10 класс. Архитектура западноевропейского Средневековья


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Архитектура западноевропейского Средневековья Секреты готического мастерства В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (ХI—ХII вв.) и готический (ХIII—ХV вв.). Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов. Середина ХII в.Мариен-кирхеЛаахе.Германия Спокойно и уверенно поднимают к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формами. В их очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о модели мира. Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви - идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Для освещения стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые — квадратные и восьмигранные.Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки. Церковь Петра и Павла. XI-XII век Монастырь Клюни, Франция Церковь Петра и Павла являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две — на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием— использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода. В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (ХII—ХIII вв.), высокая готика (ХIII в.) и поздняя, или пламенеющая готика (ХIУ—ХУ вв., а в отдельных случаях — ХУI в.). Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы.Формы готического здания имеют характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность. По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальностью всех членений, она придает зданию устремленность вверх, к небесному своду. Собор Нотр-Дам в Париже1163 - 1258Франция, Париж Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и двойными боковыми нефами. Такая конструкция использовалась очень редко - лишь в самых важных образцах храмовой архитектуры, таких как церковь аббатства Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одно это ставит собор в исключительное положение. Кроме того, и позже соборы с двойными боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях. Большое окно-роза в верхней части западного фасада - яркая отличительная черта готических соборов. Его круглая форма, разделенная на секторы узкими каменными ребрами, наподобие колеса, рождала в восприятии средневекового человека двойной символический смысл: она напоминала солнце, символ Христа, и розу, символ Богоматери. Снаружи роза соответствует самым строгим геометри-ческим критериям. Изнутри главное - цветное сияние, преображающее форму розы. Собор в КёльнеГермания1248 - 1437; 1842 - 1880Германия, Кёльн В Средние века Кельн был одним из самых богатых и больших городов мира. Поэтому архиепископ Кельна, закладывая собор, хотел иметь такой храм, который бы не уступал французскому. Однако время было неспокойным: в Европе бушевали эпидемии и войны. За несколько лет у собора поменялось несколько архитекторов. В 50-е годы работу над собором продолжил архитектор Рене де Кормон. Кельнский собор простоял несколько веков с незаконченным каркасом до эпохи романтизма, когда вновь возник интерес к готике. В 1815 году Гёте выступил в защиту Кельнского собора, а также направил письмо прусскому министру внутренних дел со своими предложениями. В 1842 году после тщательных работ король Пруссии повелел закончить строительство, и сам заложил первый камень. Собор в Кёльне. ВитражиГермания1248 - 1437; 1842 - 1880Германия, Кёльн В 1945 г. собор был поврежден бомбардировками. Реставрационные работы поэтому продолжаются по сей день Собор в ШартреФранция1194 - 1260Франция, Шартр Шартрский собор был заново отстроен после пожара 1194 года. Однако в соборе сохранились части, сооруженные в 1134, 1140 и в 1150 годах Храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Он стал первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии. В ее честь королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, было заказано окно-роза для главного фасада, украшенное гербами Франции и Кастилии. Многие мотивы витражей Шартрского собора также сопряжены с культом Девы Марии. Собор в Шартре. ИнтерьерФранция1194 - 1260Франция, Шартр Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8 км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают 2-3 метров в длину и метра в высоту. Окно-роза Окно-роза было заказано в честь Девы Марии королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, и украшено гербами Франции и Кастилии. Оно вошло в историю искусства под названием "Ром Франции". Скульптура Собор в Шартре. Скульптура Шартрского собора сохранилась почти полностью. Наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла. В центральном Королевском портале находится композиция "Христос во славе" - по обе стороны от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с фигурами святых. Кентерберийский соборВеликобритания1174 - 1184Англия, Кентербери Это резиденция архиепископа и центр процветавшего бенедиктинского монастыря. Он был местом поклонения Томасу Беккету - прежнему архиепископу Кентерберийскому, убитому в соборе в 1170г. Кентерберийский собор. Интерьер. ХорыВеликобритания1174 - 1184Англия, Кентербери Одним из красивейших сооружений этой эпохи является кафедральный собор в Реймсе. Он издавна был местом коронации французских королей династии Капетингов. Собор Нотр-Дам в Реймсед'Орбэ Ж., де Суассон Б., де Куси Р.Франция1211 - 1420Франция, Реймс Собор Нотр-Дам в Реймсе. Ворота западного фасадад'Орбэ Ж., де Суассон Б., де Куси Р.Франция1211 - 1420Франция, Реймс В 1210 году, когда сильный пожар разрушил кафедральный собор, незамедлительно начался сбор средств на возведение нового, который возводился в готическом стиле. Среди черт, присущих этому стилю: особенное, стрельчатое очертание многих архитектурных элементов, узкие башенки с завершением в виде пирамидки, называющиеся пинаклями, вытянутые островерхие окна, разделенные тонкими колонками на несколько частей. Большое круглое, разделенное на множество долей окно, располагающееся обычно в соборах над главным порталом. Такое окно использовалось в архитектуре и раньше, но в готическую эпоху получило особое распространение и стало называться "готической розой". Собор Нотр-Дам в Реймсе. Скульптура Какие элементы готики использованы в оформлении следующих сооружений? Солсберийский соборВеликобритания1220 - 1266Великобритания, Солсбери Собор Святого ВиттаМатье из Арра, Парлер П.Чехия1352Чехия, Прага Собор в Шартре. ВитражФранция1194 - 1260Франция, Шартр Собор Нотр-Дам-де-Пари. Розетка, вид изнутри Франция1163 – 1258 Франция, Париж Отметьте характерные черты готики. Что общего имеют эти сооружения и чем отличаются? Найдите признаки готики

Приложенные файлы


Добавить комментарий