Игровые задания на уроках физической культуры


Игровые задания на уроках физической культуры как средство
развития быстроты
Запускалов В.Г.
Учитель физической культуры
Старошешминской средней общеобразовательной школы
Нижнекамского района РТ
Здоровье - не всё,
но все без здоровья – ничто.
Сократ.
Огромное значение игры – и для воспитания, и для жизни – понимают все. Мы можем вспомнить теорию игр Фрейда и игровую теорию культуры Хейзинга и принять принцип обязательности использования игры для воспитания, психологической диагностики. Как говорил Эйнштейн, «теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой». Вначале для человека было не слово, а игра. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, реагирует, наблюдает, контролирует движения, пополняет свой кругозор, радуется жизни.
Благотворно действуя на нервную систему учащихся, игра весьма специфично, а главное, свободно, ненасильственно и более эффективно воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели, побуждает также использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки. Но все-таки, на занятиях физической культурой перед учителем стоит задача воспитания у детей физических качеств. А к числу важнейших относится быстрота, которую определяют как способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени.
Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями качествами, умениями и навыками, закрепить их в игровых условиях.
Однако, на данный момент не представлена какая-либо система использования подвижных игр для развития физических качеств на занятиях легкой атлетикой, что значительно снижает эффективность подвижной игры как одного из основных средств физического воспитания на занятиях легкой атлетикой.
В настоящее время актуально изучение подвижных игр как средства воспитания физических качеств, в частности быстроты, у учащихся среднего школьного возраста. Анализ литературы по теории и методике физического воспитания и спорта свидетельствует о том, что подвижные игры активно используются учителями физической культуры и тренерами, но исследований, определяющих их эффективность для развития какого-либо физического качества нет.
Для того, чтобы оценить, насколько эффективно использование подвижных игр на уроках физкультуры в средней школе, было проведено исследование на базе Старошешминской школы. Оно проходило поэтапно.
1. Диагностика уровня сформированности быстроты учащихся . Наиболее удобной моделью для определения быстроты является бег на короткие дистанции, при выполнении которого проявляются все 3компонента: скорость двигательной реакции – умение быстро начать бег по сигналу стартера; бег по дистанции – частота движения; единичного движения при беге.
Для проверки уровня сформированности быстроты в нашем случае мы использовали бег 30 метров. Данный тест был проведен в двух классах. В результате получены результаты. В 5 классе, где обучается 21 ребенок, 6 учащихся показали низкий уровень, т.е. 28,6%; 10 учащихся – средний уровень (47,6%); 5 учащихся – высокий (23,8%). В 6 классе (в нем обучается 20 человек) ситуация сложилась немного иначе. 4 человека (20%) – показали низкий уровень; 11 учащихся (55%) – средний; 5 учащихся (25%) – высокий уровень.
Итак, видим, что в 6 классе учащихся с высоким и средним уровнем сформированности быстроты больше, чем в 5, а с низким – меньше; поэтому 6 класс определен нами как контрольный, а 5 - экспериментальный.
2. Проведение занятий физической культуры с использованием подвижных игр в экспериментальном классе по системе, разработанной В.В. Семеновым, где дети имеют низкие показатели воспитания быстроты. Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 часа в течение 3 месяцев. В контрольном классе уроки поводились по традиционной программе согласно учебному плану.
Приведем краткое описание некоторых игр, которые использовались на уроках физической культуры в экспериментальном классе.
«Быстро по местам»
Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – се должны построиться в указанном месте.
Варианты построения:
в общей шеренге или отдельных шеренгах;
в общем круге или отдельных кругах;
в отдельных колоннах в виде квадрата.
Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает.
Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться.
При недостаточной площади построение команд выполняется раздельно и борьба идет за сокращение времени построения.
«Вызов номеров»
Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.
Инвентарь: набивные мячи или другие предметы для разметки дистанции.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация (дистанция 10 – 20 м).
Участники выстраиваются в колонны по одному, одна рядом с другой. Преподаватель называет какой-либо порядковый номер, а пары игроков под этим номером выполняют задание, например, пробегают до отметки поворота и возвращаются назад в свои колонны на свои места.
Варианты задания:
различные исходные и финишные положения игроков: упор присев, сидя, лежа на груди;
различные способы передвижения;
выполнение дополнительных двигательных упражнений на дистанции: пролезание через «ворота», перенос мячей, броски в цель.
Участники каждой команды должны рассчитаться по порядку номеров и запомнить свои номера.
После каждой пробежки начисляются очки: 2 – победителю и 1 – побежденному. За невыполнение пробежки группа не получает ни одного очка.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Для более частого вызова участников лучше формировать большее количество команд с меньшим числом игроков.
Для смены соперника после каждого круга соревнований следует в командах менять порядковые номера.
«Комбинированная эстафета»
Задача: совершенствование умения комбинировать бег с метанием в цель в соревновательных условиях.
Инвентарь: теннисные мячи, стойки или конусы.
Место: специализированная баскетбольная площадка или спортивный зал.
Команды выстраиваются в колонны по одному. По сигналу первые игроки бегут до поворотной стойки, огибают ее и добегают до линии броска. Выполняют бросок в цель, ловят мяч и передают его в свою колонну следующему участнику, который продолжает эстафету, а сами становятся в конец колонны.
Бег и метание в цель необходимо выполнять условленным способом. В случае непопадания мячом в цель игроки должны повторять броски до тех пор, пока мяч не достигнет цели, и только после этого следует передать его в колонну очередному участнику.
Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.
Целью для броска могут быть: баскетбольный щит, кольцо, мишень на стене.
На начальной стадии игры броски можно совершать без целевого попадания.
Эстафету можно усложнить за счет увеличения количества бросков и изменения способов их выполнения.
«Цепочка»
Задачи: развитие ловкости, координации движений, скоростной выносливости; воспитание чувства коллективизма.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация, приспособленное помещение размером 15×15 м.
В игре принимают участие 6 – 20 человек, которые делятся на две команды: «ловцов» и «убегающих». Все «ловцы» берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются по одиночке. Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. «Запятнанные» игроки выбывают из игры.
Преследуемые игроки могут прорываться через цепочку или проскальзывать под руками игроков, которые стараются взять убегающих в кольцо, не пятная их. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя.
Побеждает команда, сумевшая запятнать больше игроков за указанное время.
По истечении указанного времени команды должны поменяться ролями.
«Черные и белые»
Задачи: развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности; совершенствование быстроты двигательной реакции.
Инвентарь: предмет (например, кружок), окрашенный с двух сторон в разные цвета (черный, темный; белый, светлый).Место: спортивный зал, площадка, рекреация, поле размерами 10×20, 20×40 м.
В игре участвуют две команды: «Черные» и «Белые». Как только руководитель игры воскликнет: «Черные!» или вброшенный в центр поля кружок упадет темной стороной вверх, «черные» становятся преследуемыми и убегают. «Белые» ловцы преследуют «черных», чтобы запятнать их в пределах поля. По команде: «Белые!» участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.
Варианты игры:
введение различных исходных позиций: в упоре или лежа на животе;
смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади и т. д.
После каждой перебежки ловцы должны объявлять, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.
В зависимости от размеров площадки и исходной позиции игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей.
«Третий лишний»
Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимательности, скоростных качеств; совершенствование умения ориентироваться на местности.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Игроки команд располагаются парами внутри площадки. Расстояние между парами 2 – 3 м. Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией. Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями.
Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. Пересекать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега.
Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими.
Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки.
3. Контроль уровня сформированности быстроты в экспериментальном классе. Для проверки того, насколько эффективно использование подвижных игр на уроках физкультуры в средней школе, мы провели повторно в двух классах тест бег 30 м. получили следующие результаты: количество учащихся с низким уровнем быстроты в 5 классе уменьшилось на 9,6% (с 6 до 4 человек); а со средним и высоким – увеличилось с 10 до 11 человек (на 4,8%) и с 5 до 6 человек (на 4,8%) соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование подвижных игр на уроках легкой атлетики в средней школе эффективно для воспитания быстроты. Использовать их необходимо комплексно и регулярно, но следует отметить, что превращать уроки физической культуры только в игры недопустимо; нужно умело комбинировать игру с другими видами деятельности на уроке физической культуры.

Приложенные файлы


Добавить комментарий