Тайны эквилибра.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА


Автор: Плотникова Ксения Руслановна.
Тел. 8(4967) 639342, [email protected]
Место учебы: МОУ «Лицей № 1», 4 «Б» класс.
Секция: По окружающему миру.
Тема: Тайны эквилибра.
Место выполнения работы: МОУ «Лицей № 1», культурно-досуговый центр «Южный» цирковая студия «Алле».
Руководители: Билинская Ирина Игоревна
Мулюкина Наталья Валентиновна
Краткая аннотация:
В данной работе изучаются виды эквилибра как циркового жанра. Рассматриваются исторические аспекты возникновения эквилибристики и ее становление цирковым искусством. Также автор на личном примере осваивает одну из разновидностей этого жанра – эквилибр на катушках – с целью развития и усовершенствования природного чувства равновесия тела.



Начну с того, что цирк – это вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Основой циркового искусства считается демонстрация необычного и смешного. Во время цирковых номеров артисты уникально демонстрируют человеческие возможности, завораживая нас своим мастерством.
Исторически сложившаяся группа цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак называется цирковым жанром. Один из них - цирковой эквилибр. Основным признаком здесь является сохранение исполнителем равновесия при самом неустойчивом положении тела. Как правило, артисты в своих номерах совершают несколько цирковых жанров. Например, эквилибр и жонгляж, или эквилибр на катушках и хула-хупы.
Эквилибр – баланс - равновесие, положение тела под влиянием действия на него противоположных сил, которые взаимно нейтрализуются. Эквилибристика – цирковой жанр, в основе которого демонстрация искусства сохранения равновесия в различных условиях, усложнённых применением специального реквизита и снарядов. С одной стороны, это очень распространённый цирковой жанр и вливающийся во все ответвления акробатики – в своей простейшей форме состоит из стоек в равновесии на руках или на ногах на мёртвой или на движущейся точке опоры. С другой стороны, это самый сложный вид циркового искусства.
Итак, артист-эквилибрист умеет сохранять равновесие при неустойчивом положении тела, находясь на канате, шаре, катушке, или другом. Отмечу, что чувство равновесия свойственно человеку уже с раннего детства. Оно развивается при ходьбе, катание на коньках, велосипеде, самокате. Популярнейшие артисты нашего цирка добились замечательных успехов в жанре эквилибристики, развивая чувство равновесия, данное человеку природой.
В каждом из цирковых жанров есть разновидности. В эквилибре, например, их более 10. Например, эквилибр на моноцикле (одноколесном велосипеде), ножках стула, кубиках, проволоке, канате, горлышках бутылок, вольностоящих лестницах, а также различные стойки на руках.
Корни многих цирковых жанров уходят к древним народным играм, культовым обрядам, трудовым навыкам ремесленников и крестьян. Рассмотрим некоторые из них.
Эквилибр на шаре – древнее искусство. Известно настенное изображение танцовщицы на шаре в позе богини Фортуны, найденное при раскопках Помпей. Также этот вид эквилибра мы видим на картине Пикассо «Девочка на шаре».
Эквилибристика на канате – один из наиболее древних видов циркового искусства. Конечно, репертуар современных канатоходцев значительно усложнился по сравнению с репертуаром их родоначальников. Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками. Выступления средневековых канатоходцев мы видим на полях английских, французских и фламандских манускриптов второй половины XIII-XIV веков. А с середины 50-х годов двадцатого столетия стала развиваться эквилибристика на проволоке.
В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестность, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. На фресках Софийского собора в Киеве (XI век) изображены эквилибристы, балансирующие на плече шест, по которому взбирается партнер.
При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому.
Эквилибристика на катушке своим возникновением обязана древнекитайским красильщикам тканей. Пользуясь деревянным валиком для отжимания окрашенных тканей, они становились на деревянную площадку, положенную поперек валика, и раскатывали его по ткани движениями ног из стороны в сторону. Вначале придерживались руками за палку, а со временем, обретя чувство равновесия, могли уже и не держаться.
В цирке эквилибр на катушках начал развиваться лишь с 20-х годов XX века. Впервые его показал в 1927 году бразильский артист Васнес. Номер быстро завоевал большую популярность, так как этот несложный аппарат позволяет показывать интересные трюки. Первые исполнители демонстрировали свое искусство на одной катушке. В дальнейшем творческая фантазия артистов нашла новые возможности для применения этого аппарата. Трюковая работа была усложнена. Число катушек увеличилось до пяти-семи. В настоящее время на них уже исполняются парные или групповые трюки, усложненные другими различными цирковыми жанрами. Эквилибр на катушках требует выработки точной координации движений.
Рассмотрим подробнее эквилибр на катушках. Для этого нам понадобятся от одной до пяти катушек и доска. Катушки могут быть металлическими, пластиковыми или деревянными. Это цилиндры диаметром 15-25 см и длиной 25-30 см. Доска необходима 60-70 см длиной и 25-30 см шириной, 1,5-2 см толщиной.
Начинают изучение балансирования на катушках таким образом. Вначале катушку кладут на пол, затем покрывают доской так, чтобы один край ее касался пола. Начинающий эквилибрист ставит одну ногу (например, левую) на опущенный край доски, а другую ногу (правую) на приподнятый. Затем он переносит центр тяжести тела в сторону приподнятого края (в нашем случае вправо) до тех пор, пока опущенный край не примет горизонтального положения. Когда доска примет горизонтальное положение, эквилибрист движением ног в стороны (корпус его должен оставаться на месте, в середине доски) удерживает ее в равновесии – балансирует, - не давая уходить из-под ног.
Далее можно освоить профессиональный вход на доску. Для этого эквилибрист кладет доску на катушку так, чтобы она левым краем касалась пола. Придерживая приподнятый край доски правой рукой, левую вытянутую руку он отводит в сторону. Затем, поставив левую ногу на левый край доски, эквилибрист переводит центр тяжести тела в сторону правой руки. Когда доска примет горизонтальное положение, он ставит правую ногу на край доски, переводит центр тяжести тела на обе ноги, освобождает правую руку и выпрямляет корпус.
Хорошо освоив работу на одной катушке, можно переходить на две-три и больше.
Для трюка на двух катушках одна из них ставится на пол, другая кладется на нее и накрывается доской. Прием удерживания равновесия остается тем же. Сложность исполнения заключается в ограниченной поверхности (нижняя катушка), по которой совершается качение.
Далее переходим к трем катушкам. Прием удержания равновесия тот же. Сложность трюка – значительное увеличение высоты от пола.
Четыре катушки. Выполнение данного трюка усложняется, так как для удержания равновесия приходится выравнивать положение не только по направлению вправо-влево, но вперед-назад.
Попробуем совместить два цирковых жанра: эквилибр на одной катушке и умение владеть хула-хупами.
Изучив и самостоятельно опробовав эквилибр на катушках, прихожу к выводу, что это увлекательный и полезный для человека навык, которым каждый может попробовать овладеть. Чувство равновесия присуще человеку от рождения, и с годами он все более и более развивает его. Именно оно позволяет человеку стоять и ходить. Можно наблюдать в гололед, как идущий человек, поскользнувшись, неуклюже падает, не сделав даже попытки устоять. Напротив, люди с достаточно развитым чувством равновесия, моментально определят направление и скорость отклонения тела, чтобы тут же восстановить равновесие, совершив несколько ловких движений, и тем самым избегут падения. Чем выше тренированность, тем легче человек приспосабливает свои движения и положение тела к изменяющимся условиям. Хорошо развитое чувство равновесия, позволяющее нам выполнять различные бытовые и производственные движения наиболее четко и экономично, – неотъемлемая часть условий для полноценного здорового функционирования человеческого организма. Человек не жалуется на головокружение и неприятные ощущения во время катания на аттракционах, качелях, поездок на транспорте. Для многих людей это целая проблема, им приходится отказываться от путешествий на воздушном или морском транспорте в связи с синдромами, так называемой, болезни движения.
По данным российских медиков укачивает 60 % детей в возрасте до 10 лет и 45 % в возрасте от 10 до 20 лет. Мальчиков укачивает реже (16 %) по отношению к числу девочек, сталкивающихся с болезнью движения, (30 %). Не очень хорошо обстоят дела и со здоровьем школьников в целом. Так на момент поступления в школу здоровы 70 % детей и 30 % имеют различные отклонения в здоровье. К моменту же окончания школы число детей, имеющих отклонения в здоровье повышается до 45-50 % от общего числа школьников. Среди детей, обучающихся в школе, только 21,4 % имеют I группу здоровья.
Я принесла катушки на урок физкультуры и показала своим одноклассникам как правильно на них стоять. Результат превзошел все ожидания. Несмотря на трудность задания многие из учеников смогли с первого раза устоять на одной катушке без поддержки! Некоторым понадобилась помощь одноклассников в удержании равновесия. Затем мы попробовали эквилибр на двух катушках. Многие хорошо справились и с этим заданием, показав неплохо развитое чувство равновесия тела. По мнению одноклассников, урок прошел интересно, познавательно и весело. Им хотелось бы еще поучиться этому виду эквилибра.
Итак, эквилибристика – это не только интересный и довольно сложный цирковой жанр, но и развитие чувства равновесия тела, определенная физическая нагрузка на мышцы, а также отличная тренировка памяти. Сочетание различных видов эквилибра с другими цирковыми жанрами ведет к гармоничному развитию организма, к физическому здоровью. Этот жанр циркового искусства не требует высоких затрат на реквизит, большого помещения, специальной страховки и дополнительного оборудования. Им вполне можно заниматься на уроках физкультуры, а также во время перемены или пятиминутных физкультурных пауз на уроке.

Список литературы.
«Цирковой словарь». Интернет.
«Википедия». Интернет.
Славский Р. «Цирковая энциклопедия». 1979 г.
Росин А. «Волшебный мир манежа». Очерки о цирке. 1985 г.
Чудинов А. Н. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка».
Гуревич З. Б. «О жанрах цирка».
Доннер К. «Тайны анатомии». Москва «Мир». 1988 г.
«Как устроено человеческое тело». Еженедельное издание. ООО «Де Агостини». 2007 г.







15

Приложенные файлы


Добавить комментарий