Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников средствами игровых технологий на уроках музыки.

Опытно-экспериментальная работа по развитию
познавательной активности младших школьников
средствами игровых технологий на уроках
музыки.

Формирующий этап исследования ставил своей задачей обеспечить главное в учебном процессе – опираясь на активность и творческие поиски учащихся, используя игры содействовать становлению школьника в позицию субъекта и тем самым формировать его как личность. Работа строилась на основе усложнения процесса игровой деятельности, всех ее структурных компонентов и формирования активности школьника на всем пути до развития его творческого уровня. Важнейшими условиями для реализации идей на формирующем этапе являлись:
постоянное использование игровой деятельности;
развитие инициативы, творчества школьников в игровой деятельности;
активизация межсубъектных отношений в совместной деятельности учителя и учащихся;
Формирующая часть исследования состояла из двух этапов:
первичное познание игрового материала, активизирующий процесс познавательной деятельности;
процесс активной игровой деятельности в сотрудничестве с учителем;
На первом этапе было важно, чтобы ученики воспринимали музыкальные ценности на уроке адекватно и разносторонне для того, чтобы предмет являлся объектом не только осознания, но и практического действия. Общение на начальном формирующем этапе выстраивалось в большей степени ведущей ролью учителя. Результативность зависела не только от наличия объекта деятельности и созданных условий, но и от субъекта (ученика), активно взаимодействующего с объектом. Итак, первый этап эксперимента требовал таких ситуаций, построенных учителем, которые были направлены на восприятие музыкальной информации в процессе игровой деятельности, на начало проявления творческого воображения.
В начальной школе закладываются основы музыкальной грамотности, понимаемой как приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Обучение нотной грамоте в начальной школе лучше всего провести в увлекательной игровой форме с интересной спокойной сказкой «Новая сказка о музыке», которая развивает кругозор и внимание.
В игровой форме детям легче воспринимать и различные средства музыкальной выразительности. Для того чтобы развить у ребенка умение различать разные по силе звуки, можно выполнить несколько игровых заданий, поиграть в специальные развивающие игры. Одна из игр называется «Читаем сказку». Задача учителя состоит в том, чтобы научиться, вместе с детьми, читать сказку с динамическими оттенками, меняя силу голоса на выделенных словах. Обозначения динамических оттенков:
f форте – громко;
mf меццо-форте – чуть тише, чем форте; умеренно громко;
p пиано – тихо;
mp меццо-пиано – чуть громче, чем пиано;
sf сфорцандо – внезапно громко;
Прежде чем прочитать сказку, обводим нужного цвета прямоугольником выделяемые голосом слова. При чтении сказки во второй раз, вместо русских слов «тихо», «громко» произносим итальянские «пиано», «форте» и меняем при этом силу голоса.
Сказка про кота
Хочешь, расскажу тебе сказку про кота? Тогда слушай, каким он был, и что с ним приключилось.
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» -
И врассыпную они понеслись.
( А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что.)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
Вот и сказка вся.
Для работы над динамикой использую и другие игры: «Громко-тихо запоем», «Колобок»..
Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи можно с помощью игры «Громкая и тихая музыка».
Таким образом, проведя серию игр для определения динамических оттенков, ребята узнают, что звуки по силе бывают неодинаковыми. Но различаются они между собой не только динамикой. Чтобы узнать еще об одной тайне звука, предлагаю поиграть в игру-диалог. Представьте, что встретились два человека: один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот отвечать ему тоненько, нежно.
- Где ты живешь? – прогремел великан.
- В цветке ландыша, - нежно зазвенело в ответ.
- С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос.
- С Дюймовочкой.
Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том, что великан говорит громовым басом (толстым голосом), а сказочный малютка – высоко, нежно (тоненьким голоском). Можно произвольно изменять голос с более низкого до более высокого. Проделав этот путь голосом несколько раз, убеждаемся в новом свойстве звука. Каждый музыкальный звук обладает высотой. Для развития у ребенка умения различать звуки по высоте выполняем игровые задания.
Игра «Ученый кузнечик».
Игровой материал. Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры. Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают.
Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз.


А теперь до пятого цветка – и опять вниз:


А теперь на второй цветок – и вниз.

Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождается движением руки. Звуки, как это видно из рисунков, повышаются последовательно, движутся поступенно. Движение кузнечика по цветкам изображается звуками на металлофоне. Дети в это время внимательно смотрят на картинки и выбирают подходящую к той музыке, которую сыграл на металлофоне учитель. При усвоении понятия «высота звука» использую игры «Музыкальное лото», «Угадай колокольчик», «Лесенка-чудесенка».
Следующую игру я использую для развития у детей чувства ритма. Для проведения игры «Прогулка» мне нужны музыкальные молоточки для всех играющих. В ходе игры дети рассаживаются вокруг учителя. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в классе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - учитель медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает учитель. – Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!». Частыми ударами передает бег. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок», - ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были редкие маленькие капли, а потом начался сильный ливень», - учитель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята, побежали домой», быстро и ритмично ударяет молоточком. Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие инструменты. Развивает чувство ритма и игра «Определи по ритму».
Наряду с развитием чувства ритма, дети осваивают простые размеры и соотношение длительностей. Поможет в этом игра «Имена и ритмы». Дети должны постараться выполнять все, что им будет предложено.
- Сколько слогов в имени Клим? ( Сколько раз открываете рот, столько и слогов, правильно?) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Сколько хлопков надо сделать, заменив слово Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет более протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.
Давайте, заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками: !, !. Ударный слог или хлопок будем подчеркивать снизу: ! , ! . Тогда имя Оля в записи будет выглядеть условно так:


! ! или
О – ля О – ля

Первый слог будет не только громче, он будет и длиннее, когда мы пропеваем имя, потому что он ударный.
А теперь отгадайте, где на рисунке зашифровано имя Клим, где Оля, а где Наташа. Подпишите нужное имя под рисунком.

! ! !; !; ! !.


Если дети немного растерялись, можно предложить им отстучать ритм по рисунку, пропевая слоги имени. Стук или хлопок должны совпадать с ритмом имени.
А можно различить по ритму имена, имеющие по два слога: О-ля и Фе-дот? Ведь количество хлопков (или стуков) и в том и в другом случае два? Конечно, вы догадались! Тут все дело в ударных и безударных слогах. Найдите на рисунке, где зашифровано имя Оля, а где Федот и подпишите.

! !; ! !.

А вот каверзный вопрос. Можно ли по ритму отличить имена Наташа и Марина? Чтобы не терзаться сомнениями, простучите ритм обоих слов. Ритм совпадает, не так ли? Приведите примеры других имен с таким же ритмом, например Андрюша, Лариса, Виталий. Попробуйте продолжить этот ряд имен.
Теперь поиграем немного по-другому. Вы видите в одном столбце ряд имен, а в другом рисунки ритмов этих имен. Нарисуйте карандашом стрелки, соединяющие нужное имя со схемой его ритма:

Клим ! ! !
Ваня !
Федот ! ! ! ! !
Оксана ! !
Верочка ! !
Константин ! ! ! ! !
Зинаида ! ! !
Елизавета ! ! !
Максимилиан ! ! ! !


Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого? Почему звуки высокого регистра в нашем изображении окрашиваются чаще всего в прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок?
Это загадка еще одного свойства звука – тембра. Можно дать ему еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный. Для развития тембрового слуха можно поиграть с детьми в игру «Определи инструмент». Игровой материал составляют следующие инструменты: металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли, деревянные ложки и другие. В ходе игры двое детей садятся спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание. Аналогично можно предложить детям игры «Укрась музыку», «Что музыкальный инструмент расскажет о себе».
Важным моментом в музыкальном развитии является развитие слухового внимания. Можно придумать ряд игровых упражнений для того, чтобы развить у ребенка умение внимательно слушать и слышать. Вот примеры некоторых из них. Игра «Маракас и Бубен» развивает слуховое внимание. Под звуки маракаса играющие делают произвольно движения руками. На резкий удар бубна каждый должен присесть. Те, кто замешкался и не успел выполнить задание, штрафуются или выбывают из игры. В игре «Слушай звуки» дети должны создать два образа: «тополя», когда руки поднимаются вверх и «веточки» весело колышутся на ветру, и «плакучей ивы», когда руки-веточки опускаются, и грустно вниз склоняется головка ребенка. Изображать «тополь» и «плакучую иву» следует под музыку. Дети должны реагировать на звучание высокого и низкого регистров, тренируя слуховое восприятие. Образ «тополя» воплощается под музыку более высоко звучащую, образ «плакучей ивы» – более низкого звучания. Для развития слухового внимания предлагается такие игры, как «Будь внимателен», «Кого зовет музыка».
Игра «Будь внимателен»
Игровой материал. Необходимо знание песни, которую хочет использовать в игре учитель.
Ход игры. Задача учащихся – вовремя вступить и пропеть свою фразу. Например, учитель начинает; « С утра сидит на озере любитель-рыболов». Дети следом подхватывают и поют следующую фразу без опоздания: «Сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов». Теперь очередь за учителем или другим участником игры: «А озеро глубокое, удачный будет лов»; очередной участник завершает: «Сейчас поймает окуня любитель-рыболов».
Игра « Кого зовет музыка»
Игровой материал. Хорошо знакомая детям мелодия, имеющая двухчастную форму. Это может быть песня с ярко выраженным запевом и припевом.
Ход игры. Учащиеся делятся на две группы. Для каждой выбирается своя мелодия (для одной запев, для другой припев). Задание известно заранее. Оно заключается в следующем: спокойно, не спеша, встают и начинают произвольное движение дети той группы, чья мелодия звучит в настоящий момент. С окончанием музыки дети садятся, а движение начинает другая группа. Эта игра не только развивает слуховое внимание, но и позволяет развивать у детей чувство формы музыкального произведения. Учитель может использовать в качестве игрового репертуара инструментальную музыку двух-, трехчастного строения.
Для развития у детей навыков восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроение, характер музыкальных произведений) можно использовать также некоторые игры. Цель игры «Волшебный конвертик» – развивать музыкальную память. Игру удобнее проводить на последних уроках четверти, когда у детей накопился в достаточном количестве музыкальный материал.
В конверте могут находиться иллюстрации знакомых детям музыкальных произведений. Дети должны прослушать музыку и узнать, иллюстрация какого музыкального произведения, возможно, находится в конверте. Мелодии знакомых произведений проигрываются на любом музыкальном инструменте или напеваются учителем. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из конверта соответствующую иллюстрацию и показывает всем. Умение запоминать и различать музыкальные произведения развивает игра «Кто подошел к теремку». Для игры потребуется картинка с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка нарисованы герои известных детям музыкальных произведений. В ходе игры учитель начинает сказку: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, не высок». Обращаясь к детям, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Отгадав музыкальную загадку, дети, пользуясь выдвижной лентой, показывают учителю вариант ответа.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, на уроках можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки. Текст игры запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.
Текст любой игры можно специально использовать для развития ритма. Его легко воспроизвести в хлопках. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.

Та ти-ти

Та ти-ти

Ти-ти ти-ти
Та та


Таким же образом следует ритмизовать все тексты. (см. приложение)
В начальной школе рассматриваются различные формы построения музыки: период, простая двухчастная форма, простая трехчастная форма, вариационная форма, рондо. Здесь надо сосредоточить внимание учащихся главным образом на общих принципах той или иной формы. При знакомстве с этими музыкальными понятиями ребята учатся обозначать музыкальные формы графически. Если музыкальное произведение, небольшое по объему, выражает какое-то одно настроение, можно определить его форму как одночастную и так обозначить графически:

Если оно содержит разные по характеру темы, то про эту музыку говорят, что она написана в двухчастной форме. Графически это может выглядеть следующим образом:
Если звучит сначала одна тема, затем музыка меняется, и потом мы слышим, что она исполняется так же, как в начале – относим это произведение к трехчастной форме:
Если главная мелодия чередуется со звучащей по одному разу новой, другой музыкой – эпизодами, то это форма рондо. Графически это может выглядеть так.:
Форма вариаций обычно состоит из темы и нескольких вариаций. Для закрепления изученной темы и в дальнейшем для определения музыкальной формы произведения можно провести игру «Определи форму». В ходе игры ребятам необходимо внимательно вслушиваться в исполняемую музыку. Учитель предлагает прослушать музыкальное произведение. Ребята имеют в наличии все графические обозначения музыкальных форм и выбирают, какая же из схем соответствует этой форме. Музыкальные произведения звучат по выбору учителя. Далее игра усложняется: учащиеся должны сочинить небольшое произведение, используя для этого любую из предложенных форм.
Рассмотрим несколько игровых приемов, применение которых также поможет учителю музыки занимательнее и эффективнее провести уроки в начальной школе.
Всегда эффективно, мобилизуя детское внимание, действует прием под названием «Пение «про себя», когда по знаку педагога часть ранее выученного музыкального произведения исполняется как обычно, а часть, - «молча», пропевая только внутренним слухом.
Одним из сигналов к введению «пения про себя» служит мимика педагога – утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак: «Поем про себя». Такой сигнал используется, если педагог во время исполнения классом песни или попевки играет на инструменте, аккомпанируя звучанию классного хора. Если же произведение исполняется «а капелла» или под фонозапись музыкального сопровождения, то педагог в это время обычно руководит классным хором, дирижируя им. Тогда для того, что бы подать команду «поем про себя», педагог может прекратить дирижировать во время конкретного момента – сжать пальцы в кулаки и остановить движение рук, замерев «на точке».
На начальных стадиях внедрения этого приема чередование разных манер пения – вслух и «про себя» удобно проводить построчно. Приведем пример того, как можно применять прием во время повторения распеваний.
Си – си – си, в водоеме караси. (Вслух.)
Ся – ся – ся, вот поймать бы карася! (Про себя.)
Се – се – се, карасей мы ловим все. (Вслух.)
Ся – ся – ся, не поймали карася. (Про себя.)

Такое исполнение является наипростейшим. По мере того, как у школьников будет накапливаться приобретение некоторого певческого опыта, реально усложнить задание, «раздробив» строчку песни. Например, как можно исполнить начало песни «Деревца» Е.Тиличеевой:
Мы у нашего крыльца, (Вслух.)
Посадили
деревца.(Про себя.)

Обычно окончание куплета или упражнения поется вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию и понять, сумели ли они вернуться к тонике.
В дальнейшем прием пения внутренним слухом можно применить при повторении уже ранее выученных песен. Детям дается задание: «Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните первый куплет «в уме» одновременно со звучанием мелодии». Таким образом, можно помогать ученикам вспоминать мелодии и тексты «Песни о маме», «Песни о пограничнике», попевки «Мы - второклассники» и др.
Для того чтобы заострить внимание школьников при прослушивании инструментальных пьес, реально обратиться к приему под названием «Прослушаем музыку с закрытыми глазами».
С этой целью педагог перед прослушиванием музыкальной пьесы объясняет ее содержание, а затем обращает внимание школьников на каком - нибудь ярком моменте, акцентированном композитором. Задачей школьников при слушании музыки является фокусирование восприятия при ее звучании для того, чтобы уловить указанный конкретный момент.
Например, при знакомстве с отрывком «Ночь» из балета Р. Щедрина «Конек- горбунок» детям дается следующее задание: «Обратите внимание на то, что среди плавной, безмятежной музыки, рисующей ночное спокойствие, композитор вводит образ падающей с неба звезды. Чтобы вам лучше услышать это, давайте закроем глаза. А когда вы услышите, как музыка нарисует мгновение с летящей с неба звездой, посмотрите на меня».
Прием «Прослушаем музыку с закрытыми глазами» эффективен тем, что снимает возможность подсказки: каждый из учеников дает собственный ответ на поставленное педагогом задание, а учитель может проанализировать правильность его исполнения сразу практически у всего класса. Свою просьбу учитель может повторить и на последующих уроках при повторном прослушивании уже знакомой пьесы: результативность приема от этого не снизится. Только тогда уже задание следует несколько усложнить. Например, дети, не раскрывая глаз, должны указать нужное место взмахом руки или обязаны отметить, какими изобразительными и выразительными приемами композитор пользовался, чтобы подчеркнуть выделение того или иного важного момента.
Подобное задание – « Прослушайте музыку с закрытыми глазами и посмотрите на меня (или – « взмахните рукой») в нужный момент» - можно использовать для изучения отрывка «Купание в котлах» из балета «Конек – горбунок» Р. Щедрина, когда детям надо уловить появление из котла Иванушки; пьесы Э. Грига «Утро», когда взглядом надо показать момент восхода солнца, и т. д. Обычно дети достаточно успешно «улавливают» в контексте основной пьесы указанные педагогом моменты.
Впоследствии можно использовать этот прием, уже обогатив его более совершенной специализированной терминологией: попросить детей указать, в каком месте – в начале, середине или в конце – музыкальной пьесы находится ее кульминация – наиболее яркий момент развития сочинения. Кроме того, перед детьми ставится задача перечислить средства музыкальной выразительности при показе кульминации. Так, при прослушивании «Прелюдии № 7» Ф. Шопена школьники обязаны отметить, что в этом произведении кульминация расположена в его конце и выделена высотой звучания мелодии и замедлением темпа музыки.
Усложняя игровую деятельность, прием «Послушаем музыку с закрытыми глазами» можно несколько модифицировать. Скажем, предложить учащимся не закрывать глаза, а всего лишь несколько наклонить голову и в нужном месте «поднять глаза, посмотрев на учителя».
На каждом уроке школьников учат умению словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать об ее эмоциональном восприятии. Такое умение улучшает усвоение музыки и развивает осознанность этого процесса. Следовательно, существует реальная необходимость развивать у детей практику высказываться о музыке, обогащая свой словарный запас.
Музыканты, работающие со школьниками начальных классов, неизбежно обращают внимание на то, как скуден лексикон детей при определении ими характера музыкального произведения. Чаще всего, отвечая на вопрос педагога о характере прозвучавшего произведения, дети используют две основные характеристики – «хорошая» и «добрая». Но лексическая ограниченность речи детей 6-8 лет – явление закономерное. Оно отражает общее качество, характерное для всех детей данного возраста – неодинаковую частоту употребления ими различных частей речи. Как показывают исследования ученых – филологов, только два процента словарного запаса младших школьников составляют имена прилагательные. Поэтому необходима специальная работа по обогащению речи учащихся начальных классов разнообразными художественными эпитетами для приобретения школьниками умения рассуждать о музыке.
Работе по совершенствованию лексического состава речи можно дать условное название «Копилка музыкальных терминов».
На занятиях с учениками начальной школы можно использовать два варианта такого приема.
Первый вариант построен на том, что ученики должны подтвердить или опровергнуть мнение самого учителя о прослушанном ими музыкальном произведении.
На практике это выглядит следующим образом. Дети слушают музыкальное произведение, а затем учитель поочередно дает определения его характера. Если определение правильное, то ученики должны хором повторить его. Вот как проходила работа по методу «копилка» при изучении пьесы Э.Грига «Заход солнца».
Учитель музыки: Ребята, внимательно слушайте слова, которые я вам буду называть. Если, по вашему, слово подходит к характеру этой музыки, то вы должны повторить его. А если слово неверное, то молчите. Смотрите, не ошибитесь. Итак, я считаю, что эта музыка нежная.
Ученики (повторяют): Нежная.
Учитель: Я думаю, что эта музыка ласковая.
Ученики: Ласковая.
Учитель: А, может быть, эта музыка – торжественная. (Задача детей в данном случае – заметить «ошибку» учителя и промолчать.) Класс молчит, затем слышатся возражения: «Нет. Неправильно».
Учитель: Молодцы, вы внимательно слушали музыку и не ошиблись.
Далее педагог поочередно предлагает подтвердить или опровергнуть следующие термины: задушевная, суровая, стремительная, таинственная, отрывистая, прозрачная, страшная, мягкая, грозная, плавная.
Из предложенных 10 эпитетов только пять действительно соответствуют характеру сочинения. Остальные пять (стремительная, грозная и т.д.) дети должны были выделить, как неправильные.
Если школьники допускали ошибки (а этого не избежать), то тут же в ходе работы шло блиц – обсуждение термина – верен он или нет. По мере приобретения у учащихся навыка «интеллектуального боя», целесообразно уделять внимание накапливанию эпитетов синонимического ряда, то есть схожих по смыслу, но разных по звучанию.
Приведем примерные группы таких терминов – синонимов в отношении к разнохарактерной музыке:
Веселая – радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.
Грустная – печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая.
Нежная – ласковая, плавная, осторожная, задушевная, мечтательная, светлая, прозрачная, спокойная, добрая, приветливая, неторопливая, мягкая, напевная, протяжная, сдержанная.
Сильная – четкая, решительная, торжественная, праздничная, бодрая, важная, гордая, победная, мужественная, бесстрашная, отважная, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, смелая.
Взволнованная – тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная, торопливая, стремительная, волшебная.
Отрывистая – легкая, острая, шутливая, колючая.
Страшная – злая, грубая, настороженная, опасливая, пугливая, сердитая, недовольная, темная.
Учащимся можно предложить и второй вариант приема «Копилка музыкальных терминов» (см. приложение).
Полученный школьниками новый уровень владения музыкально – определительным лексиконом служил базой для последующего его переноса на новые, изучаемые в дальнейшем музыкальные произведения. Дети приобретают навык давать музыкальной пьесе не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.
Всегда дает положительные результаты игровой прием, при котором подразумевается вокальное воспроизведение школьниками лейтмотивов инструментальных пьес. Ведь музыка – искусство, существующее во времени, а детям порой бывает нелегко оценить и охарактеризовать мелодию, которая уже завершилась, перестала звучать. Поэтому для наилучшего запоминания основных лейтмотивов можно придумать для них подходящий текст, который подходит по смыслу и ритму. Обычно для детей запоминание мелодии с текстом бывает более успешным, чем ее исполнение лишь в варианте вокализа.
Такой прием можно назвать «Споем инструментальную мелодию», и его можно прокомментировать при знакомстве учащихся с пьесой П.И.Чайковского «Болезнь куклы». Первые четыре такта произведения, где мелодия проведена в партии правой руки, можно напеть на октаву ниже со словами «Я бо-ле-ю» (муз - пример).
Мелодия в данном случае лучше запоминается, становится легко узнаваемой и помогает сильнее прочувствовать настроение пьесы.
Реально сделать аналогичный «вокальный вариант» некоторых других инструментальных сочинений, имеющихся в школьной программе с целью прослушивания.
Скажем, мелодическое начало «Марша» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» можно легче запомнить на некоторые варианты подходящих по содержанию слов. Например:
«Как праздничной елки хорош наряд.
Шел сказочных воинов парад».
«Все мы захотели пойти гулять,
Но нам надо елку наряжать».

Конечно, приведенные варианты текста нельзя считать эквивалентными гениальной музыке композитора, но в данном случае текст с успехом выполнил частную функцию, то есть помог запомнить триольное начало
«Марша» и ощутить особенности его характера – «сказочность», игривость, предчувствие новогоднего праздника, которое и хотел передать композитор.
Сначала с детьми разучивается ритмический рисунок мелодии, при этом школьники помогают себе, дублируя его хлопками в ладоши. Затем на уже знакомый ритм «накладывается» выученный текст.
Наиболее ярким примером использования данного игрового приема является вокальное исполнение мелодии «Марша деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.
В ходе урока при знакомстве с данным произведением учитель проводит целый ряд музыкально – образовательных действий: школьники сначала эту пьесу прослушивают, затем разбирают средства ее художественной выразительности, маршируя под ее звучание, изображая руки кукол – барабанщиков и т.д.
Но помимо качества, заявленного в заголовке произведения (марш), лейтмотивы знаменитой фортепианной миниатюры отражают главное свойство художественного дара П.И.Чайковского – мелодизм. То есть они не только быстро узнаваемы и запоминаемы, но и удобны для их вокального воспроизведения. В этом легко убедиться, предложив детям напеть основные темы пьесы. Кроме того, мелодии музыки удобны для их исполнения детскими голосами: лейтмотивы построены с использованием тесного звуковедения, в небольшом диапазоне, с несложными ритмическими группировками. Поэтому педагог по желанию сможет предложить детям для работы на уроке музыки помимо инструментального варианта ещё собственную вокальную обработку этого марша. В вокальной обработке следует бережно сохранить основную мелодию пьесы-первоисточника, только сделать её перенос в средний певческий регистр (изменить тональность из ре мажора в соль мажор) и добавить стихотворный текст. Думается, текст, приведённый ниже, достаточно точно отражает темы музыки П.И. Чайковского: пунктирный маршевый ритм, контраст двух крайних мажорно-ярких частей с минорной средней, более приглушённой, игровое содержание.

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
(Слова И.А. Агаповой)

Раз-два! Аты-баты!
Весело солдаты
Сабли деревянные несут.
Пусть живут в коробке,
Но они не робки,
Увидали – кот ворует суп!

Пять-шесть! Аты-баты!
Выполнить команду,
Чтоб из кухни выгнать нам кота!
Брысь, кот! С нами ружья,
Воровать не нужно.
Будь, кот, честным, сдружимся тогда.


Раз-два! Аты-баты!
Весело солдаты
По ковру вдоль комнаты идут!
Пусть живут в коробке,
Но они не робки.
Службу честно здесь они несут.
Как показала практика, школьники вокализируют марш с большим желанием. В данном случае текст, с помощью которого производится музыкальный эффект, оказался незаменимым педагогическим подспорьем.
Если исходить из перечня произведений, рекомендуемых общепринятой программой о музыке для 1-4 классов, то можно выделить еще целый ряд инструментальных пьес с доступной для вокализирования мелодией.
Еще один из игровых приемов, способствующих воспитанию у детей чуткости к миру музыкальных звуков, стало использование на занятиях предметов, которые при знакомстве с ними «обрастают» звуками, характеризующими их в различных ситуациях, а затем выступают в качестве художественного образа музыкального произведения, доступного для детского понимания. Условное название данного приема «Сюрприз урока».
Слово «сюрприз» означает «неожиданный подарок, неожиданность». Авторы рекомендуют использовать это слово для обозначения предмета, имеющего палитру собственных или окружающих его звуковых проявлений и способного выразить себя через эти звуки. Предполагалось, что «звуковое изображение» предложенного детям предмета облегчит понимание ими музыки, если данный предмет станет компонентом ее художественного образа.
В роли «сюрприза» могут выступать игрушки, иллюстрации, наглядные пособия, элементы карнавальных костюмов, учебные принадлежности, то есть предметы, которые отражают содержание художественного образа изучаемого музыкального произведения. Соответствующие музыкальные пьесы для каждого предмета-«сюрприза» подбирались предварительно.
Приведем примеры использования в качестве «сюрприза» различных игрушек – кошки, колокольчика, часов.
Вот какой диалог произошёл между учителем и классом при знакомстве с русской народной песней «Ходит Васька серенький».
Учитель (показывает игрушку или рисунок с изображением кошки): Все вы хорошо знаете это животное. Как его имя? Правильно, кошка, кот. Попробуйте-ка показать мне голос кошки!
(Дети, не поднимая рук, вразнобой подражают голосу кошки со своих мест.)

Учитель: У каждой из ваших кошек получился свой голос и свой характер. А теперь прошу вас минутку подумать и выполнить первое задание. Покажите мне голос кошки, когда это животное находится в добром настроении.
(Идут поочерёдные ответы детей.)
А каким станет голос кошки, когда это животное расстроено? Представьте, например, что у него кончилось молоко, или убежала мышка.
(Ответы детей.)
Обратите внимание, что голос кошки несколько изменился. А каким он станет, если кошка злится?
(Ответы детей.)
Я смотрю, вы много раз не только видели это животное в различном настроении, но и прислушивались к его голосу. Теперь ответьте, пожалуйста, что любит делать и умеет делать кошка.
(Дети отвечают: спать, ловить мышей, пить молоко, прыгать.)
Верно. Что же, всё правильно, но я прошу вас усложнить ваши ответы. Назовите какое-нибудь занятие кошки и попробуйте передать голосом звуки, которые мы можем услышать, когда кошка спит, или когда она ловит мышей, пьёт молоко. Это трудное задание, поэтому не спешите отвечать сразу. Я даю вам одну минуту, чтобы представить себе это. Ну-ка, закройте глаза ладонями и постарайтесь не только увидеть кошку, но и представить, что она делает, и услышать звуки, которые при этом появятся. (Пауза.) Пожалуйста, кто готов отвечать? Юля, твой ответ.
Юля Д.: Когда кошка пьёт молоко, она лакает – «лак-лак» (причмокивает губами) и мурлычет от удовольствия – «мр-р-р, мр-р-р».
Учитель: Правильно. Кто дополнит рассказ Юли? Какие ещё мы можем услышать звуки, когда кошка пьёт молоко?
Вова П.: У неё звенит блюдечко – «динь-динь».
Учитель: Покажи каким-нибудь предметом, как звенит блюдечко.
Вова П.: «Динь-динь-динь». (Постукивает ровными длительностями авторучкой о подставку для карандашей.) А мыши радуются, что она их не видит, и бегают из норки – «топ-топ-топ». (Гремит коробкой с карандашами.)
Учитель: Скажите, пожалуйста, какая по характеру музыка была бы у такой кошки?
(Дети дают много определений, но с помощью учителя выбирают из них два основных – тихая, спокойная.)
Учитель: Кто нам расскажет про кошку с другим характером?
Илья Г.: Кошка может быть и злой. У меня есть кошка, так, когда она бегает, все вещи падают, а сама она кричит: «Мя-а-а-у!». А потом она как вцепится в занавеску и шипит: «Ш-ш-ш!». Если писать музыку про мою кошку, то можно показать, как будто она прыгает (музыкальный пример).
Учитель: Вот сегодня мы будем знакомиться с русской народной песенкой про кошку, вернее – про кота. Кота в этой песенке зовут Васька. Сама песня называется «Ходит Васька серенький». Сначала давайте послушаем эту песню. Обратите внимание на то, как меняется характер каждого куплета. Значит, меняется и поведение её главного героя.
Идёт слушание, а затем – покуплетный разбор и разучивание русской народной песни «Ходит Васька серенький».
Таким образом, при использовании методического приема «сюрприз» дети знакомятся с различными возможными характеристиками будущего героя песни, запоминают музыкальные эпитеты, которые можно применить при разборе отдельных куплетов песни
К двум другим примерам использования «сюрпризов» приведем перечни вопросы, которые касаются анализа предлагаемого учителем предмета. (см. приложение)
После анализа нескольких возможных вариантов звукового изображения «сюрприза» - колокольчика дети слушают русскую народную песню «Дон-дон», где этот предмет помогает передать ощущение тревоги, а звуки музыки изображают набатный колокол.
Как показала практика, введение в урок музыки приема «сюрприз», отработка жизненного - звукового изображения его самого и его окружения способствуют приобретению навыков «зарисовки звукового портрета», выработке у учащихся жизненной звукочувствительности. А главное, у школьников формируется готовность для встречи с подобным явлением, представленным в виде многопланового художественного образа музыкального произведения.
По итогам четвертей или учебного года в начальной школе можно использовать проверочные работы, которые удобно выстроить в форме викторин или кроссвордов. Иногда учителя предпочитают, чтобы дети давали ответы на вопросы заданий в письменном виде. Тогда следует учесть, что целесообразнее применять подобные проверочные работы во 2 или 3 классах, когда дети уже относительно уверенно овладели письменной речью.
Не секрет, что к концу года и у школьников, и у педагогов накапливается сильная усталость. Поэтому педагог может предложить детям небольшую письменную работу, не ограничивая их во времени для ответов.
Вопросы и задания для контрольной можно разместить на доске. Если учесть, что вопросы будут повторяться ежегодно из-за смены школьников в классах, то учителю будет целесообразно сделать плакаты, на которых написать указанные вопросы. Такие плакаты удобно просто вывешивать на классную доску.
Хорошо также, если в кабинете музыки имеются постоянные стенды с изображением инструментов симфонического и народного оркестра и подписанными возле них названиями. Такие наглядные пособия также могут оказаться хорошим подспорьем для отгадывания кроссвордов и других заданий.
С первых занятий с детьми я разучиваю русские народные песни, игровой фольклор. Наши дети совсем мало играют, не знают ни игр, ни считалок. Поэтому с младшими школьниками обязательно нужно на уроке играть. Музыкально-дидактические игры применяются в практике достаточно широко. А вот игры, соединяющие пение и движение, - редко. И совершенно напрасно! Для учащихся начальной школы провести урок, сидя на стуле, - задача не просто сложная, а порой непосильная. Врачи-травматологи говорят, что для позвоночника крайне вредно положение «сидя». Физиологически удобным является положение «лежа» и «стоя». Поэтому ученики на моем уроке и сидят «по-турецки», и записи в тетради делают, сидя на корточках или стоя на коленях, и пролезают под скамейками, и играют в жмурки, ляпки и тряпки, ходят, танцуют, бегают. Моя задача – связать эти движения с темой урока, четверти, года. При решении этой задачи фольклорный материал – бесценный помощник. Причем фольклор не только музыкальный.
Многие педагоги-музыканты (Д. Огороднов, В. Емельянов, Т. Боровик) рекомендуют развитие чувства ритма, певческой интонации начинать с речевых упражнений. Вот и мы при изучении темы «Песня» тоже идем от слова: разучиваем русскую народную игру «В деда»
Игра «В деда»
Прежде чем играть, разучиваем с ребятами песню, которую сопровождаем движениями по тексту:
У нас серпы-то золотые,
А мы жнецы-то молодые.
Время жито жать, во снопочки вязать,
На ток возить, цепами молотить,
У печи сушить, тесто месить, пирогами всех кормить.
По считалке выбираем Деда. Он садится на стул и приветствует группу детей, которые с поклоном отвечают на приветствие. Выбирает эту группу (человек 5-6) либо сам Дед, либо учитель. После приветствия между ними завязывается разговор:
- Здравствуйте, дети!
- Здравствуйте, дедушка!
- Где вы были?
- На работе.
- Что вы там делали?
- Мы не скажем, а покажем.
Теперь все играющие показывают Деду какое-то одно движение из тех, что сопровождают песню. Об этом они договариваются заранее. Дед должен отгадать, что изображают дети: «жнут», «молотят», или что-то другое делают. Как только он догадается, дети начинают петь песню с движениями. Им помогает весь класс. На последнем слове играющие разбегаются, а Дед их ловит. Игра всегда вносит радость, оживление.
При изучении изобразительных возможностей музыки в 1 классе провожу параллель с русской неродной игрой «В деда», где дети движениями изображают различные трудовые операции: «жнут жито», «вяжут во снопочки», «молотят цепами» и т. д. Тогда я их спрашиваю:
- В игре вы все, о чем поется, изобразили движениями. А как мы узнаем, о чем говорит музыка, если в ней нет даже слов? И все равно понятно: в этой музыке – поезд, а в этой – картина весеннего леса. Как это происходит?
Ответ ребята ищут сами. Так от движения, от пластики совершается переход к осознанию того, что движение можно передать музыкальными средствами.
При многократном повторении мелодической попевки формируются элементарные вокальные навыки. Очень важно, что происходит это ненавязчиво, в игровой форме. Используя эту игру, решаю и важную задачу связи музыки с жизнью. Для моих учеников эта игра – своего рода «машина времени», позволяющая узнать быт наших предков-земледельцев. На игре «В деда» формируются и нравственные качества: уважение к старшим (обращение на «вы», поясной поклон), любовь к труду и родной земле, бережное отношение к хлебу, интерес к народной культуре.
Приведённые примеры показывают, что использование даже простейших игровых форм фольклора позволяет решать успешно, ненавязчиво, в интересной форме целый комплекс педагогических задач.
Одна из серьёзных проблем – детская агрессивность, обидные клички и прозвища. Дети, как обезьянки, любят дразниться. Задача педагога – перевести это качество в игровую форму, сделать не обидным, не разрушительным. Предупредить конфликтные отношения способны средства народной педагогики. Лекарство, противоядие от обидных кличек, ярлыков – народные дразнилки. На уроке мы их декламируем, разыгрываем в лицах.
Дразнилки – отличный материал для подготовки детей к восприятию полифонии. Речевой канон – когда одна дразнилка звучит у разных групп детей поочерёдно. Контрастная полифония – когда две группы детей одновременно декламируют разные дразнилки, у каждой – свой образ, свой исполнительский план, своя кульминация, своя артикуляция: нараспев – отрывисто, легко – тяжеловесно, форте – пиано, шёпотом, сквозь зубы и т.п.
Мелодическую импровизацию мои ученики осваивают на игре «Маша». Правда, мы заменили имя на другое, которое подходит и для мальчиков, и для девочек. Но это ничуть не противоречит одному из главных качеств фольклора – его вариативности. Все ходят вокруг водящего и поют:

Саша, Саша – ты потеха наша.
Ручки-коротышки, ноженьки-худышки,
Волосы кудлатые, глазки вылупатые.
Ну-ка выйди из кружка и найди себе дружка!
На этих словах водящий с завязанными глазами («Саша») ловит ребят. Кто пойман – водит. Новый водящий – новая мелодия. Эта дразнилка ребятам очень нравится: смешная и не очень обидная.

Главная мысль, которую я через разные формы работы с дразнилками пытаюсь донести до детей: можно по-доброму подшучивать, но нельзя оскорблять, издеваться.
После исполнения дразнилок очень органичен переход к знакомству с пьесой Д. Кабалевского «Зайчик дразнит медвежонка», которая помогает в воспитании осознанного восприятия полифонии. Музыка настолько образная, что никогда не бывает затруднений при ответе на вопросы: «В этой музыкальной картинке один герой или несколько? Кто из лесных жителей изображен в пьесе?». Но чтобы ощутить полифонизм этой короткой пьесы, дети должны участвовать в ее исполнении. Мы с детьми придумали подтекстовку, которую они исполняют со звучащими жестами. Мальчики – басовито, как медвежонок, нараспев, с синхронными хлопками по коленям. Девочки – тонким голосом, стаккато, как зайчик, отстукивая мелкий ритм по спинке стула указательными пальцами, как барабанными палочками.
Когда удается точно передать ритмический рисунок разных героев в одновременном звучании, это неизменно становится яркой кульминацией урока.
Очень любят ребята и игру «Редочка», похожую по сюжету на сказку «Репка». Пока внучка «выращивает редьку» - изображает трудовые действия, все дети поют:
А я редоку спотяну, Редка рано посаженная,
А я бабушке покажу. Часто-густо поливанная,
Стара бабушка добра, От травы густой прополотая,
Твоя редочка сладка. Тяпкой грядка обработанная.

В конце песни внучка тянет редьку – детей, сидящих вчетвером на коленях друг у друга на одном стуле. Когда это не удается, внучка зовет подмогу. Поэтому играть нужно с осторожностью во избежание травм: «вырванная» Редька часто вместе с внучкой падает на пол.
Нравится ребятам и игра с ленточной каруселью, в которой зримо, в движении раскрывается темповое развитие:

Еле-еле, еле-еле закружились карусели.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Осторожно, не спешите, карусель остановите.
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.

Я привела здесь описание лишь некоторых народных игр. Одно могу сказать с уверенностью: народное творчество – это тот неиссякаемый родник чистоты и добра, который не оскудевает. Использование фольклорного материала позволяет сделать уроки более интересными. Важно не упустить тот момент в духовном становлении ребёнка, когда отношение к народному творчеству не отстранённое, не пренебрежительное, а живое, заинтересованное, открытое.
Семена, посеянные в начальной школе, начинают давать плоды в среднем звене.
Таким образом, новизна содержания, знаний о музыкальном искусстве посредством игры заставили учащихся активно размышлять. Уже на первом формирующем этапе установлен важный факт проявления у учащихся возможностей музыкального творчества. Учащиеся предпринимали первые шаги в импровизации. Это игры «Знакомство», «Эхо». В качестве заданий для самостоятельной работы предлагались следующие: составить диалог учителя и ученика, певческую перекличку по парам, импровизации на звукоподражание, мини-рассказы, в ход которых включена импровизация и т.д. Среди выполненных работы интересными были даже у тех учащихся, которые не проявляли себя успешно в других видах игровой деятельности. Импровизации помогли выявить значительные музыкально-творческие возможности авторов.
Включение игровой деятельности в уроки уже на первом этапе обнаружило стремление учащихся к творчеству, послужило основанием для обнаружения элементов личностной активности. По этому поводу следует провести несколько объяснений. Во-первых, до включения учащихся в такой род деятельности у них уже был накопленный опыт. Поэтому познавательная активность может быть обозначена, как скачок в развитии, который определялся продолжением ранее использованных игровых ситуаций в создавшихся условиях, обнаруживающих выход накопленного опыта. Активное вовлечение учащихся в игровую деятельность вызвало практическую реализацию опыта, открыло путь к творчеству.
Первый этап характеризуется системой воздействия учителя на ученика, где ученик выступал в роли объекта, воспринимающего информацию и выполняющего роль деятеля-исполнителя. В проявлениях отдельных учеников мы видели основы нового движения активности.
Второй этап формирующего эксперимента характеризовался активно-целенаправленным включением учащихся в процесс игровой деятельности в сотрудничестве с учителем. Отношения участников на этом этапе характеризовались той особенностью, что в межсубъектную связь общения втягивались и ученики, не проявившие открытой формы активности. Игровая деятельность, направленная на достижение высокого результата обеспечивала совершенствование учебного процесса. Деятельность учителя при постоянном использовании игровых ситуаций нуждалась в активных действиях учеников, поскольку эффективность могла осуществляться лишь при понимании и принятии сути его идей. Процесс совместной деятельности способствовал возникновению ситуаций, в которых учащиеся проявляли свою активность, высказывали свои соображения, предлагали собственное решение, обнаруживали замыслы, не предусмотренные учителем. Ученики проявляли элементы самостоятельности и старались выражать инициативу в процессе игровой деятельности.
На этом этапе констатировалось приближение цели к результативности деятельности. Теперь активность формировалась за счет умения увидеть результат в протекании всей деятельности. Активность уже приобретала на втором этапе иной характер. Она не зависела только от требования учителя, но имела и внутренние побуждения. Активными формами игровой деятельности на втором этапе нашего сравнения были
импровизации, сочинения, сказки и т.д. Для развития у детей творческого воображения предлагались оригинальные игры и творческие задания .
Игра «Времена года в цвете и звуке». Используя цветовые сочетания, учащиеся должны передать свои впечатления о конкретном времени года, прослушав музыкальные произведения:
В. Шебалин «Зимняя дорога»;
С.В.Рахманинов «Весенние воды»;
С.С.Прокофьев «Пятнашки» из сборника «Детская музыка»;
П.И.Чайковский «Осень»;


Зима Весна Лето Осень





Творческая работа «Копилка чувств». Учащиеся заполняют таблицу, которая показывает, какие чувства и настроения отражены в музыкальных произведениях.
Настроение
Композитор
Название сочинения

Грусть



Радость



Мечтательность



Героические чувства



Трагические чувства



Раздумья о жизни



Шутливое настроение



Ощущение сказочности, нереальности



Волнение




Игра «Вперед, композиторы!»
- сочини колыбельную песню.

- сочини марш;

- сочини вальс;

Игра «Сочини песню». Детям предлагается текст для импровизаций. Они запоминают его наизусть. Учитель сначала может пропеть свой вариант сочинения, но затем просит детей искать свои. Следует разобрать предварительно содержание текста, чтобы подбор необходимых интонаций отмечался осмысленностью.
Колыбельная
Мама Валечку качала
И, качая, напевала: А-а-а.
Марш
Кто шагает ряд за рядом?
Это мы идем отрядом.

Осень
Улетают птицы вдаль.
Расставаться с ними жаль.
Весной
Весенний день звенит!
Встречай, скворец летит!
Плясовая
Я притопну каблучком,
Я махну платочком,
Полечу я ветерком,
Закружусь листочком.
Веселая песенка
Солнце ярко светит
Весело на свете
Тра-ля -ля, ля-ля, ля-ля,
Весело на свете.
Грустная песенка
Дождик льет как из ведра,
Загрустила детвора.
Надо сказать, что формирование активности посредством игры не может ограничиваться рамками учебной деятельности. Поэтому игровая деятельность учащихся на уроках и вне уроков определялась как необходимая связь, органично проникающая в их жизнедеятельность. Эта связь была обусловлена потребностью ученика-субъекта найти простор своим приобретениям, выйти за пределы учебного процесса, обогатить свои творческие способности. Под внеурочной деятельностью мы понимаем внеклассную, внешкольную деятельность. Игровая деятельность во внеучебное время рассматривается как один из основных показателей расширения активности школьника. Неделя Музыки, где принимают участие и учащиеся начальных классов, позволяет выявлять познавательную активность учащихся. Без игры не проходит ни одно мероприятие. Примерами могут служить игра-путешествие «Путешествие в деревню «Гармошка», «Музыкальный калейдоскоп», «Музыкальные забавы Минора и Мажора», а также игровая программа
«Клуб веселых музыкантов»
Цель: выявить уровень музыкальных знаний, привить интерес к музыке, развить интеллект и находчивость.
Оформление: сказочный замок, дороги, рисунки, изображающие героев сказки «Волшебник Изумрудного города»
Заранее готовятся три команды, которые придумывают название, эмблемы
В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались в клубе веселых музыкантов. Наша встреча – необычная. Мы с вами попали в сказку «Волшебник Изумрудного города». Вы помните её?
Дети вспоминают сказку.
В. Скажите мне, для чего герои сказки шли в Изумрудный город?
Д. Чтобы исполнилось их заветное желание.
В. Правильно! Но для этого им пришлось преодолеть много трудностей. И мы с вами отправимся в этот нелегкий путь – до волшебного города вместе с друзьями – героями этой замечательной сказки. А чтобы в пути нам веселее шагалось, давайте споем песню «Если с другом вышел в путь».
Ребята исполняют песню.
В. Наша дорога музыкальная. Музыка будет сопровождать нас, помогать нам. А все препятствия будут связаны с темой музыки. Вы готовы к такому испытанию? Сейчас проверим это.
Я буду читать стихотворение и показывать ноты, а вы должны их дружно назвать.
Раз в субботу семь енотов
Во дворе учили ноты.
Дотянув насилу ДО,
Вытер под один енот.
А второй дошел до РЕ,
Очень жарко во дворе.
Третий взять пытался МИ,
Да попробуй-ка возьми
А четвертый: «Что мне ФА!»-
С двойкой может быть графа.
Пятый взять пытался СОЛЬ
И вздохнул – не соль, а боль
А шестой засел на ЛЯ,
И без ля стоит земля.
Лишь седьмой дошел до СИ,
Да и тот совсем осип.
В. А теперь все дружно назовите ноты по порядку ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО.
Дети называют ноты.
А теперь для вас – загадки. Я буду задавать их каждой команде, а жюри будет оценивать ответы.
Загадка первой команде:
У этого инструмента есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, это черный наш (рояль).
В. Вторая команда слушает загадку:
Он по виду – брат баяна, где веселье там и он,
Я подсказывать не стану, что это? (аккордеон).
В. Загадка для третьей команды:
Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется (свирель).
В. Молодцы! С заданием справились, а теперь я загадываю загадку для наших зрителей:
Я - ваша подруга, я – ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною друзья вам всегда интересно,
Узнали, кто я? Ну, конечно же (песня).
В. Молодцы! Песня всем помогает! А в пути тем более. Поэтому давайте споем «Песню о дружбе» В. Шаинского.
В. Молодцы! Путь мы с вами весело прошагали! Смотрите, впереди город. Мы подошли к городским воротам. Куда дальше путь ведет, как открыть нам ворота? Нам предстоит второе испытание. Командам надо ответить на вопросы за 30 сек.
Вопросы для команд:
Как называется жанр русской народной песни, популярной в народе, основанной на многократном повторении небольшого куплета? (Частушка.)
Как называется балет С.Прокофьева, написанный по одноименной сказке Ш. Перо? (Золушка)
Каким музыкальным инструментом владел Садко – герой известной сказки? (Гусли)
В. Молодцы! Вот и ворота открылись, мы с вами теперь в музыкальной сокровищнице! А сколько звуков, и какая неразбериха. Вам нужно угадать, что за музыка звучит.
Звучат:
Русская народная песня «Во кузнице».
Украинский танец «Гопак».
Песня В. Шаинского «Голубой вагон».
В. Молодцы! Можно отправляться дальше в путь. Что такое? Наша походная музыка не звучит, в чем дело? Ребята, тут какое-то послание. (Читает задание злой волшебницы)
«Одна команда должна изобразить музыкальный инструмент, другая должна угадать. Только после этого вы тронетесь в путь.».
На листочке написано: балалайка, барабан, баян.
Команды выполняют задания.
В. С заданием злой волшебницы вы справились, продолжаем наш путь. Подходим к замку, а чтоб в него войти, нужно прочитать стихотворение:
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Села Лена за рояль,
Не смогла достать ( педаль).
Петя был ужасно горд-
Взял он правильный (аккорд).
Коля взялся очень рьяно
За игру на (фортепьяно)
А нашу Таню не заставишь
Хоть дотронуться ( до клавиш).
Молодежь из разных стран
Лихо пляшет под (баян)
Юра бледен, как стена,
В скрипке лопнула (струна).
Попросила Галя Славу
Спеть от «до» до «до» (октаву).
В. И вот мы пришли в красочный замок. Все препятствия позади. Молодцы, ребята! Мы с вами выполнили все задания, и в нашем волшебном городе праздник. Продолжаем мы его выступлением наших команд. Они показывают нам свое домашнее задание.
Каждая команда представляет по одному номеру.
Объявление итогов, награждение команд.
В. Сегодня нам музыка помогла преодолеть все препятствия, я хочу, чтобы музыка всегда была в вашей жизни и помогала вам.
Таким образом, в конце второго формирующего этапа игровая деятельность осуществлялась в органичном сплетении учебной и внеучебной деятельности. Активная позиция учащихся укреплялась познавательным интересом. В целом картина на последнем этапе формирования активности учащихся поднялась на более высокий уровень: творческий и поисковый, у отдельных учащихся (репродуктивного уровня) наметились пока незначительные сдвиги в сторону формирования их субъектной позиции.
Сравнительный анализ уровня активности учащихся на констатирующем и формирующем этапах
Данные представлены в таблице и диаграмме.




Таблица №2
Уровни активности
Констатирующий этап
Формирующий этап


Кол-во уч-ся
%
Кол-во уч-ся

%

Творческий.
3
18
5
31

Поисковый
6
38
7
44

Репродуктивный
7
44
4
25

Всего учащихся
16
100%
16
100%


Диаграмма №1

Сравнительный анализ уровня активности учащихся на констатирующем и формирующем этапах показал, что творческий уровень вырос на 13%, поисковый – на 6%. На последнем этапе нашего эксперимента были проведены диагностические исследования «Оценка личностного развития учащегося» и «Характеристика сформированности эстетического вкуса учащихся начальных классов».
Цель диагностики «Оценка личностного развития учащегося»: получить целостные представления о различных сторонах возрастного развития личности по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на итоговом этапе начальной школы; определить направленность личностного роста (см. приложение). По итогам всех показателей наибольшее количество баллов (74) соответствует параметру «уровень этической культуры»; 71 балл - «интересы и увлечения»; «целеустремленность» - 65баллов. По 61 баллу по параметрам «навыки учебного труда», «результативность»; 68 баллов - «дисциплина и организованность». Параметр «степень обучаемости» - и «мотивация учебно-познавательной деятельности» имеет – 57 баллов. 67 баллов имеет показатель «коммуникабельность, степень влияния в коллективе». Самый низкий показатель по второму параметру «сформированность интеллектуальных умений» - 56 баллов.
По двум параметрам Ш.С. имеет низкий балл - «степень обучаемости» и «навыки учебного труда». Этот ребенок обучается по коррекционной программе VII вида.
По итогам оценивания всех показателей высокий уровень личностного развития учащихся у двух учащихся (К.В.; Мин. К.) и у 2-х – выше среднего (С.Ф., Н.Г.); 5 имеют средний уровень и 7 – ниже среднего.
Рекомендуется продолжить работу по развитию личностного роста учащихся по параметрам: «сформированность интеллектуальных умений», «мотивация учебно-познавательной деятельности», «степень обучаемости». С Ш.С. проводить индивидуальную работу по возможностям ребенка, поддерживать высокий уровень этической культуры и заинтересованности, увлеченности учащихся. Цель следующего диагностического исследования
«Характеристика сформированности эстетического вкуса учащихся начальных классов» (см. приложение): выявить уровень сформированности эстетического вкуса учащихся начальных классов.
По итогам характеристики сформированности эстетического вкуса учащихся 3-4 классов выявлено, что из 16 обследованных четверо имеют интеллектуальные характеристики и по 6 – эмоциональные и оценочные характеристики - на высоком уровне; 8, 7, 4, соответственно - на среднем уровне, а 4, 3, 6 – на низком уровне. Таким образом, можно считать общий уровень сформированности эстетического вкуса всех обследуемых учащихся выше среднего уровня. Обратить внимание на развитие оценочных умений у учащихся, так как наибольшее количество (6) - не испытывает эстетического отношения к окружающему и предметам искусства. Эмоционально не восприимчивы - трое детей. Наивысшие положительные показатели по эмоциональным характеристикам.
Ход и результат экспериментальной работы позволили выявить оптимальные педагогические условия развития активности учащихся в игровой деятельности. В своем исследовании я рассматриваю условия как совокупность обстоятельств, способствующих развитию познавательной активности младших школьников. Мы выделяем несколько условий, первое из них:
постоянное использование игровой деятельности;
Формирование активности школьников плодотворно и интенсивно совершается в условиях игровой деятельности. Данные исследования, его экспериментального этапа привели к выводу, что активность школьника формируется в процессе игровой деятельности. В реальном педагогическом процессе активность находит выход в жизнедеятельности школьника, что в перспективах станет активной жизненной позицией его как члена сообщества.
Формирование активности школьника как личностного образования происходило в единстве учебной и внеучебной деятельности. Расширение границ игровой деятельности способствует движению активности, переносу ее на различные предметные области. Особо значима для формирования активности школьников коллективная общественная направленность любой деятельности, всегда имеющая воспитательный эффект. В центре игровой деятельности находится интерес и интенсивность обучения.
Следующее условие развития активности учащихся:
развитие инициативы, творчества школьников в игровой деятельности;
Наблюдение за учащимися на протяжении формирующего эксперимента, анализ игровой деятельности, наблюдение за учащимися за пределами школы позволили выявить некоторые особенности становления активности.
У одних особенность определилась проявлением интереса и творческого отношения к общественной деятельности. Это высокий уровень социальных проявления активности. У других особенность активности проявлялась в высоком уровне инициативы учащихся в деятельности с последующей функцией преобразования в сфере повышения эстетической культуры.
У третьих особенность проявления личностной активности обнаружилась в отношении к учебной деятельности. Особенность проявления активности заключалась в эмоционально-личностном отношении учащихся к игровой деятельности. Это способствовало внутренней раскованности, свободе открытости характера.
Следующее условие:
активизация межсубъектных отношений учителя и ученика.
В наблюдении за ходом деятельности отмечается высокий уровень общения. Непосредственно в общении учащиеся могли осознавать себя, свои чувства, мысли, переживания.
На первом этапе исследования у учащихся часто срабатывал механизм подражания учителю, товарищам. На последнем этапе складывалась другая тенденция – искать нечто в себе, не быть похожим на другого, раскрывать свои творческие возможности.
Таким образом, целенаправленная планомерная работа по организации игровой деятельности с учащимися в процессе учебных и внеучебных занятий являются одним из важнейших средств развития активности школьников, как личностного образования, которое проявляется не только в ходе учебно-воспитательного процесса, но и находит целенаправленный выход в сферу жизнедеятельности.

Вывод
Таким образом, данные исследования привели нас к выводу, что активность как ценное личностное образование школьника формируется в процессе игровой деятельности. Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что тенденция развития активности является стабильной при реализации экспериментальной программы. Таким образом, предложенный способ развития активности младшего школьника явился достаточно эффективным по своим результатам.
















Литература

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – Москва.: Просвещение, 1983
Аристова Л.П. Активность учения школьников. –Москва.: Просвещение, 1988
Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. – Москва.: Просвещение, 1992
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – Москва.: Просвещение,1987
Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов. // Начальная школа. – 2002.- № 3
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва.: Просвещение, 1991
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – Москва.: Просвещение, 1991
Гин А. Приемы педагогической техники. – Москва, 2000
Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности школьника в игровой деятельности. // Начальная школа.–2004.- № 11
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников (из опыта работы). – Москва.: Просвещение, 1985
Каргопольцев С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. – Москва.: Педагогический вестник,1994
Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников.
// Начальная школа. – 2004. - № 11
Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003
Кузин В.С. Новые подходы к эстетическому воспитанию младших школьников. –Москва.: Владос,2000
Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. – Москва.: Педагогика, 1991
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. –Ярославль, 1997
Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – Москва.: Просвещение,1996
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – Москва.: Просвещение, 1985
Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. –Москва., 2001
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. – Москва.: Просвещение, 1980
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – Москва.: Просвещение, 1992
Радынова О.П. музыкальное развитие детей. –Москва.: Владос,2000
Развитие творческой активности учащихся на основе навыков комплексного анализа учебно-познавательной деятельности. /под ред. В.В. Белича. – Челябинск.: Южноуральское кн. изд., 1991
Столяр А.А. Давайте поиграем. – Москва.: Просвещение, 1991
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – Москва.: Просвещение, 1988
Тупичкина Е.А. Игровые средства обратной связи в обучении // Начальная школа. – 2004. - № 3
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –Москва.: Педагогика,1982
Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей. – Москва.: Флинта-Наука,1998
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва.: Просвещение,1979
Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения. –Москва.: 1962

Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 5Рисунок 7Рисунок 9Рисунок 12Рисунок 14Рисунок 16 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 5 Заголовок 615

Приложенные файлы


Добавить комментарий