Пути и методы рациональной организации занятий чтением с листа на уроках фортепиано

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
г. МЕГИОН
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «КАМЕРТОН»








Профессиональный проект
Вайгель Ирины Владимировны,
преподавателя фортепиано, концертмейстера

Психологические предпосылки, пути и методы рациональной организации занятий чтением с листа на уроках фортепиано и в концертмейстерском классе

Консультант:
Порунова Ирина Владимировна,
преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории ДШИ «Камертон», заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №9» города Мегиона









Мегион - 2010

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Краткая аннотация проекта.

3

2.
Обоснование необходимости, актуальность проекта.

4

3.
Цели и задачи проекта..

9

4.
Содержание проекта..

10

5.
Ресурсное обеспечение..

19

6.
Целевая аудитория.

22

7.
План реализации проекта..

23

8.
Ожидаемые результаты и социальный эффект

26

9.
Промежуточные результаты реализации проекта.

28

10.
Библиография.

30

11.
Приложения.

32







Психологические предпосылки, пути и методы рациональной организации занятий чтением с листа на уроках фортепиано и в концертмейстерском классе

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В проекте излагаются теоретические основы процесса чтения с листа и методики обучения комплексу навыков, необходимых для развития этого умения. Помимо этого проект содержит методические рекомендации по организации практических занятий с обучающимися и рациональному составлению репертуара для чтения с листа.
Адресованный в первую очередь преподавателям фортепиано, проект носит универсальный характер и поэтому может быть частично использован в обучении исполнителей на других музыкальных инструментах.












ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Многие педагоги и исполнители у нас в стране и за рубежом, говоря о первоначальном знакомстве с музыкальным произведением, придают первостепенное значение быстрому чтению с листа «ибо, как пишет Г.М. Коган (1969), чем искуснее читает исполнитель с листа, тем легче и скорее формируется у него ясное представление о произведении, а стало быть, и замысел, план интерпретации».
Как и при других видах исполнительской деятельности, во время игры с листа необходима концентрация воли, слуха, внимания, памяти, воображения; синтез слуха, зрения и моторики. Однако, игра с листа имеет и принципиальные отличия, а именно: время приёма и переработки информации в процессе чтения с листа весьма ограниченно, что создаёт ситуацию лимита времени, а отсюда и необходимость ускоренного восприятия текста. Этот фактор и определяет психологическую специфику игры с листа [3].
К проблеме чтения с листа в разные периоды своей педагогической деятельности обращались А.Н. Щапов, С.И. Савшинский, Л.А. Баренбойм, Г.П. Прокофьев, Т.Л. Беркман, Р.А. Верхолаз, А.Д. Алексеев, Ф.Д. Брянская, Л.И. Горелашвили, Г.М. Ципин и др. В этих работах затронуты в той или иной степени основные методики обучения чтению с листа. Педагоги-исследователи: С.Ляховицкая, А.Николаев, М. Фейгин - указывали на возникшее противоречие между теорией и практикой обучения, когда наряду с возросшей виртуозностью музыкантов, налицо снижение качества умения читать ноты с листа, а также в целом музицировать. Таким образом, главный вопрос – каков механизм поэтапного формирования приёмов и навыков чтения с листа и как надо организовать систему обучения для их закрепления, развития и усложнения – остаётся нерешённым и по сей день и, безусловно, актуальным.
Между тем, ещё 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, любимым времяпрепровождением людей из разных слоёв общества. Эти просвещённые любители, как известно, составляли основу русской интеллигенции. В советское время в системе ДМШ чтение с листа находилось в числе обязательных форм работы, существовали специальные пособия и хрестоматии по чтению с листа.
В настоящее время мы наблюдаем процесс, при котором ДМШ и ДШИ приходится адаптироваться к новым рыночным условиям: приём детей в школы баз конкурсного отбора, упрощение требований к некоторым видам работ (например, к техническому зачёту), возрастающая учебная нагрузка на детей в общеобразовательных школах, слабое здоровье детей, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, Интернета. Как результат – современному ребёнку очень трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх [7].
Мною было проведено анонимное анкетирование среди 13 преподавателей музыкального отделения ДШИ «Камертон». Цель анкетирования состояла в том, чтобы выяснить, насколько серьезно преподаватели относятся к формированию умения чтения с листа, как систематически осуществляется этот процесс. Результаты анкетирования приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты анкетирования преподавателей

Содержание вопроса
Варианты ответа
Количество ответивших (чел.)
Количество ответивших в %

1.
Сколько времени от урока фортепиано Вы уделяете чтению с листа?
3-5 минут
8
61,5



7-10 минут
2
15,4



0 минут
3
23,1

2.
Систематически ли Вы занимаетесь чтением с листа на уроке?
На каждом уроке
5
38,5



Без определённой системы.
3
23,1



На занятия чтением с листа не отведены часы учебного плана, поэтому не занимаюсь
5
38,5

3.
На каком этапе развития личности музыканта, чтение с листа Вы считаете наиболее необходимым?
На раннем этапе
3
23,1



С 1 класса
9
69,2



На средней ступени обучения
1
7,7

4.
Присутствуют ли в домашних занятиях Ваших учеников задания по чтению с листа?
Да
5
38,5



Нет
6
46,1



Иногда
2
15,4

5.
Проверяете ли Вы выполнение таких домашних заданий?
Да
5
38,5



Нет
6
46,1



Иногда
2
15,4


Из полученных результатов следует, что около четверти преподавателей (23,1%) не включают такой вид музицирования, как чтение с листа в урок фортепиано. У такого же количества преподавателей (23,1%) отсутствует какая-либо системность в этом процессе. 38,5% занимаются с обучающимися чтением с листа на каждом уроке, а 38,5% объясняют отсутствие системности тем, что часы для чтения с листа не входят в учебный план ДШИ «Камертон». Тем не менее, 92,3% - большинство преподавателей - считают, что формировать умение чтения с листа необходимо с первого этапа обучения на фортепиано. Таким образом, можно говорить о существующем противоречии, когда с одной стороны преподаватели понимают необходимость формировать умения по чтению с листа, а с другой стороны не включают этот вид деятельности в урок или делают это эпизодически и бессистемно, а, следовательно, малоэффективно.
Целью анкетирования, проведенного мною среди обучающихся музыкального отделения, являлось определение места чтения с листа среди приоритетов других видов музицирования, а также выявление затруднений и типичных ошибок, которые могут совершаться детьми при чтении с листа. В анкетировании приняли участия 51 обучающихся 3-5 классов ДШИ «Камертон». Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты анкетирования обучающихся

Содержание вопроса
Варианты ответа
Количество ответивших (чел.)
Количество ответивших в %

1.
Что ты любишь играть, музицируя дома?
Произведения из своей программы.
26
51



Люблю играть незнакомые лёгкие пьесы по нотам.
11
21,6



Люблю подбирать по слуху любимые мелодии.
18
35,3

2.
Что тебе больше нравиться делать на уроке фортепиано?
Играть гаммы.
4
7,8



Играть пьесы.
21
41,2



Читать с листа.
8
15,7



Играть в ансамбле.
19
37,3

3.
Когда ты видишь незнакомое произведение, на что первую очередь обращаешь внимание?
Размер
3
5,9



Знаки альтерации
19
37,3



Ритмический рисунок
11
21,6



Динамические оттенки
1
1,9



Пытаюсь назвать ноты вслух.
22
43,1

Как видно из полученных результатов, из трёх предложенных вариантов по первому вопросу чтению с листа обучающиеся отдали третье место (21,6%), на первое место обучающиеся поставили «произведения из своей программы» (51%) и на второе «подбор по слуху любимых мелодий» (35,3%). Ответы на второй вопрос так же свидетельствуют о том, что чтение с листа вызывает у обучающихся большие затруднения, так из четырёх предложенных позиций, чтение с листа обучающиеся поставили на третье место, оставив позади только «игру гамм». Интерес представляют также результаты ответов на третий вопрос, так как 43,1% детей при знакомстве с новым произведением пытаются назвать ноты вслух, что, как известно, является большим заблуждением, такой приём не может способствовать быстрому чтению с листа, а скорее будет его «тормозить».
Проведённое мною исследование, а также наблюдения за результатами технических зачётов, одним из требований которых является чтение с листа, позволило установить, что у большинства обучающихся на фортепианном отделении ДШИ «Камертон» установки по чтению с листа сформированы стихийно и препятствуют правильному и качественному чтению с листа.
Таким образом, все полученные данные говорят о том, что такая специфическая форма музицирования как чтение с листа содержит большие и пока не до конца реализованные возможности для развития обучающихся, их интеллектуальных способностей: гибкости мышления, мобильности ассоциативного опыта, интуиции.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта – выработать конкретные рекомендации по рациональной организации занятий чтением с листа на уроках фортепиано и в концертмейстерском классе, исходя из потребностей практики обучения в детской школе искусств «Камертон».
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Определение методических и теоретических подходов к процессу чтения с листа.
2. Изучение и описание структуры процесса чтения с листа.
3. Выявление типичных ошибок при чтении с листа.
4. Разработка алгоритма предварительного зрительного ознакомления и мысленного анализа нотного текста.
5. Определение увлекательных и дозированных форм подачи материала, позволяющих разделить сложную для обучающегося задачу комплексного восприятия нотного текста на ряд простых и заведомо выполнимых задач.
6. Определение эффективных форм проведения учебных занятий по чтению с листа.
7. Внедрение основных положений проекта в учебный процесс детской школы искусств «Камертон».
8. Внедрение новой формы контроля за продвижением обучающихся в чтении с листа в виде «Таблиц-дневников».




СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Чтение с листа - является умением, которое на высшей ступени своего развития способно становиться искусством активного ознакомления с музыкой [10].
Анализ литературы, посвященной чтению нот с листа, в том числе руководств и методических пособий (Ю.Т, Акимов, А.Д. Алексеев., Л.А. Баренбойм, Ф.Д. Брянская и др.) позволил разделить процесс чтения с листа на этапы. Первый этап восприятие информации нотного текста, второй этап переработка полученной информации и третий двигательная (моторная) реализация результатов предыдущего мыслительного процесса. Р.Ф. Сулейманов в своей диссертации «Психологические особенности чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами» выделяет целый ряд факторов, от которых зависит успешность процесса и результата чтения. В их числе знание «языка нот», нотных обозначений; умение быстро воспринимать элементы и определенные комплексы нотного текста; умение быстро анализировать, синтезировать нотный текст; свободное ориентирование на клавиатуре (играть, не глядя на руки); быстрота и точность двигательной реакции на нотную картину; умение выделить «скрытый голос»; умение предвосхищать развертывание музыкального текста (забегать глазами впереди звучащего текста); владение стилем; ориентировка в незнакомом тексте; готовность к внезапным поворотам [15].
Я предлагаю использовать следующий алгоритм на этапе предварительного зрительного ознакомления и мысленного анализа нотного текста:

Шаг
Действие
Задача

1 шаг
Определение стилевой и жанровой принадлежности сочинения.
Получить информацию об историческом контексте, проникнуть в образный строй, определить характер и темп движения.

2 шаг
Определение лада, тонального плана произведения.
Выявить те фрагменты текста, где появляются знаки альтерации. Предварительное обдумывание ладо-тональных связей.

3 шаг
Анализ формы произведения.
Выяснить из каких частей, периодов, предложений состоит произведение; есть ли повторы, репризы частей, рефрены, секвенции; контрастен или сходен тематический материал.

4 шаг
Анализ фактуры произведения
Определить тип фактуры – гомофонный или полифонический.
Далее определить разновидность у гомофонной фактуры: аккордовая, гомофонно-гармоническая, аккордово-фигурационная и др.
Определить тип полифонической фактуры – контрастная или имитационная.
Выявить «форм» фортепианной техники: гаммы, гаммообразные пассажи, арпеджио, альбертиевы басы (быстрое определение этих «формул» ускоряет процесс чтения с листа, даёт выигрыш во времени).


Анализ процесса чтения с листа позволяет предположить, что на начальном этапе обучения первичными условиями, без которых не может состояться сам процесс, являются знание «языка нот», (что обуславливает быстроту и точность опознания нотных знаков), а также умение находить ноты на клавиатуре (что обуславливает быстроту и точность ориентирования на клавиатуре, а также быстроту и точность двигательной реакции на нотные знаки).
Анализ процесса чтения с листа с психологической точки зрения [4] позволил также выявить ряд типичных ошибок, встречающихся у исполнителей. Это:
1) максимальное сенсорное (чувственное) насыщение при зрительном восприятии текста;
2) установка на поэлементное восприятие нотного текста;
3) установка на последовательное, построчное рассматривание нотного текста: вначале партию правой руки, затем левой;
4) установка на замедленное и повторное восприятие;
5) неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень, обучающийся не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними;
6) несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты);
7) неспособность читать одновременно два ключа, проблема координации рук при считывании двух ключей одновременно.
Устранение этих ошибок рассматривается мной как предпосылки к успешному чтению с листа.
Для формирования и развития умения бегло читать с листа, необходима регулярная тренировка и научно организованная система знаний. Только в этом случае будут закрепляться, усложняться и совершенствоваться все необходимые навыки.
Я считаю, что в условиях индивидуальных занятий организация такой системы вполне доступная и выполнимая задача, при условии рационального распределения времени между изучением основного и вспомогательного репертуара.
Процесс обучения чтению с листа целесообразно делить на 3 этапа: диагностический, тренировочно-развивающий и контрольный.
На первом этапе у обучающихся определяется уровень умения чтения с листа, а также уровень развития основных способностей, связанных с чтением с листа. При необходимости возможна расширенная и углубленная диагностика. Расширенная диагностика предполагает определение особенностей внимания, восприятия, музыкального мышления, воображения, качества создания музыкального образа произведения, способность к антиципации, предвосхищению. Углубленная диагностика предполагает изучение особенностей свойств нервной системы и некоторые свойства личности обучающегося.
На втором тренировочно-развивающем этапе проводится обучение. Оно ведется с учетом полученной информации о способностях обучающегося. На этом этапе я предлагаю активно использовать систему «предупреждающих» знаков. Подобно дорожным знакам, перед исполнением пьесы педагог выставляет «предупреждающие» знаки, задача которых облегчить анализ пьесы, а цель – обратить внимание обучающегося на «ловушки», которые могут быть в нотном тексте (Приложение 1). Ученик должен просмотреть действие каждого знака во всей пьесе и обнаружить все «опасные» места. Когда обучающийся привыкнет самостоятельно анализировать нотный текст перед игрой, «предупреждающие» знаки можно постепенно отменять.
Действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формирования навыка чтения нот с листа. В ходе  тщательной и направленной работы и специальных упражнений у обучающегося развивается осязательная ориентировка на клавиатуре.
Формированием такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм и упражнений.
Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит от аппликатурной техники. Аппликатура, как «художественная», так и техническая опирается на общие закономерности, на прочно усвоенные типовые формулы последования пальцев.
Аппликатурные упражнения дают наибольший эффект, если их сочетать с работой по освоению клавиатуры «слепым методом».
Примеры аппликатурных упражнений:
a)    На трёх поступенно-расположенных клавишах с обязательным включением чёрных клавиш, каждой рукой отдельно, 1, 2, 3 пальцами во всех комбинациях. Выбор ритмической фигуры можно предоставить самому ученику. Эти же комбинации исполнить в сопровождении квинты, вначале в одной руке, затем в другой. И, наконец, одновременно обеими руками в параллельном и противоположном движении (правая рука движением вверх, левая рука - движением вниз).
a)    Мотив из трёх звуков в объёме до квинты. В работу включаются 4 и 5 пальцы.
b)    Мотивы строятся на четырёх звуках в объёме квинты с усложнённым ритмическим рисунком.
c)    Пятизвучные мотивы с самостоятельным выбором учеником ритмического рисунка.
Все упражнения выполняются без зрительного контроля («слепым методом»).
Упражнения  должны быть живыми и энергичными по темпу, упругими по ритму, контрастными по динамике, разнообразными в артикуляционном отношении.
Цель аппликатурных упражнений заключается в воспитании мгновенной реакции пальцев на мотив из трёх-пяти звуков в одной позиции.
Навык позиционных последований осваивается на материале секвенционных, гаммообразных построений, на материале арпеджио.
Текст фортепианной музыки имеет как горизонтальное, так и вертикальное измерение. Поэтому, целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.
Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали даётся более легко в связи с привычкой читать словесный текст. Восьми-девятилетние дети, читая, охватывают взглядом целую группу слов.
В этой связи представляется интересным факт, который экспериментально установил американский педагог и исследователь Сидней Лоуренс. Оказывается, что взрослому человеку, чтобы прочесть предложение из шести слов, (например, «Распускалась черёмуха, кусты дикой смородины позеленели») требуется в среднем 3 секунды. Если же эти шесть слов записать вертикально, то на их чтение тратится примерно 12 секунд.
Если расположить это предложение на линейках, напоминающих нотный стан и прочитать его, то потребуется уже 21 секунда, то есть в семь раз больше, чем для чтения текста по горизонтали [1]. Этот факт также подтверждает сложность восприятия материала, расположенного на нотных линейках.
С помощью специальных упражнений можно развить навык быстрого охвата нотного текста.
Например:
1.    Исполнять аккордовую последовательность в форме гармонической фигурации, начиная с баса.
2.    Играть аккордами текст, изложенный в виде гармонической фигурации. Это упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развёрнутой вертикали».
Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали является и умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы (повторность построений, ритмические остановки и паузы, контрастные построения, вопросно-ответные соотношения и другое).
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, не маловажную роль играет так называемое фотографирование. Для этого, ученику показывается какой-то отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. В начале, такое упражнение выполняется с остановками, но постепенно у ребёнка увеличивается скорость восприятия и объём запоминания фрагментов.
Неумение сокращать сложную фактуру, попытка играть всю вертикаль приводит к «увязанию» во всех подробностях изложения, второстепенных деталях текста: снижается темп игры, теряется мелодическая перспектива. Поэтому овладение приёмами сокращения и упрощения фактуры представляется необходимым [12]. В практике исполнительства используется несколько вариантов облегчения усложнённого изложения:
уменьшение количества сопровождающих мелодию голосов, сокращение подголосков;
упрощение мелизмов за счёт сокращение количества входящих в украшение звуков;
замена широкого расположения аккордовой вертикали на тесное;
упрощение мелодических и гармонических фигураций.
Однако упрощение текста не должно отразиться на интонационно-смысловом содержании сочинения, его характерных стилевых особенностях [9].
Третий этап – контрольный, предполагает определение уровня умения читать нотный текст с листа и может проводиться в форме зачёта внутри класса или турнира для обучающихся. В качестве варианта, возможен и заочный конкурс «Таблиц-дневников по чтению с листа» (Приложение 2).
Я предлагаю несколько вариантов организации урока по чтению с листа - моноурок, комплексный урок, коллективный урок.
Моноурок, посвящённый решению какой-либо одной проблемы, например, обучению приёмам краткого анализа текста («экспресс-анализа»). Использование в работе вопросов-эвристик потребует значительных затрат времени (особенно на занятиях с начинающими), а также целенаправленного отбора таких произведений, где конструирование вопросов и поиск ответов не будет сложным для обучающегося, а диалог пройдёт успешно благодаря доступности и наглядности примеров. Вопросы, которые педагог будет задавать обучающемуся должны быть самыми простыми: о фактуре, о ритме, характере движения. По мере развития навыков вопросы, их форму надо усложнять, побуждая обучающегося актуализировать свои знания, накопленный ассоциативный фонд, проводить аналогии, сравнения, делать обобщения и выводы.
В концертмейстерском классе моноурок можно посвятить вопросам упрощения сложной фактуры произведений, в частности, вокальной и оперной музыки.
Комплексный урок, в ходе которого отрабатывается целый комплекс навыков чтения с листа (анализ, «забегание глазами вперёд», игра не глядя на клавиши, мысленное озвучивание текста и т.п.) с последующим совместным разбором ошибок и корректировкой исполнения.
Коллективный урок с 2-4 обучающимися. Такой вид урока представляет собой интересную и живую форму занятия. Здесь объективно создаются условия для совместных творческих поисков, здоровой состязательности; появляется возможность для чтения с листа ансамблевой литературы, проведения «мини-конкурсов» на лучшее прочтение произведения. Разбор и анализ ошибок также проводится совместно, развивая умение критически оценивать свою игру и игру товарищей.
Следует подчеркнуть, что на разных ступенях музыкального образования система обучения чтению с листа будет трансформироваться, видоизменяться, так как работа с детьми и взрослыми обучающимися имеет существенные различия. Однако тем общим, что объединяет все звенья обучения, обеспечивает преемственность и служит стержнем данного проекта, - является принцип развивающего характера, нацеленный на совершенствование всего музыкально-интеллектуального потенциала исполнителя.







РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Современное оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно-коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для освоения детьми навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Создан нотный фонд для чтения с листа, включающий в себя следующие сборники:
1. Для закрепления начальных навыков по чтению с листа:
«Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып. 1 для 1-2 года обучения, составитель М. Глушенко. Изд-во «Ленинград. Музыка» 1988 г.
Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 год.
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 год.
Туркина Е. «Котёнок на клавишах» ч.1, ч.2, ч.3. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 1999 год.
Тургенева Э.Ш. «Музыкальная поляна». Пособие для начинающих играть на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Москва. Владос» 2002 год.
2. Для проверки умения чтения с листа в игровой форме:
«Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 классы. Составители И.М. Рябов, С.И.Рябов. Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1988 год.
«Пособие по чтению нот с листа для фортепиано» вып. 1. Составители А.Батагова, Е.Орлова. Изд-во «Москва. Сов. Композитор» 1976 год.
Королькова И.С. «Я буду пианистом». Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Ростов - на - Дону. Феникс» 2008 год.
Подборка игр-загадок, ребусов, кроссвордов.
3. Для закрепления технических формул и пианистических навыков:
Туркина Е. «Котёнок на клавишах» в трёх частях. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 1998 год.
Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» в младших классах ДМШ. Изд-во «Ленинград. Музыка» 1979 год.
«Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып. 1, сост. М.Глушенко. Изд-во «Ленинград. Музыка» 1988 год.
Шульгина В., Маркевич Н. «Юным пианистам». Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1985 год.
Камаева Т., Камаев А.«Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой курс. Изд-во «Москва. Классика - XXI век» 2007 год.
Гнесина Е. «Фортепианная азбука».
4. Для заданий на дом:
Камаева Т., Камаев А.«Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой курс. Изд-во «Москва. Классика - XXI век» 2007 год.
Наличие фортепиано, музыкального центра, наличие разнообразных информационных источников: специальная литература, справочники, энциклопедии, словари, печатные издания СМИ, широкое использование иллюстративных материалов, способствуют успешной реализации профессионального проекта.
Одним из условий успешной реализации проекта является целенаправленная и системная работа в данном направлении всех преподавателей музыкального отделения ДШИ «Камертон».
Организационные и административные ресурсы необходимы для рассмотрения вопроса о включении предмета «Чтение с листа» в учебный план ДШИ «Камертон», разработки локальных актов, согласования перспективного планирования в школе, организации лекций и семинаров с приглашёнными специалистами из средне специальных и высших учебных заведений.




















ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Целевой аудиторией проекта являются 60 обучающихся отделения музыкального искусства ДШИ «Камертон», в возрасте от 8 до 16 лет.
География проекта предполагает тесное взаимодействие не только преподавателей ДШИ «Камертон», но и преподавателей ДШИ №2 посёлка Высокий и ДШИ им. А. Кузьмина. Примерное количество участников-преподавателей – 40 человек.
Адресованный в первую очередь преподавателям фортепиано, проект носит универсальный характер и поэтому может быть частично использован в обучении исполнителей на других музыкальных инструментах.















ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2009-2010 учебный год – диагностико-прогностический этап;
2010-2011 учебный год – организационный этап;
2011-2012 учебный год – практический этап;
2013-2014 учебный год – обобщающий этап.


Виды работ
Форма предъявления
Ответственные

Диагностико-прогностический этап, 2009-2010 учебный год

1.
Анализ современных концепций и методик по обучению чтению с листа
Выступление на заседании методического объединения преподавателей фортепиано
Вайгель И.В.

2.
Анкетирование преподавателей ДШИ «Камертон»
Аналитическая справка по результатам анкетирования
Вайгель И.В.

3.
Анкетирование обучающихся
Аналитическая справка по результатам анкетирования
Вайгель И.В.

4.
Научные консультации
Определение структуры проекта, определение основных мероприятий в его реализации
Вайгель И.В.
Порунова И.В.

5.
Написание теоретической части проекта

Проект
Вайгель И.В.

Организационный этап – 2010-2011 учебный год


1.
Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации проекта
Круглый стол
Администрация ДШИ «Камертон»

2.
Создание банка данных педагогических технологий по развитию умения чтения с листа
Методические рекомендации
Вайгель И.В.
Методист ДШИ «Камертон»

3.
Разработка и реализация системы методических семинаров и мастер-классов
Семинары, мастер-классы
Администрация ДШИ «Камертон», приглашённые специалисты

4.
Консультативная и просветительская работа среди педагогов ДШИ «Камертон»
Производственные совещания
Вайгель И.В.
Методист ДШИ «Камертон»

5.
Обмен опытом с педагогами с использованием сети Интернет
Общение с педагогами на сайтах Завуч.инфо, Сеть творческих учителей
Вайгель И.В.

6.
Размещение статей с промежуточными результатами на сайтах профессиональных сообществ.
Статьи на сайтах Завуч.инфо, Сеть творческих учителей
Вайгель И.В.

7.
Включение в годовой план работы ДШИ «Камертон» творческих конкурсов по чтению с листа
План работы ДШИ «Камертон»
Администрация ДШИ «Камертон»

8.
Выступление с докладом по проекту в ДШИ № 2 посёлка Высокий
Протокол заседания
Вайгель И.В.

9.
Выступление с докладом по проекту в ДШИ им. А.Кузьмина
Протокол заседания
Вайгель И.В.

Практический этап –2012-2013 учебный год


1.
Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития умения чтения с листа
Рекомендации, программы, тренинги
Вайгель И.В.
Методист ДШИ «Камертон»

2.
Включение предмета «Чтения с листа» в учебный план ДШИ «Камертон» или выделение часов через факультативы
Факультативы, индивидуальные занятия с обучающимися
Администрация ДШИ «Камертон»

3.
Проведение «мини-конкурсов» среди обучающихся
Конкурсы, турниры и др.
Вайгель И.В., преподаватели фортепиано

4.
Внедрение в учебный процесс новых форм проведения учебных занятий: моноурок, комплексный урок, коллективный урок
Поурочное планирование, индивидуальные планы
преподаватели фортепиано

5.
Внедрение системы оценки «Таблица-дневник по чтению с листа»
Таблицы-дневники
Вайгель И.В.
Методист ДШИ «Камертон»

6.
Выступление с промежуточными результатами реализации проекта в ДШИ №2 посёлка Высокий
Протокол заседания
Вайгель И.В.

7.
Выступление с промежуточными результатами реализации проекта в ДШИ им. А.Кузьмина
Протокол заседания
Вайгель И.В.

8.
Участие в городском конкурсе методических разработок преподавателей ДШИ и художественной школы
Рецензии, дипломы
Вайгель И.В.

4. Обобщающий этап – 2013-2014 учебный год

1.
Анализ и оформление результатов реализации проекта
Аналитические справки
Вайгель И.В.
Методист ДШИ «Камертон»

2.
Публикации статей с обобщением опыта, участие в научно-практических конференциях
Опубликованные статьи
Вайгель И.В.

3.
Разработка программы учебного курса «Чтение с листа»
Программа учебного курса «Чтение с листа»
Вайгель И.В.
























ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Практические результаты проекта позволят:
Оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения чтению с листа на основе предложенных новых методов, в частности, развития быстроты и точности опознания нотных знаков, быстроты и точности двигательной реакции на нотные знаки, быстроты и точности ориентирования на клавиатуре, способности к внутренним слуховым представлениям различных компонентов нотного текста мотивов, интервалов, аккордов, ритмического рисунка, а также штриховых и динамических особенностей, музыкальной кратковременной и долговременной памяти, музыкального мышления и воображения.
В результате целенаправленного внедрения проекта, обучающиеся смогут при игре с листа:
целостно охватить сущность исполняемого произведения, его интонационно-образный смысл;
предать настроение, характер движения в соответствии со стилем;
исполнить произведение в близком к авторскому темпе, без остановок и исправлений во время игры, при этом допускаются мелкие неточности в тексте, упрощения в фактуре, свободный выбор аппликатуры.
При систематических занятиях чтением с листа можно восполнить многие пробелы в знаниях и навыках обучающихся. Так, поддаются развитию слухо-двигательные навыки, «внутренний слух», ритмическое чувство.
Таким образом, систематическое чтение с листа разнообразной музыкальной литературы обогащает стиле-слуховой и эмоциональный опыт обучающихся, развивает и закрепляет многие необходимые пианистические навыки, развивает их интеллектуальные способности: гибкости мышления, мобильности ассоциативного опыта, интуиции.
Результатом реализации программы будет являться авторская-составительская программа учебного курса «Чтение с листа».
Основные положения проекта получили внедрение:
в мастер-классах для преподавателей ДШИ «Камертон»;
в распространении педагогического опыта среди других школ города (ДШИ №2 посёлка Высокий, ДШИ им. А.Кузьмина);
в размещении материалов на страницах Интернет-сайтов Завуч.инфо и Сеть творческих учителей;
в учебном процессе детской школы искусств «Камертон».













ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Задачи проекта
Результаты реализации проекта

Определение методических и теоретических подходов к процессу чтения с листа.

Осуществлён анализ методико-педагогической литературы.
Осуществлён анализ процесса чтения с листа с учётом психологического аспекта.

Изучение и описание структуры процесса чтения с листа.
Определены и описаны основные этапы непосредственно чтения с листа музыкального произведения: восприятие нотного текста, переработка полученной информации, двигательная и моторная реализация.
Определены и описаны 3 этапа обучения чтению с листа: диагностический, тренировочно-развивающий, контрольный.

Выявление типичных ошибок при чтении с листа.

Выявлены типичные ошибки при чтении с листа:
максимальное сенсорное (чувственное) насыщение при зрительном восприятии текста;
2) установка на поэлементное восприятие нотного текста;
3) установка на последовательное, построчное рассматривание нотного текста: вначале партию правой руки, затем левой;
4) установка на замедленное и повторное восприятие;
5) неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень, обучающийся не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними;
6) несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты);
7) неспособность читать одновременно два ключа, проблема координации рук при считывании двух ключей одновременно.
Проведено анкетирование среди преподавателей и обучающихся.

Разработка алгоритма предварительного зрительного ознакомления и мысленного анализа нотного текста.

Алгоритм предварительного зрительного ознакомления и мысленного анализа нотного текста разработан и представлен в виде таблицы.

Определение увлекательных и дозированных форм подачи материала, позволяющих разделить сложную для обучающегося задачу комплексного восприятия нотного текста на ряд простых и заведомо выполнимых задач.

Выявлены наиболее эффективные приёмы чтения с листа:
приём «предупреждающих знаков»;
игры по осязательному ориентированию на клавиатуре;
аппликатурные упражнения;
приёмы ускоренного охвата нотного текста;
приём «фотографирования»;
приёмы сокращения сложной фортепианной фактуры.

Определение эффективных форм проведения учебных занятий по чтению с листа.

В качестве наиболее эффективных форм проведения учебных занятий по чтению с листа определены: моноурок, комплексный урок, коллективный урок.

Внедрение новой формы контроля за продвижением обучающихся в чтении с листа в виде «Таблиц-дневников».

Разработана форма «Таблицы-дневника».


Распространение педагогического опыта.
Выступление на заседании методической секции преподавателей фортепиано ДШИ «Камертон» (Протокол от_____№_____).
Выступление на заседании методического объединения преподавателей ДШИ №2 посёлка Высокий (Протокол от______№_____).
Выступление на заседании методического отдела преподавателей фортепиано МОУ ДОД ДШИ им. А.Кузьмина (Протокол от_____№_______).








БИБЛИОГРАФИЯ

Блинова Е.В. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1976. – Вып. 4.
Горелашвили Л.И. Некоторые особенности визуального восприятия и оперативной памяти пианиста в процессе чтения с листа. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Тбилиси, 1978.
Егоров Т.Г. Психология овладения навыками чтения. – М., 1953.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Развитие навыка чтения и аккомпанирования с листа как фактор творческого и интеллектуального роста концертмейстера и учителя музыки в общеобразовательном учреждении. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., АПН, 1960.
Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. Изд. Дом «Классика-XXI», 2006.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л.: Музгиз, 1961.
Методика обучения беглому чтению нот с листа. М., 1989.
Методы обучения чтению с листа музыкальных произведений в условиях самодеятельности//Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений / Тез. докл. всесоюзн. научн. конф.  Пермь, 1989.- с. 177-183.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1967.
Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. / О работе оперного концертмейстера. Сост. М. Смирнов М.А. – М.: Музыка, 1974.
Психоэмоциональные состояния в процессе чтения с листа и восприятия музыкальных произведений // Искусство и эмоции (Материалы международного симпозиума), Пермь, 1991.- C.296-305.
Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Музыка, 1964.
Сулейманов Р.Ф. Психологические особенности чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами. Автореф. дис. канд. пед. наук.
Федоров Е.Е. Интуиция в музыкально-исполнительской деятельности. / Вопросы психологии. – 1985. - №2.
Формирование умения чтения с листа музыкальных произведений,- Казань, 1990.- с.44.
Цатурян К.А. Чтение с листа. Теория и методика обучения игре на фортепиано под ред. Каузовой А.Г., Николаевой А.И. – М.: Владос, 2001.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов // О музыке и музыкантах. – Т. 2-б. – М., 1979.







ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.


Символ
Значение «предупреждающих» знаков

1.

Ключи (обратить внимание на то, какие ключи выставлены в начале пьесы и не меняются ли они на протяжении всей пьесы)

2.

Ключевые и случайные знаки альтерации.

3.

Динамика.

4.

Штрихи.

5.

Особые знаки (репризы, замедление или ускорение темпа, ферматы, октавные переносы и прочее).

6

Прочитать произведение не глядя на клавиатуру.



Приложение 2.

Таблицы-дневники регламентируют порядок исполнения произведений по чтению с листа, в них же заносится результат исполнения – самооценка и оценка педагога, что, безусловно, дополнительно мобилизует внимание ученика и само отношение к данному виду музицирования.

Пример таблицы-дневника по чтению с листа


Автор и название произведения
Самооценка
Оценка педагога
Подпись педагога

1
Латышская народная песня




2
Болгарская народная песня




3
Колыбельная. Белорусская народная песня




4
Е. Йонсен. Песня моряков




5
Старинная французская песня




6
Л. Моцарт «Волынка»




7
А. Гречанинов. Этюд из цикла «Бусинки»





и т.д.

























Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий