Исследовательская работа. Тайна колокольного звона

Департамент образования г. Братска
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»















Тайны колокольного звона
(Доклад. Исследовательская работа)














Выполнила ученица 4 «Б» класса
Кобалян Анжела

Руководитель:
Буянова Ольга Павловна –
учитель начальных классов












Братск - 2010 год
Оглавление:

Введение...............3

Глава 1. Что как звучит..4

3. Глава 2. Предки колокола.5

4. Глава 3. Распространение колокольчиков на Руси..6

Глава 4. Отлив колокольчиков и колоколов.7

Глава 5. Колокола7

Глава 6. Мои исследования.8

Заключение...8

Список литературы10

Приложение 1.11

Приложение 2.12

Приложение 3 13

Приложение 4 14



























«Литьё колокола – великое искусство.

Рождение колокола – великое таинство».


Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.
Введение.

Не бывает музыки без музыкантов. Не существует её и без музыкальных инструментов.

Первые инструменты появились ещё за 13 тысяч лет до нашей эры. Раньше всех возникли

ударные.

Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о

друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление,

которое не может ещё дать музыки, но уже может дать ритм, сохранилось в быту

некоторых народов до наших дней; например, у аборигенов Австралии и сейчас два

обыкновенных камня играют роль ударного инструмента.

Ударные инструменты гораздо старше духовых: почти все исследователи сходятся во

мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия.

Есть этому и подтверждение: при раскопках в селе Мезин под Черниговом были

обнаружены ударные инструменты уже довольно сложной формы, сделанные из

челюстей, черепных и лопаточных костей животных.

Сейчас ударные – это очень большая группа инструментов.



1. Что как звучит

Прежде всего ударные делятся на инструменты с определённой и неопределённой

высотой звука.

Например, звук барабанов содержит так много неупорядоченных частот, что мы не

можем соотнести его ни с каким звуком фортепиано. С точки зрения физики, барабан

издает шум, а не музыкальный звук. То же самое можно сказать о бубне, тарелках,

треугольнике, кастаньетах. Но, несмотря на такую вроде немузыкальность, эти

инструменты очень нужны в оркестрах и ансамблях – одни для ритма, другие для разных

эффектов и нюансов.

Многие ударные имеют определённую высоту тона, так что звуки их могут на равных

правах с голосами других инструментов войти в оркестровый аккорд или мелодию.

Ещё одно деление – на однозвучные и многозвучные. Гонг, треугольник, кастаньеты –

издают один звук. Литавры попадают в группу многозвучных, потому что они способны

издавать несколько звуков разной высоты, перестраиваясь во время исполнения.

Ударные делятся на два вида: мембранные и самозвучащие. Мембрана – латинское

слово, которое переводится как «кожица» или «перепонка». В музыкальных ударных

инструментах эластичная и подвижная мембрана, натянутая на жёсткий корпус

инструмента, служит основным источником звука. В прежние времена мембраной могла

быть выделанная кожа или пузырь животного. Теперь применяют и синтетическую

плёнку. Барабан, литавры, бубен – мембранные инструменты. Есть инструменты, у

которых звук при ударе издаёт сам корпус. Их называют самозвучащими. Звук этих

инструментов зависит от их конструкции и от материала, из которого они сделаны.

Челеста, вибрафон, оркестровые колокола – металлозвучные инструменты, а ксилофон,

мариба, кастаньеты – деревозвучные.

Такова общая классификация ударных. А теперь перейдём к истории одного из них,

это колокола.

2. Предки колокола

История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола

– бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян,

евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда

колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в

Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние

колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-

разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты

(отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во

время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в

Китае так велико, что потребовались целые наборы колокольчиков.Египтяне пользовались

колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.

Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на

общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы

при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил

также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.

У древних греков колокола связаны с оракулом в Додоне. Их также вывешивали на

городских стенах и звонили в них при похоронах.

Первые колокольчики, которые появились в Китае лепили из глины, которую затем

обжигали. Сверху делали отверстия, в них вставлялась верёвка, а на ней висел деревянный

язык. Колокольчики подвешивали на деревьях, чтобы они раскачивались на ветру и

привлекали своим звоном добрых духов. Подобные колокольчики были изобретены и в

Средиземноморье.

Прошло ещё тысячелетие, и в Китае появились металлические колокольчики. Они

постепенно увеличивались в размерах, совершенствовались; со временем мастера

добивались уникальной чистоты тона. Принцип действия китайского колокольчика

заключается в том, что он издавал разные звуки в зависимости от того, где по нему

ударяли – в центре или по краям. Самый большой колокол древности был изготовлен по

приказу корейского императора Иегонга в 771 году нашей эры. Вес его 70 тонн. Этот

колокол сохранился до нашего времени и является третьим в мире по величине.

3. Распространение колокольчиков на Руси

На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года, что дает основание

предполагать, что сами колокола появились еще раньше. Но наряду с колоколами, здесь

еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала

колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.

Колокольчики распространились у нас тогда, когда появилась в России

государственная почтовая служба с конными тройками. Под дугой подвешивали

колокольчики, которые за несколько вёрст извещали служащих почтовой станции о

прибытии казённой повозки. Звон обязывал уступать дорогу почтовым лошадям.

Поддужные колокольчики скрашивали однообразие путешествий. Не зря на

колокольчиках отливались напутственные надписи: «Звону много – веселей дорога»,

«Купи - не скупись, езди – веселись!»

В начале прошлого века в гости ездили не на поездах, не в автомобилях, а на

лошадях. Сколько дум, чувств, воспоминаний было связано с колокольчиком! Он

становился живым действующим лицом многих песен и стихов, в которых и звонко

плакал, и уныло гудел, и однозвучно гремел, и хохотал. Словом, как у Пушкина:

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот, верно, знает сам,

Как сильно колокольчик дальный

Порой волнует сердце нам.

Некоторые ямщики подбирали себе полнозвучный аккорд из колокольчиков разных

фасонов, чтобы они издали «согласный звон». И уж ни одна тройка, ни одни сани не

оставались без колокольного звона.

4. Отлив колокольчиков и колоколов

Выражение «серебряный звон» и «серебряный колокольчик» имеют отношение

только к звучанию этих инструментов. И действительно: отливали колокола из

«колокольной бронзы» - сплава меди и олова. В сплав литейщики не добавляли

ничего – именно потому, что всякие примеси портили голос колокольчика.

Расплавленный металл выливали в специальную форму – яму в земле, обмазанную особой

глиной. Самые известные мастерские по отливке колокольчиков располагались в Валдае,

Вологде, Туле – вдоль главных почтовых трактов России.

5. Колокола

Колокол один из самых древних музыкальных инструментов в мире.

Колокола и колокольчики с древнейших времен являются символом очищения,

предохранения и заклинания против злых сил, они служили также обязательным

атрибутом всевозможных молитв и религиозных обрядов.

Огромные церковные колокола именовались Божьим гласом. Колокол в старину был

глашатаем. Это был глас Божий и народа.

Как на Западе, так и в России колокола очеловечивались: антропоморфны были названия

разных частей колокола язык, губа, уши, плечо, корона. Колоколам, как людям,

давались собственные имена, например «Сысой» ,"Царь-колокол", "Полиелей", "Лебедь".

К ним относились как к живому существу, которое за провинность могли наказать,

сослать в ссылку, высечь розгами.

Первым таким ссыльным колоколом был угличский колокол, возвестивший о смерти

царевича Димитрия в 1591 г. За это он был высечен и сослан вместе с угличанами в

Сибирь в г. Тобольск. В наказание у колокола был вырван язык. В настоящее время этот

ссыльный колокол хранится в музее г. Углича.

В XV веке России появились собственные заводы по отливке колоколов. А

органичное включение звонов в христианский православный обряд стало решающим

фактором их распространения и развития. И к XVI веку колокола уже звучали по всей

стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается

язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать

колокола очень больших размеров.

6. Мои исследования.

В течение недели мы проводили эксперимент: измеряли артериальное давление и

пульс. Каждый день учащимся давали прослушивать музыку колокольного звона в

течение 15 минут. Затем у учащихся так же измерялись давление и пульс. На графике

наглядно видно, что давление и пульс после прослушивания музыки значительно

спокойнее. Значит, музыка колокольного звона может сбалансировать душевное

состояние человека. (см. Приложение 3, 4).


Заключение

О колоколах можно говорить очень долго и много. Колокол – это частичка истории

России. Колокол – это произведение литейного мастерства и искусства. Колокол и

музыкальный инструмент и лекарь.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Колокол – это символ России, её голос, который вновь обрёл силу. Эта душа русского

человека – открытая и широкая. Так пусть же в наших сердцах зазвенит сегодня колокол

возрождения, колокол будущего.














































Список литературы.

Петрова Т. Про свирель, гудок и бубен. Калининград: ГИПП « Янтарный сказ», 1995

Блейз О. С. Всё о музыке. М: Астрель, АСТ, 2001

Шашкина Т. Б. Колокольная бронза // Колокола: История и современность. М., 1985.

Ярешко А. С. «Колокольные звоны России», Глаголь, М., 1992

Русский православный журнал «Русское возрождение», 1998год №72

Журнал «Наше наследие» Пухначёв Ю. В. «Колокол», 1991год №23

Журнал «Вокруг света» С. Нарожная « Звонкоголосый тяжеловес», 2007 год



































Приложение 1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415























Приложение 2

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 бубенец
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Клепало колокольчик






Приложение 3
До прослушивания музыки














Фамилия И.
Р
АД
Р
АД
Р
АД
Р
АД
Р
АД

1
Валова Т..
86
100/70
72
110/60
76
95/65
72
110/60
76
95/65

2
Данилов Р.
84
100/60
80
105/60
87
90/60
84
100/60
84
100/60

3
Жиров С.
72
85/60
76
95/65
72
80/50
82
80/60
78
85/55

4
Кузеванов Н
96
80/55
86
95/60
64
80/50
82
90/60
96
85/60

5
Скок Д
76
90/60
80
105/60
68
90/60
76
100/60
76
110/70

6
Масиков А.
76
120/70
86
110/80
76
100/60
72
120/80
78
110/60

7
Джалилова Р.
90
100/70
85
80/60
80
90/60
80
80/60
88
90/60

8
Суров В.
70
85/60
64
90/55
70
85/60
76
100/60
78
100/60


После прослушивания














Фамилия И.
Р
АД
Р
АД
Р
АД
Р
АД
Р
АД

1
Валова Т..
72
90/60
74
85/60
73
90/60
74
85/60
73
90/60

2
Данилов С.
80
95/65
84
90/60
82
85/65
80
90/60
81
90/65

3
Жиров С.
73
80/60
72
85/60
75
85/65
74
80/60
72
85/60

4
Кузеванов Н.
83
80/50
83
85/60
80
85/65
81
80/60
84
80/50

5
Скок Д.
74
90/65
75
90/65
73
95/60
76
95/65
72
90/60

6
Масиков А.
78
100/70
78
100/70
79
105/75
77
100/70
76
100/70

7
Джалилова Р.
80
90/60
82
90/50
81
95/60
84
95/60
83
90/60

8
Суров В.
72
85/60
74
90/60
73
90/65
74
90/60
73
90/60

















Приложение 4













Валова Таня


Приложение 2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Жиров Сергей

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Масиков Алёша






















13PAGE 15


13PAGE 14315



8000 пудов

(2000 пудов)

(500 пудов)




Приложенные файлы


Добавить комментарий