Программа по развитию логики музыкального мышления младших школьников на уроках музыки

Программа по развитию логики музыкального мышления на уроках музыки
Автор: Л. А. Новикова
«Развитие логики музыкального мышления младших школьников на уроках музыки посредством инструментальной импровизации»
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое образование предполагает возможность активизации познавательной и творчески-продуктивной деятельности учащихся, где развитие музыкального мышления в процессе «прочтения» и способности оценивания музыкального произведения имеет первостепенное значение.
На современном этапе в концепции модернизации художественно-эстетического образования в области «Музыкального искусства» поднимается вопрос об ориентации учебного процесса на деятельное освоение содержания образования, соответствующее принципам художественной педагогики развивающего обучения.
Анализ и изучение научных трудов и опыта работы передовых музыкантов-педагогов в лице Д.Б. Кабалевского, Ю.В. Алиева, В. О. Усачевой, Л.В. Школяр, показал, что накоплен значительный материал в области формирования и развития музыкального мышления в музыкально-творческой деятельности учащихся. Однако, остро стоит проблема организации художественно творческого процесса на уроках музыки таким образом, чтобы учащиеся, проникая в саму природу музыкального творчества, получали музыкальные знания путем раскрытия в целостном музыкальном искусстве внутренних связей и отношений посредством выявления логики музыкального мышления. В связи с этим особое значение имеет искусство импровизации, позволяющее активизировать мыслительную деятельность, понимать логические связи и структурные закономерности, осознанно и дифференцированно подбирать музыкально – выразительные средства и музыкальные интонации, проживать сам процесс выведения знаний (рефлексию).
За основу программы занятий, направленных на развитие логики музыкального мышления, взята и модифицирована программа и методика Л. В. Школяр «Сочиняю музыку» направленная на развитие музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Основываясь на принципах организации музыкально-творческой деятельности учащихся, выстроен комплекс занятий, акцентировано внимание на развитие не только образного представления, но и логики музыкального мышления учащихся в воплощении художественного образа, а именно – осознание закономерных связей музыкальных элементов, дифференцированного различения отдельных деталей музыкальной ткани, обобщения целостности музыкального построения, завершенности музыкальной мысли.
Цель программы: развить логику музыкального мышления младших школьников посредством инструментальной импровизации.
Задачи программы:
овладеть интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности;
сформировать представления об особенностях устойчивых звукосочетаний (интонаций), побуждения к самостоятельному поиску интонаций на инструменте;
сформировать представления об особенностях элементов музыкального языка и способности вычленения их в музыкальной деятельности;
сформировать представления у учащихся целостной завершенности
музыкального построения, анализа формы через сознательное, постепенное сравнение каждого элемента звучания с предыдущим;
сформировать способность образного слышания, образного
представления смыслового содержания музыкального произведения, проживание самого процесса создания музыкального образа;
возбудить у учащихся интерес к самостоятельной музыкально-
творческой деятельности посредством инструментальной импровизации;
обучить умению группового мыслительного взаимодействия в
решении художественного замысла.
Методы обучения программы:
- моделирование художественно-творческого процесса (организация учителем активно-творческой деятельности учащихся);
- проблематизации (учителем ставится проблема и совместно с детьми обсуждаются пути ее решения);
- словесный метод (активизация внимания учащихся посредством словесного введения учителем в проблемную ситуацию);
По способу организации все занятия программы распределяются на:
- индивидуальные занятия, организованные с учетом особенностей развития музыкального мышления каждого учащегося. Индивидуальная форма дает возможность выявить особенности музыкально-мыслительной деятельности каждого ученика и его музыкально-слуховых представлений.
- занятия по работе в паре. Эта форма работы способствует развитию у учащихся навыков совместной музыкально-творческой деятельности.
- занятия групповой формы работы, где учащиеся работают под руководством учителя. Групповая форма работы активизирует мыслительную деятельность каждого учащегося, формирует умение коллективно размышлять о музыке.
- коллективные занятия. Эта форма работы дает возможность формировать у каждого учащегося чувство личной ответственности за результат совместной работы
Тематические разработки занятий

Музыкальное занятие№1 «Спасти королевство» (работа в группах)
Цель занятия: развить способность осознанно оперировать музыкальными интонациями, связать музыкальные представления с создаваемым музыкальным образом посредством инструментальной импровизации.
Задачи:
1) возбудить интерес к осознанному поиску музыкальных интонаций характеризующих жанровые особенности посредством импровизации на выбранных музыкальных инструментов;
2) сформировать понимание интонационной специфики музыкальных жанров;
3) через групповую форму работы обучить умению коллективно размышлять о логике и оригинальности развития создаваемого музыкального образа посредством импровизации;
4) сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы.
Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор, мелодика, глокеншпиль, блок-флейта, ударные и шумовые инструменты.
Ход занятия:
1.1 Организационный момент. Приветствие учащихся.
1.2 У: Сегодня, ребята, я предлагаю отправиться всем вместе в сказочное заколдованное королевство под названием Грубодурия, там случилась беда. Королем Грубадурии стал человек, который терпеть не мог музыки. Проснувшись как-то утром, он издал указ о том, что в его королевстве не должно быть ничего музыкального, и тут же хлопнул по указу своей королевской печатью. И как только он хлопнул – кругом стало очень тихо. Ведь слово короля – закон!
Но стало не только тихо, все вокруг замерло: солнце, будто вросло в небо, все часы остановились, а сами грубодурцы застыли в том виде, в каком их настиг королевский указ. Сам Грубодурий I замер, прижимая королевскую печать к указу, так что взять назад свою дурость у него не было никакой возможности. Теперь в Грубодурии ни у кого даже сердце не стучит.
Мы с вами можем прийти на помощь жителям этого королевства?
У: А как вы думаете, почему в Грубодурии все замерло? Ведь король лишь запретил все музыкальное?
Д: (человеческая жизнь и ее окружение наполнено звуками. И, подчас, это не просто звуки окружающего мира, а и звуки музыкальные. Запрещая все музыкальное, король, прежде всего, запретил себе дышать, остановил свое сердце и сердца всех жителей этого королевства, так как это ритм, ритм их жизни, а ритм - это часть музыки).
У: Как вы думаете, удастся нам спасти жителей королевства? А что в первую очередь необходимо сделать?
Д: (Завести часы жизни - часы).
У: Я предлагаю вам сейчас разделиться по группам (по 4-5 человек), выбрать инструменты и каждой группе найти ритм жизни этого заколдованного королевства, чтобы оживить всех жителей.
(Дается небольшое количество времени на выбор ударных инструментов и обсуждения - поиска каждой группы необходимых ритмических фигураций для оживления жизни королевства).
Ритмическая импровизация каждой группы и небольшое обсуждение у кого более удачно подходит ритмический рисунок к данной проблеме. (Запись выбранного ритмического рисунка на доске).
У: У всех забилось сердце. Все стали жить, но вернулась ли вся музыка в королевство? Смогли ли все жить полноценной жизнью?
Д: (Нет. Ведь вернулся только ритм, а это только часть музыки).
У: Нам необходимо воскресить и короля и его свиту и охрану.
Как вы думаете, какой музыкой мы могли оживить охрану.
Д: Маршевой! Ведь это военные, солдаты, а их походы и жизнь сопровождается маршевой музыкой.
У: А свиту и подданных короля?
Д: Наверное, танцевальной! Ведь в королевствах часто проходят балы, на которых все подданные танцуют.
У: А самого короля, который не мог терпеть музыки?
Д: Песенной! Ведь именно песенная музыка, где королевой является мелодия, может растопить черствые души людей.
У: Тогда кто у нас будет спасать охрану, свиту и короля, сочинив маршевую, танцевальную и песенную музыку?
Дети сами распределяют, какие группы будут спасать жителей королевства, сочиняя, импровизируя на музыкальных инструментах. Дается немного времени для обсуждения: выбора музыкальных инструментов и распределения их по группам (кто на каком инструменте будет играть), обсуждения жанровой характеристики сочиняемой музыки, поиска интонаций.
Представление непосредственной инструментальной импровизации группами. Небольшое обсуждение услышанных музыкальных произведений.
1.3 У: Вы смогли сегодня оживить всех жителей этого королевства. Но где гарантия, что такое несчастье не постигнет королевство снова, ведь название его так и остается Грубадурия, да и самого короля так зовут. Не кажется ли вам, что нам срочно надо дать новое имя королю?
Д: (Предложения детей нового имени королю и королевства).
У: Вы сегодня были не просто спасителями всех этих несчастных жителей.
Как вы думаете, что нам сегодня удалось доказать и королю этого королевства и его жителям и себе?
Д: Человек не может жить без музыки, ведь все что его окружает, даже его жизнь наполнена разными звуками, которые подчас могут превратиться в музыкальные звуки, в музыку. Только этого надо захотеть, прислушаться к себе, к своему сердцу. Ведь музыка рождается в душе у человека!.

Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия у детей должны закрепиться уже имеющиеся знания о жанровых особенностях песенной, танцевальной и маршевой музыки. Групповая форма работы (4-5 человек в группе) поможет активизировать мыслительную деятельность каждого учащегося, где сначала дети обсуждают особенности данной жанровой интонации (если песенная - то это плавное мелодическое движение, спокойная метроритмическая основа; в танцевальной - легкая, возможно скачущее движение мелодии, острая метроритмическая организация; в маршевой – четкий метроритм с соответствующей мелодической линией). Затем в обсуждении выбираются соответствующие данной жанровой музыкальной интонации инструменты и организатор группы (концертмейстер) следит за распределением инструментов в мини-ансамбле, где особое значение уделяется сначала мелодическим, на которых и должны исполнить и сымпровизировать данную жанровую интонацию (1-2 инструмента в группе), а затем созвучным данной характеристике инструменты. После обсуждения, дети, играющие на мелодических инструментах исполняют свои импровизационные композиции. Группа решает, соответствует ли данная импровизация художественному замыслу. Затем остальные исполнители начинают играть в ансамбле с ведущим мелодическим инструментом. Концертмейстер следит за созвучностью получающейся импровизационной композиции.
Данное занятие способствует организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся, дает возможность возбудить интерес к осознанному поиску музыкальных интонаций характеризующих жанровые особенности посредством инструментальной импровизации, через групповую форму работы.

Музыкальное занятие №2 «Музыкальный разговор» (работа в паре)
Цель: развить способность осознанно оперировать музыкальными интонациями, устанавливать взаимосвязь музыкальных и речевых интонаций.
Задачи: 1) сформировать понимание специфики музыкальных интонаций: вопроса и ответа, утверждения, повествования, гнева, ликования;
2) побудить детей к самостоятельному поиску музыкальных интонаций; 3) возбудить интерес к парным формам работы.
Стимулирующий материал: фортепиано.
Ход занятия:
1.1 Организационный момент. Приветствие учащихся.
1.2 У: Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в музыкальную игру «Музыкальный разговор». А как вы думаете, можно ли разговаривать музыкой?
Д: Конечно, ведь музыка это тоже речь, только разговаривать в ней можно музыкальными звуками, музыкальными интонациями.
У: Тогда давайте представим, что мы с вами сейчас не можем общаться между собой, потому что говорим на разных языках. Я предлагаю поговорить музыкой.
Каждому ребенку учитель играет короткие музыкальные интонации вопроса в разных ладовых и тональных организациях. Ученикам предлагается ответить на заданные вопросы.
У: Молодцы, вы справились с моими вопросами. Теперь давайте поменяемся, вы будите спрашивать, играя свои музыкальные вопросы, а я буду отвечать.
Импровизация детьми интонации-вопроса. Учитель, импровизируя, отвечает.
У: Ребята, а как вы думаете, в музыке могут быть только вопросительные и утвердительные интонации? Предлагается подумать и сравнить с речевой интонацией.
Д: Как и в речи могут быть разные интонации: повествования, тревоги, огорчения, гнева, ликования.
У: Попробуйте сейчас рассказать друг другу об этих интонациях музыкой и попытайтесь угадать услышанную музыкальную интонацию и связать ее с человеческой речью.
Импровизации детей.
1.3 У: Мы сегодня с вами очень необычно разговаривали. Разговаривали музыкой. Скажите, могут ли люди разной национальности разговаривать друг с другом музыкой?
Д: Конечно, ведь музыка – это международный язык, который могут понимать все национальности, только надо научиться внимательно в неё вслушиваться, слышать и понимать.
Методические рекомендации и ожидаемый результат:
После данного занятия у детей должно сформироваться представление о закономерной связи речевых и музыкальных интонаций. Дети должны уметь воспроизводить свои музыкально-слуховые представления в соответствии речевых интонаций музыкальным. Индивидуальная форма работы и работа в паре даст возможность выявить особенности музыкально-мыслительной деятельности каждого учащегося, его музыкально-слуховые представления. С помощью педагога сначала обсуждается особенность различных интонаций речи: вопросительных, повествовательных, интонаций утверждения, гнева, ликования (акцентируется связь со звуковысотностью, динамических нюансов в голосе) и передача их посредством музыкальных интонациях, воплощение музыкальных представлений на инструменте. В обсуждении подчеркивается особенность вопросительных и восклицательных музыкальных интонаций: в ощущении незавершенности и завершенности мелодической фразы; гнева – напряженного скачкообразного движения мелодического оборота. Все взаимосвязи речевых и музыкальных интонаций, проводимые в обсуждении, сопровождаются непосредственным импровизированием на инструменте педагогом и учеником в индивидуальной форме. Имеющиеся представления и знания ученика о музыкальной интонации и роли ее в музыкальном искусстве, приобретенные ранее на уроках музыки, а также незначительные навыки игры на инструменте помогут учащемуся в импровизационной музыкально-творческой деятельности. Затем дается право детям в паре поиграть в игру
«Музыкальный разговор»
Данное занятие формирует у учащихся не только понятие интонационной основы музыки – как выразительной сущности музыкального языка, но и учащиеся мотивируются к осознанному и самостоятельному поиску музыкальных интонаций посредством инструментальной импровизации.

Музыкальное занятие№3 «Весенние голоса» (индивидуально)
Цель: развить способность осознанно оперировать музыкальными интонациями для воплощения выбранного художественного образа посредством инструментальной импровизации.
Задачи: 1) сформировать наглядно-образное представление будущего музыкального произведения;
2) побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов, средств музыкальной выразительности в импровизационной деятельности.
3) возбудить интерес к осознанному воплощению художественного замысла посредством отображения образов через музыкальные интонации, выбранных тембров музыкальных инструментов.
Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор, мелодика, глокеншпиль, блок-флейта, ударные и шумовые инструменты.
Ход занятия:
1.1 Организационный момент. Приветствие учащегося.
1.2 У: Сегодня, я предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес, где мы можем прислушаться к весенним голосам просыпающейся природы, вдохнуть аромат чистового, свежего воздуха. А как ты думаешь, что мы можем увидеть и услышать в лесу? Давай представим.
Р: Тает снег, светит ярко солнышко, звенит капель, тают сосульки, журчат ручьи, слышны голоса птиц восторженно встречающих весну).
У: А как услышать и выразить все это? Рассказать свое отношение к этому? А можем мы рассказать не словами, а музыкой, музыкальными звуками?
Р: Конечно можем, ведь если внимательно прислушаться, то лес звучит музыкальными звуками природы.
У: Тогда я предлагаю тебе стать композитором и рассказать все, что ты слышишь в «своей душе», музыкой. Рассказать о голосах весеннего леса, о своих чувствах. Выбери для воплощения каждого образа соответствующий музыкальный инструмент.
Р: (Ребенок выбирает музыкальные инструменты, которые могли бы раскрыть предложенные им образы весеннего леса: тающего снега, пригревающего солнца, звенящих сосулек и капели, журчащего ручья, голосов птиц и т. д.).
У: Я предлагаю тебе начать свой рассказ и сопровождать его музыкой.
Импровизация ребенка.
1.3 У: Сегодня ты смог совершенно по иному разговаривать и рассказывать о своих чувствах и мыслях, посредством музыки.
Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия дети должны находить соответствующие музыкальные интонации и подбирать тембры музыкальных инструментов музыкально-образному представлению. Индивидуальная форма работы на этом занятии поможет выявить степень развитости образного мышления и воплощения образного слышания посредством импровизации, раскрывающее умение учащегося воплотить художественный замысел через тембровое представление, воспроизведение соответствующих звукосочетаний (интонаций) создаваемому образу. Вместе с педагогом учащийся размышляет о логике и оригинальности развития образного содержания будущего музыкального произведения. По мере появляющегося образа в рассказе учащегося совместно обсуждается возможность воплощения этого образа через музыку: подбирается учащимся музыкальный инструмент, обсуждается возможность и особенность интонационного воплощения на этом инструменте («припекает солнышко»: учащийся может выбрать фортепиано, глокеншпиль; выбирается регистр фортепиано; обсуждается особенность мелодической интонации – звуковысотности, мелодического движения, динамических нюансов и т. д.) Далее следует непосредственная самостоятельная импровизационная деятельность учащегося в воплощение создаваемого образа.
Данное занятие способствует формированию образного мышления, осознанного и самостоятельного поиска звуковых образов, мыслительного экспериментирования с тембрами музыкальных инструментов и музыкально-выразительных средств.

Музыкальное занятие №4 «Времена года» (коллективно)
Цель: развить способность дифференцированного применения темброво-инструментального звучания.
Задачи:
1) побудить детей к самостоятельному поиску темброво-звукового сопровождения звучащего музыкального произведения;
2) научить вслушиваться в музыкальную ткань произведения и гармонично сочетать ритмическое сопровождение, создаваемое самим учеником.
Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор, глокеншпиль, мелодика, ударные и шумовые инструмент, звуки немузыкальных предметов, звуки собственного тела.
Ход занятия:
1.1 Организационный момент. Приветствие учащихся.
1.2 У: Сегодня ребята я предлагаю вам отправится в музыкальное путешествие по временам года и прислушаться к звукам природы: осени и зимы. А помогут нам в этом путешествии музыкальные произведения, одно из которых вам немного знакомо. Послушайте, пожалуйста. Звучит песня «Звуки осени» слова и музыка Т. Боровик. Предварительно эта песня разучивается на предыдущем занятии.
Исполнение.
Расскажите мне о своих впечатлениях.
Д: (Обсуждается жанровая особенность, характер, настроение песни, возможность участия в исполнении аккомпанемента).
У: Давайте вместе разнообразим исполнение этой песни, я предлагаю разделиться на две группы. (Дети по желанию делятся на играющих аккомпанемент и поющих, затем во втором исполнении группы меняются).
Нашему оркестру необходимы музыкальные инструменты.
Поищите в исполнении аккомпанемента нужные звуки на музыкальных инструментах или в окружающих немузыкальных предметах, попробуйте заставить звучать свое тело – голос, руки, ноги, язык и т. д.
Ребята ваше исполнение голосом и музыкальными инструментами должно быть созвучным, при исполнении необходимо прислушиваться к общему звучанию.
Д: Совместное исполнение песни «Звуки осени» (слова и музыка Т. Боровик).
У: Теперь наши вокальные исполнители станут музыкантами, играющими на музыкальных инструментах.
Исполнение.
У: Не за горами белоснежная зима. Давайте прислушаемся к ее звукам.
Исполнение «Метелицы» Т. Э. Тютюнниковой.
Какая вас встретила музыка?
Д: Обсуждение жанровой особенности, характера, образности, возможности участия разных тембров музыкальных инструментов в исполнении аккомпанемента.
У: Давайте разнообразим произведение, пусть оно зазвучит по новому с вашим аккомпанементом. (Дети выбирают музыкальные инструменты).
Исполнение в оркестре. (Выбирается дирижер, который будет дирижировать оркестром и показывать вступление разных групп детского оркестра).
1.3 Сегодня мы с вами стали участниками исполнения музыки, музыкальным оркестром.
Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия дети должны уметь адекватно подбирать тембры музыкальных инструментов, самостоятельно создавать ритмическое сопровождение в соответствии с характером и образом звучащих музыкальных произведений. Коллективная форма работы на этом занятии дает возможность научить учащихся вслушиваться в музыкальную ткань произведения, сформировать чувственное ощущение метроритмической организации музыки.
В обсуждении учителя и учеников звучащего на занятии музыкального произведения дети предлагают в создании ритмического сопровождения, тембры музыкальных инструментов или окружающих немузыкальных предметов (могут попробовать заставить звучать свое тело – голос, руки, ноги, язык и применить в сочинении аккомпанемента), соответствующие характеру и образу произведения. Затем детям дается возможность, импровизируя, поискать ритмическое сопровождение к звучащей музыке, после чего в индивидуальном порядке учащиеся демонстрируют свою ритмическую формулу и коллективно выбирают более удачный ритмический рисунок, который записывается на доске и затем исполняется всем коллективом.
Данное музыкальное занятие способствует формированию способности сознательного и самостоятельного поиска темброво-звукового сопровождения в соответствии с образным представлением музыкального текста, к сознательному слуховому вычленению отдельных элементов музыкального языка посредством инструментальной импровизации.

Музыкальное занятие №5 «Поэзия и музыка» (индивидуально)
Цель: развить способность дифференцированного применения музыкально - выразительных средств в организации звукового материала.
Задачи:
1) сформировать наглядно-образное представление поэтического текста;
2) возбудить интерес к самостоятельному и осознанному поиску звуковых образов посредством инструментальной импровизации.
Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор.
Ход занятия:
1.1 Организационный момент. Приветствие учащегося.
1.2 У: Сегодня, я предлагаю тебе стать композитором и превратить поэтический рассказ в музыкальный. Рассказать все, о чем говориться в этом стихотворении музыкальными звуками инструментов фортепиано или синтезатора. Послушай стихотворение «Дед мороз» М. Клоковой.
Ночью в поле снег летучий. Тишина. (.)
В темном небе, далеко, спит луна. (.)
Тихо в поле(.). Темный-темный смотрит лес. (.)
Дед Мороз, старик огромный, с елки слез. (.)
Весь он белый, весь в обновах, весь в звездах. (.)
В белой шапке и в пуховых сапогах.
Вся в серебряных сосульках борода.(.)
У него во рту свистулька изо льда.(.)
Все снежинки по сугробам улеглись.
Все снежинки огонечками зажглись.(.)
У: Совместное обсуждение учителя и ученика образов стихотворения, возможности воплощения их посредством музыкального языка.
У: Какой ты инструмент выбираешь?
Д:
У: Я буду читать по строчкам, а ты внимательно слушай и рассказывай все музыкальными звуками, музыкой.
Д: Импровизация на инструменте фортепиано или синтезатора.
1.3 У: Сегодня мы с тобой вновь смогли разговаривать не только привычным для всех языком, но и музыкальным. Ты сегодня вновь стал Композитором. Надеюсь, тебе понравилось разговаривать музыкой!


Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия дети должны уметь адекватно соотносить образные представления с музыкально-выразительными средствами, уметь воплотить через инструментальную импровизацию вербальный образ в звуковой. Индивидуальная форма работы дает возможность сформировать у учащегося представление об особенностях музыкально-выразительных средств, таких как: тембр, регистр, темп, динамика, фактура, закрепить уже имеющиеся знания, полученные на уроках музыки. В процессе занятия идет совместное обсуждение учителя и ученика особенности образа поэтического текста и возможности передачи этого образа посредством средств выразительности и тембра инструментов. Педагог предлагает подумать, как можно отобразить данные образы на инструменте и обсудить с учащимся (тишина - тихим, мягким прикосновением к клавишам, возможен только средний и высокий регистр, льющаяся и плавная мелодия и т.д.). Если у ребенка возникают затруднения в поиске звукового образа, педагог наводящими вопросами пытается помочь связать свои музыкальные представления и воплотить их на инструменте.
Данные занятия эффективно будут воздействовать на развитие дифференцированности музыкального мышления младших школьников.

Музыкальное занятие №6 «Незавершенная мелодия старинной нотной рукописи» (индивидуально).
Цель: развить способность оценивать музыкальное построение с точки зрения целостности и ладовой завершенности.
Задачи: 1) сформировать чувственное ощущение ладовой завершенности музыкального построения;
2)возбудить интерес к осознанной и самостоятельной импровизационной деятельности в завершении музыкального построения.
Стимулирующий материал: фортепиано.
Ход занятия:
1.1Организационный момент. Приветствие учащегося.
1.2 У: Сегодня я предлагаю немного пофантазировать. Давай представим, что мы попали в библиотеку, где хранятся старинные нотные рукописи разных композиторов. Они пролежали на полках библиотеки много-много лет, прежде чем их нашли и передали музыкантам-исполнителям. Дело в том, что с нотами случилось несчастье, «время уничтожило» многие страницы музыкальных произведений. Мне кажется, мы можем помочь. Я предлагаю послушать эту музыку, а там где нотная рукопись испорчена досочинить ее. Ты готов вновь стать композитором? (Предлагается рассмотреть нотные рукописи и выбрать из них одно, которое ребенок мог бы спасти). Как ты думаешь, глядя на нотный текст, какая может сейчас зазвучать музыка?
Д: Обсуждается жанровая основа музыкального произведения, характер, настроение и т.д.
У: Давай теперь послушаем, какая музыка зазвучит.
Исполнение учителем. Расскажи, что ты услышал?
Д: Обсуждение жанровой особенности, характеристики образного содержания. У: А музыка имела завершение? Можно ли сказать, что композитор поставил музыкальную точку?
· (В зависимости от выбранного произведения да или нет). У: Тогда твоя задача помочь произведению, сочинить его продолжение. Импровизация на фортепиано.
1.3 Сегодня мы с тобой попытались не только озвучить найденные рукописи, но и оживить их, завершить утраченное временем. Ты сегодня вновь был - Композитором.
Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия у детей должна сформироваться способность к анализу и обобщению структуры произведения, то есть, чувство формы. Дети должны уметь сознательно оценивать музыкальное построение с точки зрения завершенности, уметь проводить сравнение каждого элемента звучания с предыдущим и попытаться импровизацией завершить построение в ладовой основе. Индивидуальная форма работы поможет выявить у учащихся степень чувственного ощущения завершенности музыкального построения и знаний об особенностях структуры музыкальных произведений, полученные ранее на уроках музыки. В процессе занятия, после прослушивания каждого музыкального построения требующего завершения, совместно учителем и учеником обсуждается особенность построения звучащего фрагмента (какая ладовая основа, из какого количества предложений или фраз состоит музыкальный фрагмент, есть ли чувство завершенности, заканчивается ли он на устойчивых звуках или требует дальнейшего завершения). Далее ученику предлагается после проигрывания учителем данного музыкального построения сочинить продолжение музыкального фрагмента с последующим завершением
Данное занятие способствует формированию способности оценить музыкальное построение с точки зрения целостности и ладовой завершенности посредством инструментального импровизирования младшими школьниками, способности анализировать и устанавливать типичные звуковые взаимосвязи.

Музыкальное занятие №7 «Музыка по кругу» (работа в группах)
Цель: развить способность оценивать музыкальное построение с точки зрения формы и его целостности, способность через импровизацию развернуть рондообразную форму АВАВА.
Задачи: 1) сформировать понимание специфики рондообразной формы; 2) возбудить интерес к осознанному поиску ритмоформул эпизодов в создаваемом музыкальном произведении путем импровизации; 3) сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы.
Стимулирующий материал: звуковысотные, шумовые и ударные детские музыкальные инструменты.
Ход занятия:
1.1 Организационный момент. Приветствие учащихся.
1.2 У: Сегодня ребята я предлагаю отправиться в путешествие в деревню, на осенний праздник, который с древности назывался Осенины. Но какой праздник обходится без игр, песен и хороводов. Послушайте одну из русских народных песен – «Дождик»
Дождик р.н.п.
У:Ваши впечатления? Как сочинялись песни у народа? Почему мы не знаем имени сочиняющего песни, а вся музыка имеет общее название – русская народная? Д: (Обсуждение интонационной особенности попевки, ее характера, настроения). Вся народная музыка сочинялась коллективно, всеми вместе.
У: А как вы думаете, что такое потешка, ведь так называется наша незатейливая песенка?
Д: Предположения детей. (Возможно, от слова потешаться, шутить). У: Вы должны теперь мне помочь исполнить эту попевку «Дождик» Д: Исполнение.
У: Предлагаю исполнить ее с музыкальными инструментами. Разделитесь на несколько групп (по 4-5 человек). Ваша задача: совместно сочинить ритмический проигрыш песне, который, мог бы, по вашему мнению, прозвучать между исполнением самой песни и заставить нас всех двигаться в этом ритме.
Дается немного времени для обсуждения, репетиции.
Исполнение. Сама песня «Дождик» звучит как рефрен в исполнении всех детей, между каждым ее исполнением группам предлагается исполнить свою ритмоформулу, ритмическое сопровождение.
У: Вы, наверное, обратили внимание, что у вас были абсолютно разные ритмические проигрыши. Как мы могли бы двигаться под эту музыку?
Д: (Предположения детей. По кругу)
У: А как называются такие русские народные песни, где исполнение сопровождается движением по кругу?
Д: (Хоровод)
У: В музыке такая форма называется – рондо, где главная мелодия (звучит все время без изменений) называется – рефрен. В нашем исполнении это?
Д: Сама песня «Дождик».
У: А музыкальные фрагменты, звучащие между рефреном и имеющие часто разный характер, называются – эпизодами. В нашем исполнении это ваши ритмические проигрыши.
Повторное исполнение с движением по кругу (возможно в исполнении групп уже прозвучат немного другие ритмические проигрыши).
1.3 У: Сегодня, мы вместе с вами не только сумели исполнить хороводную песню, которая рождалась здесь в классе, но и познакомились с таким музыкальным построением, как рондо – движение по кругу.
Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия у детей должно сформироваться представление о рондообразной форме, способность к анализу структуры музыкального построения. Дети должны самостоятельно создать ритмические ритмоформулы эпизода в соответствии с метроритмической основой заданной учителем. Групповая форма работы поможет активизировать мыслительную деятельность каждого учащегося, обучить умению коллективно размышлять о музыке, сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы. В процессе занятия дети делятся на группы (4-5 человек), где педагогом назначается организатор (концертмейстер), отвечающий за результат совместной деятельности мини ансамбля. Дети после выученного и исполненного рефрена приступают к обсуждению в группе соответствующих, созвучных рефрену музыкальных инструментов и поиску ритмоформул эпизода, метроритмическая основа задается учителем. Сначала дети импровизируют в индивидуальном порядке, затем группа приступает к обсуждению и выбору наиболее оригинальной ритмоформулы, после чего в ансамбле исполняется всей группой, где концертмейстер распределяет, кто играет метрическую основу, кто непосредственно ритмоформулу. Далее исполняется все произведение в рондообразной форме: рефрен - в вокальном исполнении всеми детьми, эпизоды – группы демонстрируют свои ритмические импровизации. В завершении занятия совместное обсуждение полученного результата и особенности рондообразной формы.
Данное занятие способствует формированию представления специфики рондообразной формы, структурно - композиционной целостности музыкального произведения через непосредственное участие детей в исполнении произведения, импровизируя на музыкальных инструментах.

Музыкальное занятие № 8 «Цвет и тембр » (индивидуально)
Цель: развить способность синестезировать (соощущать, сопоставлять, находить сходство), в цвето-тембровом представлении и смысловой рефлексии при создании музыкального образа.
Задачи:
1) сформировать цвето-тембровое образное представление;
2) побудить к осознанному выражению своих образных представлений в вербальной и импровизационной форме;
3) побудить к самостоятельному поиску звуковых образов в исполнении на музыкальных инструментах.
Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор, глокеншпиль, мелодика, ударные и шумовые инструменты.
Ход занятия:
1.1 Организационный момент. Приветствие учащегося.
1.2 У: Сегодня я предлагаю поиграть в игру «Цвет и тембр». Посмотри, пожалуйста, на эти разноцветные карточки. Выбери из них карточку одного цвета из предложенной цветовой гаммы.
Д: (Ребенок выбирает. Поинтересоваться, почему именно этот цвет был выбран).
У: А какие у тебя возникают ассоциации этого цвета связанные с природой?
Д: (Пример: ярко желтый, оранжевый – яркое солнце, согревающее все на земле, зеленый – листва на деревьях, синий – море, бушующее и спокойное и т. д).
У: Если бы сейчас я тебя попросила рассказать не словами, а музыкой. Тембр какого инструмента больше раскрыл этот образ?
Д: (Ребенок говорит свои предположения).
У: А какая музыка может зазвучать?
Д: (Обсуждение характера, настроения этой музыки, какими музыкально-выразительными средствами можно выразить свое музыкально-образное представление).
У: Попробуй теперь сыграть все то, о чем ты рассказал.
Непосредственная инструментальная импровизация на выбранном инструменте.
1.3 Сегодня ты вновь смог говорить музыкой, музыкальными звуками, так как был сам композитором сочиняющим музыку.
Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия дети должны уметь соотносить свои образные представления с цветом и тембрами музыкальных инструментов, уметь самостоятельно находить интонационные звукосочетания соответствующим образам. Индивидуальная форма работы на этом занятии поможет выявить степень развитости образного мышления, умение учащегося воплотить художественный замысел через тембровое представление и музыкальные интонации соответствующие образному слышанию. На занятии совместно с учителем и учеником обсуждается соответствие цветовой гаммы образному представлению и воплощению их через тембры музыкальных инструментов. После чего учитель предлагает данный образ попытаться отобразить на выбранном инструменте мелодической интонацией, если возникает затруднение, то наводящими вопросами учителя и обсуждением характеристики данного образа ученик импровизирует на данном инструменте (какая должна быть интонация у яркого солнца - мелодический оборот движущийся вверх, в верхнем регистре и т. д.)
Данное занятие способствует формированию образного мышления, умению находить сходство и различие образных представлений элементам музыкального языка, способности чувственного и осознанного выражения образа посредством музыкального материала.

Музыкальное занятие № 9 «Музыкальный зоопарк» (работа в группах)
Цель: развить способность рефлексивного познания музыкального образа, осознание логического выстраивания музыкального материала посредством инструментальной импровизации, через групповое мыслительно-деятельное взаимодействие.
Задачи:
1) сформировать музыкально–образное представление создаваемой музыкальной характеристике через импровизацию;
2) побудить к самостоятельному и осознанному поиску выстраивания музыкального материала в передаче образа посредством инструментальной импровизации;
3) обучить умению коллективно размышлять в процессе импровизационной деятельности через групповые формы работы.
4) сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы;
Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор, глокеншпиль, блок-флейта, ударные и шумовые инструмент
Ход занятия:
1.1 Организационный момент. Приветствие учащихся.
1.2 У: Сегодня ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в музыкальный зоопарк, где живут разные животные: слон, черепаха, жираф, различные экзотические птицы и т.д. Давайте сначала разделимся на группы (учащиеся делятся на группы по 4-5человек).
У: Теперь выберите картинку с тем животным, вольеру которого вы бы хотели посетить.
Д: Выбор детей.
У: Составьте, пожалуйста, рассказ об этом животном, о его внешнем виде, характере, повадках. Если бы вы были композиторами, какая музыка могла зазвучать, рассказывающая об этом животном?
Д: (Детям дается время для обсуждения в группе, затем они рассказывают о своих образных представлениях).
У: А теперь, расскажите музыкой. Выберите музыкальные инструменты для сочинения своего музыкального произведения.
Д: (Дети выбирают музыкальные инструменты, дается время для обсуждения, поиска жанровой особенности в раскрытии образа, музыкально-выразительных средств, музыкальных интонаций в создании своего музыкального произведения).
Непосредственное музыкальное путешествии в «Музыкальный зоопарк» с инструментальной импровизацией каждой группы.
1.3 Сегодня вы вновь стали композиторами, посредством музыкальных звуков сочиняли свои произведения, рассказывающие о разных животных. Я думаю, что вам понравилось разговаривать музыкой?
Методический рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия дети должны уметь адекватно соотносить свои образные представления с тембрами музыкальных инструментов, уметь самостоятельно находить звуковые образы посредством музыкального языка. Групповая форма работы поможет активизировать мыслительную деятельность каждого учащегося, обучить умению коллективно размышлять о музыкальных образах, сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы. В процессе занятия в каждой группе ведется обсуждение характеристики данного животного и воплощение этого образа через соответствия тембров музыкальных инструментов и поиска музыкальных интонаций (слон – передача образа через мелодический оборот возможно плавного движения с метроритмической основой марша, в низком регистре, в медленном темпе соответствующий образу животного и т. д.). Организатор группы (концертмейстер), отвечающий за результат создаваемого «музыкального образа», дает возможность в обсуждении высказаться каждому учащемуся и предложить свой взгляд по поводу подобранных тембров инструментов, соответствующих образу, мелодической импровизации, сыгранной на мелодическом инструменте. Затем в совместном обсуждении выбираются оригинальные решения, создается мини ансамбль из предложенных инструментов, где один мелодический инструмент ведет мелодическую линию, другие исполнители в ансамбле, сочиняя соответствующий ритмический рисунок, создают композицию. Роль учителя подсказать группе наводящими вопросами, если возникнут затруднения.
Данные занятия будут способствовать формированию логики музыкального мышления, способности воплощения образа посредством музыкального языка, рефлексивного познания создаваемого музыкального материала.

Музыкальное занятие № 10 «Сочиняем музыкальную сказку» (работа в группах)
Цель: развить способность рефлексивного познания музыкальных образов, осознание логического выстраивания музыкального материала посредством инструментальной импровизации, через групповое мыслительно–деятельное взаимодействие.
Задачи:
1) сформировать музыкально–образное представление в создаваемой музыкальной характеристике через импровизацию;
2) побудить к самостоятельному и осознанному поиску выстраивания музыкального материала в передаче образа посредством инструментальной импровизации;
3) обучить умению коллективно размышлять в процессе импровизационной деятельности через групповые формы работы.
4) сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы.
Стимулирующий материал: фортепиано, синтезатор, глокеншпиль, блок-флейта, ударные и шумовые инструменты.
Ход занятия:
1.1 Организационный момент. Приветствие учащихся.
1.2 У: Ребята, на сегодняшнем занятии я предлагаю встретиться со сказкой М. Танка «Верба и воробей», но не просто ее услышать, а самим поучаствовать в ее рождение, ведь сказка у нас будет не простая, а музыкальная. Давайте понаблюдаем, как в нашем исполнении она будет расти, развиваться. Итак, мы сегодня все – Композиторы. Но вначале послушайте сказку! Расскажите о чем она, сколько в ней образов?
Автор: Воробейка-воробей
Просит вербу:
Воробей: «Поскорей покачай деточек,
Не жалей веточек!»
Автор: Верба не хочет.
Воробей: «Козочки рогатые,
Сестрицы бородатые!
Поскорее приходите,
Вербу накажите,
Чтоб качала деточек,
Не жалела веточек!»
Автор: Козочки не хотят!
Воробей: «Волки зубастые,
С огромными пастями!
Поскорее приходите,
Козочек накажите,
Чтобы вербу бодали,
Чтоб качала деточек,
Не жалела веточек!»
Автор: Волки не хотят.
Воробей: «Охотники дружные
С гремящими ружьями!
Поскорее приходите,
Волков накажите,
Чтоб глазами сверкали,
Чтоб козочек напугали,
Чтобы к вербе бежали,
Чтоб лентяйку бодали,
Чтоб качала деточек,
Не жалела веточек!»
Автор: Охотники пришли,
Из ружей запалили. (охотники Импровизация)
Волки задрожали, (волки Импровизация)
В лес побежали, (Импровизация)
Глазами засверкали,
Козочек напугали,
Козочки задрожали,(козочкиИмпровизация)
К вербе побежали, (Импровизация)
Головы нагнули,
Лентяйку боднули (Импровизация)
Верба испугалась,
Вся заколыхалась, (вербаИмпровизация)
Не жалея веточек,
Укачала деточек. (Импровизация)
С той поры без устали
Качается у речки, (Импровизация)
Чтобы птички шустрые,
Засыпали крепче.
У: Сколько образов в этой сказке? К кому с просьбой обращается воробей?
Д: ( Воробей обращается с просьбой к вербе, козочкам, волкам, охотникам, а рассказ сопровождается словами автора).
У: Я предлагаю вам стать не только композиторами, которым предстоит озвучить сказку, но и стать актерами. Превратить эту сказку в музыкальный спектакль.
Д: (Распределяются роли среди детей: воробей, верба, козочки, волки, охотники, автор. Остальные дети по желанию делятся по группам, каждая из которых музыкальной импровизацией озвучивает выбранный образ из сказки.
У: (Обращение к «композиторам» сочиняющим музыкальное сопровождение)
Обсудите, как, какими музыкальными инструментами вы будете рассказывать о своем герое. (Обращение к детям-актерам) Вам необходимо пластикой, движениями рассказать все, что происходит в сказке, когда речь идет о вашем образе.
Д: (Немного дается время для обсуждения, поиска звуковых образов на выбранных музыкальных инструментах).
У: Итак, начинается музыкальная сказка « Верба и воробей».
Исполнение сказки с актерской и инструментальной импровизацией.
Краткое обсуждение соответствия образов сказки и их музыкальных характеристик исполняемых «композиторами».
Затем, дети меняются ролями. Еще раз исполняется сказка уже с новыми «актерами и композиторами».
1.3 На сегодняшнем занятии у нас с вами произошло чудо, родилась музыкальная сказка, где композиторами и актерами были вы сами.
Методические рекомендации и ожидаемый результат: После данного занятия дети должны находить соответствующие музыкальные интонации и подбирать тембры музыкальных инструментов образному представлению, уметь воплотить через инструментальную импровизацию вербальный образ в звуковой. Групповая форма работы (группа 4-5человек, выполняющие роль композиторов и актеров) поможет активизировать мыслительную деятельность каждого учащегося, обучить умению коллективно размышлять о музыкальных образах, сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы. В группе учащиеся размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания выбранного ими образа. Совместно обсуждается возможность воплощения этого образа через музыку: учащимися подбираются музыкальные инструменты, обсуждается возможность и особенность интонационного воплощения образа на этом инструменте, если группа – композиторы. Организатор группы (концертмейстер) следит за распределением инструментов в мини ансамбле, где внимание уделяется сначала мелодическим инструментам, на которых исполняется музыкальный образ, а затем созвучные данной характеристике шумовые и ударные инструменты. Концертмейстер следит за созвучностью получающейся импровизационной композиции. Дети уже имеют знания об особенностях взаимосвязи интонаций, метроритма и музыкально-выразительных средств и имеют элементарные навыки игры на музыкальных инструментах, В заключении занятия исполняется вся музыкальная сказка в исполнении композиторов и актеров
Данные занятия способствуют формированию музыкально-образного представления и рефлексивного познания создаваемого музыкального произведения учащимися, посредством мыслительного экспериментирования с музыкально-выразительными средствами, осознания логического выстраивания различных звуковых структур.

Критерии эффективности программы
В процессе реализации программы необходимо создание учителем творческой атмосферы, при которой будет обеспечиваться мотивация каждого учащегося в импровизационной музыкально-творческой деятельности, где решение художественных задач потребует музыкально-мыслительного экспериментирования с элементами музыкального языка. Осмысление музыкального образа в сознании каждого ученика будет раскрываться через познание образной чувственно-звуковой формы.
В соответствии с возрастными особенностями, организация комплекса музыкальных занятий, основанных на инструментальной импровизации, в сфере развивающего обучения, способствует активизации познавательной и творчески-продуктивной деятельности, дети способны перейти к стадии абстрактно-логического мышления, стадии формальных операций: учатся самостоятельно рассуждать и делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать факты, находить частное и общее, устанавливать простые музыкальные закономерности, строить элементарные умозаключения, формируется художественно-образное и конструктивно-логическое мышление, где все музыкально-мыслительные операции связаны с определенными закономерностями музыкальной логики.

Используемая литература:


Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / сост. М.Г. Арановский. – М.: Музыка, 1974. – 90 – 128 с.
Арановский, М.Г. Музыкальная форма как форма интеллектуальной деятельности // Проблемы музыкального мышления / сост. М.Г. Арановский. – М.: Музыка, 1974.
Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. Кн.II. Интонация. – М.: Музыка, 1971. – 378 с.
Бабаева, Ю.Д., Лейтес, Н.С., Марютина, Т.М. Психология одаренности детей и подростков : Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Под ред. Н. С. Лейтеса. – 2е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
Барышева, Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. / Т.А. Барышева – Ростов н /д: Феникс, 2004. – 416 с. – (Серия «Мир вашего ребенка»)
Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке: Модернизация общего образования / Н.А. Бергер. - СПб.: КАРО, 2004. – 368 с.
Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М.: Издательство Институт психологии РАН, 1997. – 352 с.
Головской, К.В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания / К. В. Головской // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / сост. О.А. Апраксина.- М.: Просвещение, 1987. – 272 с.
Дыс, Л.И. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования (сост. Л. И. Дыс) / Сб. статей – Киев: Муз.Украина, 1989. – 178 с.
Елистратова, Г.Б: дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности: защищена 2003г. Г.Б. Елистратова – Саранск: Мордовский государственный университете им. Н.П. Огарева, 2003 – 175 с.
Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. – 2е изд., испр. и доп. / Д. Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
Лаптев, И.Г. Детский оркестр в начальной школе / И. Г. Лаптев // Искусство в школе - М.: 2001, № 4 – 82 с.
Леонтьева, О. В. Карл Орф – для детей / О. В Леонтьева // Советская музыка – М., 1963. № 7 – 143 с.
Ляшко, Т. В. Через игру к творчеству / Т.В. Ляшко // Искусство в школе - М., 1999. № 2 – 79 с.
Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. – М.: Музыка, 1991. – 80 с.
Мальцев, С.М. О психологии музыкальной импровизации: Б-ка музыканта-педагога / С. М. Мальцев – М.: Музыка, 1991. – 85 с.
Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский - М.: 1989. – 269 с.
Медушевский, В.В. Музыкальное мышление и Логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сб. статей – Киев: Муз.Украина, 1989. – 18 - 28 c.
Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский – М.: Музыка, 1972. – 381 с.

Осенева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осенева, Л.А. Безбородова: – М., 2001. – 376 с.
Панова, Г.Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки / Г.Г. Панова // Искусство в школе - 2000, № 4 – 82 с.
Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 1997. – 384 с.
Проблемы музыкального мышления / ред. М. Г. Арановского. - М.: Просвещение, 1974 – 336 с.
Психологический словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат. – 494 с.
Пясковский, И. Б. Логика музыкального мышления / И. Б. Пясковский. – Киев.: Муз. Украина, 1987. – 179 с.
Ригина, Г. С. Книга для учителя. Музыка. (Система Л. В. Занкова) / Г. С. Ригина. – Самара: Издательство Учебная литература, 2005. – 224 с.
Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. / А. Э. Симановский – Ярославль, 1996. – 267 с.
Столова, И.В. Система Орфа – за и против / И. В. Столова // Искусство в школе – М.: 2000, №4 – 82 с.
Суслова, Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития / Н.В. Суслова – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 1999. – 224 с.
Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей: Педагогическая наука – реформе школы / науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.наук СССР / К. В. Тарасова - М.: Педагогика, 1988 – 176 с.
Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. Памятники психологической мысли / Б. М. Теплов; отв.ред. Э. А. Голубева, Е. П. Гусева, В. А. Кольцова , О. Е, Серова.- М.: Наука, 2003 – 379 с.
Тютюникова, Т.Э. Карл Орф в начальной школе / Т. Э. Тютюнникова // Искусство в школе – М.: 2000, №3 – 79 с.
Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т. Э. Тютюнникова. – М.: ООО Издательство АСТ, 2001. – 94 с.
Усачева, В.О; Школяр, Л.В; Школяр В.А. Музыкальное искусство: Методическое пособие: 2 класс / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - М.: Вентана – Граф, 2004. – 214 с.
Харькин, В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация!: Психология творчества / В.Н. Харькин - М., Магистр, 1997. – 286 с.
Хох, И.П. Принципы урока музыки и их взаимосвязь с мотивационно – потребностной сферой школьника / И. П. Хох // Музыка в школе. - М., 2001. №6 – 82 с.
Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн.1 / Г.М. Цыпин – М.: Советский композитор, 1988. – 382 с.
Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К.Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 368 с.
Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования / Г. И. Шатковский - М.,1986. – 196 с.
Школяр, Л. В. Некоторые подходы к преподаванию музыки в системе РО / Л.В. Школяр // Школа Феникс – М.: 2000, №4 – 86 с.
Школяр, Л. В. Диагностика развития музыкальной культуры. Программа и методика изучения музыкальной культуры детей / Л. В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. М 89 муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
Щедровский, Г.П. Организационно – деятельностная игра как форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В книге: Избранные труды / Г.П. Щедровский. – М.: 2001. – 189 с.

Рисунок 1115


Добавить комментарий