Воспитательный потенциал урока музыки в рамках ФГОС второго поколения

Подгорная Яна Валерьевна
Ленинградская область, Гатчинский район, МОУ «Кобринская ООШ»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА МУЗЫКИ

«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего».
Д.И. Менделеев
Реалии культурно-кризисной ситуации в мире требуют переосмысления накопленного в образовании опыта, сравнения запросов общества с теми результатами, которые даёт нам современная школа. В средствах массовой информации, в интервью учёных, педагогов, политических и общественных деятелей доминирует мысль, что падение духовности достигло того опасного предела, когда человек начинает использовать свои гражданские права и обязанности в антигуманных целях. В наше время бездуховности представление о человеке интеллигентном и образованном, увы, не связывается с уровнем его культуры и воспитания. Можно ли допустить, чтобы личность, не имеющая никакого понятия о культуре, духовности и воспитании, обеспечивала общественный прогресс?
Годы, проведённые в гуще школьной жизни, общение с коллегами, родителями позволяют сказать: ни в чём не чувствуют себя люди столь самоуверенно, как в воспитании детей. И прежде, и сегодня, когда начинаешь говорить о научном подходе к организации воспитательной работы, обязательно кто-то скажет: «А вот раньше в глухих деревнях и слыхом не слыхивали ни о какой науке, а детей растили хороших». Верно: народная педагогика испокон веков выработала нужные свои законы. Но законы семейного, а не школьного воспитания.
Профессиональная некомпетентность педагогов в воспитании школьников, в работе с классным коллективом, в индивидуальной работе с детьми – явление для школы даже в незначительном числе трагическое. Осознание педагогом своей некомпетентности зачастую происходит слишком позднодля воспитанников. Вина это или беда?
Проблема современной педагогики состоит в определении приоритетных целей образования. Что важнее: знания ученика или его воспитание? Большинство, конечно, соглашаются с тем, что, безусловно, важнее воспитание ребенка, а знания - одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно. Вдумайтесь, на что рассчитаны наши контрольные задания, срезы? Ведь, проверяя качество образования, мы по-прежнему пользуемся количественным показателем. Верно ли это? Я думаю, что вы со мной согласитесь, что – нет!
В настоящее время всё больше внимания стали уделять воспитательному потенциалу урока. Так Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования также направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; уважающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.
Вот и в проекте «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» мы можем видеть, что воспитание обучающихся направлено на обеспечение их духовно-нравственного развития, целью воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Я думаю, каждый из нас понимает, что целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются ценностными ориентирами, выдвинутыми тем или иным обществом. Однако, главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что главным моментом воспитательного процесса является принцип гуманизма. То есть, воспитание в человеке «общечеловеческих ценностей». Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.
Давайте под этим углом посмотрим на урок музыки.
Мало кто задумывался о том, что «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, человека». Но порой эти слова Василия Александровича Сухомлинского становятся скорее украшением кабинетов, чем смыслом уроков музыки.
Сегодня основное внимание на уроке следует уделять тому, что служит развитию ребёнка, с чем он пойдёт в жизнь. Современный урок музыки опирается на проблемное освоение искусства. На таких уроках формируется инициативность, развивается способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. А ведь это и есть основные цели воспитания современного образования.
Анализируя вопрос органичного и полноценного развития личности, я пришла к выводу, что уроки музыки нужны всем. Только искусству по силам открыть человеку человеческое, указать ему путь к себе. Музыка побуждает нас красноречиво мыслить, снабжает душу крыльями, придаёт жизнь всему существующему. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство «выпрямляет» душу человека» - писал В. Сухомлинский. – Среди средств воспитания воспитание красотой, быть может, стоит на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души и снимает «толстокожесть».
Ф.М. Достоевский писал, что «красота спасёт мир». Что он имел в виду? Может быть, красоту общения, которой человека надо учить? А может, красоту он понимал как синоним доброты? У Ю. Друниной есть такие слова:
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли
Я это поняла, поймёшь и ты
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Почему нельзя? Пафос «теории педагогического максимализма» заключается в том, что в школе можно научиться всему, что мир спасёт Школа, Учитель. Мир – это и мирное небо, которое защитят люди, и гармония поколений. Всему этому человек учится у человека. Воспитание – это процесс социальный: ребёнка воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего Искусство.
Уроки музыки помогают накопить определённый запас знаний о жизни, впечатлений и переживаний. Главным здесь является Человек. Познание, потрясённость увиденным должны найти свою «вторую жизнь» в становлении молодого человека, вызвать изменения его поведения и устремлений – именно в этом могучая воспитательная и преобразующая сила Музыки, сила Урока музыки.
Очень важно дать понять подрастающему поколению, что музыка – это не только развлечение. Но молодёжь требует удовлетворения потребности в наслаждении. Примером такого отношения может служить современное увлечение поп-музыкой с низкой духовностью. Как сложно устоять против этих веяний, не имея основательно выработанного вкуса, «иммунитета против пошлости». Поэтому главная задача всех уроков музыки на протяжении всех лет обучения – воспитание личности ученика через формирование хорошего музыкального вкуса.
Не зная современных уроков музыки, не понимая их значения, многие до сих пор считают, что предмет «Музыка» - второстепенный и не обязательный предмет. Тем более, что для способных и одарённых детей существуют музыкальные школы. Но почему же музыкой – этим чудесным созданием человеческого гения, без которого не может прожить ни физик, ни историк, ни математик, ни человек любой профессии – должны заниматься только избранные и одарённые дети? Ответ очевиден – общее музыкальное воспитание и образование должно распространяться абсолютно на всех детей.
И если мы потеряем предмет «Музыка», что получится? Получится то, что мы говорим о всестороннем развитии личности, а в повседневной жизни подлинный смысл понятия «развитие личности» будет утрачен.
Да, ум можно развить на уроках физики, математики, но где же развить эмоции, душу и сердце?
А на уроках музыки мы можем донести до учеников, что искусство служит цели воспитания культурного человека, раскрывает своими средствами идеал Человека. Искусство живёт на земле во имя человека, оно создано человеком. Я думаю, каждый из нас понимает, что урок музыки - это важнейший урок в воспитании нравственности, духовности и культуры Человека.
Но нельзя забывать и о личности педагога. Есть основания считать, что учитель достигнет высоких результатов в воспитании школьников при условии, если в его деятельности будут органически соединены профессиональная компетентность и высокий уровень нравственной ответственности, если он в жизни и в школе (а это и есть его жизнь) занимает позицию, которую так просто и так ёмко сформулировал Юрий Герман в словах: «Я отвечаю за всё». Такая позиция в значительной степени обеспечивается глубиной проникновения педагога в сложнейший процесс формирования человеческой личности.
Думаю, при всей справедливости жалоб на перегрузку учитель должен знать с самого начала, что школа – всегда самопожертвование, всегда не только работа – жизнь. Не каждому по плечу такое, да ещё вечные сомнения: а есть ли у тебя, что отдать, не беден ли ты, не пуст ли душой
Есть удивительная притча о каменщиках, которые работали рядом. Один, отвечая на вопрос, что он делает, отвечал, что везёт тачку с камнями, другой – что строит Шартрский собор. Так будем и мы учиться видеть за камнями – собор невиданной красоты, а за каждым нашим учеником – светлое будущее, надежду нашей великой страны. Всё в наших руках, а вернее, всеВСЕ дети!
Ещё К.Д. Ушинский сказал: «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда, не приносящая».














Список литературы
Демакова И.Д. С верою в ученика. – М.: Просвещение, 1989;
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение, 1984;
Проект «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». - Институт стратегических исследований в образовании РАО;
Столова Н.П. Статья «Перспективы развития музыкального образования и воспитания», 2010;
ФГОС начального общего образования;
ФГОС основного общего образования;
Щуркова Н.Е. Воспитание: взгляд с позиции культуры. – Москва, 1998.








13PAGE 15


13PAGE 14415





Приложенные файлы


Добавить комментарий