урок развития речи Подготовка к сочинению по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина


Урок развития речи в 9 классе
Тема: Подготовка к сочинению на тему «Нужен ли музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в городе Елабуге?»
Цели:
- подготовить учащихся к предстоящему сочинению на тему «Нужен ли музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в городе Елабуге?»;
- углубить знания учащихся по темам «Мировое значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина»;
- развивать у учащихся умение самостоятельно отбирать нужный для сообщений материал по указанной учителем литературе, выделять ключевые слова темы, составлять план к сочинению;
- восстановить в памяти учащихся теоретический материал тем «Публицистический стиль речи» и «Знаки препинания при цитатах»;
- воспитывать у учащихся чувство уважения к памятникам культуры, к историческому и литературному наследию родного края.
Класс заранее разбивается на следующие группы: корреспонденты, историки-краеведы, литературоведы, лингвисты, редколлегия, библиотекарь.
Форма урока: «Заседание круглого стола»
Ход урока
Учитель: Приветствуем всех участников заседания «за круглым столом». Тема нашего очередного заседания»: «Нужен ли музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в городе Елабуге?»
Данная тема, надеемся, заинтересует многих. Наша работа «за круглым столом» станет и подготовительной работой к домашнему сочинению. На заседании присутствуют корреспонденты, историки-краеведы, литературоведы, лингвисты, редколлегия, библиотекарь, научный сотрудник Елабужского музея-заповедника. Как вам известно, в нашем городе планируется открытие музея М.Е. Салтыкова-Щедрина. Богатый фактический материал для будущих произведений сатирик Салтыков-Щедрин, как известно, накопил в результате многочисленных поездок по России, в частности по Уралу и приволжским губерниям. С кем же из именитых людей того времени встречался М.Е.Салтыков - Щедрин в Казанской губернии?
Литературовед: Высланный в 1850 году Николаем 1 в Вятку Михаил Евграфович оказался в этом городе едва ли не единственным образованным чиновником, которому можно было доверить сложное дело организации сельскохозяйственных выставок. На почве сбора экспонатов для выставок в августе 1854 года в Вятке произошло личное знакомство Салтыкова с профессором технологии Казанского экономического общества Модестом Яковлевичем Киттары, который предложил избрать Салтыкова в члены-корреспонденты общества. Деятельность Салтыкова в качестве члена-корреспондента Казанского экономического общества ограничилась, правда, двумя-тремя посланными им в Казань в 1854-1855 годах сообщениями о каких-то данных статистического характера. В Казани Салтыков встретился со знатоком поволжского раскола П.И.Мельниковьш-Печерским.
Интересно отметить, что в Елабуге, входившей в те годы в состав Вятской губернии, Салтыков встречался с мещанином Иваном Васильевичем Шишкиным, - отцом знаменитого художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Личность этого даровитого изобретателя-самоучки, интересовавшегося механикой, археологией, историей своего края, привлекла внимание любознательного Салтыкова. Эта встреча была не первой. В одном письме Салтыкова из Вятки, от б октября 1851 года упомянуты фамилии двух купцов - Ижболдина из Сарапула и Шишкина из Елабуги. Салтыков в качестве советника губернского правления разбирал тогда одно спорное дело, нам мало интересное, но во время его разбора Салтыков познакомился с обоими купцами и сумел извлечь из новых знакомств кое-что интересное для себя. Ижболдин, кажется, послужил сатирику прототипом для образа «полорецкого» (сарапульского) купца Ижбурдина в очерке «Что такое композиция?». Личность же талантливого русского самородка, своего рода елабужского «Кулибина», крайне заинтересовала Салтыкова.
Шишкин-отец в письме к сыну-художнику, тогда учившемуся в Петербургской Академии художеств, видимо, сообщал о своих встречах с Салтыковым в 1857 году. По крайней мере, Иван Иванович Шишкин, отвечая отцу в письме от 19 октября 1857 года, писал: «Знакомство Ваше с Салтыковым очень приятно и интересно. Желательно было бы знать, в какой силе оно было и долго ли, - а Салтыков личность знаменитая, а главное, он сразу стал на ряду первых писателей.
(Выступление подготовлено по книге В.А.Клементовского «Русские писатели в Татарии». - Казань, 1974. - с. 67-69).

Учитель: Мы попросили группу наших корреспондентов провести опрос на улицах города для того, чтобы выяснить, как относятся горожане к созданию еще одного музея - музея М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ведь всем нам известно, что в Елабуге уже существует много музеев, в том числе посвященных различным писателям и поэтам. Итак, слово нашим корреспондентам.
Корреспондент: Мы провели опрос 118-ти жителей нашего города по вопросу: «Считаете ли Вы, что в нашем городе необходимо создать музей М.Е. Салтыкова-Щедрина?». Респондентам были предложены следующие варианты ответов: «да», «нет», «не знаю». Мы постарались, чтобы в опросе участвовали все возрастные группы: от школьников до пенсионеров.
Мы получили следующие результаты: положительно на этот вопрос ответили 92 респондента, отрицательно - 9, затруднились ответить (т.е: выбрали ответ «не знаю») -17 респондентов. Как видим, большинство жителей города Елабуги считает создание музея М.Е. Салтыкова-Щедрина необходимостью.
Учитель: - Ребята, каким вы представляете себе М.Е.Салтыкова-Щедрина, глядя на его портрет и читая его произведения?
Ученики: - Это серьезный, вдумчивый человек, сатирик, который зло смеется над пороками современного ему общества. Кажется, что он не способен на добрые шутки.
Учитель: - Да, таким его видим мы, люди, живущие в ХГХ веке. Но современники отзываются о М.Е.Салтыкове-Щедрине несколько иначе.
Ученики: 1) Михаил Евграфович в обществе был очень любим, как веселый и острый собеседник; шутки его, рассыпаемые им щедро насчет ближних, были полны юмора и возбуждали гомерический хохот. Вятич...Салтыков (Щедрин)в Вятке.
2) А.Н.Островский отзывался о Салтыкове-Щедрине самым восторженным образом, заявляя, что считает его не только выдающимся писателем с несравненными приемами сатиры, но и пророком по отношению к будущему. А.Ф.Кони. Из воспоминаний.
3).. .Очень я люблю этого человека - как он ни вращает глазами и ни старается быть «букой». Он очень наивен и добр. И ругается он от избытка этих двух качеств.
И.С.Тургенев. Из письма П.В.Анненкову 24 января 1876г.
Учитель: - Вы увидели, что Салтыков-Щедрин был не только писателем, классиком XIX века, но и обаятельнейшей личностью, которая притягивала к себе людей, как магнит. Так, может быть, стоит увековечить память о пребывании М.Е.Салтыкова-Щедрина в нашем крае открытием музея? Результатом наших размышлений будет сочинение «Нужен ли музей М.Е.Салтьпсова-Щедрина в городе Елабуге?».
Учитель: А сейчас обратимся к теме нашего предстоящего сочинения. Итак, тема сочинения: «Нужен ли музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в городе Елабуге?». Выделите, пожалуйста, ключевые слова темы. Давайте, ребята, подумаем, в каком стиле мы будем писать это сочинение? Почему? Для того чтобы вы вспомнили основные особенности этого стиля, попросим выступить наших лингвистов.
Лингвист: Цель стиля - передать важную для общества информацию, воздействовать на читателя и слушателя, в чем-то его убедить, к чему-то его призвать. Темой произведения публицистического стиля являются общественно-политические события и явления. Сфера употребления - статьи, заметки в газетах, журналах, репортажи, очерки, письма, сочинения, рецензии. При создании текста публицистического стиля используются вводные слова, обращения, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, неполные предложения.
Работа над содержанием сочинения-рассуждения.
Многие из вас были в этом городе и не понаслышке знакомы с ним. Как вы считаете, где может располагаться уголок М.Е.Салтыкова-Щедрина?
Ученики. - В старой части города, например, рядом с домом-музеем художника И.И.Шишкина, или на улице Казанской, или на территории школы милиции, так как там сохранена атмосфера и архитектура XVIII-XIX веков.
2) Работа над вступлением сочинения.
Учитель. Ребята, а как бы вы начали свое сочинение? Для ответа на этот вопрос давайте разделимся на группы, и каждая группа напишет свой вариант вступления.
Варианты вступлений сочинения:
1) М.Е.Салтыков-Щедрин вошел в историю русской литературы как замечательный мастер сатиры. В своей гневной и беспощадной сатире он явился блестящим продолжателем традиций Грибоедова и Гоголя. Политическая страстность, высокая принципиальность и пламенный патриотизм являются отличительными чертами всей его творческой деятельности. Созданные им образы отмечены огромной силой обобщения, и многие из них стали нарицательными.
2) Произведения М.Е.Салтьпсова-Щедрина читаются с большим интервалом и до сих пор, несмотря на то, что нас отделяют от них многие десятилетия. Они имеют и в наше время глубокое воспитательное и познавательное значение.
3) Имя М.Е.Салтыкова-Щедрина известно всем со школьной скамьи. Трудно представить нашу классическую литературу без этого великого писателя-сатирика. Это во многом своеобразный автор. «Диагност наших общественных зол и недугов», - так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в 40-50 годы XDC века в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества и убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам писатель проникся уважением.
Учитель. - Каждое вступление интересно по-своему. Но не забывайте, что вы должны показать в своем сочинении, что М.Е.Салтыков - Щедрин как писатель близок и дорог нам, сегодняшним читателям, что классика потому и классика, что она созвучна мыслям и чувствам людей любого поколения, любой эпохи.
Учитель: Считаете ли вы необходимым использование цитат в тексте сочинения? Если да, то на каких этапах работы? Правила оформления цитат нам напомнят наши лингвисты.
Лингвист: Цитаты - это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложении с прямой речью. Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Учитель. - Ребята, а о чем будем писать в основной части сочинения, закончив вступление?
Ученики. - О связи Салтыкова-Щедрина с Казанским краем, о месте, которое занимает писатель в отечественной литературе. В заключении нужно говорить о создании музея – как о памяти благодарных потомков о великом писателе.
Учитель: Город наш, готовясь достойно встретить свой тысячелетний юбилей, хорошеет день ото дня. И создающийся ныне музей М.Е.Салтыкова-Щедрина станет еще одним культурным центром столицы Татарстана... Конечно, открыть музеи каждого писателя невозможно, нереально, но можно, наверное, открыть один общий литературный музей в нашей республике, где нашлось бы место для каждого автора. А закончим мы наше заседание словами Ф.М.Достоевского: «Благодарность к великим отошедшим именам должна быть присуща молодому поколению».
Учитель. - Я думаю, что все, о чем мы говорили сегодня, поможет вам ответить на вопрос и написать сочинение - рассуждение «Нужен ли музей М.Е.Салтыкова - Щедрина в городе Елабуге?».
Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение «Нужен ли музей М.Е.Салтыкова -Щедрина в городе Елабуге?».
Литература
1. В.И. Даль. Толковый словарь русского языка/ Москва: «Аст. Астрель», 2006г.
2. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров/ Москва: «Просвещение», 2000г.
3. А.М. Ежова. Обучение сочинению, Литература в школе//2002// №5.
4. Н.И. Иванченко-Свиридова. Как написать хорошее сочинение/ Санкт - Петербург: «Абрис Д», 2006г
5. Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001г

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий