Обобщение педагогического опыта на тему:Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка».


«Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка».
Развитие речи учащихся - главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, на что указывается в «Государственном стандарте основного общего образования по русскому языку»: « Коммуникативная компетенция - это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся».
Главными своими задачами считаю:способствовать воспитанию языковой личности;
создать оптимальные условия для развития коммуникативных способностей через применение различных форм и видов учебной деятельности, сочетание элементов технологий, так как умение общаться, находить общий язык, сотрудничать - главное в информационном обществе, в котором жить и работать моим выпускникам.
К сожалению, состояние речи современного школьника не удовлетворяет потребностям ни устного, ни письменного общения, учащиеся не всегда осознают роль языка в будущей жизни.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен лнчностно - деятельностный подход развивающего обучения, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на концепции Д. Дьюи, П. Я. Гальперина: « учение через деятельность» (учебно-исследовательскую, поисковую, творческую). Таким образом, обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем - самостоятельную. Речь идет о « зоне ближайшего развития» школьника (по Л.С. Выготскому).
Чтобы реализовать поставленную задачу, использую различные виды учебной деятельности. Наряду с традиционными уроками, провожу нетрадиционные: урок - игра, урок - путешествие, урок - защита проектов, урок - исследование (текста), урок - концерт, урок - конкурс.Развитию коммуникативных компетенций способствуют уроки развития речи. В 5 классе учимся писать сочинения по картинам известных художников. В этом виде деятельности часто применяю интегрированный подход. Учащиеся узнают о последовательности построения текста (семи законах написания сочинения), как собрать « строительный» материал, заполняют сводную таблицу. Готовясь к урокам развития речи по описанию картин, активно использую иллюстративный материал. На уроке обязательно звучит сообщение о художнике, история создания картины, демонстрируются другие работы автора. Пятиклассники знакомятся, а затем и используют в работах терминологию из области ИЗО (палитра, жанры живописи, тёплые и холодные тона, колорит, композиция и т.д.); получают информацию о композиторах, слушают отрывки из музыкальных произведений. Цели бинарных уроков: расширение кругозора, совершенствование умения извлекать главное; решается и коммуникативная задача - воспитание умения слушать собеседника, композиционно правильно строить устную и письменную речь.
В 6 классе мы пишем сочинение - описание пейзажа по картине Архипа Ивановича Куинджи « Радуга». На этом уроке учащиеся читают и анализируют отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева « Как неожиданно и ярко», делятся своими впечатлениями от прослушивания пьесы « Лето» П.И. Чайковского из сборника « Времена года».
В 7 классе — описание состояния человека и окружающей среды. Оборудованием урока является репродукция картины А. Пластова « Первый снег», отрывок из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин»: « Вот север, тучи нагоняя...», пьеса П.И.Чайковского « Декабрь. Святки».
Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка и литературы, дает возможность научить школьников «переводить» на родной язык язык живописи, музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне, пополняет их фактические знания, способствует формированию культуроведческой компетенции.
Формируя и развивая коммуникативные компетенции учащихся, придаю большое значение работе с текстом.
Стараюсь подбирать тематический текстовой материал, разрабатываю способы практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых единиц.
Средства достижения цели.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
Комплексный анализ текста;
Лингвистический анализ текста;
Редактирование текста;
Различные виды сочинений и изложений.
Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по развитию связной речи использую:
составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;
установка на определенную речевую ситуацию (т. е. уточнение задачи; адресата, обстоятельств высказывания);
обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний.
Одна из особенностей указанных приемов состоит в том, что многие из них являются одновременно и предметом обучения (например, составление плана - и прием обучения, и способ деятельности ученика, которым он пользуется при создании своего речевого произведения).
Задания, которые используются при этом, можно условно разделить на пять групп:
Задания аналитического характера по готовому тексту, например: определить основную мысль высказывания, сформулированную автором: части, в которых содержится пример - доказательство; дается описание; найти (определить) в тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить: неудачно введенные в текст цитаты; озаглавить отрывок словами текста; проследить зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания: сопоставить исходный текст и конспект - что в них общего, чем отличаются и т, д.
Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в целом). Например: сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и т. д.
Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования. Например: устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.
Задания, требующие создания нового текста на основе данного (готового). Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем вопроса; записать услышанный рассказ и т. д.
Задания, требующие создания своего (в полном смысле этого слова) текста (высказывания). Например: составить тезисы выступления: написать заметку; описать в научном стиле проведенный опыт; написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на заданную тему.
Работа с текстом не противоречит совершенствованию умений и навыков. Наоборот, орфографические и пунктуационные трудности легче преодолеть, используя методы и приёмы анализа живого и сложного речевого целого - текста.
Аналитическая работа проводится на текстах разного стиля, при этом я использую на уроках различные технологии, виды и формы. Так, работая со статьёй научного или публицистического стиля, я использую в первую очередь технологию критического мышления, которая помогает пробудить интерес к уроку, позволяет вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.
Методических приёмов в данной методике достаточно много. Меня особенно привлекли эти приёмы тем, что они создают оптимальные условия для развития каждого учащегося, вызывают устойчивую мотивацию к учению, самообразованию, учат работать с текстом.
Так уже в пятом классе при изучении темы «Алфавит» ребята самостоятельно работали с параграфом учебника, делая пометки на полях. Результаты этой работы они оформили вот в такие таблички:
В 6 классе начали использовать этот приём и на уроках литературы. При изучении биографии М.Ю.Лермонтова ребята работали со статьёй учебника (с. 181-182), делая пометки на полях. Затем выделенные данные заносили в две первые колонки таблички:
Знаю. Хочу знать. Узнал.
Третью колонку ребята заполняли самостоятельно дома в конце изучения темы.
А в 9 классе использовала «Корзину идей» при изучении темы «Сложноподчинённое предложение». Вначале ребята записали самостоятельно в тетради всё, что знали по этой теме. Затем шёл обмен информацией в группе (объединялись по 2 парты). Ученики дописывали забытую информацию. (Этот «рассказ» в тетради оценивался.) Далее все эти сведения кратко записывались на доске. По мере прохождения темы мы постоянно обращались к этим тезисам и, если была необходимость, исправляли их и дополняли. Тем самым ребята не только наглядно видели объём своей информации по данной теме (а заодно повторили и закрепили его), но и убеждались, как она необходима для усвоения нового.
В такой работе важна логика изложения материала (в каждом столбце, в небольшом тексте научного стиля), грамотное построение предложений, распределение материала по группам. Это задание также даёт возможность определить, как ребята могут составить сообщение на определённую тему, на что стоит учителю обратить внимание при изучении данного материала.
Анализируя тексты художественные, использую уроки-коммуникации. На них закладываются способы работы с любой информацией. Они позволяют поддерживать мотивацию учеников к изучению языковых средств, к внимательному прочтению текста, вызывают желание вступить в дискуссию с автором, искать ответы на возникшие вопросы, что способствует успешному усвоению учебного материала.
Например: 10 класс. И.А.Гончаров. «Обломов» (1-8-е главы).
На первом уроке получили первоначальное впечатление от образа Обломова, рассмотрев его внешний облик, познакомившись с его окружением. Дома учащиеся должны были после прочтения 8-й главы записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения. На уроке вопросы вначале зачитывали друг другу для получения ответа, если ответ получали, вопрос вычёркивали. Наиболее на их взгляд интересные вопросы зачитывались для всех. И вновь, если у кого-то было желание ответить - отвечали. Остальные оставались открытыми до конца анализа главы.
Такое задание имеет целью - в первую очередь - создать речевую среду,
когда в процессе анализа ученики
выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста;
восстанавливают замысел автора;
создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.
Анализ художественный текстов провожу не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка.
Известно, что в 5-6 классах программа по русскому языку сближается более тесно с «классификационной грамматикой», усиливается коммуникативный аспект. Поэтому работу над текстами строю на основе формирования речеведческих понятий, из которых особо выделяю:
1) средства связи между предложениями в тексте;
типы речи и жанрово-композиционные модели;
опорные и оценочные (экспрессивные) слова.
Все языковые средства ввожу в учебное обращение тогда, когда в них возникает речевая потребность, которая и оправдывает, и одновременно облегчает школьнику освоение теоретических и нормативных сведений.
Особо обращаю на уроках внимание на опоры (ключевые слова) и оценочную (экспрессивную) лексику. То, что предлагает методика Л.С.Степановой. Опоры и оценочная лексика помогают:
1) осуществлять функциональный подход при изучении орфографии, лексики, морфологии, словообразования;
обогащать словарный запас учащихся;
определять тему и идею произведения;
учиться сокращать (сжимать) текст;
интерпретировать текст.
Понятие «опора» ввожу в пятом классе на уроках русского языка по теме «Как связать предложения в тексте?». На основе предлагаемых учебником схем (изображение цепной и параллельной связи) учу различать опоры и оценочную лексику, сжимать и расширять текст, знакомлю со средствами художественной выразительности, ввожу понятия «тема», «рема», учу находить эти понятия в предложении, позже в предложениях небольших текстов.
Таким образом, ребята усваивают принципы построения предложений и приобретают навыки для дальнейшей работы с текстом.
Работу по теме «Тема-рема» стараюсь разнообразить. Ребята могут получить такие задания:
Найди в предложении тему-рему.
Выдели в предложениях только тему. Выпиши тему каждого предложения. Можно ли на основе этих слов легко восстановить содержание текста?
Выдели в предложениях всё новое. Выпиши. Можно ли на основе этих слов легко восстановить содержание текста?
Восстанови текст по данным ключевым словам.
-Даны ключевые слова. Подходят ли эти ключевые слова к тексту?
-Даны ключевые слова. Найди лишнее. (Найди то, что я пропустила).
Составим схему по тематическим словам. Определи тему.
Расширим схему, основанную на тематических словах, с помощью «нового» в предложениях. Определи идею.
Свести к 10 ключевым словам текст.
Сведи текст к одному предложению.
На основе тема - рематической схемы сделайте выводы. Какие средства языка помогли вам их сформулировать?
Построй тематическую схему своего высказывания по определённой теме.
Составь тематическую схему своего будущего сочинения.
И т.д.
На основе этих знаний, начиная с 7 класса ввожу понятие «тема - рематическая схема». Такая схема строится на базе готового текста. Это сложнее. Начали мы с простого: на уроках русского языка ребятам даётся текст и предлагается определить его тему.
Схема для определения идеи
Дан текст: Солнце, невидимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. Вот в небе загорелись блестящие звёздочки. Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!
- О каких предметах идет речь?
солнце ? звездочки
еле-еле освещает загорелись блестящие
их глаза
вызовут восхищение
полюбуйтесь
- Что объединяет эти предметы? (наступление вечера)
- Какова же тема этого отрывка?
- В каком предложении выражена основная мысль текста? (последнее)
- Какова идея произведения? (показать красоту наступающего вечера)
Для первой самостоятельной работы по составлению таких схем давала анализ эпизода по произведению Тургенева «Бирюк». К этому времени ребята уже знают, как описать интерьер помещения.
Схема анализа сцены
- Проанализируем описание избы лесника (с. 196). Читаем.
- К какому типу относится данный эпизод? (описание)
- Схема построения такого текста? (параллельная связь; общее и детали)
изба из одной комнаты
закоптелой, низкой, пустой
тулуп ружье груда тряпок два горшка лучина люлька
изорванный лежало валялась больших печально
вспыхивая
и погасая
на стене на лавке в углу возле печки на столе на
самой
середине
избы
Как автору удалось раскрыть понятие «пустой»?
На что указывают слова второго плана?
Бедность, ветхость, запустение.
Как понять слова автора: «Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло»?
Как описание избы помогает раскрыть характер Бирюка?
Вывод по схеме делается после рассмотрения каждой группы слов. Затем делается общий вывод по данному мини-эпизоду. Тем самым продолжается работа не только по выделению эпизодов целого текста, но и определение функции этого эпизода в контексте целого произведения.
Ребята наглядно видят, как важно уметь вчитаться в текст: не пропустить художественные средства выразительности, увидеть особенности построения произведения (эпизода), которые не случайно выбраны автором. Ведь именно они помогают понять авторский замысел. Сопоставляя свои рассказы, приготовленные к уроку по данной теме (Что узнали из рассказа о Бирюке?), с теми, что составили на уроке, находим то новое, что не заметили дома.
На основе тема - рематической схемы строю уроки и русского языка и литературы.
Важной частью таких уроков являются выводы, которые пишут ребята после составления схем. Первые выводы мы записывали вместе, затем работа шла самостоятельно, но являлась следствием совместного анализа схемы. В старших классах работа по составлению схем и написанию мини-выводов давалась на дом.
Результатом такой работы становится то, что учащиеся учатся вчитываться в текст, внимательнее относятся к слову, тщательнее подбирают синонимы, отвечающие данному контексту. Им становится легче определять тему и идею произведения, делить текст на эпизоды для разбора, выбирать нужный материал по определённой теме, анализировать текст. Удаётся им также работа с публицистическим и научным текстом. Они этого уже не боятся. Положительная мотивация налицо!
Я добиваюсь, чтобы и все уроки литературы содержали элементы уроков словесности, подбираю такие задания, которые воспитывали бы вкус к художественному слову, помогали увидеть, как живут изучаемые языковые явления в тексте. Тем самым формирую мыслящую, грамотную, творческую личность.
Предлагаю прочесть художественное описание предмета (березы).
Берёза - лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У берёзы мелкие листья, а весной распускаются серёжки. Весной у берёзы листья светло-зелёные, потом они темнеют, а осенью они становятся жёлтыми или красными. Берёза растёт в лесу, а так же и в поле. (Из энциклопедии.)
На склоне небольшого пригорка, у дороги одиноко стояла молоденькая берёза. У неё была нежная и светлая атласная кожица. Берёза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от неё, как от сказочного светильника, струился тихий свет. (М.Бубённов.)
Какое из описаний понравилось больше и почему?
Что необычного, удивительного нашёл автор в изображении берёзы?
Что можно сказать о том. как относятся авторы описаний к дереву?
Почему вы так думаете?
Каждое художественное описание пронизано каким-то определённым настроением, своей художественной мыслью. Какое из этих описаний является художественным? Почему?
Какой мыслью это описание проникнуто?
Художественная мысль может быть и не высказана (часто она выражается в начале описания), но мысль эта чувствуется. Обратите внимание, что мы как бы представляем берёзку, в описании М.Бубёнова, прямо перед собой, видим это хрупкое деревце, ощущаем этот теплый свет, исходящий от её листвы, готовы даже дотронуться до берёзки... Вот это и есть художественное описание.
Как художникам слова удаётся так создавать образ, что мы и видим предмет, и слышим, и ощущаем, как бы заражаемся настроением автора? (благодаря выразительным средствам языка...)
Ассоциативно - семантический анализ текста позволяет рассматривать произведение в единстве его формы и содержания. Чем более развито ассоциативное мышление, тем богаче и глубже воспринимается содержание текста.
Анализируя произведение, я часто исхожу не из «темы» и «идеи», а из существования в произведении разнополюсных ключевых образов. Такая работа складывается из нескольких этапов, каждый из которых включает в себя обращение к художественным, изобразительным средствам, в процессе анализа которых как раз и возникают цепочки ассоциаций, уводящие в глубину смысла.
Плюсы этой работы: прежде всего, в её универсальности, доступности любому возрасту и любому уровню развития. Каждый дойдёт до «своей глубины», но каждый при этом «включит» воображение, придумает свои ассоциации, даст свою интерпретацию прочитанному. Причём каждый сделает это с интересом, а значит, с удовольствием - положительная мотивация несомненна!
Регулярное использование этой методики развивает воображение и ассоциативное мышление, позволяет углубиться в текст, воспринять более сложные его смыслы. Для усиления развивающего эффекта обязательно провожу регулярные упражнения, развивающие воображение и ассоциативное мышление. Это могут быть весёлые коллективные игры в антонимы, в цепочки ассоциаций и др., проводимые в течение 3-5 минут на уроках как литературы, так и русского языка. Их прямой результат - развитие речи, а «отдалённый», конечный - эстетическое развитие учащихся.
Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, мы начинаем и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Задания, предлагающие нарисовать словесную картину, будят воображение, развивают фантазию, способствуют речевому развитию учащихся. Это проявляется и в устных ответах, и мини-сочинениях, которые становятся неотъемлемым компонентом уроков, являясь важным этапом на пути развития творческих способностей учащихся.
Постоянное наблюдение за состоянием уровня развития учащихся позволяет мне сделать вывод, что у ребят улучшилась грамотность письма, повысилось качество знаний, развивалась зрительная и слуховая память, а главное - ребята свободно говорят и пишут на родном языке, умеют чувствовать текст, определять авторскую позицию с помощью выразительных средств языка.
Таким образом, комплексная работа с текстом дает возможность реализации поставленных задач для совершенствования коммуникативных компетенций.

Приложенные файлы


Добавить комментарий