произведений, выражающих чувства и переживания.
ЛАУРЕАТ – человек, удостоенный особой премии в области искусства.
ДРАМАТИЗМ – напряжённость действия.
ОПТИМИЗМ – бодрое и радостное мироощущение, при котором человек верит в будущее, успех.
РОМАНС – небольшое лирическое музыкально – поэтическое произведение.
РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении.
РОМАНТИКА – направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
САТИРА – обличающее, бичующее осмеяние.
СЛЁТ – массовое собрание прибывших из разных мест любителей и участников бардовской песни.
САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ – непрофессиональная исполнительская деятельность.
ТРАГИЗМ – потрясающее событие, тяжкое переживание.
ФАНТАЗИЯ – способность к творческому воображению.
ФИЛОСОВ – человек, который разумно, рассудительно относится ко всем невзгодам, явлениям жизни.
ФЕСТИВАЛЬ – широкая общественная встреча, сопровождающаяся смотром каких-нибудь видов искусства.
ФОЛКЛОР – народное творчество, совокупность обрядовых действий.
ЭКСТРИМ – необычное по трудности, сложности действие.
ЭПОС – произведения народного творчества – героические сказания, песни.
ЭЛЕГИЯ – музыкальная пьеса скорбного характера.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации данной образовательной программы необходимо следующее методическое обеспечение:

музыкально-иллюстративный материал


Автор
Название песни
Обеспечение

1
Трегер М.
«Песенка Битт-Боя»
Компакт-диск

2
Туриянский В.
«Когда вечернею порой»
Компакт-диск

3
Туриянский В.
«Пока не выгорел дотла»
Компакт-диск

4
Окуджава Б.
«Союз друзей»
Компакт-диск

5
Визбор Ю.
«Серёга Санин»
Исполнение учителем

6
Визбор Ю.
«Вот это для мужчин»
Компакт-диск

7
Терновский В.
«Свежий ветер»
Исполнение учителем

8
Киреев А.
«Подари мне рассвет»
Исполнение учителем

9
Митяев О.
«Октябрь»
Видеокассета

10
Визбор Ю.
«Распахнутые ветра»
Компакт-диск

11
Галич А.
«Старательский вальсок»
Исполнение учителем

12
Матвеева Н.
«Страна Дельфиния»
Исполнение учителем

13
Городницкий А.
«Паруса Крузенштерна»
Исполнение учителем

14
Круп А.
«Ровесников следы»
Компакт-диск

15
Анчаров М.
«Песенка про А. Грина»
Компакт-диск

16
Вихорев В.
«На фронт трамвай уходил»
Компакт-диск

17
Вахнюк Б.
«Песенка влюбленного туриста»
Исполнение учителем

18
Круп А.
«Сто дорог»
Компакт-диск

19
Крылов С.
«Зимняя сказка»
Исполнение учителем

20
Ким Ю.
«Рыба – кит»
Исполнение учителем

21
Загот А.
«Песня о двух»
Компакт-диск

22
Миляев В.
«Весеннее танго»
Исполнение учителем

23
Окуджава Б.
«Пожелание»
Видеокассета

24
Окуджава Б.
«До свидания, мальчики!»
Исполнение учителем

25
Визбор Ю.
«Ты у меня одна»
Видеокассета

26
Визбор Ю.
«Лесное солнышко»
Исполнение учителем

оборудование


Наименование
Количество

1
Учебная аудитория
1

2
Персональный компьютер
1

3
Принтер
1

4
Видеопроектор
1

5
Портативная стереосистема для проигрывания компакт-дисков
1

6
Акустическая шестиструнная гитара
2

7
Звукоусиливающая аппаратура
1

8
Микрофон
2

9
Компакт-диск (без записи)
10

10
Пюпитр
2


ЛИТЕРАТУРА
В. Берковский, С.Никитин. «Папа, мама, гитара и я». Москва. Музыка. 1990 г.
Л. Беленький. «Люди идут по свету». Москва. Физкультура и спорт. 1989 г.
Л. Георгиев. «Владимир Высоцкий». Москва. Искусство. 1989 г.
Н. Шантаренков. «В кругу друзей». Москва. АОЗТ РИФМЭ. 1995 г.
Р. Шипов. «33 московских барда». АО Полигран. 1991 г.
И. Михалёв. «Авторская песня. Слово музыка и гитара». Русский язык за рубежом.1989 г.
А. Крылов, В.Новиков. «Антология авторской песни». Русская речь. 1989 г.
И. Михалёв. «Авторская песня». 1989 г.
И.В.Способин «Музыкальная форма». – М., МузГИЗ, 1967.
Е.Э. Сухоняева «Музыкальные занятия с детьми». – Ростов-на-Дону, изд. “Феникс”, 2002.
В.Н. Шацкая «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества». – М., изд. “Педагогика”, 1975.
Ю.Е. Юцевич «Словарь музыкальных терминов». – Киев, издательство “Музычна Украйина”.
Авторская песня. М.: Олимп; ООО «Издательство ACT», 1997.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лев Аннинский «Барды». М. Согласие, 1999.
Вас. Лебедев-Кумач. Песни. М., Московский рабочий, 1947.
Владимир Корнилов. «Покуда над стихами плачут. Книга о русской лирике». М, AcademiA, 1997.
В.М. Сидельников. «Поэтика русской народной лирики». М., Учпедгиз, 1959.
А. Солженицын. «Иосиф Бродский избранные стихи». Новый мир 1999, № 12.
«Грушинский» составитель Виталий Шабанов. Куйбышевское книжное издательство, 1990.
«Август». Литературный альманах, № 1. М. Московский дворик, 1998.
Юрий Кукин. В кн: «Евгений Клячкин. Не гляди назад». СПб, Бояныч, 1994.
Дина Рубина. Под знаком карнавала. Иерусалим, Лира, 1999.
Александр Розенбаум. «Кич или не кич?» (газета «Вечерний клуб» 19.02.2000 фрагменты из его же книги «Бультерьер», которая готовится в издательстве «Вагриус»)
Александр Городницкий. «Его нет. Как жаль!» (Интервью газете «Век», 1999, № 17).
Александр Городницкий «Из авторской песни выпал автор». «Новая газета», 23.03.1998, №483.
Станислав Рассадин. «Шестидесятник.» «Новая газета», 13.12.1999, №569. То же, с изменениями, в его же книге «Булат Окуджава». М., Олимп, 1999.
Булат Окуджава. «Я никому ничего не навязывал...» М., Книжный магазин «Москва», 1997.
Олег Хлебников. «Через Лету можно перевезти и на гитаре». «Новая газета» 15.05.2000 №588.
Владимир Березин. «Сентиментальный вальс». (Рец. на: Юрий Визбор. Сочинения в двух томах. М., Локид, 1999) «Ex libris НГ» 02.12.1999.
Юрий Левитанский. Текст на вкладыше к компакт-диску «Черешневый кларнет. Песни Виктора Берковского». ТОО Московские окна ЛТД, М., 1996.








13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 215

Приложенные файлы


Добавить комментарий