«История празднования Рождества Христова»




Разработка классного часа.
Учитель английского языка Галаган Ольга Николаевна МОУ
« Гимназия № 3 г. Белгорода»


Классный час «История празднования Рождества Христова»

Цели классного часа:
1. Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в России.
2. Воспитывать чувство любви к Родине.
3. Развивать речь, мышление, память.

Использованная литература:
З.В. Левицкая «История Отечества для детей».
А. Аничев «Православные праздники».
Б. Арапович, В. Маттелмяки «Детская Библия. Библейские рассказы в картинках».
И. Панкеев «Полная энциклопедия быта русского народа».

Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.

Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу сочиво, сушеные хлебные зерна, размоченные водой. Пост этот хранился до вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в этом время только «сочиво» (взвар рисовый или ячменный – с медом, ягодный или плодовой) с хлебом пшеничным, «оладьи» медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось, принято в подражании посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед самим праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия: «Царство Небесное подобно зерну горничному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». По законам православной церкви Рождественский и Крещенский сочельники трапеза предписана всего одни раз – после Божественной литургии. На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу «с елеем». «Сыра же и подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти», то есть, можно есть постную пищу с маслом, но не есть сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья.

В навечерии Рождество Христово совершались царские часы, на которых возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому и всех православным христианам. Во время часов церковь вспоминала различные события и ветхозаветные пророчества, относящиеся к Рождеству Христа. После полудня, кроме субботы и воскресенья, совершалась литургия Василия Великого. Всенощное бдение начиналось великим повечерием, на котором церковь выражала свою духовную радость пением пророчественной песни: «Яко с нами Бог». В пределах предпразднества и попразднества Рождества Христова заключается 12 дней.

Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности невозможно представить без колядования и святок. Святками называют 12 дней после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ добавил немало языческого. Церковь с давних времен осуждает и искореняет гадания, ряжения и подобные развлечения, но, тем не менее, они продолжают бывать. Хотя, исследователь и отмечает, что « Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на Святках», в народе не случайно святочные вечера называют «страшными» именно из-за гаданий и попыток узнать свое будущее.

«Коляда» - слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей нашего народного быта. На севера называют «колядою» Рождественский сочельник, колядование – обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии за коляду слывут подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных полосах зовут этим именем самый праздник Рождества, и даже все Святки. «Колядовать» на белорусском наречии означает – Христа славить. В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси.

Из всех древнейших славянских обрядов известнейшие – гадания. Ими прославились преимущественно ретрские и рюгенские женщины, за ними киевские, кои, через свою наклонность к чудесным сказаниям, прослыли в народе киевскими ведьмами. Девушки приступают к сему с душевным волнением, и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженных и гадать при них. Матушки весело тарабанят про старину, грустят о девичьем житье, припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц загадать их судьбу.

Приведу один из знаменитых видов гадания: «Церковное пение»

Гадание «Церковное пение»

Люди ходят ночью к церковным дверям и слушают. Если представится, что поют печальное – умереть в том году красавице; когда пение благодарственное – радостную жизнь, если почудится, что поют брачное пение – непременно замуж, и в скором времени.

Елка.

В Европе существовал с давних времен обычай дарить детям подарки, пред Рождеством Христовым и на Новый год.

Ёлку, от коей детской празднество получило наименование, обвешивали детскими игрушками, которые им раздавали после забавы. Богатые празднования с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную елку, которая была обвита дорогой материей и лентами; верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветки ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветки – цветами, конфетами и разнообразными плодами.

В десять часов вчера съезжались дети, их привозили маменьки и взрослые сестрицы.

Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей играла музыка. Танцы начинались детьми, а кончилась сестричками. По окончании вечера пускали детей срывать с елки все то, что висело на ней.

Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользовался правом брать себе все, что достанет; но так как эта елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их миленькие сестрички: они подставляли стулья и указывали на вещи преимущество заманчивые.

Нет семейного дома в России, где бы не праздновали елки. Есть еще обычаи, что дети в этот день и Новый год говорят поздравительные стихи своим родителям, в коих выражают непритворную к ним свою любовь, желают им наслаждаться здоровьем и долго жить.

В Германии ставят дерево, обвешанное плодами, конфетами и игрушками, которые представляют историю рождения Спасителя.

Елка доставляет детям веселое препровождение времени. Она первоначально сделалось известною в Москве и половины 17 века; оттуда перешла в Петербург в царствование Петра Первого.


Приложенные файлы

  • doc 2391-5729
    Размер файла: 40 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий